Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

D (МU или МR)




МС АС

Q

АС

D (MR)

 
 


0 Q1 Q2 Qn Q

Рис. 6.4. Совершенная ценовая конкуренция

 

Ценовая дискриминация третьей степени – это ситуация, когда монополист продает товары разным группам покупателям с различной эластичностью спроса по цене. Здесь происходит не разделение цен спроса на отдельные экземпляры или объемы товаров, сегментация рынка, т.е. разделение покупателей на группы в зависимости от их покупательной способности. Монополист создает, упрощенно говоря, «дорогой» и «дешевый» рынки. На «дорогом» рынке спрос низко эластичен, что позволяет монополии увеличить выручку за счет повышения цены, а на «дешевом» - высокоэластичен, что дает возможность увеличить общую выручку за счет продажи большего количества продукции по более низким ценам. Самая сложная проблема ценовой дискриминации третьей степени – надежно отделить один рынок от другого, т.е. «дорогой» от «дешевого».

 

 

 

Если этого не сделать, то идея максимизации прибыли не будет реализована. Ведь потребители «дешевого» рынка купят на нем продукцию по низким ценам и передадут ее на «дорогом» рынке. Например, в музее изобразительных искусств билеты для школьников и студентов всегда дешевле, чем для взрослых покупателей. Администрация музея продает

дешевые билеты только по предъявлении соответствующего удостоверения, и визуально убедившись в возрасте покупателя. Представим теперь ситуацию, когда предприимчивые школьники будут скупать партии дешевых билетов и потом перепродавать их у входа взрослым посетителям по ценам более низким, чем установлено музеем для взрослых людей.

Модель рынка совершенной конкуренции предполагает наиболее рациональное использование всех имеющихся ресурсов общества, минимизацию затрат на производство продукции. Рынок несовершенной

конкуренции, по сути, предполагает отклонение от состояния равновесия, сложившегося в условиях совершенной конкуренции. Следовательно, общество несет определенные потери в связи с монополизацией хозяйственной жизни.

В конечном счете, проблема монополии сводится к вопросу о степени власти над ценой, этим рыночным феноменом, не зависящим от воли и сознания отдельного экономического агента в условиях совершенной конкуренции.

Потери от несовершенной конкуренции можно проиллюстрировать и графически.

Если бы цена устанавливалась на уровне точки Е1 (точки пересечения кривой МС и кривой спроса D), т.е. цена Р1 соответствовала бы условиям совершенной конкуренции МС = Р. То потребительский излишек был бы равен площади треугольника Р1Р0Е1.

В условиях несовершенной конкуренции цена устанавливается на уровне точки Е2 (эта точка лежит на одной вертикали с точкой Е – пересечением

МС и МR). При такой же цене – на уровне Р2 – объем предложения фирмы равен Q2, следовательно, он меньше того, который был бы при совершенной конкуренции: Q2<Q1. Потребительский излишек теперь уменьшился до площади треугольника Р2Е2Р0. Но самое важное – отчетливо видны графически чистые потери или «мертвый убыток», для общества: это треугольник ЕЕ1Е2. Таким образом, монополия как бы «рвет на части» излишек потребителя и излишек производителя: часть достается

(затененный прямоугольник) самой монополии, а другая часть этого излишка потребителя в виде площади СЕ1Е2 вообще теряется обществом, не достается никому. Так же не достается никому часть излишка производителя (треугольник ЕСЕ1), это недополученное, а точнее, разрушенное богатство общества. По некоторым подсчетам, «мертвый убыток», возникающий в

 

силу монополистического распределения ресурсов, составляет 0,5 – 2% валового национального продукта США.

Чистая монопсония – тоже явления довольно редкое. Проблема монопсониста заключается в выборе количества, которое максимизирует чистую прибыль от покупки, - ценность товара минус уплаченная за него цена. Но на многих рынках действуют лишь несколько покупателей, которые могут приобрести товар за меньшую цену, чем они заплатили бы в условиях свободной конкуренции. Такие покупатели обладают монопсонической властью. Обычно это происходит на рынках факторов производства. Например, в США три крупные автомобилестроительные компании обладают монопсонической властью на рынках шин, аккумуляторов и других автомобильных деталей. Власть монополий и монопсоний – это две формы рыночной власти (рыночная власть означает способность продавца или покупателя влиять на цену товара).

Исследование проблемы монопсонии является одной из важнейших научных заслуг Джоан Робинсона.

Прежде чем обрисовать конфигурацию кривой предложения в условиях монопсонии, важно подчеркнуть, что это будет кривая предложения всей отрасли, а не просто кривая предложения какой – то одной фирмы. Ведь монопсонист имеет перед собой весь рынок, за его «благосклонность» конкурируют между собой разрозненные производители какой – либо отрасли в целом.

На данной стадии анализа ясно, что если покупатель – один, а продавцов много, конкуренция развернется, прежде всего, между продавцами (производителями), и цена будет понижаться. Монополист имеет возможность диктовать цены на приобретаемую продукцию и устанавливать ее на уровне более низком, чем в условиях совершенной конкуренции.

Итак, монопсонист, манипулируя объемом своих закупок, может воздействовать на рыночную цену приобретаемой продукции. Следовательно, его можно назвать «ценоискателем». С точки зрения монопсониста, рыночная цена предложения будет отражать динамику средних издержек всей отрасли. Совокупность предложение отрасли характеризует кривая, отражающая совокупность средних издержек различных фирм данной отрасли (рис.6.5)

Кривая предложения для монопсониста – это кривая средних издержек отрасли (АС). Любая точка, находящаяся на кривой АС, соответствует тому или иному уровню цены предложения монопсониста при закупке им определенного количества товара Q.

 

Р, АС

 
 


Рис. 6.5. Кривая предложения для монопсониста

Для монопсониста, как видна из графика (рис. 6.5) цена предложения может быть:

1. Понижающейся – нисходящая АС (это – довольно редкий случай);

2. Повышающейся – восходящая ветвь АС.

Итак, цена предложения в отрасли, «захваченной» монопсонистом, может быть и понижающейся. Следовательно, и предельные (дополнительные) издержки приобретения продукции (МС) монопсониста перестают быть неизменными (как при совершенной конкуренции); они могут быть (поскольку МС отражает динамику кривой АС) также и понижающимися, и повышающимися.

Рассмотрим наиболее типичные ситуации, когда кривая спроса D монопсониста пересекает кривую предложения отрасли АС при повышающейся и с растущими предельными издержками приобретения

товара; кривая МС окажется выше восходящей ветви кривой предложения АС. На рис. 6.6 известные нам кривые трактуются следующим образом:

АС – эта кривая средних издержек в отрасли (с точки зрения монопсониста – это кривая предложения продукции);

МС – это кривая предельных издержек отрасли (с точки зрения монопсо-ниста – кривая его предельных издержек приобретения);

D – кривая спроса (с точки зрения монопсониста – кривая предельной полезности, или предельного дохода МU или МR). Найдем точку равновесия покупателя – монопсониста на пересечении кривых его МС и МR.

Точка Е – место пересечения кривой МС и кривой D (кривой предельного дохода покупателя – монопсониста). Таким образом, на кривой АС находим точку Е1, которая и определит уровень цены приобретения монопсониста Р1. Она оказывается ниже цены Р0, которая была бы в условиях совершенной конкуренции покупателей. На этом графике

 

 

 
 


Р

Е

Е0

Р0


Р1

 
 


0 Q1 Q2 Q

Рис. 6.6. Равновесие монопсонии

монопсонист приобретает продукцию в количестве Q1, что меньше количества Q0 условиях совершенной конкуренции. Важно понять, что уровень объема закупок монопсонист определяет, сравнивая свои МС и МR и находя точку их пересечения.

Анализ несовершенной конкуренции со стороны покупателя – монопсониста приводит к аналогичным выводам относительно отклонения рыночных цен от состояния равновесия в условиях совершенной конкуренции. Разница заключается только в том, что монополист

останавливает свою цену выше уровня, который был при совершенной конкуренции.

2. Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта – это тип рынка несовершенной конкуренции. Во многих отраслях промышленности производимая продукция дифференцирована. Этот вид рынка характеризуется множественностью конкурентов. Напомним, что дифференцированные продукты – это неоднородные продукты, т.е одинаковые по сути, но несколько отличающиеся по внешнему (вкусу, цвету, форме, упаковке), и по качеству и т.д. По той или иной причине потребители рассматривают каждую фирменную марку товара как нечто

отличное от товаров других фирм. Например, зубная паста «Крест», например, отличается от «Колгейт», «Эйм» и многих других видов паст.

Разница заключается в запахе, в составе, в репутации у потребителей (справедливый или несправедливый). В итоге некоторые потребители (но не все) платят за «Крест» больше, считая, эта паста эффективнее предотвращает кариес зубов.

Монополистический конкурентный рынок обладает двумя ключевыми характеристиками: во – первых, фирмы конкурируют, продавая дифференцированные продукты, которые имеют высокую норму замещения одного другим, но не абсолютно взаимозаменяемы. Эластичность спроса от

 

 

цены велика, но не бесконечна. Во – вторых, проникновение новых фирм на рынок не ограничено – новым фирмам несложно вступить на рынок со своими фирменными марками, а существующим фирмам – выйти, если их товары перестали пользоваться спросом.

Благодаря наличию некоторой власти над ценой кривая спроса монополистического конкурента имеет отрицательный наклон, как и у монополии. Соответственно отрицательный наклон имеет и линия предельного дохода (МR). Если кривая спроса пересекается с осью абсцисс в точке Q, то линия предельного дохода пересекает ось абсцисс в точке ½ Q. Средние и предельные издержки (АС и МС) монополистического конкурента изменяются в зависимости от объема выпуска по тем же правилам, что и в условиях обычной монополии (рис.6.7).

Из рис. 6.7 видно, что графическое изображение монополистического

конкурента аналогично положению фирмы – монополиста. Ведь, внедряясь на рынок с новой разновидностью продукта, производитель занимает на нем определенную нишу. В пределах дифференциации своего продукта он – монополист, но в рамках всей отрасли – конкурент. Именно высокая конкурентность рынка данной модели и довольно узкие возможности

монополистического поведения ограничивают получение фирмой сверхприбыли краткосрочным периодом. Поэтому для монополистического

конкурента с дифференциации продукта более характерным является отсутствие сверхприбыли в долгосрочном периоде.

Из рис. 6.8 видно, что в долгосрочном периоде монополистический конкурент получает нормальную прибыль, компенсируя из продажной цены только свои средние издержки.

Почему же получение сверхприбыли не характерна для монополистического конкурента? Дело в том, что власть над ценой монополистических конкурентов, как было упомянуто выше, весьма

ограничена. Прежде всего, тем, что они производят, в сущности, один и тот же товар: наличие дифференциации, т.е. отличительных особенностей, меняет основного содержания продукта.

 

       
 
   
 


Р

 
 


МС

Е1 АС

Р1 Е




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 479; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.