Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4. Идейно-тематическое своеобразие журналистского (публицистического) произведения




Часа.

Основные вопросы. Прагматическая составляющая журналистского (публицистического) текста (Ж(П)Т) и ее роль в стратегическом целеполагании журналиста. Специфика семантики Ж(П)Т. Синтактические отношения Ж(П)Т как способ повышения информативности текста.

Изучив тему, студент должен: иметь представления о параметрах описания и сопоставления различных типов текстов; знать характерные черты прагматики, семантики, синтактики Ж(П)Т; уметь, опираясь на устойчивые представления о сущностных характеристиках и критериях качества Ж(П)Т, выбрать стратегию целеполагания и тактику ее достижения при написании журналистского материала.

Методические рекомендации по изучению темы.

При освоении теоретического материала по теме необходимо:

1. Изучить учебный материал по научным и учебно-методическим работам.

1) Гордеев, Ю.А. О соотношении понятий «жанр публицистики» и «публицистический текст» / Ю.А. Гордеев // Эволюция жанров в истории российской журналистики: тезисы Всероссийской научно-практической конференции г. Самара. 15-16 марта 2007г. – Самара: Универс групп, 2007. – 100 с. – С.62-64.

2) Горохов, М.Ю. Автор публицистического текста как преобразователь дискурса / М.Ю. Горохов // Акценты. – 2009. – Вып. 1-2. – С. 11-13.

3) Горохов, М.Ю. Дискурс как механизм реализации функции публицистического текста / М.Ю. Горохов // Акценты. – 2006. – Вып. 3-4. – С. 19-22.

4) Горохов, М.Ю. К вопросу о специфике публицистического текста / М.Ю. Горохов // Акценты. – 2006. – Вып. 1-2. – С. 10-14.

5) Кройчик, Л.Е. По существу ли эти споры? По существу! / Л.Е. Кройчик // Акценты. – 2006. – Вып. 3-4. – С. 6-12.

6) Мисонжников, Б.Я. Отражение действительности в тексте / Б.Я. Мисонжников // Основы творческой деятельности журналиста: Учебник / Ред.-сост. С.Г. Корконосенко. – СПб.: Знание, СПбИВЭСЭП, 2000. – 272 с. – С. 95-124.

2. Ответить на контрольные вопросы.

Вопросы для самоконтроля.

1. Перечислите фамилии ученых-журналистов, специализирующихся на исследовании природы журналистского (публицистического) текста. Укажите, представителями каких научных школ являются авторы.

2. Назовите параметры, по которым можно дать характеристику тексту и сравнить различные типы текстов.

3. Охарактеризуйте прагматическую составляющую журналистского (публицистического) текста. Согласны ли вы с тем, что именно она обуславливает целеполагание творческой деятельности автора? Обоснуйте.

4. В чем специфика семантики журналистского (публицистического) текста?

5. Охарактеризуйте синтактические отношения журналистского (публицистического) текста. Какова их роль в решении проблемы информативности?

 

Освоению темы может помочь учебный материал.

При всем многообразии существующих взглядов на текст (формализм, структурализм, постструктурализм) и подходов к его исследованию (философско-культурологический, литературоведческий, коммуникативный, семиотический и т.д.) информационный продукт журналистки интересен тем, что его можно рассмотреть сквозь призму любой из перечисленных концепций.

Однако, укладываясь в рамки перечисленных подходов как результат отражения реальности и как продукт переосмысления действительности (которое, как отмечает В.М. Горохов, «в публицистике хотя и весьма относительно, но также неизбежно в силу преломления объективной реальности в сознании автора»[39]), журналистский (публицистический) текст сохраняет свою реальную основу. И эта особенность текста выводит его за пределы трактовок, свойственных тому или иному из вышеперечисленных подходов. Как отмечает В.М. Горохов, «какой бы системой взглядов при исследовании публицистического текста мы не пользовались,... мы всегда приводим собственную интерпретацию в соответствии с социальной действительностью, которая является основным предметом отображения публицистики»[40]. И эта особенность текста, создаваемого журналистом, признается всеми учеными, на каких бы научных позициях они не стояли.

Как известно, целостное представление о тексте может сложиться только при рассмотрении этого понятия изнутри (структурный аспект) и снаружи (относительный аспект). Изнутри – это значит через совокупность свойств, взаимодействие которых формируют отличительное качество данного понятия: его содержание и форму. Снаружи – это через внешнее проявление этого отличительного качества, то есть через совокупность свойств, проявляемых текстом при взаимодействии с аудиторией, его воспринимающей. Мы солидарны с теми исследователями, которые при определении специфики текста, производимого журналистом (публицистом), во главу угла ставят не структурный, а функциональный (внешний) аспект.

Прагматическая (от греч. pragma – «дело, польза») сторона текста (функциональный аспект) представляет собой реализацию основных качеств массовой информации, которые, в свою очередь, возникают из онтологических характеристик журналистики: из определения ее миссии как вида деятельности (функционального предназначения) и ее предмета (внутренней сущности). Миссия и предмет журналистики, в свою очередь, выведены из потребностей аудитории, на удовлетворение которых направлена журналистика как социальная деятельность.

Миссия журналистики – способствовать выживанию и развитию отдельного человека и общества в целом. Все тексты, предназначенные для удовлетворения тех или иных потребностей общества, воссоздают социокультурное представление мира, т.е. имеют определенное социальное и культурное значение. Фокусом прагматических отношений журналистского (публицистического) произведения является идея произведения – главная мысль, заключенная в тексте, являющаяся результатом глубокого изучения автором конкретного предмета действительности.

Прагматическая сторона текста, производимого журналистом, обеспечивает реализацию функций журналистики, а значит, и взаимоотношения информационного продукта с аудиторией, то есть процесс его освоения. Именно прагматические отношения текста обуславливают стратегическое целеполагание и конкретные творческие задачи, в соответствии с которыми осуществляется творческая деятельность журналиста, направленная на создание произведения для СМИ. Прагматика обуславливает внутреннюю сущность (семантическую и синтактическую) журналистского (публицистического) текста.

Напомним, семантика (от греч. semanticos – «значимый», «обозначающий») – это содержательная сторона текста, его отношения с действительностью, их характеристика – что и как отображено. Текст и действительность состоят в отношениях как обозначающее с обозначаемым. Текст – это образ реального мира в конкретном его проявлении. Фокусируются семантические отношения текста с действительностью в понятии тема (предмет, выделенный из объекта).

Синтактика (от греч. sintiktikos – «составленный») – характеристика структурно-композиционных и языковых особенностей текста. Текст обладает достаточно сложным строением: объединяет в себе организованное с помощью определенных правил так или иначе упорядоченное множество элементов разных уровней. В силу этого он становится носителем синтактических отношений, возникающих между ним как единым целым и отдельными элементами. Синтактические отношения фокусируются в представлениях о диалектике содержания (переданного при помощи языковых средств) и формы произведения (композиция и структура). Итак, прагматический аспект журналистского произведения «диктует» требования к его содержательной и синтактической стороне.

Исследователи журналистики (Е.П. Прохоров, Л.Г. Свитич) отмечают, что выполняя коммуникативную функцию, массовая информация реализует еще три фундаментальных функции: познавательную (точное, жизнеподобное отражение объекта действительности), управленческую или регулирующую (указание вектора движения для сохранения устойчивого состояния или развития) и организаторскую (конкретные рекомендации для того, чтобы воплотить модель в действительности).

Для реализации указанных функций в журналистском (публицистическом) тексте, как известно[41], должна присутствовать дескриптивная (d) (описательная, фактологическая) информация; прескриптивная (p) информация, представляющая образец нормального существования предмета, валюативная (v) информация как оценка автором степени отклонения от нормы, нормативная (n) информация как рекомендации по достижению социального идеала. В сочетании четырех типов информации – специфика семантической стороны журналистского произведения.

Соотношение данных видов информации в разных текстах может быть различным. И определяется оно творческой задачей, стоящей перед журналистом в конкретной коммуникативной ситуации, то есть прагматической составляющей. Например, в новостных материалах основной объем текста составляет дескриптивная информация, однако все остальные виды информации легко реконструируются при необходимости по фактологическим данным. Неизменным остаются требования: во-первых, наличия (реконструирования) всех видов информации, во-вторых, обязательная «привязка» к реальным («атомарным») фактам.

Если в произведении, реализующем коммуникативную функцию, акцент сделан на познавательной задаче, то есть на максимально жизнеподобном отражении объекта действительности – преобладать будет дескриптивная (фактологическая) информация. В этом случае результатом творческой активности журналиста будет журналистский текст, содержащий в основе своей «атомарные факты», разворачивающий максимально жизнеподобный сюжет с целью оперативного и точного информирования аудитории о моменте изменения действительности. В прагматическом плане такой текст призван обеспечивать выживание аудитории на основе точного и своевременного знания, то есть он, в первую очередь, отвечает информационным потребностям аудитории. От создателя такого текста требуется максимальное приближение к реально разворачивающемуся (развернувшемуся) процессу развития объекта социальной жизни. Текст, соответствующий указанным характеристикам, профессор В.В. Хорольский предлагает называть «журналистским текстом». Например, таким типом текста является жанр заметки.

Текст, в котором, помимо познавательной, актуализированы (то есть реализуются не в подтексте, а в контексте) управляющая и организаторская функции, несет в себе наравне с событийной интерпретирующую информацию: разъяснение, объяснение, анализ причин, прогноз развития ситуации, явления и т.п. Такой текст В.В. Хорольский предлагает называть «публицистическим» текстом. К интерпретирующей информации относится, в первую очередь, валюативная информация, а также прескриптивная. Однако, оставаясь на уровне авторской интерпретации действительности, эти виды информации обречены на недоверие аудитории, а текст на обвинения в субъективизме. Для того чтобы избежать подобных ошибок, необходимо, интерпретирующую информацию «уравновешивать» общетеоретической (или базисной, нормативной), то есть необходимо обосновывать идеал, аргументировать оценки, предлагать программу выхода из проблемной ситуации, опираясь на общепринятые нормы, ценности, образцы – аксиомы теории и практики социальной жизни.

Итак, прагматический и семантический аспекты журналистского произведения взаимосвязаны и взаимообусловлены. В семантическом плане оно содержит четыре типы информации (d, v, p, n), которые могут быть объединены в идейно-тематическую «триаду»: фактологическая, интерпретирующая и базисная (общетеоретическую, аксиоматическую) информация.

С точки зрения семантики текст может быть рассмотрен только как носитель потенциальной информации, поскольку, хотя он и рассчитан на аудиторию, но до прочтения текста аудиторией – неизвестно, будут ли достигнуты поставленные в нем задачи.

Как известно[42], реализация функций журналистики возможна при условии принятия реальной информации (реальная информация – часть потенциальной информации, которая воспринимается аудиторией, осмысливается ею и используется в ориентировочных целях). Отсюда очевидной становится проблема эффективности взаимодействия текста с аудиторией, которая, в свою очередь, раскладывается на проблему информационной насыщенности текста (наличие потенциальной информации (вариативности сведений)), а также проблему высокой информативности текста, т.е. максимальной реализации его потенции при столкновении с аудиторией.

Проблема информативности Ж(П)Т решается на уровне его синтактических отношений. Требования, предъявляемые к синтактической стороне текста, не являются произвольными. Они касаются как структурно-композиционной, так и языковой стороны текста. Композиция текста – это его внутренняя логика. С точки зрения композиции всегда необходимо помнить о требовании адекватности: соответствии композиции текста реальному процессу познания действительности. Так, в новостном журналистском материале композиция, как правило, определяется хронологией развития события (например, в репортаже), в то время как композиция аналитического публицистического текста чаще всего определяется логикой познавательной деятельности автора (например, в статье). Во втором случае индивидуальность авторского сознания в обязательном порядке должна «уравновешиваться» требованиями «правильного мышления» (логическими законами и принципами). Таким образом, на уровне синтактических отношений текста с действительностью ведущими факторами становятся «объективные требования»: соответствие хронотопа текста хронотопу события, логическая выдержанность и убедительная аргументированность суждений. Указанные требования не исключают авторскую индивидуальность, а напротив, позволяют ей развиваться, не нарушая целесообразности творческой активности. Как отмечает Г.В. Чевозерова, «структура журналистского (публицистического) текста должна адекватно отражать существенные взаимосвязи между элементами и подсистемами текста. Элементами текста являются факты и выводы. <...> Органические взаимосвязи этих элементов проявляются в единстве идеального и материального: факты должны формировать выводы, а выводы должны быть сопоставимы и соизмеримы с фактами»»[43].

Помимо того что журналистский (публицистический) текст является отражением акта познания, он, что важнее, акт коммуникации. Выступать средством коммуникации – важная черта журналистского (публицистического) текста. В связи с этим именно на синтактическом уровне должны решаться задачи привлечения и удержания внимания аудитории.

Языковые ресурсы журналистского текста должны соответствовать требованиям кибернетического понимания текста как «оболочки» для определенного объема информации, который необходимо как можно более точно передать. Информация носит закодированный характер, точно передать информацию возможно при полном совпадении кодов говорящего и слушающего и, следовательно, при максимальной однозначности текста. Журналистский текст требует однородности материала: использования знаков-индексов. При этом успех может зависеть от того, насколько языковые средства декодируемы и небанальны (интересны). Для журналистского текста содержание на «входе» и «выходе» должно совпадать, и все другие варианты считаются дефектом.

В публицистическом тексте языковые и изобразительно-выразительные средства более разнообразны. Допустима (и даже желательна) неоднородность материала: использование знаков разных видов (индексов и символов). Код публицистического текста зависит от личности автора, индивидуальных способностей, его жизненного опыта, его психофизических способностей, взглядов на окружающий мир, от задач, которые решает автор, от характеристик аудитории, жанра, тематического содержания материала. Однако требование информативности диктует необходимость даже при выражении авторской позиции (активизации кода автора) добиваться, в конечном итоге, совпадения кодов автора и аудитории. Необходимо отчетливо осознавать уровень подготовленности читателя и использовать те языковые средства, которые с большой долей вероятности будут им расшифрованы. Необходимо стремиться к однозначности (адекватности) понимания текста.

Л.Е. Кройчик предлагает графически представлять коммуникативную цепочку, в которую включен журналистский (публицистический) текст, следующим образом (схема 1):

 


 

Журналистский (публицистический) текст представляет результат познания и отражения журналистом (публицистом) окружающего мира. В окружающем мире журналист отбирает значимые для массовой аудитории факты, опираясь на актуальную общественную практику, ставит проблемы, решение которых необходимо для выживания и развития отдельного человека и общества. Посредством текста автор делится полученной в результате познавательной деятельности информацией с читателем[44], при этом полученная информация всегда имеет вектор (она пригодна для немедленного и эффективного использования, то есть для совершенствования общественной практики). Посредством текста адресант и адресат включаются в процесс коммуникации – процесс обмена информацией, служащий познанию действительности и налаживанию общественного взаимодействия. Цепочка возобновляема, замкнута, все элементы взаимодействуют, обуславливая динамизм. Субъективизм коммуникативной цепочки снижается за счет взаимодействием автора и текста с реальностью и аудиторией.

Проблема автора журналистского (публицистического) текста на сегодняшний день является одной из активно обсуждаемых. Необходимость ее обсуждения, как пишет профессор Л.Е. Кройчик, ссылаясь на научные труды лингвистов и психологов, объясняется тем, что «мир не дан человеку непосредственно, а созидается и интерпретируется, <…> и его интерпретация детерминируется культурой. <…> Мир в интерпретации конкретного журналиста преобразуется, наполняясь оценочными характеристиками, информацией, интересной для аудитории. Автор постоянно соотносит создаваемый им текст с фоновыми знаниями и потребностями читателя, опираясь при этом на собственный социальный и языковой опыт»[45].

М.Ю. Горохов, ученик Л.Е. Кройчика, в статье «К вопросу о специфике публицистического текста» отмечает, что в нем одновременно реализуются две авторские стратегии: научная – направленная на объективное исследование реальной общественной жизни, и художественная, призванная передать индивидуально-авторскую картину мира. В результате, по его мнению, «рождается произведение, в котором авторское начало проявляется на двух уровнях: первый уровень синтетичности – это выводы, сделанные на основе проведенного анализа фактов или описанных событий, явлений и процессов; а второй уровень – это оформление текста как сложного знакового образования, несущего законченный смысл»[46]. Следовательно, продолжает он, «публицистический текст не является... вместилищем сугубо событийной информации... Он сосредоточен не столько на установлении контакта реципиента с объективной – внешней по отношению к читателю и автору – средой, сколько на достижении межсубъектного взаимодействия с доминированием авторской позиции...»[47]. Исходя из этой посылки М.Ю. Горохов делает вывод о том, что «ПТ выступает не просто передающим звеном в коммуникации, а ее самодостаточным элементом, стремящимся к тому, чтобы, внедрившись в воспринимающее сознание, оказывать влияние на весь последующий процесс интерпретации реципиентом любой другой социальной информации»[48]. В идеале авторская стратегия должна реализовываться в журналистском (публицистическом) тексте на основе синтезирования знаний об актуальной действительности, о закономерностях процесса развития мироздания, об актуальных потребностях аудитории и стратегии развития общества, о законе, праве, о нормах этики, о миссии журналистики в обществе, а также об основах эстетики как принципах совершенствования формы, адекватной содержанию, то есть в соответствии с принципом логически оправданной целесообразности, который должен увязываться с функциями журналистики.

Именно автор обеспечивает выбор и усвоение аудиторией конкретного дискурса из множества возможных, потому что именно он «просчитывает» (естественно с определенной долей погрешности, зависящей от таланта), какой смысл может проявиться у текста в конкретной коммуникативной ситуации в результате взаимодействия конкретного автора (биографического, социального, коллективного) и аудитории, обладающей определенными характеристиками, погруженных во внетекстовую действительность, то есть осваивающих определенный квант социальной информации.

В связи со всем выше сказанным, особую значимость приобретает разговор об этико-правовой и профессиональной культуре журналиста. Имея большие возможности для оказания воздействия, а иногда и подчинения воспринимающего сознания журналист должен понимать, куда может привести аудиторию его авторская воля.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1484; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.