КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопросы. Настоятельно рекомендуемая
Дополнительная Рекомендуемая Настоятельно рекомендуемая Гегель Г.-В.-Ф. Лекции по философии истории. СПб., 1993. 479 с. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. М., 1988. Гл. 1. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года//Маркс К. Социология. М., 2000. С. 177-324. Энгельс Ф. Анти-Дюринг: Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом. М., 1973. 483 с. Энгельс Ф. Карл Маркс//Маркс К., Энгельс Ф. Избр. произв.: В 3 т. М., 1979. Т. 3. С. 83-93. Энгельс Ф. Развитие социализма от утопии к науке//Там же. С. 127—167. Вильчек Вс. Прощание с Марксом: (Алгоритмы истории). М., 1993. 222 с. Маркс К. К критике гегелевской философии права: Введение//Маркс К. Социология. М., 2000. С. 157-176. Фромм Э. Из плена иллюзий: Как я столкнулся с Марксом и Фрейдом// Фромм Э. Душа человека. М., 1992. С. 299-374. Фромм Э. Концепция человека у К. Маркса/уТам же. С. 375-414. Фридрих Энгельс — Йозефу Блоху//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 37. С. 394—396. Рассел Б, История западной философии. М., 1993. Т. П. Гл. XX. Кант. С. 217— 233. Гл. XXII. Гегель. С. 245-260. Гл. XXVII. Карл Маркс. С. 297-305. Сартр Ж.-П. Проблемы метода: Пер. с фр. М.,1994. Гл. 1. Марксизм и экзистенциализм. С. 3—42. ТошДж. Стремление к истине: Как овладеть мастерством историка: Пер. с англ. М., 2000. Гл. 8. История и социальная теория. С. 185-218. Трельч Э. Историзм и его проблемы: Логическая проблема философии истории. М., 1994. Гл. III. Понятие исторического развития и универсальная история. С. 193-598. 1. Как и почему изменилось представление о задачах научного исторического знания на рубеже XVIII—XIX вв.? 2. Как меняется взгляд на социальную сущность человека на рубеже XVIII-XIX вв.? 3. Как вы понимаете credo историзма? 4. В чем Г.-В.-Ф. Гегель видит задачу исторического знания? 5. Чем, по мнению Гегеля, его подход к историческому познанию отличается от подходов «немецких профессоров»? Что такое «философская история»? 10-6867 6. Каковы взгляды Гегеля на человека как субъекта исторического процесса? 7. Как соотносятся социология и история в позитивизме? 8. Почему историческая теория Маркса—Энгельса называется «исторический материализм»? Задания *1. Опишите (более широко, чем это сделано в первом параграфе настоящей главы) изменения в социокультурном состоянии Европы и европейской ментальное™ на рубеже XVIII— XIX вв. Подумайте, как они могли повлиять на развитие исторического знания. *2. Сформулируйте принципы исторического исследования, вытекающие из credo историзма. 3. Сопоставьте взгляды Канта, Руссо, Гегеля и Маркса на социальную сущность человека. 4. Опровергните критиков философии истории Гегеля или дайте свою аргументированную критику его концепции. 5. Сопоставьте отношение Гегеля и позитивистов к историческому факту. 6. Сопоставьте исходную аксиоматику исторических теорий Канта и Маркса. 7. Опишите достоинства и недостатки исторической теории Маркса—Энгельса. Глава 3 XX век: от плюрализма к постмодерну О том, как формируется принцип признания «чужой одушевленности» и о его методологическом значении Об индивидуально-психологическом смысле изучения истории О том, как универсализация истории становится насущной необходимостью И о значении сравнительно-исторических исследований ...историческое и неисторическое одинаково необходимы для здоровья отдельного человека, народа и культуры. Фридрих Ницше ...в самой истории перспектива времени остается, быть может, еще в виде длительной, очень длительной истории человечества на едином теперь земном шаре. В этой перспективе каждый человек должен задать себе вопрос — какое место он там займет, во имя чего он будет действовать. Карл Ясперс Основное положение: на рубеже XIX—XX вв. изменение отношения к человеческой индивидуальности — принцип признания «чужой одушевленности» приобретает методологический смысл в историческом знании; историческая наука развивается под влиянием противоречивых тенденций; с одной стороны, необходимости глобализации исторических теорий, с другой — усиления индивидуально-психологической потребности в осмыслении исторического процесса. 1. Социокультурная ситуация рубежа XIX—XX вв. и философская проблема «чужого Я» На рубеже XIX — XX вв. актуализируется проблема теоретического осмысления истории человечества как единого целого, поскольку всеобъемлющие исторические перемены, масштабные социальные потрясения явили миру его тотальную взаимозависимость и заставили осознать ограниченность национальных историй, коими был столь богат XIX в. В начале прошлого века выдающийся русский ученый — историк, философ, методолог гуманитарного знания Александр Сергеевич Лаппо-Данилевский, размышляя о направлении эволюции человечества, пришел к выводу, что человечество по мере объединения своего сознания на основе сознавания абсолютных ценностей (а от- 'о- несение к ценности в философском ее понимании как критерий признания факта прошлого историческим — одно из оснований гуманитарного знания) все больше становится «великой индивидуальностью». В соотнесенности с философской концепцией «всеединства» формируется понятие «всеединое человечество». Заметим, что понятие «всеединство», необходимое для понимания концепций Лаппо-Данилев-ского и В. И. Вернадского, было не чуждо европейской философии предшествующего периода, но в русской философской мысли конца XIX — начала XX в. оно приобретает системообразующее значение. Разрабатываемое такими философами, как В. С. Соловьев, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский, Е. Н. Трубецкой, С. Л. Франк, Л. П. Карсавин, оно определило своеобразие российского философского дискурса этого времени. Кризис позитивизма в конце XIX в. преодолевался с идиографи-ческих позиций, наиболее последовательно обоснованных в немецкой неокантианской культурологической школе (Виндельбанд, Рик-керт). Хотя, как мы пытались обосновать, кризис позитивизма в историческом знании — это по сути кризис неподчинения исторического знания позитивизму. Проведенное немецкими культурологами Риккертом и Виндель-бандом в конце XIX в. деление наук на номотетические (науки о природе, задача которых устанавливать законы) и идиографические (науки о культуре, задача которых описывать отдельные феномены и относить их к ценностям) очень быстро было переосмыслено как два подхода к построению исторического знания. Не останавливаясь здесь на сущностных различиях номотетического и идиографического подходов, отмечу лишь принципиально важное: если номотетические направления ставят задачу объяснения исторической действительности (отсюда и их прогностическая функция), то идио-графия преследует цель понимания культурно-исторических феноменов. Отсюда следует очевидное: идиография сохраняет гуманитарный характер исторического знания. Именно поэтому на ее путях сейчас и идет поиск выходов из кризиса объясняющих подходов. Но при всех ее преимуществах идиография, описывая феномены культуры как уникальные, принципиально не дает способов реконструкции целого. Выявим парадоксальную, на первый взгляд, оппозицию: хотя традиционная идиография не дает возможности объединения наших знаний об отдельных феноменах культуры (речь может идти, по-видимому, только о больших или меньших масштабах исследуемого явления; при этом макрообъект способен создать иллюзию целостного знания), но именно в рамках идиографии теоретически достижим строго научный подход к феноменам культуры. Дело в том, что если объяснений феномена может быть много, то адекватное понимание его возможно лишь одно. Это, с одной стороны, обосновывается теоретически при рассмотрении исторического факта как факта воздействия индивиду- альности на социальную среду, а с другой — может быть проиллюстрировано обыденным опытом восприятия человеческих поступков, каждый из которых объясняется по-разному (в зависимости от точки зрения объясняющего), а понимается только тогда, когда поймешь совершившего этот поступок человека. Как раз в это время — на рубеже XIX-XX вв. проблема понимания «Другого» («чужого Я») начинает осмысливаться принципиально по-новому: как сложная философская проблема. Итак, одной из проблем, активно разрабатываемых в философии конца XIX — начала XX в., была проблема «Другого», «чужого Я», существенно повлиявшая и на методологические поиски в историческом знании. А. С. Лаппо-Данилевский и И. И. Лапшин внесли наиболее существенный вклад как в философскую разработку этой проблемы, так и в исследование принципа признания «чужой одушевленности» в историческом познании. Их объединяет философская углубленность теоретических исканий, методологическая строгость построений. Но если Лапшин сосредоточил свое внимание на исследовании творческого процесса в целом — в философии, в науке, художественном творчестве, и на этом фоне поставил вопрос о специфике исторического познания, то Лаппо-Данилевский создал целостное методологическое учение в сфере исторического познания. Поскольку свою задачу я вижу не столько в воспроизведении взглядов Лапшина и Лаппо-Данилевского на обозначенную проблему, сколько в попытке понимания социокультурного и теоретико-познавательного смысла их построений, необходимо обратиться к тому философскому и социальному контексту, в котором формировались их концепции. Можно обозначить несколько причин актуализации интереса к индивидууму в теоретике-познавательном смысле. Не имея здесь возможности подробно проанализировать их, остановимся на самых, на мой взгляд, существенных факторах, обнаруживающихся, с одной стороны, в социокультурной ситуации рубежа веков, а с другой — связанных с развитием науки. Поскольку глобализация экономических и информационных процессов в мире на рубеже XIX—XX вв. приводит к пониманию взаимозависимости человечества, в философии сформировалось понятие «всеединое человечество», в историческом знании происходит расширение того, что А. Тойнби называет «умопостигаемое поле истории». Попытки осмыслить единство культурного бытия как в эволюционном (единство исторического процесса), так и в коэкзистенциальном плане (единство культуры) с необходимостью должны были привести к проблеме понимания иной культуры и философского воспроизведения «чужого Я». В конце первой трети XX в., в 1927 г., как бы подводя итоги культурного развития рубежа веков и размышляя о перспективах человечества, Фрейд приходит к выводу о том, что «центр тяжести переме- стился, по-видимому, с материального на душевное»1. Но заметим, что мысль о необходимости такого «смещения* высказывалась Н. Я. Гротом еще в 1889 г. Б программной статье журнала «Вопросы философии и психологии» Грот пишет о том, что на фоне бесспорно великих достижений «положительных наук»
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 376; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |