КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Она привязывает даже и менее избалованные судьбой поколения к их родине и родным обычаям»
С ростом общечеловеческой солидарности, с развитием в человечестве демократических тенденций, с успехами исторических знаний искусство захватывает все более и более широкие круги в пространстве и времени для перевоплощаемости художника»47. Мне представляется, что Лапшин выдает здесь желаемое за действительное. В начале мы, рассматривая социокультурные факторы актуализации проблемы «чужого Я», акцентировали внимание на том, что именно осознание «всеединства человечества» как в культурном (коэкзистенциальном), так и в историческом (эволюционном) плане заставляет поставить проблему «Другого», но при этом вовсе не предопределяет ее адекватного решения. Разрабатываемое Лап по-Данилевским понятие «чужой одушевленности» как исходное понятие его методологической системы можно соотнести с понятием «культурная личность», о которой пишет Рик-керт: «...негенерализируемое "духовное" единство жизни есть единство культурной личности, которая с точки зрения ее культурного значения замыкается в неделимое индивидуальное целое»48. 46 Лаппо-Данилевский А. С. Указ. соч. С. 463—464. 47 Лапшин И. И. О перевоплощении в художественном творчестве... С. 258 48 Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре//Культурология. XX век: Антология. М., 1995. С. 93. Но если Риккерт пишет только о том, что сущность индивидуальности может быть понята лишь «при помощи индивидуализирующего исторического метода», то Лаппо-Данилевский последовательно разрабатывает методологию воспроизведения «чужой одушевленности» в сознании исследователя. Принципиально важно и то, что под индивидуумом Лаппо-Данилевский понимает не только человека. Вводя в определение объекта исторической науки понятие «изменения» и рассматривая его как результат психического взаимодействия между средой и индивидуумом, исследователь подчеркивает, что понятия индивидуальности и среды могут быть более или менее широкими: под индивидуальностью может пониматься «группа народов, между собой родственных (или государств), или отдельный народ (или государство), или общественный слой, или город, или союз, или, наконец, отдельное физическое лицо»49, а среда должна мыслиться также «с индивидуальными особенностями, отличающими ее от какой-либо другой среды»50. Сформулировав понятие «коллективный индивидуум», Лаппо-Данилевский в качестве объединяющего фактора рассматривает единство воли, способность к единству целеполагания и действия для достижения цели. Ученый поставил задачу воспроизведения психики этого коллективного индивидуума. Не анализируя здесь проблему соотношения понятий «психика коллективного индивидуума» и «менталь-ность», отметим лишь, что идея Лаппо-Данилевского представляется не менее плодотворной хотя бы в силу констатации единства психики, и кроме того, — подчеркнем это еще раз — она выступает как исходный момент исследования, а не как одна из составных частей научной реконструкции действительности в системе «экономика — социальные отношения — ментальность». Лаппо-Данилевский сосредотачивает свои усилия на разработке строго научной теоретике-познавательной концепции точного, верифицируемого исторического знания. Рассматривая психологическое понимание человека как основную задачу гуманитаристики, а понимание человека прошлого (и шире — индивидуума, под которым может пониматься как отдельный человек, так и общность людей — в предельном смысле человечество) как задачу исторической науки, именно невозможностью полного воспроизведения «чужого Я» обусловливает Лаппо-Данилевский границы исторического, и в целом гуманитарного, познания. Он пишет: «...воспроизведение чужой одушевленности во всей ея полноте представить себе нельзя, хотя бы уже потому, что в таком акте всегда соучаствует то сознание, в котором чужая одушевленность воспро- 49 Лаппо-Данилевский А. С. Указ. соч. С. 323.» Там же. С. 321. изводится: "я" не могу перестать быть "я" даже в момент сочувственного переживания чужого "я". Такое переживание, ассоциирование и заключение по аналогии обыкновенно сводится к воспроизведению в себе не чужого "я", а более или менее удачной комбинации некоторых элементов его психики...»51. Но признание границ познаваемого в истории в связи с ограниченностью индивидуальным опытом исследователя возможностей воспроизведения «чужой одушевленности» не ведет к эпистемологическому пессимизму, поскольку методологический подход Лаппо-Дани-левского максимально отодвигает эти границы и расширяет поле строго научных гуманитарных исследований. Лаппо-Данилевский создает оригинальное учение о продуктах культуры — исторических источниках (фактически об источниках гуманитарного познания). Вспомним, что и В. Дильтей, и Н. Я. Грот отмечали необходимость пользоваться «предметными продуктами психической жизни» при воспроизведении «чужой одушевленности». С только что рассмотренной проблемой самым тесным образом связана и другая — индивидуализация исторического знания. Причем в двух смыслах: во-первых, усиливается его индивидуально-психологическое значение, во-вторых, нарастающее стремление осмыслить исторический процесс как единое целое сопровождается ростом понимания субъективного характера такого осмысления. Если попытаться выявить типологию индивидуально-психологического самоопределения человека в историческом пространстве культуры на рубеже XIX—XX вв., то имеет смысл в очередной раз обратиться к остроумному историософскому эссе Фридриха Ницше «О пользе и вреде истории для жизни». Напомним, что Ницше выделяет три типа исто-риописания: «монументальный» (описывающий выдающиеся примеры прошлого), «антикварный» (благоговеющий перед всем минувшим) и «критический» (привлекающий прошлое на суд истории). Принципиально важно для понимания обогащения функций исторического знания на рубеже XIX—XX вв. то, что, по мнению Ницше, тяготение к тому или иному типу историописаний имеет, кроме социокультурных, и индивидуально-психологические причины. Философ утверждает: «Каждый из существующих трех типов истории может законно развиваться лишь на известной почве и в известном климате, на всякой другой почве он вырождается в сорную траву, заглушающую здоровые побеги»52. 51 Лаппо-Данилевский А. С. Указ. соч. С. 313. " Ницше Ф. О пользе и вреде истории для жизни//Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. I. С. 174. В этом высказывании Ницше понятия «известная почва» и «известный климат» вовсе не обязательно воспринимать как фигуральные. Для этого достаточно вспомнить, какое значение, со времен Гердера и Гегеля, придавалось в историографии XIX в. географическому фактору культурного процесса. Именно географический (климатический) фактор лежит в основе гегелевского деления народов на исторические и неисторические. И рискнем предположить, вопреки духу историософии ницшеанства, что степень и характер востребованности того или иного способа историописания меняется от эпохи к эпохе. Однако не только от данного «состояния и периода» культуры зависит востребованность определенного способа историописания, но и от стремлений самого индивидуума. «Если человек, желающий создать нечто великое, вообще нуждается в прошлом, — пишет Ницше, — то он овладевает им при помощи монументальной истории; кто, напротив, желает оставаться в пределах привычного и освещенного преданием, тот смотрит на прошлое глазами историка-антиквария, и только тот, чью грудь теснит забота о нуждах настоящего и кто задался целью сбросить с себя какою бы то ни было ценою угнетающую его тягость [выделено мной. — М. Р.], чувствует потребность в критической, т.е. судящей и осуждающей, истории»53. Естественно, что обозначенные здесь общекультурный и индивидуально-психологический факторы взаимообусловлены. Механизм их связи можно гипотетически описать при помощи предложенного Э. Фроммом понятия «социальный характер». Еще в опубликованной в 1941 г. работе «Бегство от свободы» Фромм намечает механизм зависимости социального и индивидуального: «Образ жизни, обусловленный особенностями экономической системы, превращается в основополагающий фактор, определяющий характер человека, ибо властная потребность самосохранения вынуждает его принять условия, в которых ему приходится жить»54. Все три названные Ницше способа историописания сформировались на протяжении XVIII-XIX вв. и к рубежу XIX-XX вв. сохранили свою актуальность, хотя, конечно, претерпели некоторую модификацию. «Монументальный» способ историописания сохраняет свою популярность. Специфика его в XX в., на мой взгляд, состоит в том, что он в значительной мере идеологизируется, т.е. используется государством для внушения своим гражданам определенных идей, или иными словами — для выработки вполне определенного «социального характера». Хрестоматийные примеры — героизация Ивана Грозного 53 Ницше Ф. О пользе и вреде истории для жизни. С. 174. 54 Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1995. С. 25. и Петра Великого в эпоху сталинизма, обращение к образам Александра Невского, Дмитрия Донского во время войны, популярность Столыпина (правда, эта популярность почему-то не распространяется на такие понятия, как «столыпинский галстук» и «столыпинский вагон») у реформаторов последних лет. То, что Ницше называет «антикварной» историей, как мне представляется, формируется как феномен культурного бытия несколько позже, в связи с формированием исторического самосознания общества. Хотя истоки «антикварной» истории следует также, на мой взгляд, искать в рационализме и атеизме XVIII в. Если сомнения в религиозной морали ведут к поиску рациональных оснований нравственности и к требованию от научного исторического знания достоверных нравоучительных примеров, то сомнения в истинности религиозной картины мира ставят перед человеческой психикой еще одну проблему — проблему страха смерти. Здесь можно вспомнить страдания принца датского, а можно обратиться к исследованию Ф. Арьеса, убедительно показавшего изменения в отношении человека к смерти в ходе исторического развития55. На мой взгляд, именно «антикварная» историю берет на себя в значительной мере функцию преодоления страха ограниченности земного бытия. Заметим, что Ницше признавал практическую полезность «антикварного» историописания для обывателя, поскольку он «...озаряет скромные, суровые и даже убогие условия, в которых живет отдельный человек или народность, светом простого, трогательного чувства удовлетворения и довольства...»56. Эта мысль Ницше представляется мне весьма актуальной, поскольку в наше время, когда резко сменяются культурные стереотипы, такая история в определенной степени необходима, тем более что И здесь мы можем согласиться с Ницше, который считал печальной судьбу народа, «потерявшего преданность своему прошлому и ставшему жертвой неутомимых космополитических поисков новых форм»57. Итак, «антикварная» история порождает у обывателя чувство «укорененности» в истории. Это чувство также может использоваться в идеологических целях, но оно гораздо меньше поддается идеологизации. В силу этого к «антикварной» истории, по-видимому, тяготеет и краеведение, всплеск интереса к которому также наблюдается в последнее время. И не случайно первые из историков, кого репрессировала советская власть, были краеведы. Для возникновения того способа историописания, который Ницше называет «критическим» первым условием, является восприятие истории как процесса, заканчивающегося в настоящем. Но особо подчеркнем, что необходимо не просто некое целостное восприятие истории, а понимание того, что исторический процесс не полностью подвластен человеческой воле, в частности воле законодателя, а имеет свою внутреннюю логику развития. Итак, то, что мы вслед за Ницше можем назвать «критической» историей, на первый взгляд, вполне отвечает социальному запросу современного общества. Но вспомним, что Ницше находил изъяны в каждом из типов историописаний. Чем же опасна «критическая» история? Вскрывая механизм «суда над историей», Ницше показывает, что «критическая» история часто превращается в «...попытку создать себе a posteriori такое прошлое, от которого мы желали бы происходить, в противоположность тому прошлому, от которого мы действительно происходим...»58. Скептически настроенный читатель может возразить против слишком большого внимания, уделяемого нами построениям Ницше, которые, на первый взгляд, не оказали существенного влияния на историческое знание XX в.: оно по-прежнему стремилось к научности, к нравоучительности, к полноте охвата исторического бытия и к «суду над историей». Но неожиданно мы обнаруживаем любопытную перекличку с построениями Ницше в статье М. А. Бойцова «Вперед, к Геродоту!», дважды опубликованной в 1999 г. и активно дискутировавшейся профессиональным сообществом историков. Так, Бойцов утверждает, что «...тот конкретный, весьма специфический вид исторического знания, который принято называть исторической наукой и который преобладал в Европе в XIX в., уже не переживает кризис — он давно умер...»59. Ницше же характеризовал научное историческое знание, сложившееся к исходу XIX в., весьма нелестно: «Словно из неиссякаемого источника, изливаются на человека все новые и новые потоки исторического знания... Современный человек вынужден,,, всюду таскать с собой невероятное количество неудобоваримых камней знаний...»60. 55 См.: Арьес Ф. Человек перед лицом смерти: Пер. с фр. М., 1992. 56 Ницше Ф. Указ. соч. С. 175. 57 Там же. С. 175-176. 58 Ницше Ф. Указ. соч. С. 179. 59 Бойцов М. А. Вперед, к Геродоту!//Историк в поиске: ходы к изучению прошлого. М., 1999. С. 151. 60 Ницше Ф. Указ. соч. С. 180. Микро- и макропод- При существенном несогласии с общей концепцией Бойцова, мы все же согласимся с тем, что понимание прошлого часто зависит даже не столько от понимания настоящего, сколько от «воображаемого («предвидимого») будущего — это преодоление в нем страхов, пугающих нас в настоящем»^. Выше мы уже цитировали Ницше, который, характеризуя «критическую» историю, писал, что она призвана помочь сбросить «.угнетающую человека тяжесть». Обретенное понимание индивидуально-психологического значения исторического знания не могло не сказаться и на построении теорий исторического процесса. Они стали утрачивать свою категоричность, свои претензии на объективность, на естественно-научную точность.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 459; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |