Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация как система. Лекция 5. Система управления




Лекция 5. Система управления. Миссия и цели в управлении организациями

В любой организации для того, чтобы понимать ее таковой должны выполняться следующие требования:

1. Наличие, по крайней мере, двух людей, которые считают себя частью этой организации.

2. Наличие, по крайней мере, одной цели, которую принимают как общую все члены данной организации.

3. Наличие сотрудников организации, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.

Соединив в одну эти существенные характеристики, мы получаем важное определение: организация — это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.

В экономике организация является хо­зяйствующим субъектом, реализующим собственные интересы по­средством производства и реализации товаров (услуг) на рынке в рамках определенной социально-экономической системы. По­скольку в каждой организации есть те, кто управляет и те, кем управляют, то ее как единую социально-экономическую систему можно рассматривать в виде двух подсистем – управляющей и управляемой.

Соединение этих двух подсистем определенными мате­риально-вещественными и информационными связями образует структуру и целостность системы. Данная система не сводятся к сумме свойств составляющих элементов. Удаление любого из элементов или изменение их свойств разрушает данную систему или преобразует ее в другую. Рассматриваемая социально-экономическая система управления предусматривает закономерное, целенаправленное, взаимное, целостное взаимодействие всех входящих в нее подсистем и этим отличается от простой совокупности элементов.

Социально-экономическая система управления предусматривает наличие в ней человека. Это вносит вероятностный характер в поведение таких систем. Таким образом, отличительной чертой социально-экономической системы управления является наличие многовариантности в ее функционировании.

В системе управления организацией обязательно присутствует управляющая подсистема (субъект управления), воздействующая на управляемую подсистему (объект управления)инфор­мационными (прямыми и обратными) связями (рис. 5.1).

 

 
 

 


Рис.5.1. Контур социально-экономической системы управления

 

Практически любые системы управления являются сложными, их характеризуют следующие свойства:

---большое число элементов;

---между элементами циркулируют не только материальные ресурсы, но и информация;

---наличие нескольких, в том числе противоречивых, целей;

---несколько уровней и способов достижения целей;

---несовпадение интересов отдельных групп субъектов;

---наличие элементов системы, функционирующих в условиях неопреде­ленности;

---сложность одному наблюдателю одновременно охватить и описать количественно взаимосвязи между элементами.

Системный подход в управлении означает всестороннюю проработку принимаемых решений, анализ всех возможных вариантов их реализации, координацию усилий на различных направлениях. В социальных системах этот принцип предполагает тесную увязку экономических, политических и культурных проблем в процессе решения управленческих задач.

Применение системного подхода к управлению облегчило для менеджеров задачу, увидеть организацию в единстве составляющих ее частей, которые неразрывно переплетаются с внешним миром. Это помогло интегрировать вклады различных научных школ менеджмента школы, которые в разное время доминировали в теории и практике управления.

Особенностями любой системы являются: целостность (несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов, невыводимость из последних свойств целого), структурность (возможность описания системы через установление ее структуры), иерархичность (каждая часть системы выступает как своего рода подсистема, обладающая своими качествами).

Система как целостность приобретает новые свойства, новые качественные характеристики, не содержащиеся в отдельности в образующих ее элементах.

По уровню иерархии системы классифицируются на:

1. Неживые: статистические структуры, простые динамические системы с заданным движением, кибернетические системы с обратной связью.

2. Живые: открытые системы с самосохраняемой структурой (уровень клеток), живые организмы с низкой способностью воспринимать информацию (уровень растений), живые организмы с более развитой способностью воспринимать информацию (животные), люди, социальные системы, социально-экономические системы.

Для менеджмента особый интерес представляют социально-экономические системы – неравновесные системы, которым свойственны неопределенность. Поэтому предсказание поведения социально-экономической системы носит вероятностный характер.

Существует два основных типа систем: закрытые и открытые. Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Такая система не является самообеспечивающейся, она зависит от энергии, информации и материалов, поступающих извне. Кроме того, открытая система имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде и должна делать это для того, чтобы продолжить свое функционирование.

Все организации, занимающиеся хозяйственной деятельностью и относящиеся к социально-экономическим системам, являются открытыми системами. Управление такими системами предполагает выработку оптимального варианта управленческого решения на основании проработки множества вариантов решений.

Крупные составляющие сложных систем, таких как организации зачастую сами являются системами. Эти части называются подсистемами. Понятие подсистемы это важное понятие в теории управления. Посредством разделения организации на соответствующие подразделения создаются подсистемы внутри организации. Все эти подразделения (подсистемы) играют важную роль в организации в целом, точно так же как подсистемы вашего тела, такие как кровообращение, пищеварение, нервная система и скелет. В целом любая социально-экономическая система (организация) состоит из следующих подсистем:

---техническая;

---технологическая;

---социальная (группы людей);

---экономическая;

---организационная (требования, правила, стандарты).

Подсистемы могут, в свою очередь, состоять из более мелких подсистем. Поскольку все они взаимозависимы, неправильное функционирование даже самой маленькой подсистемы может повлиять на систему в целом. Работа каждого подразделения и каждого работника в организации очень важна для успеха организации в целом.

Понимание того, что организации представляют собой сложные открытые системы, состоящие из нескольких взаимозависимых подсистем, помогает объяснить, почему каждая из школ в управлении оказалась практически приемлема лишь в ограниченных пределах. Каждая школа стремилась сосредоточить внимание на какой-то одной подсистеме организации. Бихевиористская школа в основном занималась социальной подсистемой. Школы научного управления и науки количественных методов в управления - главным образом, техническими и технологическими подсистемами. Следовательно, они зачастую не могли правильно определить все основные компоненты организации. Ни одна из школ серьезно не задумывалась над воздействием среды на организацию. Более поздние исследования показывают, что это очень важный аспект работы организации. Сейчас широко распространена точка зрения, что внешние силы могут быть основными детерминантами успеха организации. Таким образом, внешнее воздействие предопределяет средства арсенала управления, которые могут оказаться наиболее подходящими и, вероятнее всего, успешными.

Рис. 5.2. представляет собой упрощенное изображение организации как открытой социально-экономической системы. Любая система характеризуется, по крайней мере, тремя эле­ментами:

---входом в систему (поступающие ресурсы);

---процессом преобразования ресурсов в продукт (услугу);

---выходом из системы.

На входе организация получает от окружающей среды информацию, капитал, человеческие ресурсы и материалы. Эти компоненты называются входами. В процессе преобразования организация обрабатывает эти входы, преобразуя их в продукцию или услуги. Эта продукция и услуги являются выходами организации, которые она выносит в окружающую среду. Если организация управления эффективна, то в ходе процесса преобразования образуется добавочная стоимость входов. В результате появляются многие возможные дополнительные выходы, такие как прибыль (для коммерческих организаций), увеличение доли рынка, увеличение объема реализации, социальная ответственность, удовлетворение потребителей, рост организации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 504; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.