Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие асимметричной информации




Роль малых, средних и крупных фирм в экономике.

Фирма как основная структурная единица бизнес - деятельности

ЭКОНОМИКА НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ, ИНФОРМАЦИИ И СТРАХОВАНИЯ

ТЕМА 6. СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ФОРМЫ И СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ.

1. Хозяйственная деятельность в условиях рыночной экономики на микро уровне характеризуется такими понятиями, как предпринимательская деятельность и бизнес. Предпринимательская деятельность – организация и соединение факторов производства (ресурсов) для создания материальных благ и услуг, удовлетворяющих общественные потребности, с конечной целью реализации собственных материальных интересов предпринимателя.

Что такое бизнес? Почему люди занимаются бизнесом? Очевидно, для того, чтобы получить прибыль и в конечном счете удовлетворить свои собственные потребности.

Между понятиями «бизнес» и «предпринимательская деятельность» можно поставить знак равенства, имея в виду, что первый термин – иностранного происхождения, а второй – русского.

Таким образом, современная бизнес – деятельность представляет собой систему отношений между непосредственными организаторами производства и теми лицами, организациями и структурами, которые образуют внутреннюю и внешнюю среду бизнес – деятельности.

Основной структурной единицей, субъектом бизнес – деятельности является фирма (предприятие). Современные фирмы – это в основном многопрофильные производства. Ориентация на такое производство делает

фирму более устойчивой в период экономических спадов. Фирма в этом случае убытки от одного вида деятельности перекрывает доходами от производства других товаров и услуг.В современной экономике существует множество организационных форм бизнеса. Все организации выступают как юридические лица, подразделенные на две группы: коммерческие и некоммерческие, в зависимости от того, ставят ли они в качестве цели своей

деятельности извлечение прибыли. Нас интересуют коммерческие организации, и в этой связи рассмотрим основные формы организации бизнеса; к которым относятся: индивидуальные владения, партнерство и корпорация. Индивидуальное владение – представляет собой находящуюся в собственности одного лица – предпринимателя. Владелец такой фирмы с одной стороны единолично распоряжается прибылью полученной в результате хозяйственной деятельности, а с другой стороны несет единоличную ответственность по всем обязательствам данной фирмы. Эта форма организации бизнеса в странах с развитой рыночной экономикой лидирует с огромным отрывом. Например, в США около 74% от общего числа всех зарегистрированных фирм являются индивидуальными владениями. Индивидуальные владения имеют некоторые преимущества: простота регистрации, налоговые льготы, сильные стимулы к извлечению финансовой прибыли. Недостатки: - отсутствие дополнительных источников финансирования хозяйственной деятельности; - высокий уровень ответственности; концентрация риска на ограниченной сфере деятельности (не ресурсов для диверсификации).

Партнерство – принято называть фирму, которая находится в собственности двух или более лиц. Владельцы осуществляют совместные управления, деятельностью фирмы, а доля прибыли каждого из них пропорциональна его доли в уставном капитале. Партнеры несут совместную ответственность по обязательствам фирмы. Партнерство является менее распространенной формой организации бизнеса. Например, в США на их долю приходится около 7% всех фирм с годовым оборотом 4%. К числу преимуществ партнерства следует отнести: 1) относительная простота регистрации; 2)большие возможности привлечения финансовых ресурсов; 3) специализация владельцев на отдельных участках управления.

Недостатки: 1) неограниченная имущественная ответственность по обязательствам фирмы; 2) возможные разногласия между партнерами по разным вопросам.

В отличие от рассмотренных выше фирм организации бизнеса совладельцами корпораций могут быть сотни и даже тысячи экономических агентов. Корпорациями в США являются лишь 19% фирм, однако их доля в годовом обороте огромна и составляет около 90%. Уставной капитал корпорации является суммой всех долей участия различных фирм и граждан. Каждому из них принадлежит определенное количество уставного капитала акций. Владелец акций имеет право на долю прибыли корпорации пропорционально своей доле участия, а тот доход, который начисляется на одну акцию, называется дивидендом. Собрание акционеров обладает правом назначения управляющих корпораций осуществляющих руководство деятельностью компании.

Преимущества: 1) возможность привлечения значительных финансовых ресурсов; 2) ответственность акционеров по обязательствам фирмы в пределах внешнего пая; 3) возможности лавирования своих интересов через механизмы государственной власти. Недостатки: 1) сложные процедуры регистрации; двойное налогообложение прибыли.

 

 

2. Многообразие существующих форм организации бизнеса, основные из которых мы уже рассмотрели в предыдущее параграфе, порождает широкий спектр возможностей для реализации предпринимательской функции в рыночной экономике. Несмотря на то, что каждая фирма является в своем роде уникальной и неповторимой, есть некоторые общие критерии, дающие возможность классифицировать фирмы по признакам, отличным от их организационно – правовых форм – разделение их на малые, средние или крупные. Следует выделить два основных метода классификации фирм – количественный и качественный.

Согласно наиболее известному методу классификации фирм – количественному, - предприятие определяется как малое, среднее или крупное в соответствии с абсолютной величиной какого – либо показателя или группы показателей. Как правило, в качестве таких показателей берутся количество занятых на фирме, размер ее активов и годовой оборот (валовая выручка за год).

Варианты качественных классификаций фирм базируются на критериях, раскрывающих внутреннюю сущность фирмы: юридический статус, структуру управления фирмой, источники финансирования деятельности. Такой подход опирается в основном на субъективные суждения и опыт

исследователей, но при этом делается акцент на отличия, внутренне присущие компаниям того или иного размера.

В последние несколько десятилетий широкое распространение получила также теория жизненного цикла фирмы, появившаяся в результате исследований в области организационных наук и в области маркетинга – науке о продвижении товара на рынок. Предполагается, что продукт, выпускаемый фирмой, проходит несколько этапов с точки зрения его появления и ухода с рынка: этап разработки нового товара; этап внедрения на рынок; этап роста; этап зрелости; этап насыщения; этап упадка. Этот подход, впервые разработанный американским экономистом – маркетологом Т. Левиттином в 1965 г., также способствовал распространению качественных определений размера фирмы на основе выделения характерных этапов ее развития. Для характеристики этапа развития

продукта используется коэффициент специализации, равный отношению годового дохода фирмы к ее общим затратам на производство и сбыт основного продукта.

Эти классификации помогают ответить на вопрос о том, стоит ли перед государством задача поддержки тех или иных групп фирм для создания благоприятной среды в национальной экономике. Известная фраза «что хорошо для «Дженерал Моторз», то хорошо для Америки», отражает точку зрения, в соответствии с которой государство должно ставить своей целью всемерную поддержку крупных фирм, занимающих передовые позиции в национальной экономике.

Другая точка зрения основана на том, что в самом механизме конкуренции заложена «мина замедленного действия»: со временем с рынка выдавливаются небольшие фирмы, а крупные в таких условиях имеют меньшие стимулы для интенсивного развития. Следовательно, государство должно поддерживать конкурентную среду в экономике, с другой стороны, предоставляя льготы малым предприятиям, а с другой – сдерживая ограничительную деловую практику строгим антимонопольным законодательством. Современной экономической политике развитых стран преобладает именно последняя позиция.

 

 

Крупные фирмы обладают значительными преимуществами перед малыми и средними компаниями с точки зрения возможностей использования эффекта масштаба, тем самым неся значительно меньшие удельные издержки (издержки на единицу продукции) по сравнению со своими «меньшими братьями».

Однако, обладая большими возможностями гибкого реагирования на конъюнктуру рынка, малые фирмы способны не только удовлетворять постоянно меняющиеся запросы потребителей, но и дают уникальные возможности для самореализации предпринимателя. Малые фирмы, как показала практика послевоенных десятилетий, легче идут на риск нововведений, что получило отражение и в названии таких фирм – «венчурные (анг. – рискованное предприятие). Кроме того, малые фирмы играют весьма заметную роль на рынке труда и помогает решать проблемы занятости населения. Очевидно, что экономике объективно необходимо существование как крупных, так и малых фирм. Различие тех задач, которые решаются ими в непрерывной конкурентной борьбе, не должно ни в коей мере приводить к недооценке того значения, которое каждые из них имеют для развития экономики.

3. На конкурентном рынке информация распределена симметрично, т.е. все участники рынка обладают равным доступам к ней. Это позволяет использовать ресурсы и средства наиболее эффективным образом. Однако в реальной жизни модель совещенной конкуренции нарушается и возникает асимметричность информации, т.е. когда отдельные участники рынка имеют доступ к важной информации, которые не имеют остальные заинтересованные лица. Возникает явления неопределенности – недостатка информации о вероятных будущих событиях. Так. По мнению Ф.А.Хейка, выгода возникает лишь в том случае, если информация первоначальна доступна не каждому, предприниматель обладающей информацией получает возможность извлекать прибыль в течение периода времени, пока доступ к информации не получат остальные агенты на рынке. В результате асимметричной информации возникает интерналии, т.е. издержки или выгода получаемые участниками данной сделки. Например, потребитель купил товар, и он оказался некачественным. Как заранее узнать о качестве приобретенного товара?

 

В результате асимметричной информации нарушается сам принцип действия рыночного механизма, поскольку ценовые сигналы перестают отражать реальное положение дел. Например. В статье американского экономиста Джоржа Акерлофа «Рынок лимонов» описывающей ситуацию на рынке поддержанных автомобилей. На рынке есть поддержанные

автомобили находящейся в хорошем состоянии. За такой автомобиль

покупатель согласен уплатить 6000 долл. На этом же рынке другие продавцы пытаются сбыт так называемые «лимоны» - дефектные автомобили, за которые они были согласны получить цену 2000 долл., а покупатели заплатили не больше 3000 долл. Если бы информация распределялась бы симметрично, существовали бы рынки для тех и для других машин. Но в том – то и дело, что симметрия отсутствует. Только продавец знает о своей машине все. Покупатель же не знает о ней ничего. При равном количестве плохих и хороших автомобилей устанавливается средняя цена: 4500 долл. По такой цене продавцы хороших машин просто не будут их сбывать, а «лимоны» пойдут по цене превышающей их реальную цену. Лимоны вытесняют качественный товар с рынка, что в терминах экономической теории называется отрицательной селекцией (неблагоприятный отбор).

Итак, одним из негативных последствий наличия асимметричной информации на рынке становится отрицательная селекция. С явлением отрицательной селекции тесно связано следующее негативное последствие асимметричной информации – возникновение морального риска. Например,

те, кто застраховали от угона свои автомобили, перестают запирать двери, не ставят систему сигнализации. Компании, которая занимается страховой деятельностью, сложно предугадать все подобные формы поведения, и таким образом она несет дополнительные издержки, связанные моральным риском – отсутствием стимулов к мерам предосторожности.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 783; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.