Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нововведения на разных уровнях обучения 2 страница




- изучение объекта, относящегося к изучаемой теме;


 




- выявление и формулирование учеником проблем, относящихся к изучаемому объекту;

- изучение учеником общекультурных достижений человечества по отношению к изучаемому объекту;

- самоосознание личного опыта, знаний и эмоционально ценност­ных отношений ученика, обнаружившихся в процессе познания объекта и усвоения общекультурных знаний о нем.

ЛИТЕРАТУРА

Гузеев В. В. Инновационные идеи в современном образовании // Школьные технологии. — 1997. - № 1.

Хуторской А. В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креа­тивного обучения. — М., 2003.

Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: научное издание. — М., 2005.

Хуторской А. В. Современная дидактика: учебник для вузов. — СПб., 2001.

Цыркун И.И. Методическая инноватика. — Минск., 1996.

Шувалова В. Методическая работа в инновационной школе: систем­ный подход // Народное образование. — 1998, — № 4.

7.3. Дистанционное обучение как штопания*

Дистанционное обучение — одно из масштабных нововведе­ний отечественной системы образования. В связи с интенсивным развитием информационных технологам возникают основания для необходимости пересмотра существующих подходов к образова­нию детей, которые будут жить в системе знаний и деятельное-тей, существенно отличающихся от тех, которые имеются сегод­ня. По мнению ряда экспертов, по мере развития информацион­ных технологий на дистанционные формы образования будет от­водиться до 40 % общего учебного времени, к тому же они будут сочетаться с традиционными формами очных занятий (40 %) и самообразованием (20 %). Из этого соотношения следует необхо­димость значительного усиления внимания к научно-педагогичес­ким разработкам в области дистанционного обучения и образова­ния. Это также обусловлено расширяющимся опытом дистанци­онной деятельности отечественных образовательных учреждений.

Совсем недавно дистанционное обучение можно было считать лишь одной из форм обучения, которую сравнивали с заочной формой обучения. Теперь же, в связи с интенсивным развитием интернет-технологий и опытом их применения в школах, все ост-

1 В данном разделе используются данные, полученные в ходе научного ана­лиза инновационного опыта центра дистанционного образования «Эйдоо.


рее возникает потребность в решении проблем методологическо­го, философского, исихолого-педагогического плана, не говоря уже о вопросах дидактики и воспитания. Понятие «дистанционное обучение» влечет за собой необходимость включения в педагоги­ческий тезаурус таких понятий, как «дистанционное образова­ние» и «интернет-образование».

Изменение традиционной модели взаимодействия «учитель— учащийся» привело к тому, что появились очные и дистанцион­ные субъекты учебного процесса с новыми функциями, нуждаю­щимися в соответствующих условиях реализации («дистанцион­ный учитель», «дистанционный ученик», «локальный координа­тор», «модератор» и др.).

Преимущества дистанционного обучения. Дистанционное обуче­ние — это обучение, при котором удаленные друг от друга субъек­ты обучения (ученики, преподаватели, тьюторы, модераторы и др.) осущестаняют образовательный процесс с помощью средств телекоммуникаций (электронной или обычной почты, веб-ресур­сов, видеосвязи и т.п.).

Дистанционное обучение имеет перед очным обучением:

- оперативные преимущества (преодоление пространства и вре­мени, быстрая обратная связь);

- информационные преимущества (доступность удаленных об­разовательных массивов);

-коммуникационные преимущества (оперативностьвзаимодей­ствия участников обучения);

- педагогические преимущества (большая мотивация и интер­активность обучения);

- психологические преимущества (более комфортные условия для самовыражения, снятие психологических барьеров очного общения);

 

- экономические преимущества (уменьшение затрат за счет экономии транспортных расходов, содержания помещений, со­кращения «бумажного» делопроизводства);

- эргономические (возможность индивидуального графика и темпа обучения, подходящего оборудования).

Современное дистанционное обучение осуществляется в ос­новном с помощью технологий и ресурсов сети Интернет.

Обучение, в котором применяются технологии и ресурсы Ин­тернета может:

- быть полностью дистантным с использованием электронной
почты, чат-взаимодействия, видеосвязи;

-быть очно-дистантным, когда доля очных занятий в классе сопоставима с количеством дистантных занятий, проводимых уда­ленным от учеников педагогом;

- дополнять очную форму по отдельным параметрам, напри­
мер: педагог проводит занятия с учениками в очной форме, но


 




при этом используются материалы из сети Интернет, видеолек­ции с образовательных сайтов и другие интернет-ресурсы.

Типы дистанционного обучения. Анализ особенностей дистан­ционного обучения и его прогнозирование на ближайшее буду­щее позволяют выделить, по крайней мере, пять типов ди­станционного обучения, отличающихся между собой по степени дистанционное™, индивидуализации и продуктивности:

Тип 1 — «школа— Интернет». Дистанционное обучение реша­ет задачи обучения в традиционной школе. Ученики вместе с учи­телем взаимодействуют с удаленной от них информацией, раз­личными образовательными объектами, иногда с учениками из других школ и специалистами в изучаемых областях.

Тип 2 — «школа—Интернет—школа». Дистанционное обуче­ние дополняет очное обучение и интенсивно на него влияет. Оно охватывает учеников и педагогов двух и более очных школ, нахо­дящихся в одном или нескольких городах (странах), которые уча­ствуют в общих дистанционных образовательных проектах.

Тип 3 — «ученик— Интернет—учитель». Дистанционное обу­чение частично заменяет очное обучение. Ученики обучаются в обычной школе, но кроме реальных, живых педагогов с ними эпизодически или непрерывно работает удаленный от них «вир­туальный» учитель. Занятия проводятся с помощью е-тай, сЬа1, веб-ресурсов и имеют целью углубленное изучение какого-либо предмета или темы, подготовку к поступлению в вуз и т.п. Формы занятий — дистанционные курсы, семинары, консультации.

Тип 4-- «ученик—Интернет—центр». Дистанционное обуче­ние сопоставимо с очным обучением. Дистанционное обучение служит в данном случае средством индивидуализации образова­ния. Задача телекоммуникационных технологий — усилить лично­стную ориентацию обучения, предоставить ученикам выбор в формах, темпах и уровне их общеобразовательной подготовки. Не всегда обычная школа готова предложить своим ученикам такие возможности. В таком случае ученики (один или несколько, не обязательно из одной школы) обучаются в дистанционном цент­ре, имеющем дополнительные возможности для раскрытия их творческого потенциала и учета индивидуальных особенностей. Дистанционное обучение выступает здесь в качестве основного или сопоставимого по объему с невиртуальным обучением.

Тип 5 — «ученик—Интернет». Дистанционное обучение вы­полняет функции распределенного в пространстве и во времени образования. Ученик обучается не в одной очной или дистанци­онной школе, а сразу в нескольких. Комплексная образовательная программа ученика составляется таким образом, что разные об­разовательные предметы изучаются им в различных учреждениях или у разных педагогов. Координирующую роль в этом случае иг­рает обычное или дистанционное учебное заведение, или родите-


ли ученика. Дистанционное обучение этого типа можно назвать распределенным обучением. Оно позволяет учитывать личностные особенности и цели ученика, выстраивать его индивидуальную образовательную траекторию в каждой образовательной области или учебном предмете. Школа в этом случае приближается к ин­дивидуальным потребностям каждого ученика и трансформирует­ся в персональный образовательный центр, включающий индиви­дуальные настройки, собственную обновляемую базу данных по основным и дополнительным учебным дисциплинам, интерак­тивные образовательные программы, связанные с образователь­ными ресурсами сети Интернет.

Принципы дистанционного обучения. Теоретическое осмысле­ние деятельности Центра дистанционного образования «Эйдос», осуществляющего обучение школьников с 1998 г., позволило ус­тановить следующие принципы дистанционного обучения, обес­печивающие его личностную ориентацию и креативность.

1. Принцип создания дистантными учащимися образовательной продукции в изучаемых предметах и образовательных областях. Ос­новой дистанционного обучения творческого типа является пред­полагаемый образовательный продукт, который будет создан уча­щимися. Если изначально ясно, какого рода, в какой форме и за какой срок учащиеся создадут новый для них результат, то этот предвосхищаемый результат и является целью, определяющей специфику всего дистанционного учебного процесса.

2. Принцип соответствия внешнего образовательного продукта ученика его внутренним личностным приращениям. Об образованно­сти человека судят по внешним проявлениям его внутреннего мира. Система контроля позволяет достаточно адекватно выполнить диагностику образовательного приращения в сознании ученика. Этот принцип предполагает, что для оценки результатов дистан­ционного обучения ученик должен выполнить как минимум два образовательных продукта на одну тему, например, в начале и в конце изучения темы.

3. Принцип приоритета деятельностного содержания перед ин­формационным. Содержание образования обычно концентрируется в единообразных источниках — учебниках и пособиях, основное назначение которых — трансляция ученикам отобранного содер­жания. Возрастание объема образовательных интернет-ресурсов, возможность доступа к мировым культурно-историческим дости­жениям человечества способствуют изменению роли содержания образования. Акцент в данном случае переносится на деятельность ученика, на технологию, с помощью которой он создает необхо­димую образовательную продукцию.

4. Принцип креативного характера учебной деятельности. Креа­тивные информационные технологии привлекают учащихся воз­можностью совершения собственных действий, требующих быст-


 




роты и смекалки. Интерактивность образовательных массивов пред­полагает более тесную их интеграцию с образовательными техно­логиями.

5. Принцип индивидуальной образовательной траектории учащих­ся в открытом образовательном пространстве. Дистанционные формы подбора и структурирования содержания образования по­зволяют использовать данные из разных информационных источ­ников, что значительно расширяет потенциальную образователь­ную среду. Например, применение в качестве учебных пособий «веб-квестов» — тематически подобранных гипертекстовых мате­риалов со ссылками на локальные или глобальные ресурсы, по­зволяет ученикам максимально индивидуализировать образова­тельную траекторию обучения.

6. Принцип соответствия образовательных процедур телекомму­никационным формам и технологиям. Каждая форма дистанцион­ных телекоммуникаций имеет свою специфику, накладывающую ограничения на образовательный процесс. И наоборот, необходи­мость применения тех или иных образовательных технологий тре­бует поиска адекватных им телекоммуникационных средств и ин­формационных технологий. Например, для индивидуальных заня­тий интенсивность взаимодействия тьютора и учащегося не так важна, поэтому для обеспечения занятий достаточно возможно­стей электронной почты. Для дистанционных занятий в группе, где количество и качество образовательных взаимодействий опре­деляет эффективность всего обучения, более приемлем режим те­леконференций.

7. Принцип открытой коммуникации по отношению к создавае­мой дистанционными учащимися образовательной продукции. Воз­можность демонстрации учениками продуктов своей образователь­ной деятельности увеличивает число потенциальных веб-зрите­лей, что создает широкие возможности для обсуждения, разви­тия и экспертной оценки творческих достижений дистантных уча­щихся. Видя свою работу опубликованной в сети, ученик заявляет собственную позицию в данной образовательной области, стано­вится автором научного, художественного или иного произведения.

8. Принцип приоритета деятельностных критериев оценки резуль­татов дистанционного обучения перед информационными. Проверке подлежат не информационные, а деятельностные результаты обу­чения. Очный зачет или дистантный экзамен для учащихся стро­ится на рефлексивных вопросах и заданиях типа: «Опишите спо­собы достижения полученных вами результатов». Подобная систе­ма контроля оценивает не столько материализованный продукт учащегося, например, реферат, который может быть взят из мно­гочисленных «коллекций рефератов» в сети Интернет, сколько личную деятельность ученика, характеризующую его внутренние образовательные приращения.


Средства дистанционных коммуникаций. Наиболее распростра­ненными техническими и программными средствами дистанци­онного обучения в настоящее время являются:

-электронная почта (е-шай);

- \\^\У-навигация по сети Интернет, поиск и просмотр веб­сайтов;

- тематические списки рассылки, электронные журналы, кон­ференции 1)$епе1;

- чат (от англ. сНа( — болтовня) -- обмен короткими сообще­ниями (переписка) в режиме реального времени (режим онлайн) на специальном сайте в Интернете;

- 1С0 — система для оперативного общения (интернет-пейд­жер);

- видеоконференции, позволяющие передавать звук и изобра­жение;

- активные каналы для подписки на веб-сайты;

- веб-сервис: веб-конференции, доски объявлений, регистра­ционные формы, тесты, счетчики и другие приспособления на сайтах;

- РТР-серверы и файловые архивы;

- факсимильные услуги в Интернете;

- 1Р-телефония в Интернете;

-мобильный Интернет (доступ в Интернет с мобильного теле­фона, коммуникации с помощью <-тоде, ЕБОЕ, \Уар-протоко-ла и др.);

- ятя-олимпиады, 8гп8-чаты.

В дистанционном обучении участвуют различные субъекты: дистанционный педагог, педагог обычной школы (не всегда), тех­нический инструктор, координатор или администратор дистан­ционного обучения, локальный (местный) координатор, авто­ры-разработчики учебных материалов. В дистанционной школе возможны классы двух типов: синхронные, работающие по одной программе с общим стартовым началом, и асинхронные, в кото­рые учащиеся принимаются не одновременно, а в разное время в течение дня, недели, всего учебного года.

Формы дистанционного обучения. Дистанционное обучение, осуществляемое на основе использования технологий и ресурсов сети Интернет, имеет ряд преимуществ и возможностей перед обычным обучением (более гибкие условия образования для де­тей одаренных, «трудных», с индивидуальными особенностями). Ученики из сельской школы могут иметь доступ к мировым куль­турным и научным ценностям, сосредоточенным в виртуальных библиотеках и на веб-сайтах.

Телекоммуникационные технологии позволяют ученику дис­тантно общаться со сверстниками из других городов, участвовать в сетевых проектах и олимпиадах, консультироваться у высоко-


квалифицированных специалистов, находящихся в любой точке мира. Главным компонентом дистанционного образования явля­ется технология работы ученика с информацией, а не сама ин­формация. От школьника требуется не столько усвоение многооб­разных данных по изучаемому вопросу, сколько ориентация в них и собственная продуктивная деятельность, ведущая к созданию личностного содержания образования, которое выражается в из­готавливаемых учеником веб-страницах, текстах и графике, ре­зультатах его сетевых чат-дискуссий и веб-форумов.

При дистанционном обучении изменяются характеристики творческого продукта — появляются новая форма текста (Ыт-формат) представления информации (гипертекст). Размещение творческого продукта на сервере, представление и защита его в дистанционных телеконференциях помогают учащимся выраба­тывать ответственность за конечный результат деятельности.

Анализ результатов занятий более 70 тыс. школьников, осуще­ствляемых Центром дистанционного образования «Эйдос», вы­явил эффективность следующих форм и видов дистанционного обучения:

- дистанционных эвристических олимпиад. Их главная цель —
творческая самореализация учащихся в дистанционном сорев­
новании по различным номинациям с открытыми заданиями
(«Идея», «Исследование», «Познай себя», «Виртуальный мир»
и др.);

-дистанционных проектов креативного типа. Образовательное взаимодействие дистанционных учащихся организуется для реше­ния творческих задач. В число таких задач могут войти, например, создание и описание своего виртуального жилища («Мой вирту­альный дом»), составление гипертекстового генеалогического древа своего рода («Моя родословная»), исследование необычных явле­ний природы, общества, человека («Феномен»);

- дистанционных курсов для школьников и педагогов. Данные курсы проводятся по оргдеятельностной методике. Их цель — раз­витие креативного направления в обычном и дистанционном обу­чении;

- конкурсов на лучшего дистанционного учителя, ученика, шко­лы, дистанционные августовские телеконференции;

- научных исследований в области дистанционного образова­ния, помощь учебным заведениям в организации эксперименталь­ной работы и диссертационных исследований педагогов, исполь­зующих телекоммуникации;

- издания тематических электронных списков рассылки, вы­пуска электронного образовательного журнала.

Согласно творческой ориентации дистанционного обучения оцениваются прежде всего процесс обучения, его характер, осо­бенности взаимодействия учащегося с педагогом, индивидуаль-


ная траектория освоения изучаемых тем, степень отличия предъяв­ляемых результатов от стандартных и общедоступных.

Специфика дистанционного обучения. Современные средства те­лекоммуникаций не только предоставляют дистанционные ана­логи учебным контактам, но и в ряде случаев существенно рас­ширяют их возможности. Рассмотрим подробнее приемы дистан­ционного обучения.

1. Использование учебного материала. У педагога есть возмож­
ность обеспечить учеников всеми видами учебных материалов для
подготовки к занятиям еще до того, как начнется диалоговая часть
обучения. Необходимый материал предоставляется ученику сле­
дующими способами:

- пересылается по обычной почте в виде определенного комп­лекта, куда могут входить СО-КОМ или дискета, аудиокассета, видеокассета, «бумажные» пособия (кейс-технология);

- пересылается по электронной почте в архивированном фай­ле — сразу или по частям на протяжении учебного процесса;

- размещается на образовательном сайте дистанционного уч­реждения для доступа к нему всех зарегистрированных учащихся;

- оформляется в виде веб-квестов со ссылками на необходи­мый материал в сети Интернет;

- ученику предоставляется доступ в одну или несколько элект­ронных библиотек.

 

2. Использование диагностического материала. Дистанционный педагог и ученик обмениваются по электронной почте всевозмож­ными тестами, контрольными заданиями, учетными табелями, листами оценок. Все это размещено на образовательном сервере и доступно как учителю, так и ученикам в соответствии с установ­ленными для них допусками (например, каждый ученик имеет пароль для входа в соответствующие разделы сайта). Учитель дает ученикам домашнее задание, проводит консультации по его вы­полнению.

3. Использование наглядных материалов. Во время телекоммуни­кации в реальном времени преподаватель показывает ученикам слайды, картинки, графику и т.п., проводит виртуальную экс­курсию по сети Интернет по заранее выбранным адресам. Учени­ки также обмениваются наглядными материалами между собой, что эффективно при подготовке докладов или коротких выступ­лений. Свои работы учащиеся размещают на сервере для доступа других учеников и педагогов или для общего открытого доступа всем желающим. Этим процессом дистантно управляет педагог.

4. Вопросы педагога ученикам. Преподаватель задает ученикам вопросы как в режиме электронной конференции, так и в реаль­ном времени в режиме 1С0, чат или видеоконференций. При этом он задает вопросы как одному из учеников, так и всей группе сразу.


 




5. Объяснение педагогам материала. Педагог объясняет материал в одностороннем порядке или пересылает ученикам записи своих видеолекций, а также лекций своих коллег или специалистов по изучаемым вопросам. Иногда полезно выслать ученикам набор ссы­лок на образовательные ресурсы из сети Интернет или специаль­но подготовленную веб-страницу со ссылками по изучаемой теме, так называемый веб-квест.

6. Управление педагогом дискуссиями. Дистанционный учитель организует дискуссию по изучаемой проблеме, управляет дискус­сиями между учащимися в рамках изучаемой темы в соответствии с поставленными учебными задачами в режиме различных видов телеконференций. Дискуссия может проходить в режимах веб-фо­рума, е-тай-конференции, чат-дискуссии.

7. Ученики задают учителю вопросы. Ученики могут задавать педа­гогу вопросы как частным образом, посылая ему электронное пись­мо, общаясь с ним в реальном времени (например, в отдельном «окне» во время коллективного чат-занятия), так и публично, зада­вая свои вопросы и высказывая суждения в общем списке рассылки.

8. Вопросы ученика другому ученику. Ученик может спросить что-либо у другого ученика или у всех виртуальных одноклассников. Дистанционный педагог регулирует этот процесс сообразно учеб­ным целям, вносит свои комментарии и задает вопросы. Возмож­но и свободное электронное общение учеников друг с другом в удобное для них время, поскольку адреса каждого из них, как правило, общедоступны для всего виртуального класса. Обычные для традиционного обучения «записочки» между детьми и те воз­можны благодаря телекоммуникациям.

9. Прослеживание педагогом реакции ученика и выражение своей. В режиме видеоконференции педагог отмечает реакцию ученика на текущую проблему или на задаваемый вопрос. Для обозначения эмоционального состояния в текстовых электронных телекомму­никациях применяются так называемые «смайлики» — рожицы, создаваемые с помощью значков клавиатуры, например: значок:-) означает улыбку,;-) — подмигивание,:-(— огорчение.

10. Оценивание педагогом ученика. Дистанционный учитель оце­
нивает работу ученика во время проведения дистанционного за­
нятия, а также его домашние работы, выполненные тесты, твор­
ческие проекты и исследования с помощью любого из дистанци­
онных и телекоммуникационных средств. Так, в режиме чат-кон­
ференции по реакции учеников на вопросы рефлексивного ха­
рактера оценивается степень усвоения изучаемого материала.

Дистанционные эвристические олимпиады. Наиболее интенсив­ной, массовой и успешной сетевой формой творческого развития школьников являются дистанционные эвристические олимпиады. Такие олимпиады проводятся по всем общеобразовательным пред­метам, в них принимают участие десятки тысяч школьников с I


по XI класс. Основой дистанционных эвристических олимпиад являются открытые задания, не имеющие однозначных решений и ориентированные на создание учеником нового для него обра­зовательного продукта.

Продукция участников олимпиад разнообразна: идея, текст, рисунок, схема, символ, знак, способ, опыт, конструкция, пре­образованная информация и т. п.

Олимпиадное задание может быть метапредметным, например: «Проведите комплексное исследование трех объектов: слова "пру­жина", идеи пружины и самой пружины»; или отнесенным к кон­кретному учебному предмету, например: «Составьте периодичес­кую таблицу геометрических элементов. Сформулируйте и запи­шите положенные вами в основу таблицы признаки периодично­сти».

Участники сетевых эвристических олимпиад испытывают яр­кие переживания в процессе творчества, в отзывах они рассказы­вают о влиянии олимпиад на свое развитие.

Приведем рефлексивные суждения учеников и их учителей о результатах, полученных во время дистанционных олимпиад.

«Больше всего мне понравилось составлять рассказ про спор точки и запятой. Когда я начала придумывать правила для русского языка, я за­труднялась. Когда я затруднялась, я чувствовала больше интереса» (Гор­бунова Аня, I класс, г. Олекминск — об интересе к сочинительству с эле­ментами русского языка, об увеличении своего интереса вследствие труд­ностей процесса нормотворчества).

«Я почувствовала себя Евклидом, создавая "Мой алгоритм". Я поняла, насколько разнообразен может быть ответ на одну и ту же задачу и сколь­ко существует подходов к ее решению» (Жукова Ирина,!Х класс, г. Ивано­во — отождествляет свою деятельность п деятельностью ученого).

«Это просто радость и изумление — каждый раз получать задания ва­ших олимпиад. Учителя ходят и удивляются — ну кто же их придумывает? Дети, первый раз участвующие в подобной олимпиаде, открывают пред­мет для себя заново, это как второе рождение. И сам, наблюдая за их ра­ботой, невольно начинаешь фантазировать, придумывать, творить» (Сви­стун Инна Владимировна, учитель школы № 109, г. Трехгорный — опреде­ляет открытые задания как новый и альтернативный подход к изучаемому предмету, говорит о влиянии творчества учеников на деятельность учите­лей).

«Я еще ни разу в своей жизни не видел, чтобы ребята так сосредоточе­но и самоотверженно работали... На олимпиадах наши ребята учатся вы­ражать мысль конкретно, обосновывая свою точку зрения» (Евсюков Де­нис Анатольевич, зам. директора лицея № 57, г. Тольятти — отмечает зна­чительный рост работоспособности учащихся при выполнении открытых заданий, отмечает роль эвристических олимпиад в развитии техники са мовыражения школьников).

«Когда я впервые внимательно ознакомилась с некоторыми детскими работами, я испытала состояние, которое можно назвать культурным шо-


 




ком, настолько необычны, неожиданны и глубоки они были. Необычность детских работ вызвала существенные метаморфозы даже в моем мировос­приятии, так что же можно говорить о детях, которые пришли на олимпиаду решать задачи и примеры, а открыли для себя новый мир!» (Липчанская Мария Анатольевна, Северо-Казахстанский государственный университет, г. Петропавловск — указывает на причинно-следственную связь между нео­бычностью заданий, ученических работ и мировосприятием учителя.)

Дистанционное профильное обучение. Дистанционное профиль­ное обучение — это особая форма сетевого продуктивного обуче­ния, которая разрабатывается и внедряется в Центре дистанци­онного обучения «Эйдос». Технология проведения дистанционных профиль-курсов для старшеклассников разработана с опорой на концепцию продуктивного обучения. В ее основе — личностная ориентация обучения, продуктивная деятельность участников кур­сов, организация их коммуникации, рефлексивное осмысление результатов. В настоящее время ведется дистанционное обучение учащихся гуманитарного, естественно-научного, технологического и иных профилей обучения.

Традиционно продуктивными формами сетевой учебной дея­тельности выступают дистанционные проекты. Вопросы, связан­ные с их разработкой и реализованные на практике, достаточно подробно описаны в научной и учебной литературе и не потеряли актуальности по сей день.

Перспективной организационной формой развития исследо­вательских способностей школьников являются выполнение и он-лайн-защита творческих работ. Впервые такая форма обучения была реализована в апреле 2004 г. на занятиях, называемых Эйдос-клае-сами. В течение месяца 55 учащихся I—XI классов, находящихся в разных городах, выполняли по специальному алгоритму творчес­кие и исследовательские работы, размещали их в сети, получали на них рецензии специалистов и одноклассников, а затем защи­щали свою продукцию в чат-режиме.

Анализ стенограмм проведенных онлайн-защит показал, что у детей проявляются умения и качества, которые в обычном обуче­нии не формируются (например, умение кратко письменно отве­тить на разворачивающуюся систему вопросов). При этом число вопросов и ответов при защите одной работы доходит до двух-трех десятков. Интенсивность онлайн-защит намного превышает их очные аналоги, и, соответственно, развитие творческих спо­собностей оказывается более действенным.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1656; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.