Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Системы с нечеткими функциями выбора. Нечеткая функция выбора определяет состояние перемен­ной из универсума с на универсуме отрезка [0,1]




Нечеткая функция выбора определяет состояние перемен­ной из универсума С на универсуме отрезка [0,1].

Структурированная система поведения из множества нечет­ких функций и правил, определяющих последовательности при­менения этих функций, является системой-моделью. Подобные классы моделей называются имитационными [21,22].

Мера нечеткости и ее свойства рассмотрены в п.4.2.

Нечетная функция поведения строится на основе экспери­мента непосредственно или после аппроксимации экспериментальных данных аналитической зависимостью, соответствующей одному из известных классов функций.

Рассмотрим теперь описание решения задачи в общем виде.

Пример 1. Поток событий в среднем равен 6 S/час. При эксперименте за единицу наблюдений принят пятиминутный ин­тервал времени. Результаты наблюдений за 1000 пятиминутных интервалов следующие:

 

k           å
n            

 

Здесь к - число событий на интервале наблюдений,

n - количество интервалов с данным значением к Î{0, 1, 2, 3, 4}.

В этом случае нечеткая функция поведения определяет оценку вероятности попадания "К" - событий на интервал Dt = 5мин.; fb:

 

k         å
pk 0,6 0,3 0,09 0,01  

 

Для построения маски по известной функции поведения необходимо задать одно из разбиений универсума; например:

М: [0 ¸ 0.6) ® k = 0; [0.6 ¸ 0.9) ® k = 1;

[0.9 ¸ 0.99) ® k = 2; [0.99 ¸ 1.0) ® k =3.

Описание системы с нечетким поведением, т.е. Fb = (D, М, fb), имеет следующее наполнение:

D - последовательность нормированных случайных чисел на выходе универсума [0,1); М - маской является универсум с задан­ным разбиением; fb - нечеткая функция порождения, определяе­мая экспериментально.

Можно показать, что в приведенном конкретном примере fb аппроксимируется рациональной системой, известной как закон распределения Пуассона:

при l = 6 s/час = 0.5 s/5мин.

Схему системы нарождения Fb можно представить в виде механизма случайного выбора:

 

       
   
 
 


D

 

rk   М С В - К K

 

Здесь r - случайное число, получаемое из D на интервале Dt с номером W; МСВ - К по сути маска М, но не обязательно для нормированных r. Так для двухразрядных случайных чисел МСВ - К в случае примера имеет вид, представленный на рис.7. 1.

k = 0 60 k = 1 89 k = 2 k = 3

       
   

 


00 59 90 98 99

Рис.7.1. Модель для имитации входного потока в систему массового обслуживания с нечеткими функциями поведения.

 

Правила поведения системы, процесс имитации поведения и обработки результатов эксперимента приведен в учебном посо­бии [21].

Упражнения

1. Функция порождения определена на пространстве со­стояний и переходов S = {S0; S1; … S6} в виде матрицы условных вероятностей переходов | | pij | | и безусловных вероятностей со­стояний pi = р(si).

Определите нечеткость следующих составляющих функций порождения:

а) для S2, если р21 = 4/18; р22 = 9/18; р23 = 3/18; р24 = 2/18;

б) для {Si}, если р0 = 2/87; р1 = 11/87; р2 = 18/87; р3 = 17/87;
р4 = 16/87; р5 = 18/78; р6 = 5/87;

в) постройте соответствующие функции порождения.

2. В приложении П.4 приведена таблица случайных чисел.

Предложите правила выборки случайных чисел из таблицы с применением маски. Опишите правила выборки, используя сис­тему обозначений ячеек маски и правила сдвига.

3. Функции порождения для генераторов псевдослучайных чисел заданы рациональными системами и правилами поведения:

а. Метод срединных квадратов: взять 4- значное число (х0), возвести в квадрат, получить 8- значное число (при необходи­мости добавить слева нули) (х02), выбрать из середины 4- значное число и т.д.:

x0 ® x02 ® x1® x12 ®...

б. Мультипликативный конгруэнтный метод:

xi+1 = а*хi(mod m);

 

x0*a m    
  B1 = x1 ® x1* a m ;
    B2 = x2 ® …

 

хi*а - хi+1 = k*m;

хi+1 - остаток от деления на m.

Требуется построить системы порождения с помощью масочных технологий, имитирующих процесс вычислений последо­вательностей псевдослучайных чисел.

Определите сходства и отличия случайных и псевдослучай­ных чисел. Приведите примеры использования указанных типов чисел в Вашей учебной деятельности.

ГЛАВА 8. ЭПИСТЕМОЛОГИЯ ЭМПИРИЧЕСКИХ СИСТЕМ

8.1. ЭПИСТЕМОЛОГИЯ ОСНОВНЫХ УРОВНЕЙ
ЭМПИРИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Имена предметов, свойств, отношений, система коорди­нат и шкал отсчета образуют базис (базу) для выделения объек­та наблюдений. Проблема базирования и идентификации объ­екта рассмотрена в главе 2.

Понятие базы и системы базирования используется на всех уровнях абстрагирования и конкретизации системного описания. Например, базовые множества алгебраической струк­туры, базис линейного пространства, базисный полюс многополюсника, база транспортного средства, базовые и свободные переменные и т.п.

Система имен образует групповую основу идентификации объекта, система топологических свойств среды наблюдений образует пространственную и временную основу идентифика­ции.

Наполнение понятия базы изменяется от одного эпистемологического уровня описания объекта (как системы) к друго­му.

Уровень "0" - это примитивная система данных, уровень описания переменных и параметров (баз). В качестве парамет­ров выступают: время, пространство, совокупность объектов одного типа (социальные группы, группы стран, продукция од­ного типа и т.п.).

Данные классифицируются на входные и выходные, чет­кие и нечеткие... Входные переменные часто определяются как факторы. Факторы характеризуют среду системы. Воздействие наблюдателя - тоже фактор. Постановка факторного экспери­мента - одна из задач исследователя, решаемая на уровне фор­мирования примитивных данных как систем наблюдений.

При планировании экспериментов базовые переменные называются факторами. Остальные переменные называются от­кликами.

С понятием фактор пересекаются по своим свойствам та­кие понятия как вход, экзогенная (входная) переменная, аргу­мент функции, режим работы, независимая переменная.

Фактор является частным случаем базиса, при котором число точек наблюдений устанавливается экспериментатором.

С понятием отклик пересекаются такие понятия как вы­ход, эндогенная (выходная) переменная, функция, зависимая переменная, переменная состояния.

Множество откликов характеризуется поверхностью от­клика.

Построение поверхности отклика в базисе изначально управляемых переменных (факторов) - одна из задач фактор­ного планирования и анализа. Число точек наблюдений в пла­нируемом эксперименте определяется степенной функцией ви­да:

N = а*bc,

где а - число повторений при статистических испытани­ях, b - число уровней фактора, с - число факторов.

План двухуровневого факторного эксперимента определя­ется алгебраической структурой вида N1 ´ N2 ® N3, где N1 - число наблюдений; N2 - число факторов; N3 Î {-1,1}, (-1) - минимальное значение фактора; (+1) - максимальное значение.

Исходная система (I) - пример нулевого уровня описания объекта наблюдения.

УРОВЕНЬ 1 - Это упорядоченная система данных. Дан­ные, как информация об объекте, должны быть представлены в виде, пригодном для дальнейшей обработки (вручную или ма­шинными средствами).

На этом уровне исследователь получает так называемый "информационный объект" - идентифицируемый объект реаль­ного мира [64].

База становится общей частью элемента данных, опреде­ляющих имя и метапараметры объекта, общая часть образует схему базы данных (БД).

Элемент данных связан со схемой БД и включает в себя значения переменных.

При проектировании БД применяются также понятия "ключа" и "атрибута".

Часть базы (схемы), однозначно идентифицирующая зна­чения переменных, называется ключом. Остальная часть базы характеризуется как атрибут.

Система упорядоченных примитивных данных (D) - ос­нова для проектирования информационного объекта базы дан­ных [64].

Данные могут быть отражением как результатов исследо­ваний, полученных по каналам наблюдений и абстрагирования в ходе эксперимента, так и описанием желательных состояний проектируемой системы.

УРОВЕНЬ 2 - Уровень порождающих систем, которые строятся на основе системы данных.

Систему генерируемых систем и их комплексов (моделей) определяют непосредственные связи параметров и переменных: уравнения связи входных и выходных данных, внутренние и внешние закономерности и характеристики, при­сущие данной предметной области знаний.

В общем случае они описываются соответствиями, ото­бражениями и отношениями множеств данных D, которые оп­ределяются с помощью правил преобразования (прямых и об­ратных, со свойствами изоморфизма или гомоморфизма):

D ® {f} ® F.

Первые три эпистемологических уровня описания определяют основную цепочку в системологии:

I ® D ® F.

Из данных трех общих типов систем с помощью опера­ций структуризации и метаопераций в системологии вводятся понятия структурированных систем и метасистем [1]. Цель по­добной классификации: определить методологические типы систем для решения классов системных задач [1,с.440].

Упражнение

1. В линейном программировании применяются понятия: "свободная переменная", "базовая переменная".

Каким понятиям факторного анализа соответствуют ука­занные переменные?

2. В двухальтернативной задаче статистических решений поверхность отклика для потерь статистика, определяемая по принципу минимакса, имеет вид функции [20]:

 

  a1 a2 x M[q(x;h)] = åqijxi hj; x1+x1 = h1+ h2 = 1; 0 £ x1£ 1; 0 £ h2 £ 1.
v1 q11 q12 x1
v2 q21 q22 x2
h h1 h2  

 

Построение поверхности отклика рассмотрите как фак­торный эксперимент двух факторов x1 и h1 с планом для 2-х факторов и 4-х наблюдений. Определите математические свойства поверхности отклика, позволяющие построить поверхность отклика по данным факторного эксперимента, при плане:

 

         
x1 -1 -1    
h1 -1   -1  
         

 

3. Постройте поверхность отклика, задавшись значения­ми qij для случая, когда решение задачи лежит в области сме­шанных стратегий статистика.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 369; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.