Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Количество товаров, виды издержек, цена и виды доходов




Q

МR D

+


--

Рис. 6.3. Спрос и предельный доход монополиста

 

Следовательно, теперь все покупатели платят более низкую цену. Убыток на предшествующих единицах будет равен 4 долл. (2 долл. х 2). Этот убыток и вычитается из цены в 37 долл. и получается предельный доход – 33 долл.

Обратимся вновь к издержкам фирмы. Известно, что средние издержки (АС) имеют вначале, когда количество единиц продукции увеличивается, тенденцию к уменьшению. Однако впоследствии, когда достигается и

превосходится некоторый объем производства, средние издержки начинают расти. Изобразим на абстрактном цифровом примере динамику средних, общих (валовых) и предельных издержек фирмы – несовершенного конкурента. Валовые издержки равны произведению количества товара и средних издержек; ТС = Q х АС;

Предельные издержки равны разности между валовыми издержками n единиц товара и валовыми издержками n -1 единиц товара:

МС = ТСn –ТCn – 1;

Валовой доход равен произведению количества товара на его цену ТR = Q х Р;

Предельный доход равен разности между валовым доходом от продажи n единиц товара и валовым доходом от продажи n – 1 единиц товара.

Как было выше сказано, в условиях совершенной конкуренции равновесие наступает тогда, когда МС = Р, а цена в условиях совершенной конкуренции совпадает с предельным доходом, следовательно, можно записать: МС = МR = Р. Достижение фирмой полного равновесия требует выполнения двух условий:

1. Предельный доход должен равняться предельным издержкам;

2. Цена должна равняться средним издержкам. А это значит: МС = МR = Р = АС

 

 

Поведение на рынке фирмы – монополиста будет точно также определяться динамикой предельного дохода (МR) и предельных издержек (МС). Почему? Потому, что каждая дополнительная единица продукции добавляет некую величину к валовому доходу и одновременно к валовым издержкам (предельный доход и предельные издержки). Пока разность между МR и МС положительна, фирма расширяет производство. Когда же МR = МС, наступает «покой», равновесие фирмы. Но какая при этом установится цена в условиях несовершенной конкуренции? Каковы при этом будут средние издержки (АС)? Будет ли соблюдаться формула МС = МR = Р = АС?

Из табл. 6.1 видно, что монополист, конечно, стремится установить высокие цены на единицу продукции. Однако если он стремится, установит цену 41 долл., то продаст лишь единицу товара, и его валовой доход составит лишь 41 долл., а прибыль (41 – 24) = 17 долл. Прибыль – это разница между валовыми доходами и валовыми издержками. Предположим, что монополист постепенно снижает цену и устанавливает ее на уровне в 35 долл. Тогда он может сбыть, конечно, более 1 единиц товара, например, 4 единицы, но это тоже незначительный объем продаж. При этом валовой доход будет равен 140 долл. (35 х 4), а прибыль (140 – 72) = 68 долл. Следуя кривой спроса, монополист, снижая цену, может увеличить объем продаж. Например, при цене 33 долл. он продаст уже 5 единиц. И хотя при этом

будет уменьшаться прибыль на единицу товара, общая величина прибыли будет возрастать. До какого же предела монополист будет понижать цену, стремясь увеличить свою прибыль? Очевидно, до того момента, когда

предельный доход (МR) будет равен предельным издержкам (МС), в данном случае при продаже 9 единиц товара.

Именно в этом случае объем прибыли будет максимальным, т.е. (225 – 117) = 108 долл. Если продавец понизит цену далее, например, до 23 долл., то результат будет таков: продав 10 единиц товара, монополист получил бы предельный доход 5 долл., а предельные издержки при этом составили бы

10,5 долл. Следовательно, продажа 10 единиц товара по цене 23 долл. привела бы уменьшению прибыли монополиста (230 – 127,5) = 102,5.

Рассматривая предельный доход монополии, мы говорили о том, что снижение цены каждой последующей единицы товара означает и снижение цены предшествующих единиц продукции фирмы – монополиста. А может ли несовершенный конкурент поступить так: первую единицу товара продать по цене 41, вторую – по цене 39, третью – по цене 37 долл. и т.д.? Тогда бы монополист продал бы каждую каждому покупателю товар по максимальной цене, которую он готов заплатить.

Так мы подошли к практике ценообразования, которая называется ценовой дискриминацией: продажа одного и того же товара разным потребителям и группам потребителей по разным ценам, причем различия в ценах не обусловлены различиями в издержках производства.

Смысл проведения политики ценовой дискриминации состоит в стремлении монополиста присвоит себе излишек потребителя и тем самым максимизировать свою прибыль. В зависимости от того, в какой степени это ему удается, ценовая дискриминация подразделяется на три вида: дискриминация первой, второй и третьей степени.

При ценой дискриминации первой степени монополист продает каждую единицу товара каждому покупателю по его максимальной цене, которую потребитель согласен заплатить за данную единицу товара. Это означает, что весь излишек потребителя присваивается монополистом, а кривая предельного дохода совпадает с кривой спроса на его продукцию (рис.6.4).

Допустим, что предельные издержки являются неизменной величиной. При проведении ценовой дискриминации первой степени монополист продает первую единицу товара Q1 по ее резервированной цене Р1, то же самое касается и второй (продается Q2 по цене Р2), и последующих единиц товара. Другими словами, из каждого покупателя «выжимается» максимум того, что он готов заплатить. Тогда кривая МR совпадает с кривой спроса D, а объем продаж, максимизирующий прибыль, соответствует точке Qn, т.к. именно в точке Е кривая предельных издержек (МС) пересекается с кривой спроса D (МR) дискриминирующего монополиста.

Табл. 6.1

 

             
Q   АС ТС МС Р ТR МR
Кол-во произве- денных единиц товара   Средние издержки Валовые издержки Предельные издержки Цена Валовой доход Предельный доход
      21,75 19,75 16,5 15,5 14,25 13,5 12,75 12,75 13,5 14,25 15,25 16,5   43,5 59,25 82,5 91,5 99,75 127,5 140,25 175,5 199,5 228,25   19,5 15,75 12,75 10,5 8,25 8,25 10,5 12,75 16,25 19,5 29,25 36,75       -3 -7 -11 -15 -19 -23  

 

 

Ценовая дискриминация второй степени – это ценовая политика, суть которой заключается в установлении различных цен, в зависимости от количества товаров потребителю устанавливают более низкую цену за каждый экземпляр товара. Например, в Москве существует различные тарифы на проезд в метро в зависимости от количества поездок. Можно сказать, что метрополитен осуществляет политику ценовой дискриминации второй степени.

Очень часто проведение ценовой дискриминации второй степени выступает в виде различных ценовых скидок (дисконтов).

 

 
 


Р

Р1

Р2

Рn Е МС




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.