КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Система. Уровни абстрагирования – конкретизации
Примеры систем: программа передач на неделю, расписание движения поездов, расписание занятий в ВУЗе, календарь работ, система управления, функция, функционал, оператор, отдельные понятия и их совокупности и т.п. Система обладает системными свойствами. Переход от одного уровня описания системы к другому связан с изменением системных свойств. Фраза: “Целое не равно сумме своих частей”, - отражает суть понятия “системное свойство”. Так что же такое система? Система – это множество объектов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Если “множество объектов” заменить на “множество элементов”, то определение системы будет соответствовать теоретико-множественному подходу к описанию объекта. Целостность и единство системы элементов проявляются в наличии системных свойств и в динамике перехода от одних комплексов свойств к другим. Слово система произошло от греческого "systema", что означает соединение или целое, составленное из частей. Система (å или S) по определению может быть представлена абстракцией вида: опр S Û (A;R), (1.1) где А - множество элементов; R - множество отношений. Из (1.2.1) вытекает формальная классификация систем: а) по типам элементов (А); б) по типам отношений (R); в) по классам элементов и классам отношений (S). Системами являются: правильно построенные предложения в данном языке общения, математические зависимости, порождаемые системы знаний, системы данных, социальные системы и их элементы (организация, банк, парикмахерская, транспортная сеть…). В общем объекты, субъекты и их объединения в самых различных конкретных формах являются реальными системами по определению. Трудно найти примеры не систем, как правило, можно выделить элементы и их отношения. Если между объектом и описывающей его поведение системой существует отношение гомоморфизма, то между системами могут быть установлены отношения изоморфизма.
Введем понятие "общая система" [1]: Общая система - это стандартная и неинтерпретированная система, как представитель класса систем, изоморфных по множеству отношений R.
С позиций познавательного процесса системы обладают свойством дуальности (двойственности), т.е. имеют два независимых начала, два источника познания: опыт и разум (греческое: опытный-эмпирический; латинское: разумный-рациональный). В связи с этим системы подразделяют на эмпирические и рациональные. Реальные системы (объекты) определяются субъектом как сочетание эмпирических и рациональных систем. Эмпирические системы тесно связаны с предметной областью деятельности (ПОД) и строятся на основе экспериментальных (опытных) данных и методов их обработки. Рациональные системы, помимо ПОД, связаны с предметной областью знаний (ПОЗ).
Эмпирические и рациональные системы - это части общесистемного описания объекта.
Для рациональных систем, согласно абстрактной теории систем, различают 8 уровней конкретизации-абстрагирования [3; 25]: У1 - знаково-лингвистический; У2 - теоретико-множественный; У3 - абстрактно-алгебраический, У4 - логико-математический; У5 - топологический; У6 - информационный; У7 - динамический; У8 - эвристический. Для эмпирических систем, согласно системологии Клира, введены следующие уровни [1]:
опр {[(Ic; Ia; Ik) Û I ]; D; F}, (1.2)
где Ic - система объекта; Iа - абстрактная система объекта; Ik - конкретная система объекта; I Û (Ic; Ia; Ik) - исходная система объекта; D - система данных D = Id; F - система порождения F = If. С помощью операций структуризации (С) и метаоперации (М), которые допускается применять многократно и в различных сочетаниях, образуются решетки методологических типов систем вида: С(i)Х; М(j)X; С(i)М(j)Х... С(i)Х... Здесь ХÎ{S,D;F} = {Ic; Ia; Ik; I; Id; If;}. (1.3)
На рис. 1.3 показаны эпистемологические (познавательные) типы рациональных и эмпирических систем. В области ядра эмпирических систем дуги графа могут быть размечены множеством чисел {1,2,......,20}. Разметка дуг связывается с методологическими типами решаемых системных задач [1, c. 443]. Исходная система I и ее производные СI (структурированные исходные системы) и МI (метаисходные системы) на графе не показаны. Методологические типы для этих систем определяются субъектом на дометодологическом уровне в соответствии с целями и задачами исследований, т.е. на индуктивно-эвристическом уровне познавательного процесса. Известно, что язык математики строится на абстрактных представлениях. Основные абстракции современной математики общеизвестны [2]. Это абстракция отождествления, абстракция актуальной бесконечности, абстракция потенциальной осуществимости. На базе указанных абстракций строится процесс идентификации объекта и его математическое описание, выбираются способы и средства решения конкретных задач.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 398; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |