Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Антимонопольное регулирование экономики




Олигополия

Монополистическая конкуренция

Тема 5. СТРУКТУРА РЫНКА И КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА

1. Рыночная власть: монополия и монопсония.

 

1. Конкуренция и монополия являются неотъемлемой чертой рыночных отношений. Под конкуренцией в общем смысле понимается соперничество, на каком - либо поприще между отдельными конкурентами (соперниками), заинтересованными в достижении одной и тоже же цели. Экономическая конкуренция предполагает соперничество между различными производителями (потребителями) на рынке за наиболее выгодные условия производства и реализации (приобретения) товаров. При совершенной конкуренции фирма не в состоянии повлиять на рыночную цену. Цена на продаваемый товар диктуется рынком, сформирована «за спиной» производителя товаров, предстает как объективный, независимый от воли и сознания рыночный феномен.

 

В случае же несовершенной конкуренции продавец обладает определенной властью над ценой. Типичным примером несовершенной конкуренции является монополия.

Монополия это рынок, имеющий только одно продавца и множество покупателей, монопсония – рынок с множеством продавцов и лишь одним

покупателем. Они являются понятиями, прямо противоположными понятию идеальной конкуренции.

Монополия в чистом виде – явление редкое, но на многих рынках друг с другом конкурируют лишь несколько фирм. Взаимодействие фирм на таких рынках может быть сложным и нередко связанным с различными аспектами конкурентной стратегии. Однако фирмы могут влиять на цену и получать прибыль за счет установления предельных издержек. У таких фирм есть монопольная власть.

Как единственный производитель товара монополист находится в уникальном положении. Если монополист решает, повысит цену продукта, ему не приходится беспокоиться о конкурентах, которые, назначая более низкую цену, захват большую часть рынка. Монополист удерживает рынок в своей власти и полностью контролирует объем выпуска продукции, предназначенной для продажи. Но это не означает, что монополист может, назначит любую сколь угодно высокую цену, какую захочет, по крайней мере, если его целью является максимизация прибыли.

Цена за единицу, получаемая монополистом, устанавливается в зависимости от кривой рыночного спроса (это означает, что монополист

может установить цену и определить объем производства в соответствии с характером кривой рыночного спроса). Например, четыре фирмы

выпускают зубные щетки, кривая спроса на которые показана на рис. 6.1 а.

В целом фирмы выпускают 20 зубных щеток за 1 минуту и продают их по цене 1,5 долл. за штуку. Заметим, что кривая спроса относительно неэластична. Теперь предположим, что фирма А решает снизить цену, чтобы увеличить спрос. Чтобы принять такое решение, ей необходимо знать, что произойдет с ее объемом реализации в результате изменения цены. Другими словами, ей нужно составить представление о новой кривой спроса, с которой она столкнется, в качестве альтернативы рыночной кривой спроса.

Возможная ситуация показана на рис. 6.1б, где кривая спроса фирмы D значительно эластичнее кривой рыночного спроса (при цене 1,5 долл. за штуку эластичность составит – 0,6).

Сколько следует выпускать продукции фирме А, если она располагает информацией о формировании спроса на свою продукцию? Здесь применимо то же правило: максимизирующий прибыль объем производства достигается тогда, когда предельный доход равен предельным издержкам.

 

 

           
     
 
 
 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 495; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.