КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Текст выпускной квалификационной работы
Составление расширенного плана дипломной работы Рабочая гипотеза ВКР
После изучения научной литературы, исторических источников необходимо обобщить и систематизировать собранный фактический материал, дать ему объективную оценку и интерпретацию, сформулировать рабочую гипотезу по теме исследования. Например, в исследовании была поставлена задача, определить, социально-культурную природу периодического журнала «Сибирские Вопросы» (1905–1913). Была выдвинута авторская гипотеза, суть которой в общем виде сводится к следующему: журнал «Сибирские Вопросы» позиционировал себя как «независимый, прогрессивный, посвящённый защите областных интересов Сибири», был основан представителями областнического движения. Его теоретиком был Н. М. Ядринцев, выдвинувший в конце XIX в. программу областников. А значит, нужно проанализировать проблематику публикаций в журнале «Сибирские Вопросы», сопоставить имело ли место отражение и развитие областнической программы в практике издания. Эта гипотеза проходит «красной нитью» через работу, исследование либо подтверждает, либо отвергает её.
После историографического исследования и изучения источников необходимо составить подробный развернутый рабочий план дипломной работы и согласовать его с научным руководителем. Следует иметь в виду, что план может уточняться в процессе работы, а его окончательный вариант составляется после обработки основных источников (приложение Е). Очень важно правильно использовать собранный материал. Развернутый план разбивается на логические части, получиться более подробный план, чем будет в чистовике, чтобы быстрее и удачнее распределить собранный материал. После составления плана нужно распределить выписки из архива и литературы по вопросам плана дипломного исследования (приложение Е). После составления плана по частям пишется работа, при постоянной консультации с руководителем.
3.1 Особенности исторического текста [6] Исторический текст отличается от публицистического текста. Достаточно просто открыть книгу. Дело в том, что научная история обнаруживает себя гораздо более очевидными признаками, и в частности наличием справочного аппарата и постраничных сносок. Сноски – непременный атрибут истории: они представляют собой вполне осязаемый признак аргументации. Истина в истории,— это то, что доказано. Но то, что доказано, — это то, что может быть проверено. Исторический текст предстает закованным в сноски потому, что он не ссылается на авторитеты. Сноски отсылают читателя за пределы текста, к представленным в нем документам, которые и позволили реконструировать прошлое. Его присутствие или отсутствие, а также его полнота больше зависят от адресата этого произведения, чем от его автора. Первая особенность текста историка, он предстает, прежде всего, как цельный текст. Это — следствие самого его построения, придания ему формы интриги. Он обладает внутренней связностью, структурой, которая сама по себе уже является аргументацией и указывает на то, какие именно положения будут развиваться. План книги по истории является одновременно канвой повествования и канвой аргументации: это главное, и в каком-то смысле можно сказать, что сам текст служит лишь тому, чтобы доставить необходимые доказательства и облечь плотью имеющийся скелет. Именно поэтому у студентов вырабатывают привычку начинать чтение книги с ее оглавления. Указанная черта не свойственна самой истории. Замкнутость исторического изложения на самом себе, закрытость цельного текста. Замкнутость исторического текста носит также хронологический характер: книга начинается с одной даты и с неумолимостью идет к другой, каковы бы ни были отклонения от заданного направления, предпринимаемые историком для того, чтобы сделать интригу интереснее. Вторая достойная упоминания особенность исторического текста состоит в том, что он берет в скобки личность историка. «Я» упраздняется. Дело в том, что историческое произведение пишется с точки зрения самой ее величества Истории (здесь напрашивается употребление прописной буквы); оно этого требует или это подразумевает, что видно из целого ряда признаков в самом тексте. Во-первых, частота посвящений другим историкам. Второй признак: бесчисленные отсылки к другим историкам. Историк не обращается за советом к своему читателю, даже если предположить, что тот — вполне образованный человек; он не спрашивает его мнения, так как, по определению, отрицает за читателем даже самую возможность его сформулировать по причине его относительного невежества. Историк помещает себя с более или менее полным правом на место того самого объективного знания, которое учреждено профессией, и именно оттуда говорит со своим читателем. С одной стороны, он делает возможной проверку того, о чем говорится в тексте. Но, с другой стороны, наличие справочного аппарата является наглядным свидетельством научности и выставлением напоказ учености автора и в этом смысле может служить доводом в пользу его авторитетности. Третья черта исторического текста: он развертывается на двух различных уровнях, которые, тем не менее, постоянно смешиваются. Первый уровень — уровень дискурса историка: его интрига и его аргументация. Этот дискурс постоянно прерывается цитатами. Цитаты создают эффект правды, они служат удостоверению или подтверждению: то, что говорит историк, берется им не из собственного запаса знаний, это уже было сказано до него очевидцами событий. Выступая гарантией правдивости и реальности того, что говорит историк, цитата тем самым служит подтверждением его авторитета и его знания. Историк выбирает только те фрагменты, которые кажутся ему наиболее важными. Знание исследователя, открывшего шкаф, противостоит незнанию читателя или ученика. Уже простое употребление имен собственных свидетельствует о таком двойном знании историка: если роман должен постепенно наполнять содержанием имена персонажей, введенных в повествование в самом начале, то история получает свои персонажи уже готовыми, отягощенными всеми знаниями, которые накопила традиция и историография. Историк стремится сделать так, чтобы читатель представил себе то, о чем он говорит. Для этого он обращается к его воображению, а не только к рассудку. И все же нужно «придавать словам плоти». Этому могут содействовать многие средства, например те, которые могут дать воображению читателя точку опоры — использование с виду бесполезных мелких деталей, интерес к местному колориту. Обращение к прошлому как к ставшему вновь настоящим обнаруживается и в употреблении глагольных времен. Начиная с Бенвениста, историки проводят различие между дискурсом, который объясняет, и рассказом, который рассказывает; в первом, по идее, используется настоящее и будущее время, во втором — прошедшее. Все дело в том, что история — это еще и литературный жанр. Мы видим, какая дилемма стоит перед историком. Либо он употребляет сегодняшние слова, и его легко понимают, но это понимание неизбежно будет искаженным, а это уже анахронизм, т. е. «самый тяжкий грех» историка (Л. Февр). Либо он употребляет вчерашние слова, говоря о вилланах и ленниках, дружинниках и сублимах, и рискует быть непонятым, ибо эти слова являются для наших современников пустым звуком. Какие бы слова ни употреблял историк, сегодняшние или вчерашние, ему никуда не деться от необходимости дать комментарий. Расхождение между прошлым и настоящим смыслом используемых терминов и понятий должно быть восполнено либо описанием того конкретного смысла, который этот термин имел в прошлом, либо объяснением его отличия от современного смысла. Таким образом, рядом, на полях своего рассказа, историк дает пунктиром параллельный текст, метатекст, в котором объясняется смысл терминов — то через сноску внизу страницы, то через описание, включенное в сам текст, то с помощью вводного предложения при первом употреблении термина. Надо ли говорить, что эта проблема не имеет теоретического решения; она логически неразрешима. Есть много весьма трудолюбивых историков, в работах которых, как рубцы, видны следы этих трудностей. Литературная культура, писательская практика и художественный вкус – способны оказать здесь неоценимую помощь. История не может обойтись без работы литературного свойства, имеющей, конечно, специфические черты особого жанра. Вот почему писание истории всегда будет искусством и трудом. И, возможно также, – удовольствием.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1162; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |