Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Построение дерева целей




Классификация целей организации.

 

Классификация целей организации обеспечивает руководство действенным инструментом стратегического и оперативно-тактического управления. Цели классифицируются

· по направленности,

· по функционированию,

· по усовершенствованию,

· по развитию (Рис.2.20).

 

 

 


Рис.2.20. Классификация целей организации

 

Классификация по направленности предполагает разделение целей по характеру тех действий, которые требуется предпринять для их достижения, и является основной для стратегического управления. Из преимуществ классификации целей по направленности следует выделить их легкую воспринимаемость сотрудниками организации на различных управленческих уровнях. Более того, эти цели чаще всего декларируются руководством для рядовых исполнителей: повышение производительности и качества труда, улучшение обслуживания клиентуры.

Классификация по направленности предусматривает разделение целей по их отношению к основным показателям деятельности организации. Чем выше запросы организации относительно показателей своей деятельности, чем шире области ее деятельности, тем более разнообразно разделение целей по направленности. Обычно выделяют следующие направления деятельности организации: производство, положение на рынке, ресурсы, прибыльность, инновационность, социальная ответственность, управленческие аспекты, персонал.

Приоритетными целями производства являются достижение наивысшей производительности труда, повышение качества продукции, снижение издержек производства по сравнению с основными конкурентами.

Цели, ориентированные на прибыльность, выражаются достаточно четко: повысить чистый доход с каждого вложенного рубля, увеличить размеры дивидендов.

Эффективное функционирование организации зависит от её социальной политики как внутри, так и вне организации. Внутренняя социальная политика охватывает мероприятия по улучшению условий труда, отдыха, созданию должного климата в коллективе, мотивации сотрудников организации, социальный пакет. Внешняя социальная политика направлена на формирование и поддержание имиджа организации у общественности, власти и в деловом мире. Она включает спонсорскую деятельность.

Управленческим аспектам всегда уделяется много внимания, поскольку от их качества зависит эффективность управления. Привлечение к работе выдающихся руководителей, формирование соответствующей организационной культуры, создание систем управления для деятельности в условиях непредвиденных ситуаций - лишь некоторые из тех факторов, которые влияют на эффективность управленческого процесса.

Цели функционирования поддерживают в рабочем состоянии организацию и ее подразделения. Целевые программы по обеспечению функционирования включают задачи по созданию регулярных поставок ресурсов, техническому обслуживанию, постоянному контролю за деятельностью работников организации. Эти задачи рассчитаны на длительное время и могут вызывать трудности при мотивации поведения работников организации, поскольку их достижение не связано с разовыми усилиями, а требуют постоянного напряжения сил.

Цели усовершенствования направлены на улучшение развития как самой организации, так и её подразделений и различных видов деятельности: повышение производительности труда, увеличение рыночной доли, повышение конкурентоспособности, снижение издержек, повышение качества работ и др. Эти цели прекрасно достигают сознания сотрудников, но их реализация (особенно декларативных целей) не всегда обеспечивается соответствующими ресурсами. Если цель усовершенствования широко распропагандирована среди сотрудников, но не достижима, то возможны негативные последствия, связанные с потерей авторитета руководства, снижением мотивации и т.д.

Цели развития аналогичны целям усовершенствования, но относятся к формам роста, расширения, обучения и прогресса. К этим целям могут относиться расширение ассортимента внедряемых в производство новых товаров, внедрение новых идей в области управления, кардинальные изменения в организационной структуре, инновации и т.д.

 

 

В соответствии с целями генерального направления развития организации формируется система целей для каждого подразделения и службы. Количество и разнообразие целей настолько велико, что без комплексного, системного подхода к определению их состава и взаимосвязей не может обойтись ни одна организация независимо от размеров, специализации и форм собственности. Модель сведения и упорядочения целей всех уровней управления в единую комплексную систему получила название «дерево целей», которое позволяет описать иерархию целей и задач, полученную в результате декомпозиции главной цели организации (Рис. 2.21).

Идея метода дерева целей впервые была предложена американскими исследователями Ч.Черчменом и Р. Акоффом в 1957 г. Свое название схема получила благодаря сходству с перевернутым деревом.

Дерево целей — структурированная, построенная по иерархическому принципу совокупность целей организации, в которой выделены: генеральная цель (вершина дерева) и подчиненные ей подцели. Иерархия целей напрямую связана со структурой организации и ее особенностями. Чем сложнее организационная структура организации и чем больше у неё различных видов деятельности, тем больше уровней декомпозиции и сложнее дерево целей. В любом случае всю совокупность целей, исходя из требований функционально-целевой модели системы управления организацией, можно подразделить на следующие виды: экономическая, научно-техническая, производственная, социальная, маркетинг, финансы.

Экономическая цель - получение прибыли от реализации продукции или услуг заданного объема и требуемого уровня качества. Научно - техническая цель - обеспечение заданного научно-технического уровня продукции и услуг, а также научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок при постоянном повышении производительности труда на основе новых технологий. Производственная цель - обеспечение выпуска планового объема продукции и оказания услуг заданного уровня качества и ритмичности производства. Социальная цель - обеспечение организации кадрами, их эффективного использования, профессионального и социального развития. Маркетинг - проведение постоянных исследований запросов и предпочтений клиентов в отношении товаров и услуг. Финансы - рациональное использование ресурсов, минимизация издержек.

Дерево цели строится сверху вниз с привлечение руководителей нижестоящих подразделений: наверху стоит видение и миссия организации, от миссии отходит главная цель, затем идет декомпозиция и редукция на цели (задачи) нижестоящих уровней. Количество уровней декомпозиции зависит от масштабов и сложности поставленных целей, от принятой в организации структуры, от иерархичности построения ее управления. Важным моментом целеполагания является моделирование не только иерархии целей, но и их динамики, особенно при разработке стратегических планов организации.

Дерево целей увязывает между собой перспективные цели и конкретные задачи на каждом уровне иерархии.

Цель является ориентиром и планируемым результатом деятельности организации. Последняя представляет сложную систему из большого количества подразделений и служб. В соответствии с целями генерального направления развития предприятия формируется система целей для каждого подразделения. Задача руководства - трансформировать цель организации в цели этих служб и подразделений и направить их деятельность в русло и в русле главной общей цели, заставив их работать на один результат. Особенность такой трансформации заключается в тесной связи и подчиненности каждой последующей цели с предыдущей, что обеспечивает внутреннюю последовательную связь и подчиненность целей всех служб и подразделений с главной общей целью организации. Такое построение формирует дерево целей организации. При построении дерева целей используются следующие принципы:

· главная цель должна описать конечный результат;

· при развертывании (декомпозиции) главной цели в иерархическую структуру целей соблюдается правило: реализация подцелей каждого последующего уровня является необходимым условием достижения цели предыдущего уровня;

· количество уровней декомпозиции зависит от масштабов и сложности поставленных целей, структуры организации, иерархии ее управления;

· при формулировании целей разных уровней следует описывать не способы их достижения, а желаемые результаты, выраженные каким-либо показателем;

· подцели каждого уровня должны быть независимы друг от друга и не выводимы друг из друга;

· подцели одного уровня декомпозиции должны быть независимыми (параллельными) между собой;

· фундамент дерева целей должны составлять задачи, представляющие формулировку работ, которые могут быть выполнены определенными способами и в заранее установленные сроки.

 

 
 

 


Совет директоров
главная цель

 

цели второго уровня

 
 

 

 


цели третьего уровня

           
   
     
 

 


Страна 1
Страна 1
Регион 1
Страна 1
Страна 2
Страна 1
цели четвертого уровня

 
 

 


цели пятого уровня

 

Рис.2.21. Дерево целей и структура глобальноориентированной

продуктово-товарной корпорации

 

Дерево целей – это графическая схема, демонстрирующая разбивку общих целей на подцели. Метод дерева целей является главным универсальным методом системного анализа. Дерево целей увязывает цели высшего уровня с конкретными средствами их достижения на низшем производственном уровне через ряд промежуточных звеньев. При построении дерева целей следует учитывать закономерности целеобразования и использовать принципы формирования иерархических структур. Дерево целей строится поэтапно, сверху вниз, путем последовательного перехода от более высокого уровня к более низкому уровню. В основе дерева целей лежит согласование целей между собой.

В построении дерева целей можно выделить три и более этапов, что определяется сложностью и размером организации (Рис.2.21):

· первый этап: формирование главной цели организации,

· второй этап: декомпозиция главной цели,

· третий этап: декомпозиция целей второго уровня,

· четвертый этап: декомпозиция целей третьего уровня и т.д.

На первом этапе формируется главная, глобальная цель организации или миссия, имеющая долгосрочный, стратегический характер и направленная на выживание организации. У организации может быть одна главная цель. В основе разработки главной цели лежит анализ внешней и внутренней среды организации, оценка её ресурсов и возможностей. Анализ и оценка рынка позволяет определить возможности компании с учетом её ресурсов работать в выбранном рыночном сегменте. Крайне важно соотнести ресурсные и инновационные возможности компании с запросами и потребностями предполагаемых для освоения рынков, т.е. с главной (стратегической) целью компании.

На втором этапе проводится декомпозиция главной цели организации на цели второго уровня. Формирование целей второго уровня по направлениям осуществляется в русле главной стратегической цели, что должно гарантировать её реализацию. Цели второго уровня характеризуют специализированные направления деятельности организации (финансы, планирование, НИОКР). Каждое направление представляет четко очерченную сферу специализированной деятельности организации. Каждая цель второго уровня и необходимые для ее достижения цели последующих уровней представляет целевую программу.

Отражая разные направления деятельности организации, цели второго уровня имеют системную направленность и составляют четыре группы целей: 1) цели входа, 2) цели процесса, 3) цели выхода, 4) цели системы.

Цели входа ориентируют работников организации и прежде всего топ-руководство на обеспечение постоянного притока в организацию материально-финансовых ресурсов, информации и специалистов. Это требует налаживания, развития и поддержания постоянно действующей сети поставщиков, финансовых связей и притока информационно-инновационных данных.

Цели процесса определяют внутреннюю деятельность организации по переработке поступивших на вход ресурсов. К целям процесса относятся: обеспечение взаимодействия в рамках технологического процесса, налаживание информационного обеспечения внутри организации, внесение изменений в структуру и технологию.

Цели выхода ориентируют деятельность подразделений на реализацию произведенной продукции, что требует налаживания маркетинговой работы, сбыта, распространение информационно-рекламной продукции.

Цели системы формируют отдельную группу целей второго уровня по обеспечению условий выживания организации во внешней среде. Эти цели требуют проведения SWOT-анализа (аббревиатура английский слов: Strength — сила, Weakness — слабость, Opportunities — возможности, Threats — угрозы) всей совокупности факторов внешней среды, создания юридической службы, службы мониторинга потребительского рынка, системы политической (или дипломатической) поддержки компании. Цели системы разрабатываются в крупных корпорациях, занимающихся стратегическим планированием.

Все цели второго уровня должны базироваться на главной цели и должны быть органично связаны между собой в представленной последовательности (от целей входа до целей системы) и ни одна из целей не должна противоречить другой.

Структурно цели второго уровня реализуются на уровне заместителей генерального директора организации (президента) по соответствующим направлениям.

Цели второго уровня служат базой для целей следующего третьего уровня.

На третьем этапе осуществляется декомпозиция целей второго уровня в соответствии с конкретными задачами в пределах каждой целевой программы. Разработка целей третьего, четвертого и последующих уровней происходит при неукоснительном выполнении требования необходимости и достаточности целей третьего (четвертого и последующих) уровня. Количество уровней определяется структурой компании.

Особенность декомпозиции целей заключается, во-первых, в обязательной подчиненности последующих целей предыдущим целям, т.е. целей низшего уровня целям высшего уровня, во-вторых, достижение целей низшего, предыдущего уровня должно обязательно приводить к достижению соответствующих целей высшего, предыдущего уровня и, в-третьих, декомпозиция не должна порождать лишних, ненужных целей, поскольку они поглощают и разбазаривают дефицитные ресурсы, ведут к разрастанию структур организации, порождают дополнительные неоправданные издержки, увеличивают общие издержки, снижают эффективность всей деятельности организации и негативно влияют на коллектив.

Реализация целевых установок требует регулярного отслеживания решения поставленных задач. Постоянный контроль целей и результатов их достижения позволяет уточнить промежуточные цели, порядок их важности и характер выработанной стратегии. Таким образом, цели и стратегии их достижения тесным образом взаимосвязаны, корректировка или уточнение одной из данных категорий сразу же непосредственно отражается на другой. В процессе управления осуществляется постоянный процесс их согласования, определения взаимного соответствия.

Целевая модель организации служит, во-первых, исходной базой для определения объема и видов управленческих работ, которые обеспечивают их достижение, и, во-вторых, основанием для разработки системы планов, на базе которых осуществляется общая функция управления — организовывание - это вид управленческой деятельности по разработке структуры управления, распределению полномочий и ответственности.

Задачей организовывания является создание реальных условий для достижения запланированных целей, что может быть связано с перестройкой структуры организации и ее системы управления для повышения их гибкости и приспособляемости к требованиям глобализирующейся рыночной экономики.

Организовывание включает также разделение на части и делегирование выполнения общей управленческой задачи путем распределения ответственности и полномочий, а также обеспечение исполнителей всеми необходимыми ресурсами - персоналом, материалами, оборудованием, помещениями, денежными средствами и т. п.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 4898; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.