Q 0 Q
D D
Р Р
Р1
а) условия совершенной конкуренции б) условия чистой монополии
Рис. 6.2. Кривая спроса на продукцию фирмы при
В случае фирмы – несовершенного конкурента (рис. 6.2б) кривая спроса D имеет отрицательный наклон, поскольку, чем больше количества товаров, которое намерена продать фирма, тем ниже должна быть цена, которую она установит. Следовательно, когда фирма – монополист выбрасывает на рынок большее количество товара, его цена падает.
Теперь, после анализа кривой спроса обратимся к проблеме максимизации прибыли чистой монополией. Для этого мы воспользуемся методом сравнения предельного дохода (МR) и предельных издержек (МС).
Предельный доход – это дополнительный доход от продажи дополнительной единицы товара.
Предельные издержки – это дополнительные издержки на производство дополнительной единицы товара.
Из рис. 6.3 видно, что МR снижается быстрее, чем спрос D. В условиях несовершенной конкуренции предельный доход меньше чем цены (МR < Р).
Обратимся к таблице 6.1. Для того чтобы продать дополнительную единицу продукции, несовершенный конкурент снижает цену. Это понижение дает ему некий выигрыш, но одновременно приносит и определенные потери. Что это за потери? Дело в том, что, продав, например 3-ю единицу за 37 долл., производитель снизил тем самым и цену каждой из предыдущих единиц продукции (а каждая из них продавалась по 39 долл.).
D,МR
ЕD > 1
ЕD = 1
ЕD < 1