КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Там же. С. 375
Понятие о результате некоего действия, характеризующем изменение или, точнее, перемену, не само воздействие человеческого сознания на среду, а продукты такого воздействия и могут быть преимущественно названы историческими фактами». Лаппо-Данилевский и подчеркивает, что воздействие индивидуальности на среду «доступно чужому наблюдению только в его результатах»2*. Поскольку человеческая мысль доступна для восприятия, если она реализована, «выражена в каких-либо действиях или в их результатах, т.е. если она обнаружена и запечатлена в каком-либо материальном образе»29, постольку именно исторический источник в качестве объективированного проявления человеческой психики позволяет исследователю в ходе его интерпретации «перевоспроизвести в себе то именно состояние сознания, которое ему нужно для научного объяснения изучаемого им объекта». Лаппо-Данилевский особо подчеркивает, что представление об источнике познания в сфере идиографических наук должно включать понятие, во-первых, о «реальности данного объекта» и, во-вторых, о его «пригодности для познания другого объекта»™. Ученый подробно обосновывает понимание исторического источника как продукта культуры (в отличие от продукта природы). Историк признает исторический источник «... психическим продуктом, т.е. продуктом человеческого творчества в широком смысле слова; с такой точки зрения, например, он различает какой-либо ludus naturae от каменной поделки, в которой запечатлелось хотя бы слабое проявление человеческого творчества, или бессмысленные знаки — от начертаний первобытной письменности и т.п.»31. Лаппо-Данилевский категорически возражает против включения в понятие источников исторического познания природных явлений, тем самым подчеркивая различия мира природы и сферы культуры. Исторический источник — это только произведение человека или такой «...объект, значение которого объясняется лишь при помощи предпосылки чужой одушевленности, обнаружившейся в его осо-
!S Лаппо-Данилевский А. С. Методология истории. С. 325. 29 Там же. С. 373. 30 Там же. С. 366. 31 Там же. С. 356. бенностях, в таком смысле произведение человека или результат его деятельности следует признать психическим продуктом»". Из «добытого» (выражение Лаппо-Данилевского) ученым определения; «исторический источник есть реализованный продукт человеческой психики, пригодный для изучения фактов с историческим значением»33, — выводится ряд следствий методологического характера. Во-первых, исторический источник, понимаемый как реализованный продукт человеческой психики на основании принципа «признания чужой одушевленности», уже есть исследовательское построение, поскольку «то психическое значение, которое историк приписывает материальному образу интересующего его источника, в сущности не дано ему непосредственно, т.е. недоступно его непосредственному чувственному восприятию». Историк «построяет психическое значение материального образа источника, заключая о нем по данным своего опыта». Во-вторых, исторический источник как продукт психики есть «результат творчества (в широком смысле) как индивидуального акта», при этом, если продукт культуры выступает как результат массового творчества (язык, народная песня), его и в этом случае можно признать индивидуальным, исходя из понятия о коллективной индивидуальности и противополагая творчеству другого коллективного индивидуума (народа, города, группы). Кроме того, если учесть влияние среды на творца, можно сказать, что «каждый источник /сть индивидуализированный результат творчества данной общественной группы или данного лица». Понятие об «индивидуальности источника» постоянно используется в его интерпретации. В-третьих, принципиально важным понятием является понятие о «телеологическом единстве источника, т.е. о единстве его с точки зрения его назначения». Творческий акт как сознательное целенаправленное действие придает единство источнику: «исто wwc— целое телеологическое с точки зрения его цели, т.е. цели творца». Представление о цели создания произведения культуры есть основе его понимания. Таким образом, продукт культуры (исторический источник) выступает в концепции Лаппо-Данилевского как интегрирующее начало гуманитарного знания, целостность которого не конструируется из отдельных частей (экономика — социальные отношения — культура), а выводится из единого основания — принципа «признания чужой одушевленности». Продукт культуры (в его отличии от продукта природы) выступает как общий объект исследования разных, имеющих 32 Лаппо-Данилевский А. С, Указ. соч. С. 373. собственный предмет гуманитарных и общественных наук, что является основой их интеграции в рамках гуманитаристики. Одновременно продукт культуры как объективно данное, инвариантное запечатле-ние «одушевленности» своего творца является основой строгой научности гуманитарного знания. Мы можем констатировать, что культурологическая концепция Лаппо-Данилевского близка к немецкой «неокантианской» культурологии, один из основоположников которой Г. Риккерт писал: «Противоположностью природе... является культура, как то, что или непосредственно создано человеком, действующим сообразно оцененным им целям, или оно уже существовало раньше, по крайней мере, сознательно взлелеяно им ради связанной с ним ценности»34. В концепции Лаппо-Данилевского мы также обнаруживаем про-тивополагание природы и культуры, понимание роли сознательного действия человека в культурном процессе, признание принципа ценности как критерия для включения отдельного факта в культурное целое. Среди этих факторов исключительную роль в культурно-историческом процессе Лаппо-Данилевский приписывал волевому воздействию человека на социальную среду, разделяя взгляды другого видного немецкого культуролога В. Виндельбанда, который утверждал:
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 436; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |