КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Нововведения на разных уровнях обучения 2 страница
- изучение объекта, относящегося к изучаемой теме;
- выявление и формулирование учеником проблем, относящихся к изучаемому объекту; - изучение учеником общекультурных достижений человечества по отношению к изучаемому объекту; - самоосознание личного опыта, знаний и эмоционально ценностных отношений ученика, обнаружившихся в процессе познания объекта и усвоения общекультурных знаний о нем. ЛИТЕРАТУРА Гузеев В. В. Инновационные идеи в современном образовании // Школьные технологии. — 1997. - № 1. Хуторской А. В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения. — М., 2003. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: научное издание. — М., 2005. Хуторской А. В. Современная дидактика: учебник для вузов. — СПб., 2001. Цыркун И.И. Методическая инноватика. — Минск., 1996. Шувалова В. Методическая работа в инновационной школе: системный подход // Народное образование. — 1998, — № 4. 7.3. Дистанционное обучение как штопания* Дистанционное обучение — одно из масштабных нововведений отечественной системы образования. В связи с интенсивным развитием информационных технологам возникают основания для необходимости пересмотра существующих подходов к образованию детей, которые будут жить в системе знаний и деятельное-тей, существенно отличающихся от тех, которые имеются сегодня. По мнению ряда экспертов, по мере развития информационных технологий на дистанционные формы образования будет отводиться до 40 % общего учебного времени, к тому же они будут сочетаться с традиционными формами очных занятий (40 %) и самообразованием (20 %). Из этого соотношения следует необходимость значительного усиления внимания к научно-педагогическим разработкам в области дистанционного обучения и образования. Это также обусловлено расширяющимся опытом дистанционной деятельности отечественных образовательных учреждений. Совсем недавно дистанционное обучение можно было считать лишь одной из форм обучения, которую сравнивали с заочной формой обучения. Теперь же, в связи с интенсивным развитием интернет-технологий и опытом их применения в школах, все ост- 1 В данном разделе используются данные, полученные в ходе научного анализа инновационного опыта центра дистанционного образования «Эйдоо. рее возникает потребность в решении проблем методологического, философского, исихолого-педагогического плана, не говоря уже о вопросах дидактики и воспитания. Понятие «дистанционное обучение» влечет за собой необходимость включения в педагогический тезаурус таких понятий, как «дистанционное образование» и «интернет-образование». Изменение традиционной модели взаимодействия «учитель— учащийся» привело к тому, что появились очные и дистанционные субъекты учебного процесса с новыми функциями, нуждающимися в соответствующих условиях реализации («дистанционный учитель», «дистанционный ученик», «локальный координатор», «модератор» и др.). Преимущества дистанционного обучения. Дистанционное обучение — это обучение, при котором удаленные друг от друга субъекты обучения (ученики, преподаватели, тьюторы, модераторы и др.) осущестаняют образовательный процесс с помощью средств телекоммуникаций (электронной или обычной почты, веб-ресурсов, видеосвязи и т.п.). Дистанционное обучение имеет перед очным обучением: - оперативные преимущества (преодоление пространства и времени, быстрая обратная связь); - информационные преимущества (доступность удаленных образовательных массивов); -коммуникационные преимущества (оперативностьвзаимодействия участников обучения); - педагогические преимущества (большая мотивация и интерактивность обучения); - психологические преимущества (более комфортные условия для самовыражения, снятие психологических барьеров очного общения);
- экономические преимущества (уменьшение затрат за счет экономии транспортных расходов, содержания помещений, сокращения «бумажного» делопроизводства); - эргономические (возможность индивидуального графика и темпа обучения, подходящего оборудования). Современное дистанционное обучение осуществляется в основном с помощью технологий и ресурсов сети Интернет. Обучение, в котором применяются технологии и ресурсы Интернета может: - быть полностью дистантным с использованием электронной -быть очно-дистантным, когда доля очных занятий в классе сопоставима с количеством дистантных занятий, проводимых удаленным от учеников педагогом; - дополнять очную форму по отдельным параметрам, напри
при этом используются материалы из сети Интернет, видеолекции с образовательных сайтов и другие интернет-ресурсы. Типы дистанционного обучения. Анализ особенностей дистанционного обучения и его прогнозирование на ближайшее будущее позволяют выделить, по крайней мере, пять типов дистанционного обучения, отличающихся между собой по степени дистанционное™, индивидуализации и продуктивности: Тип 1 — «школа— Интернет». Дистанционное обучение решает задачи обучения в традиционной школе. Ученики вместе с учителем взаимодействуют с удаленной от них информацией, различными образовательными объектами, иногда с учениками из других школ и специалистами в изучаемых областях. Тип 2 — «школа—Интернет—школа». Дистанционное обучение дополняет очное обучение и интенсивно на него влияет. Оно охватывает учеников и педагогов двух и более очных школ, находящихся в одном или нескольких городах (странах), которые участвуют в общих дистанционных образовательных проектах. Тип 3 — «ученик— Интернет—учитель». Дистанционное обучение частично заменяет очное обучение. Ученики обучаются в обычной школе, но кроме реальных, живых педагогов с ними эпизодически или непрерывно работает удаленный от них «виртуальный» учитель. Занятия проводятся с помощью е-тай, сЬа1, веб-ресурсов и имеют целью углубленное изучение какого-либо предмета или темы, подготовку к поступлению в вуз и т.п. Формы занятий — дистанционные курсы, семинары, консультации. Тип 4-- «ученик—Интернет—центр». Дистанционное обучение сопоставимо с очным обучением. Дистанционное обучение служит в данном случае средством индивидуализации образования. Задача телекоммуникационных технологий — усилить личностную ориентацию обучения, предоставить ученикам выбор в формах, темпах и уровне их общеобразовательной подготовки. Не всегда обычная школа готова предложить своим ученикам такие возможности. В таком случае ученики (один или несколько, не обязательно из одной школы) обучаются в дистанционном центре, имеющем дополнительные возможности для раскрытия их творческого потенциала и учета индивидуальных особенностей. Дистанционное обучение выступает здесь в качестве основного или сопоставимого по объему с невиртуальным обучением. Тип 5 — «ученик—Интернет». Дистанционное обучение выполняет функции распределенного в пространстве и во времени образования. Ученик обучается не в одной очной или дистанционной школе, а сразу в нескольких. Комплексная образовательная программа ученика составляется таким образом, что разные образовательные предметы изучаются им в различных учреждениях или у разных педагогов. Координирующую роль в этом случае играет обычное или дистанционное учебное заведение, или родите- ли ученика. Дистанционное обучение этого типа можно назвать распределенным обучением. Оно позволяет учитывать личностные особенности и цели ученика, выстраивать его индивидуальную образовательную траекторию в каждой образовательной области или учебном предмете. Школа в этом случае приближается к индивидуальным потребностям каждого ученика и трансформируется в персональный образовательный центр, включающий индивидуальные настройки, собственную обновляемую базу данных по основным и дополнительным учебным дисциплинам, интерактивные образовательные программы, связанные с образовательными ресурсами сети Интернет. Принципы дистанционного обучения. Теоретическое осмысление деятельности Центра дистанционного образования «Эйдос», осуществляющего обучение школьников с 1998 г., позволило установить следующие принципы дистанционного обучения, обеспечивающие его личностную ориентацию и креативность. 1. Принцип создания дистантными учащимися образовательной продукции в изучаемых предметах и образовательных областях. Основой дистанционного обучения творческого типа является предполагаемый образовательный продукт, который будет создан учащимися. Если изначально ясно, какого рода, в какой форме и за какой срок учащиеся создадут новый для них результат, то этот предвосхищаемый результат и является целью, определяющей специфику всего дистанционного учебного процесса. 2. Принцип соответствия внешнего образовательного продукта ученика его внутренним личностным приращениям. Об образованности человека судят по внешним проявлениям его внутреннего мира. Система контроля позволяет достаточно адекватно выполнить диагностику образовательного приращения в сознании ученика. Этот принцип предполагает, что для оценки результатов дистанционного обучения ученик должен выполнить как минимум два образовательных продукта на одну тему, например, в начале и в конце изучения темы. 3. Принцип приоритета деятельностного содержания перед информационным. Содержание образования обычно концентрируется в единообразных источниках — учебниках и пособиях, основное назначение которых — трансляция ученикам отобранного содержания. Возрастание объема образовательных интернет-ресурсов, возможность доступа к мировым культурно-историческим достижениям человечества способствуют изменению роли содержания образования. Акцент в данном случае переносится на деятельность ученика, на технологию, с помощью которой он создает необходимую образовательную продукцию. 4. Принцип креативного характера учебной деятельности. Креативные информационные технологии привлекают учащихся возможностью совершения собственных действий, требующих быст-
роты и смекалки. Интерактивность образовательных массивов предполагает более тесную их интеграцию с образовательными технологиями. 5. Принцип индивидуальной образовательной траектории учащихся в открытом образовательном пространстве. Дистанционные формы подбора и структурирования содержания образования позволяют использовать данные из разных информационных источников, что значительно расширяет потенциальную образовательную среду. Например, применение в качестве учебных пособий «веб-квестов» — тематически подобранных гипертекстовых материалов со ссылками на локальные или глобальные ресурсы, позволяет ученикам максимально индивидуализировать образовательную траекторию обучения. 6. Принцип соответствия образовательных процедур телекоммуникационным формам и технологиям. Каждая форма дистанционных телекоммуникаций имеет свою специфику, накладывающую ограничения на образовательный процесс. И наоборот, необходимость применения тех или иных образовательных технологий требует поиска адекватных им телекоммуникационных средств и информационных технологий. Например, для индивидуальных занятий интенсивность взаимодействия тьютора и учащегося не так важна, поэтому для обеспечения занятий достаточно возможностей электронной почты. Для дистанционных занятий в группе, где количество и качество образовательных взаимодействий определяет эффективность всего обучения, более приемлем режим телеконференций. 7. Принцип открытой коммуникации по отношению к создаваемой дистанционными учащимися образовательной продукции. Возможность демонстрации учениками продуктов своей образовательной деятельности увеличивает число потенциальных веб-зрителей, что создает широкие возможности для обсуждения, развития и экспертной оценки творческих достижений дистантных учащихся. Видя свою работу опубликованной в сети, ученик заявляет собственную позицию в данной образовательной области, становится автором научного, художественного или иного произведения. 8. Принцип приоритета деятельностных критериев оценки результатов дистанционного обучения перед информационными. Проверке подлежат не информационные, а деятельностные результаты обучения. Очный зачет или дистантный экзамен для учащихся строится на рефлексивных вопросах и заданиях типа: «Опишите способы достижения полученных вами результатов». Подобная система контроля оценивает не столько материализованный продукт учащегося, например, реферат, который может быть взят из многочисленных «коллекций рефератов» в сети Интернет, сколько личную деятельность ученика, характеризующую его внутренние образовательные приращения. Средства дистанционных коммуникаций. Наиболее распространенными техническими и программными средствами дистанционного обучения в настоящее время являются: -электронная почта (е-шай); - \\^\У-навигация по сети Интернет, поиск и просмотр вебсайтов; - тематические списки рассылки, электронные журналы, конференции 1)$епе1; - чат (от англ. сНа( — болтовня) -- обмен короткими сообщениями (переписка) в режиме реального времени (режим онлайн) на специальном сайте в Интернете; - 1С0 — система для оперативного общения (интернет-пейджер); - видеоконференции, позволяющие передавать звук и изображение; - активные каналы для подписки на веб-сайты; - веб-сервис: веб-конференции, доски объявлений, регистрационные формы, тесты, счетчики и другие приспособления на сайтах; - РТР-серверы и файловые архивы; - факсимильные услуги в Интернете; - 1Р-телефония в Интернете; -мобильный Интернет (доступ в Интернет с мобильного телефона, коммуникации с помощью <-тоде, ЕБОЕ, \Уар-протоко-ла и др.); - ятя-олимпиады, 8гп8-чаты. В дистанционном обучении участвуют различные субъекты: дистанционный педагог, педагог обычной школы (не всегда), технический инструктор, координатор или администратор дистанционного обучения, локальный (местный) координатор, авторы-разработчики учебных материалов. В дистанционной школе возможны классы двух типов: синхронные, работающие по одной программе с общим стартовым началом, и асинхронные, в которые учащиеся принимаются не одновременно, а в разное время в течение дня, недели, всего учебного года. Формы дистанционного обучения. Дистанционное обучение, осуществляемое на основе использования технологий и ресурсов сети Интернет, имеет ряд преимуществ и возможностей перед обычным обучением (более гибкие условия образования для детей одаренных, «трудных», с индивидуальными особенностями). Ученики из сельской школы могут иметь доступ к мировым культурным и научным ценностям, сосредоточенным в виртуальных библиотеках и на веб-сайтах. Телекоммуникационные технологии позволяют ученику дистантно общаться со сверстниками из других городов, участвовать в сетевых проектах и олимпиадах, консультироваться у высоко- квалифицированных специалистов, находящихся в любой точке мира. Главным компонентом дистанционного образования является технология работы ученика с информацией, а не сама информация. От школьника требуется не столько усвоение многообразных данных по изучаемому вопросу, сколько ориентация в них и собственная продуктивная деятельность, ведущая к созданию личностного содержания образования, которое выражается в изготавливаемых учеником веб-страницах, текстах и графике, результатах его сетевых чат-дискуссий и веб-форумов. При дистанционном обучении изменяются характеристики творческого продукта — появляются новая форма текста (Ыт-формат) представления информации (гипертекст). Размещение творческого продукта на сервере, представление и защита его в дистанционных телеконференциях помогают учащимся вырабатывать ответственность за конечный результат деятельности. Анализ результатов занятий более 70 тыс. школьников, осуществляемых Центром дистанционного образования «Эйдос», выявил эффективность следующих форм и видов дистанционного обучения: - дистанционных эвристических олимпиад. Их главная цель — -дистанционных проектов креативного типа. Образовательное взаимодействие дистанционных учащихся организуется для решения творческих задач. В число таких задач могут войти, например, создание и описание своего виртуального жилища («Мой виртуальный дом»), составление гипертекстового генеалогического древа своего рода («Моя родословная»), исследование необычных явлений природы, общества, человека («Феномен»); - дистанционных курсов для школьников и педагогов. Данные курсы проводятся по оргдеятельностной методике. Их цель — развитие креативного направления в обычном и дистанционном обучении; - конкурсов на лучшего дистанционного учителя, ученика, школы, дистанционные августовские телеконференции; - научных исследований в области дистанционного образования, помощь учебным заведениям в организации экспериментальной работы и диссертационных исследований педагогов, использующих телекоммуникации; - издания тематических электронных списков рассылки, выпуска электронного образовательного журнала. Согласно творческой ориентации дистанционного обучения оцениваются прежде всего процесс обучения, его характер, особенности взаимодействия учащегося с педагогом, индивидуаль- ная траектория освоения изучаемых тем, степень отличия предъявляемых результатов от стандартных и общедоступных. Специфика дистанционного обучения. Современные средства телекоммуникаций не только предоставляют дистанционные аналоги учебным контактам, но и в ряде случаев существенно расширяют их возможности. Рассмотрим подробнее приемы дистанционного обучения. 1. Использование учебного материала. У педагога есть возмож - пересылается по обычной почте в виде определенного комплекта, куда могут входить СО-КОМ или дискета, аудиокассета, видеокассета, «бумажные» пособия (кейс-технология); - пересылается по электронной почте в архивированном файле — сразу или по частям на протяжении учебного процесса; - размещается на образовательном сайте дистанционного учреждения для доступа к нему всех зарегистрированных учащихся; - оформляется в виде веб-квестов со ссылками на необходимый материал в сети Интернет; - ученику предоставляется доступ в одну или несколько электронных библиотек.
2. Использование диагностического материала. Дистанционный педагог и ученик обмениваются по электронной почте всевозможными тестами, контрольными заданиями, учетными табелями, листами оценок. Все это размещено на образовательном сервере и доступно как учителю, так и ученикам в соответствии с установленными для них допусками (например, каждый ученик имеет пароль для входа в соответствующие разделы сайта). Учитель дает ученикам домашнее задание, проводит консультации по его выполнению. 3. Использование наглядных материалов. Во время телекоммуникации в реальном времени преподаватель показывает ученикам слайды, картинки, графику и т.п., проводит виртуальную экскурсию по сети Интернет по заранее выбранным адресам. Ученики также обмениваются наглядными материалами между собой, что эффективно при подготовке докладов или коротких выступлений. Свои работы учащиеся размещают на сервере для доступа других учеников и педагогов или для общего открытого доступа всем желающим. Этим процессом дистантно управляет педагог. 4. Вопросы педагога ученикам. Преподаватель задает ученикам вопросы как в режиме электронной конференции, так и в реальном времени в режиме 1С0, чат или видеоконференций. При этом он задает вопросы как одному из учеников, так и всей группе сразу.
5. Объяснение педагогам материала. Педагог объясняет материал в одностороннем порядке или пересылает ученикам записи своих видеолекций, а также лекций своих коллег или специалистов по изучаемым вопросам. Иногда полезно выслать ученикам набор ссылок на образовательные ресурсы из сети Интернет или специально подготовленную веб-страницу со ссылками по изучаемой теме, так называемый веб-квест. 6. Управление педагогом дискуссиями. Дистанционный учитель организует дискуссию по изучаемой проблеме, управляет дискуссиями между учащимися в рамках изучаемой темы в соответствии с поставленными учебными задачами в режиме различных видов телеконференций. Дискуссия может проходить в режимах веб-форума, е-тай-конференции, чат-дискуссии. 7. Ученики задают учителю вопросы. Ученики могут задавать педагогу вопросы как частным образом, посылая ему электронное письмо, общаясь с ним в реальном времени (например, в отдельном «окне» во время коллективного чат-занятия), так и публично, задавая свои вопросы и высказывая суждения в общем списке рассылки. 8. Вопросы ученика другому ученику. Ученик может спросить что-либо у другого ученика или у всех виртуальных одноклассников. Дистанционный педагог регулирует этот процесс сообразно учебным целям, вносит свои комментарии и задает вопросы. Возможно и свободное электронное общение учеников друг с другом в удобное для них время, поскольку адреса каждого из них, как правило, общедоступны для всего виртуального класса. Обычные для традиционного обучения «записочки» между детьми и те возможны благодаря телекоммуникациям. 9. Прослеживание педагогом реакции ученика и выражение своей. В режиме видеоконференции педагог отмечает реакцию ученика на текущую проблему или на задаваемый вопрос. Для обозначения эмоционального состояния в текстовых электронных телекоммуникациях применяются так называемые «смайлики» — рожицы, создаваемые с помощью значков клавиатуры, например: значок:-) означает улыбку,;-) — подмигивание,:-(— огорчение. 10. Оценивание педагогом ученика. Дистанционный учитель оце Дистанционные эвристические олимпиады. Наиболее интенсивной, массовой и успешной сетевой формой творческого развития школьников являются дистанционные эвристические олимпиады. Такие олимпиады проводятся по всем общеобразовательным предметам, в них принимают участие десятки тысяч школьников с I по XI класс. Основой дистанционных эвристических олимпиад являются открытые задания, не имеющие однозначных решений и ориентированные на создание учеником нового для него образовательного продукта. Продукция участников олимпиад разнообразна: идея, текст, рисунок, схема, символ, знак, способ, опыт, конструкция, преобразованная информация и т. п. Олимпиадное задание может быть метапредметным, например: «Проведите комплексное исследование трех объектов: слова "пружина", идеи пружины и самой пружины»; или отнесенным к конкретному учебному предмету, например: «Составьте периодическую таблицу геометрических элементов. Сформулируйте и запишите положенные вами в основу таблицы признаки периодичности». Участники сетевых эвристических олимпиад испытывают яркие переживания в процессе творчества, в отзывах они рассказывают о влиянии олимпиад на свое развитие. Приведем рефлексивные суждения учеников и их учителей о результатах, полученных во время дистанционных олимпиад. «Больше всего мне понравилось составлять рассказ про спор точки и запятой. Когда я начала придумывать правила для русского языка, я затруднялась. Когда я затруднялась, я чувствовала больше интереса» (Горбунова Аня, I класс, г. Олекминск — об интересе к сочинительству с элементами русского языка, об увеличении своего интереса вследствие трудностей процесса нормотворчества). «Я почувствовала себя Евклидом, создавая "Мой алгоритм". Я поняла, насколько разнообразен может быть ответ на одну и ту же задачу и сколько существует подходов к ее решению» (Жукова Ирина,!Х класс, г. Иваново — отождествляет свою деятельность п деятельностью ученого). «Это просто радость и изумление — каждый раз получать задания ваших олимпиад. Учителя ходят и удивляются — ну кто же их придумывает? Дети, первый раз участвующие в подобной олимпиаде, открывают предмет для себя заново, это как второе рождение. И сам, наблюдая за их работой, невольно начинаешь фантазировать, придумывать, творить» (Свистун Инна Владимировна, учитель школы № 109, г. Трехгорный — определяет открытые задания как новый и альтернативный подход к изучаемому предмету, говорит о влиянии творчества учеников на деятельность учителей). «Я еще ни разу в своей жизни не видел, чтобы ребята так сосредоточено и самоотверженно работали... На олимпиадах наши ребята учатся выражать мысль конкретно, обосновывая свою точку зрения» (Евсюков Денис Анатольевич, зам. директора лицея № 57, г. Тольятти — отмечает значительный рост работоспособности учащихся при выполнении открытых заданий, отмечает роль эвристических олимпиад в развитии техники са мовыражения школьников). «Когда я впервые внимательно ознакомилась с некоторыми детскими работами, я испытала состояние, которое можно назвать культурным шо-
ком, настолько необычны, неожиданны и глубоки они были. Необычность детских работ вызвала существенные метаморфозы даже в моем мировосприятии, так что же можно говорить о детях, которые пришли на олимпиаду решать задачи и примеры, а открыли для себя новый мир!» (Липчанская Мария Анатольевна, Северо-Казахстанский государственный университет, г. Петропавловск — указывает на причинно-следственную связь между необычностью заданий, ученических работ и мировосприятием учителя.) Дистанционное профильное обучение. Дистанционное профильное обучение — это особая форма сетевого продуктивного обучения, которая разрабатывается и внедряется в Центре дистанционного обучения «Эйдос». Технология проведения дистанционных профиль-курсов для старшеклассников разработана с опорой на концепцию продуктивного обучения. В ее основе — личностная ориентация обучения, продуктивная деятельность участников курсов, организация их коммуникации, рефлексивное осмысление результатов. В настоящее время ведется дистанционное обучение учащихся гуманитарного, естественно-научного, технологического и иных профилей обучения. Традиционно продуктивными формами сетевой учебной деятельности выступают дистанционные проекты. Вопросы, связанные с их разработкой и реализованные на практике, достаточно подробно описаны в научной и учебной литературе и не потеряли актуальности по сей день. Перспективной организационной формой развития исследовательских способностей школьников являются выполнение и он-лайн-защита творческих работ. Впервые такая форма обучения была реализована в апреле 2004 г. на занятиях, называемых Эйдос-клае-сами. В течение месяца 55 учащихся I—XI классов, находящихся в разных городах, выполняли по специальному алгоритму творческие и исследовательские работы, размещали их в сети, получали на них рецензии специалистов и одноклассников, а затем защищали свою продукцию в чат-режиме. Анализ стенограмм проведенных онлайн-защит показал, что у детей проявляются умения и качества, которые в обычном обучении не формируются (например, умение кратко письменно ответить на разворачивающуюся систему вопросов). При этом число вопросов и ответов при защите одной работы доходит до двух-трех десятков. Интенсивность онлайн-защит намного превышает их очные аналоги, и, соответственно, развитие творческих способностей оказывается более действенным.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1694; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |