КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Категории объекта и субъекта. Итак, объект изучается и исследуется с позиций системного подхода, как комплекс систем, образующих модель объекта
Итак, объект изучается и исследуется с позиций системного подхода, как комплекс систем, образующих модель объекта. Модель объекта формируется с целью обоснования управляющих решений на основе системного анализа области допустимых решений и выделения в ней, по возможности, подобласти оптимальных решений.
Операции: Ядро системных задач(1;.....20) R(А) - абстрагирования (А) Id = D; If = F R(К) - конкретизации (К¯) R(C) - структуризации…………….……………..……….….………(C) R(M) - метаоперации ……………………………………………….(M)
Рис. 1.3. Уровни рациональных и эмпирических систем для системного анализа объекта [1;25].
Реальная система для познающего индивидуума проявляется в единстве трех своих составляющих: - это предмет индивидуально-познавательной деятельности; - система знаний, выработанная в ходе логико-познавательной деятельности; -явления, наблюдаемые в ходе предметно-познавательной деятельности. Символически объект обозначим через (Ъ). В философии, объект - это единство З-х составляющих: предмета, сущности и явлений. На объект направлена активная деятельность субъекта. Понятия субъекта и объекта являются базовыми в эпистемологии.
Эпистемология -словосочетание от греческих слов: знание (эпистемо) и логия (слово, учение, наука). Наука о знаниях (эпистемология) является одной из составляющих теории познания. Онтология, гносеология и эпистемология являются составляющими теории познания. Центральный вопрос теории познания - "изучение закономерностей и возможностей познания, исследование ступеней и форм процесса познания, выделения условий и критериев определения понятий достоверности и истинности наших знаний" [5]. Итак, понятия объекта и субъекта различаются по свойству пассивности и активности, по отношению к целеполаганию. "Природа не выражает себя свободно, но говорит, только будучи спрошенной", - отмечал Ф. Бекон.
Система отношений между субъектом и объектом Чтобы методологически разделять системы отношений, которые могут возникнуть между объектом и субъектом, введем обозначения составляющих объекта: А - предмет/вещь; В - сущность; С - явление.
Множество-сумма в этом случае, как показано на рис.1.4, определит 8 метологических типов отношений; {(Æ)} – нет объекта наблюдения или объект наблюдения не выделен из среды наблюдений; {(A)} – предметы/вещи являются объектом наблюдений (это может быть форма, размеры и другие внешние признаки и параметры…); {(С)} – поведение объекта является задачей наблюдений; (предметная область деятельности, данные экспериментов, методологические особенности проведения экспериментов…); {(A;B)} – предмет и знания о нем являются общей задачей исследования; {(A;C)} – предмет и его поведение интересуют исследователя; {(B;C)} – знания сущностей и поведение объекта являются задачей исследования (ПОЗ и ПОД); {(A;B;C)} – весь комплекс, образующий наблюдаемый объект или предметную область, определяют область интересов исследователя. Между указанными методологическими типами можно определить отношение толерантности в виде алгебраической структуры типа решетки или в топологической форме 3-мерного логического пространства (см. рис. 1.4.). {{(A;B;C)}} Û {(0,0,0);(0,0,1)…(1,1,1)}. (1.4) Выводимость указанных рациональных систем очевидна по определению. Объектом в данном примере является предметная область, определяющая методологические типы отношений между объектом и субъектом.
Лингвистическая концепция системы отношений [3,46]
Отношения между объектом и субъектом можно также иллюстрировать схемой, представленной на рис. 1.5.
Рис.1.5. Объект как кибернетическая система ”черного ящика” Рис.1.4. Решетка и логическое пространство методологических типов отношений на множестве A, B, C В этом случае объект перед субъектом проявляется в логико-историческом процессе познания в форме языковых средств описания мнений и фактов, затем в виде системы знаний. Не противоречащие фактам мнения образуют начальное неформальное вербальное описание предметной области знаний. Подобное описание составляет систему объекта: Ic = {{(ai; Ai)}; {(bi; Bi)}; {(lk; Lk)}}; где Ic - система объекта; ai; Ai - свойство объекта (по имени ai) и множество его проявлений Ai; bj; Bj - признаки среды объекта (по параметру bj) и множество их проявлений Вj; lk; Lk - свойства языка (lk), принятого для описания системы Iс, и множество конкретных (Lk) проявлений его при описании объекта. Другими словами, язык (lk) является средой для описания системы Ic на уровне k - языка, где k Î{Е; U; А; O}, Ic = {(ai;Ai); (bi;Bi)} при k - заданном, Е - естественный (многозначный, нечеткий) язык, неформальный язык; U - ограниченный неформальный язык предметной области (U - язык); А - строго организованный (в семиотическом смысле), формальный язык описания объекта; О - язык объектов (в смысле прагматики), язык интерпретации получаемых результатов системного анализа в заданной системе исчислений. Лингвистическая концепция описания систем опирается на введение понятий связанных и свободных переменных [47, с. 235]. Лингвистическая концепция ведет к системам типа l - исчисления, исчислению предикатов, реляционному исчислению, исчислению нечетких множеств, к исчислению высказываний. Заметим, что разработан и другой переход к исчислениям на основе аксиоматических теорий и математических структур [65]. С позиции операции конкретизации реальные системы (объекты) могут быть материальными, абстрактными, смешанного типа. Материальные: неорганической природы (физические, геологические, химические...), живые (простейшие организмы, организации, популяции, виды,...). Абстрактные: например, лингвистические (естественный язык, ограниченный естественный язык предметной области), формализованные (алгебраические структуры, логические средства описания и программирования...) Смешанные: экосистемы, социальные, человеко-машинные… Вспомним, что абстрагирование с позиции познавательного процесса приводит к классификациям типа: эмпирические системы, рациональные системы, системы смешанного типа (рационально-эмпирические системы). Пример конкретизации уровней подобных систем был приведен ранее на рис. 1.3. Описание объекта как системы на базе лингвистической концепции ведется в последовательности: от естественного языка к языку одной из форм исчисления, затем к объектному языку. Если объект (предметную область) обозначить через "Ъ", то система объекта Ic является подмножеством Ъ по свойствам, признакам и языку описания. Если предметная область описывается на уровне Е-языка, то Ic описывается, как правило, на ограниченном неформальном его подмножестве: U-языке. Естественные языки - основа второй сигнальной системы, системы общения людей. Искусственные языки представляются как определенная формализация естественных, в которых преодолевается неоднозначность и неточность грамматики естественных языков. Словарь формального языка - это система символов, обозначающих объекты, переменные, отношения, а также правила, связывающие их в систему формул и предложений, определяющих процессы построения новых формул и предложений из выведенных ранее. Естественный язык выполняет роль метаязыка по отношению к искусственным, формальным языкам отдельных предметных областей знаний. Применение формальных языков способствует развитию определенного стиля логического мышления в заданной предметной и прикладной области деятельности субъекта.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 354; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |