Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система. Уровни абстрагирования – конкретизации




Примеры систем: программа передач на неделю, расписание движения поездов, расписание занятий в ВУЗе, календарь работ, система управления, функция, функционал, оператор, отдельные понятия и их совокупности и т.п.

Система обладает системными свойствами. Переход от одного уровня описания системы к другому связан с изменением системных свойств. Фраза: “Целое не равно сумме своих частей”, - отражает суть понятия “системное свойство”.

Так что же такое система?

Система – это множество объектов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство.

Если “множество объектов” заменить на “множество элементов”, то определение системы будет соответствовать теоретико-множественному подходу к описанию объекта. Целостность и единство системы элементов проявляются в наличии системных свойств и в динамике перехода от одних комплексов свойств к другим.

Слово система произошло от греческого "systema", что означает соединение или целое, составленное из частей.

Система (å или S) по определению может быть пред­ставлена абстракцией вида:

опр

S Û (A;R), (1.1)

где А - множество элементов;

R - множество отношений.

Из (1.2.1) вытекает формальная классификация систем:

а) по типам элементов (А); б) по типам отношений (R); в) по классам элементов и классам отношений (S).

Системами являются: правильно построенные предло­жения в данном языке общения, математические зависимо­сти, порождаемые системы знаний, системы данных, соци­альные системы и их элементы (организация, банк, парик­махерская, транспортная сеть…). В общем объекты, субъекты и их объединения в самых различных конкретных формах яв­ляются реальными системами по определению. Трудно найти примеры не систем, как правило, можно выделить элементы и их отношения.

Если между объектом и описывающей его поведение системой существует отношение гомоморфизма, то между системами могут быть установлены отношения изоморфизма.

 

Введем понятие "общая система" [1]:

Общая система - это стандартная и неинтерпретированная система, как представитель класса систем, изоморфных по множеству отношений R.

 

С позиций познавательного процесса системы обладают свойством дуальности (двойственности), т.е. имеют два неза­висимых начала, два источника познания: опыт и разум (гре­ческое: опытный-эмпирический; латинское: разумный-рациональный). В связи с этим системы подразделяют на эм­пирические и рациональные.

Реальные системы (объекты) определяются субъектом как сочетание эмпирических и рациональных систем.

Эмпирические системы тесно связаны с предметной об­ластью деятельности (ПОД) и строятся на основе экспери­ментальных (опытных) данных и методов их обработки.

Рациональные системы, помимо ПОД, связаны с пред­метной областью знаний (ПОЗ).

 

Эмпирические и рациональные системы - это части об­щесистемного описания объекта.

 

Для рациональных систем, согласно абстрактной теории систем, различают 8 уровней конкретизации-абстрагирования [3; 25]:

У1 - знаково-лингвистический; У2 - теоретико-множественный;

У3 - абстрактно-алгебраический, У4 - логико-математический;

У5 - топологический; У6 - информационный;

У7 - динамический; У8 - эвристический.

Для эмпирических систем, согласно системологии Кли­ра, введены следующие уровни [1]:

 

 

опр

{[(Ic; Ia; Ik) Û I ]; D; F}, (1.2)

 

где Ic - система объекта; Iа - абстрактная система объекта;

Ik - конкретная система объекта;

I Û (Ic; Ia; Ik) - исходная система объекта;

D - система данных D = Id; F - система порождения F = If.

С помощью операций структуризации (С) и метаоперации (М), которые допускается применять многократно и в различных сочетаниях, образуются решетки методологических типов систем вида: С(i)Х; М(j)X; С(i)М(j)Х... С(i)Х...

Здесь ХÎ{S,D;F} = {Ic; Ia; Ik; I; Id; If;}. (1.3)

 

На рис. 1.3 показаны эпистемологические (познавательные) типы рациональных и эмпирических сис­тем.

В области ядра эмпирических систем дуги графа могут быть размечены множеством чисел {1,2,......,20}. Разметка дуг связывается с методологическими типами решаемых систем­ных задач [1, c. 443].

Исходная система I и ее производные СI (структурированные исходные системы) и МI (метаисходные системы) на графе не показаны. Методологические типы для этих систем определяются субъектом на дометодологическом уровне в соответствии с целями и задачами исследований, т.е. на индуктивно-эвристическом уровне познавательного процесса.

Известно, что язык математики строится на абстрактных представлениях. Основные абстракции современной математики общеизвестны [2]. Это

абстракция отождествления,

абстракция актуальной бесконечности,

абстракция потенциальной осуществимости.

На базе указанных абстракций строится процесс идентификации объекта и его математическое описание, выбираются способы и средства решения конкретных задач.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 368; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.