Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практикум. Разработайте план урока по природоведению в V классе, направлен ного на реализацию следующих элементов природоведческих компетен­ций: опыт безопасной




Разработайте план урока по природоведению в V классе, направлен ного на реализацию следующих элементов природоведческих компетен­ций: опыт безопасной деятельности на природе в разное время года (сбор грибов и ягод, рыбная ловля, наблюдение погодных явлений, за поведе­нием местных птиц и животных), взаимодействие с природными сооб­ществами своей местности.

В плане урока отразите следующие структурные компоненты компе­тенции:

- тема урока;

- название компетенции;

- круг реальных объектов действительности, по отношению к кото­рым формируется данная компетенция;

- значение компетенции для ученика и социума;

- перечень знаний, составляющих компетенцию;

- умения и навыки, относящиеся к компетенции;

- способы деятельности по отношению к выбранному кругу реальных объектов;

- минимально необходимый опыт деятельности учащихся на уроке;

- контрольно-оценочное задание по определению уровня компетент­ности ученика.

ЛИТЕРАТУРА

Краевский В. В., Хуторской А. В. Предметное и общепредметное в об­разовательных стандартах // Педагогика. — 2003. — № 2.

Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно ориен­тированного образования // Народное образование. — 2003. — № 2.

Хуторской А. В, Институт на рубеже тысячелетий (о целевых установ­ках исследований по обновлению содержания образования и ключевых компетенциях) // Институт общего среднего образования: К 60 летию Российской академии образования и 80-летию института. — М., 2002.

Хуторской А. В., Хуторская Л. Н. Компетентноетный подход к модели­рованию последипломного образования // Теория и практика последип­ломного образования: Сб. науч. статей / под ред. проф. А. И. Жука. — Грод­но, 2003.


 




4.3. Проектирование предметных образовательных компетенций

Компетентное гное содержание учебных предметов. В комплекс­ности образовательных компетенций заложена дополнительная возможность представления целей, содержания образования (об­разовательных стандартов) и образовательных технологий в сис­темном виде, допускающем проверку успешности их освоения учениками. С точки зрения требований к уровню подготовки вы­пускников образовательные компетенции представляют собой интегральные характеристики качества подготовки учащихся, свя­занные с их способностью целевого осмысленного применения комплекса знаний, умений и способов деятельности в отноше­нии определенного междисциплинарного круга вопросов.

Формирование компетенций осуществляется средствами содер­жания образования. В итоге у школьника развиваются способнос­ти и появляются возможности решать в повседневной жизни ре­альные проблемы — от бытовых до производственных и соци­альных.

Таким образом, компетентностное содержание образования проходит сквозной линией через все учебные предметы (образо­вательные области), получая всякий раз реалистичное, деятель-ностное, личностно- и социально значимое воплощение в соот­ветствующем материале. В результате удается объединить учебные предметы в единое целостное содержание, определить системо­образующие элементы общего образования как по вертикали от­дельных ступеней обучения, так и на уровне горизонтальных меж­предметных связей.

Образовательные компетенции являются системными характе­ристиками личностно-ориентированного подхода к образованию, поскольку относятся к личности ученика, проявляются в процес­се его созидательной деятельности и выражаются в создаваемой им продукции.

Проектируемое на данной основе образование обеспечивает не только разрозненное предметное, но и целостное компетентност­ное образование. Образовательные компетентности ученика гаран­тируют многофункциональную метапредметную роль, проявляю­щуюся не только в школе, но и в семье, в кругу друзей, в буду­щих производственных отношениях.

Технология конструирования компетенций. Для того чтобы вы­страивать содержание ключевых, общепредметных и предметных компетенций в дидактике и методиках, необходима специальная технология их конструирования.

Предлагаемая нами процедура конструирования об­разовательных компетенций опирается на рефлексив-


ное выявление компетентностного содержания существующего об­разования и включает в себя следующие этапы:

поиск проявлений ключевых компетенций в каждом конкрет­ном учебном предмете;

построение иерархической надпредметной систематики — «дре­ва компетенций»;

проектирование общепредметных образовательных компетен­ций на вертикальном уровне для всех трех ступеней обучения;

проекция сформированных по ступеням компетенций на уро­вень учебных предметов и их отражение в образовательных стан­дартах, учебных программах, учебниках и методиках обучения.

Сначала составляется перечень образовательных компетенций, формирование которых относится (может относиться) к выбран­ному учебному предмету (математике, языку, истории, инфор­матике и др.). Для этого отыскиваются проявления в данном пред­мете ключевых компетенций (ценностног-смысловых, общекуль­турных, учебно-познавательных, информационных, коммуника­тивных, социально-трудовых, компетенций самосовершенствова­ния), выясняется возможный вклад учебного предмета в форми­рование каждой из ключевых компетенций.

Далее работа организуется следующим образом. Сначала опре­деляются минимальные систематизированные перечни компонен тов учебного предмета, необходимых для составления предмет­ных компетенций. Рассмотрим эти компоненты подробнее.

1. Объекты реальной действительности (природные, культур­ные, социальные явления, технические устройства, произведе­ния-первоисточники и т. п.). В соответствующей учебному предмету науке или области деятельности выделяются реальные предметы и явления; например, в русском языке это может быть устная речь как реальный процесс с его элементами — звуками, словами и т. п., тексты произведений как материализованные объекты; в физике — основные физические явления, вещества в различных состояни­ях, фундаментальные поля и взаимодействия, элементарные час­тицы; в химии — вещества и процессы их превращения; в исто­рии — предметы и события исторического значения и т.д.

2. Общекультурные знания об изучаемой действительности — куль­турно-значимые факты, идеи, гипотезы, проблемы, способы дея­тельности, понятия, правила, законы, противоречия, теории, тех­нологии, альтернативные подходы и другие знания, которые вы­работаны человечеством по отношению к соответствующим объек­там. Особая роль отводится фундаментальным образовательным объектам и фундаментальным проблемам.

3. Общие и общеучебные умения, навыки, способы деятельности — систематизированные по группам перечни конкретных умений, навыков и способов деятельности, относящихся к учебному пред­мету и имеющих общепредметную роль и значение.


 




Каждый из указанных компонентов должен присутствовать в содержании и. названии выделяемой компетенции. Например, толь­ко владение логическими операциями (анализ, синтез, обобще­ние и др.) не может являться предметной компетенцией по мате­матике, поскольку в данной формулировке нет указания на кон­кретный объект (объекты), по отношению к которому указанные операции (способы деятельности) формируются.

Предметная компетенция может выражаться следующим обра­зом: владение логическими операциями (анализ, синтез, обоб­щение и др.) по отношению к геометрическим фигурам.

Требование личностной значимости формирования у школь­ника данной компетенции также накладывает ограничение на ее содержание. Например, в приведенном примере личностная зна­чимость владения логическими операциями по отношению к гео­метрическим фигурам может быть обозначена так: «... для учета и систематизации предметов различной формы (например, в кол­лекциях)».

Таким образом, при формировании перечня предметных ком­петенций учитывается их комплексный характер, т.е. наличие в структуре компетенции: объекта реальной действительности; со­циальной значимости знаний, умений, навыков и способов дея­тельности по отношению к данному объекту; личностной значи­мости для ученика формирования данной компетенции.

Представление предметных компетенций в каждом учебном предмете выполняется в следующей табличной форме.

 

Название компетенции Объекты реальной действительности Социальная значимость компетенции Личностная значимость компетенции
Владение логи­ческими опера­циями (анализ, сингез, обобще­ние и др.) Геометрические фигуры; Математические множества Необходимость учета и система­тизации (това­ров на складе и др.) Расположение экспонатов в Коллекциях ученика и др.
       
       

На этапе конструирования образовательных компетенций осу­ществляется построение «древа компетенций». Его цель — иерар­хическая систематизация трех уровней компетенций: ключевых, общепредметных и предметных.

Основным продуктом данного этапа является разработка об­щепредметных компетенций, интегрирующих на горизонтальном уровне компетенции отдельных дисциплин. Обобщение предмет-


ных компетенций до уровня общепредметных происходит: по об­щим для разных учебных предметов реальным объектам познава­тельной действительности; по общим умениям, навыкам и спосо­бам действий.

Пример результатов данного этапа проектирования представлен в табл. 1.

На следующем этапе конструирования образовательных ком­петенций осуществляется проектирование общепредметных обра­зовательных компетенций. Каждая из общепредметных образова­тельных компетенций проявляется на всех ступенях обучения — в начальной, основной и средней (полной) общей школе. Чтобы определить реализацию общепредметной компетенции на каждой ступени, необходимо описать динамику развития соответствую­щей предметной компетенции для того или иного объекта изуча­емой действительности. Результаты этого этапа проектирования представлены в табл. 2.

Выполнение данного этапа проектирования предполагает учет того, что в ходе обучения:

- увеличивается количество и качество освоенных учеником элементов компетенции (например, в начальной школе ученик овладевает навыком обоснованного выбора варианта контрольной работы, а в старшей профильной школе — способами отбора для себя оптимального количества контрольных нормативов);

- происходит изменение или расширение объектов, к которым относится данная компетенция (например, в младших классах носителем информации ученика служит школьный дневник, а в старших классах — электронный органайзер);

- компетентности интегрируются, взаимодействуют между со­бой, образуя комплексные личностные новообразования (напри­мер, компетенции проектной работы).

Табли ца 2

Динамика развития предметной компетенции ученика

 

Огупени обучения (классы) Объекты приложения компетенции Учебные предметы, темы Осваиваемые элементы компетенции
Начальная школа (I — IV классы)      
Основная школа (V— IX классы)      
Старшая профильная школа (X—XI классы)      

Примером общепредметных компетенции могут служить элементы природоведческих компетенций, к которым относятся:

- правила поведения и деятельности в природной среде: в лесу, на водоемах, в местных природных зонах в разное время года в различных природных и климатических условиях (ориентация, безопасность, сбор грибов, ягод, рыбная ловля; наблюдение птиц и местных животных, ориентация по ночному небу, определение сторон света с помощью компаса и природных признаков, спосо­бы определение времени сугок и др.);

- естественно-научные знания, умения и опыт деятельности (домашние животные, экологические проблемы, выращивание сельскохозяйственных растений и т.д.);

- уход за животными: опыт ухода не менее чем за одним жи­вым существом по выбору (образ жизни, особенности строения и поведения, питание, сон, игры, взаимосвязь животного с чело­веком);

- уход за комнатными растениями: посадка цветов, их полив, состав земли, свет, тепло; выращивание одного из растений по выбору;

- уход за собственным телом: правила личной гигиены, режим дня, измерение температуры тела и др.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем заключается специфика учебника, в котором реализовано компетентностное содержание образования?

2. Какими качествами должен обладать урок, направленный на фор­мирование у школьников предметных компетенций?

3. Каким образом одна и та же компетенция, например компетенция задавания вопросов, должна меняться на трех ступенях обучения — в начальной, основной, средней школе?

4. Как изменятся цели, содержание образования, технологии обучения и система контроля, если реализовать в школе компетентностный подход?

5. Какие изменения в понимании образовательной деятельности про­изошли у вас в ходе изучения компетенций? Какие проблемы, противо­речия возникли? Как вы пытались (предполагаете) их решать?

Практикум

1. Выберите одну из предметных компетенций для того или иного учебного предмета и опишите ее по следующему плану: название компе­тенции, объекты реальной действительности, социальная значимость компетенции, личностная значимость компетенции.

2. Разработайте фрагмент «древа компетенций» - иерархическую си­стематизацию трех уровней компетенций одного типа: ключевых, обще­предметных, предметных. Результаты представьте в виде табл. 1, предло­женной в данном параграфе.


 




ЛИТЕРАТУРА

Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе: Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы. — М., 2001.

Стратегия модернизации содержания общего образования: Материа­лы для разработки документов по обновлению общего образования. — М., 2001.

Тришина С. В., Хуторской А. В. Информационная компетентность специ­алиста в системе дополнительного профессионального образования // Человек и его изменение в телекоммуникационных системах. Междис­циплинарные аспекты исследований: Материалы Всерос. науч.-практ. конф., 21 — 23 июня 2004 г., г. Москва. — М., 2004.

Хуторской А. Ключевые компетенции. Технология конструирования // Народное образование. — 2003. — № 5.


Глава 5 СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ОБРАЗОВАНИЯ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 602; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.