КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Рекомендуемая
Материальное само по себе, то есть в оторванности своей не важно. Оно всегда символично и в качестве такового необходимо для историка во всей своей материальности. Оно всегда выражает, индивидуализирует и нравственное состояние общества, и его религиозные или эстетические взгляды, и его социально-экономический строй»50. Для советской исторической науки идеалистическая концепция Лаппо-Данилевского была абсолютно неприемлема. В какой-то мере удавалось сохранять и передавать его идеи в практике преподавания источниковедения, дипломатики, вспомогательных наук истории в Историко-архивном институте. Дело в том, что если идеологизированной советской исторической науке высокий профессионализм был не нужен и даже опасен, то архивное дело как отрасль государственного управления без него не могло обойтись. Поэтому Историко-ар-хивный институт, основанный в 1930 г. и долгое время существовавший в системе НКВД, постепенно превращается в своего рода убежище профессионализма в исторической науке. В 30—40-е годы здесь 47 Карсавин Л. П. Указ. соч. С. 90-95. 48 Там же. С. 99. «Тамже. С. 100. 50Тамже. С. 101. получили редкую возможность преподавать лучшие научные силы: Ю. В. Готье, С. Б. Веселовский, В. И. Пичета, П. П. Смирнов, В. К. Лукомс-кий, И. Ф. Колесников, М. Н. Тихомиров, С. А. Никитин, И. И. Полосин, А. Н. Сперанский, Н. В. Устюгов и другие ученые и среди них ученик и последователь А. С. Лаппо-Данидевского А. И. Андреев. Но и в самом Историко-архивном институте (правда, не без вмешательства вышестоящих партийных инстанций) разыгрались баталии вокруг наследия Лаппо-Данилевского, особенно острые в период идеологических кампаний второй половины 40-х годов. Что же конкретно отличает источниковедческую школу, восходящую к наследию Лаппо-Данилевского, которой удалось сформироваться в условиях, во-первых, сильнейшего давления со стороны идеологизированного преподавания истории и, во-вторых, постоянного вытеснения гуманитарных дисциплин так называемыми «архивными», основное содержание которых составляла технология архивной работы. Остановимся лишь на трех принципиальных моментах: определение понятия «исторический источник» (предмет исследования), структура источниковедческого анализа (метод исследования), роль сознания исследователя в процессе исторического познания (методология). Системообразующее значение для любой научной дисциплины имеет определение ее предмета, понимание природы которого во многом обусловливает и метод исследования. Если в советской исторической науке господствовало (да и во многом продолжает удерживать позиции) определение: исторический источник — это все, откуда можно получить информацию о развитии человеческого общества, — то в рамках данной парадигмы исторический источник рассматривается как произведение, созданное человеком в его деятельности, как продукт культуры (в широком понимании). Различия этих двух подходов к определению предмета источниковедения вполне очевидны. В рамках первого из них не определяется природа исторического источника, его субстанция, а лишь обозначается функция (служить в историческом познании) некого неизвестного предмета или явления. В рамках второго акцент делается на понимание психологической и социальной природы исторического источника, которая и обусловливает его пригодность «для изучения фактов с историческим значением». Обозначенные различия имеют глубокую методологическую основу, поскольку в конечном счете обусловлены разным пониманием объекта исторического познания. Первое определение исходит из посылки инвариантности исторического прошлого, его осуществлен-ности в определенных формах, что заставляет сделать это прошлое объектом исторического познания, а генеральным методом такого познания — все более и более точное моделирование этого единственно возможного прошлого. Если же историческое прошлое понимается как реконструкция историка, в основе которой лежит диалог его сознания (и психики в целом) с сознанием (и психикой) людей, прежде живших, то такой диалог начинается с понимания «Другого» (человека прошлого), объективную (овеществленную) основу для чего и дает «реализованный продукт человеческой психики» — исторический источник, который позволяет в ходе интерпретации перевоспроизвести «одушевленность» (психику, индивидуальность) своего творца. Разное понимание предмета источниковедения ведет к различиям в понимании и его метода. Лаппо-Данилевский, определяя исторический источник как «реализованный продукт человеческой психики, пригодный для изучения фактов с историческим значением», стремился путем интерпретации исторического источника понять его автора — человека прошлого и дальше на этой основе осуществлять историческое построение, т.е. осмысливать исторический факт в системе не только коэкзистенциального (сосуществующего), но и в первую очередь эволюционного целого, т.е. по сути с позиций современности выявить ценность и действенность факта и приписать ему историческое значение. Причемдля понимания концепции Лаппо-Данилевского важно постоянно помнить, что он разделял источниковедческое исследование и историческое построение только аналитически, прекрасно понимая неразделенность этих составляющих в процессе исследования. В рамках долгое время господствовавшей (по сути позитивистской) парадигмы исторический источник рассматривается лишь как хранилище нужных историку для выстраивания (реконструкции) инвариантного прошлого фактов. Именно из-за этого в господствовавшей как в науке, так и в преподавании парадигме источниковедческий метод часто подменялся техникой добывания «достоверной» информации. При этом метод собственно источниковедческого исследования исчезал. Признание единства метода источниковедческого исследования в источниковедческой школе Историке-архивного института ведет к целостному пониманию источниковедческого анализа, рассматриваемого как система исследовательских процедур, ни один из элементов которой не может быть опущен без ущерба для корректности конечного результата. В этой системе первостепенное внимание уделяется характеристике автора, обстоятельствам создания исторического источника, его значению в контексте породившей его действительности. И только исследование всего комплекса проблем, связанных с происхождением источника и его функционированием в породившую его эпоху, позволяет перейти (еще раз подчеркнем: в аналитическом, а не во временном смысле) к интерпретации содержания и оценке информации. Отличительная черта источниковедческой парадигмы, восходящей к наследию Лаппо-Данилевского, в том, что в ней рассматривается не только соотношение источника и действительности, но и взаимодействие познающего субъекта и источника, при взаимосвязанном анализе этих аспектов. Особое внимание уделяется различению взглядов автора исторического источника, воззрений, сложившихся в ис- ториографии на разных этапах ее развития, и собственной точки зрения исследователя, без чего невозможен самостоятельный исторический синтез, но существует опасность неосознанного восприятия точки зрения, оценок, сложившихся в историографии в иную эпоху, в контексте другого эволюционного целого. Начинающий исследователь постоянно учился анализировать содержание собственного сознания, выявлять происхождение и структуру тех исторических представлений, которые у него складывались при знакомстве с историографией и в процессе собственной исследовательской работы. Как уже было сказано, в основе научно-педагогической школы лежит эпистемологическая концепция Лаппо-Данилевского. Но является ли методологическая школа Историко-архивного института лишь хранительницей традиции или все же, несмотря на идеологическое давление и иные сложности существования в жестких рамках «единственно верного» учения, ученые, принадлежащие к данному направлению, смогли достичь нового уровня исторических исследований? По-видимому, к существенным достижениям последних десятилетий следует отнести последовательную разработку видовой структуры корпуса исторических источников российской истории. Еще в конце 1930-х годов в учебниках, подготовленных на кафедре вспомогательных исторических дисциплин Историко-архивного института М. Н. Тихомировым и С. А. Никитиным, начинает реализовываться идея видового структурирования корпуса исторических источников и разработки видовых методик. В 1950—1960-х годах создается серия учебных программ, структурированных по видам исторических источников, и учебных пособий, обозревающих отдельные виды и рассматривающих видовую методику источниковедческого исследования51. Теоретическая разработка феноменологической парадигмы гуманитарного знания, осмысление эпистемологической концепции А. С. Лаппо-Данилевского в соотнесении с современными проблемами гуманитарного познания ведется в последние десятилетия О. М. Медушевской. Проведенные исследования логической структуры феноменологической парадигмы гуманитарного знания, теоретических основ источниковедения, видовой структуры корпуса исторических источников и отдельных видов исторических источников российской истории позволяют, на наш взгляд, сформулировать на основе эпистемологической концепции Лаппо-Данилевского и в рамках источниковедческого подхода критерий сравнительно-исторического исследования. Как было показано, методологическая концепция Лаппо-Данилевского, являясь по своим основаниям идиографической, рассматривает исторический факт не изолированно, а в контексте коэкзис-тенциального и эволюционного целого, что позволяет синтезировать Sl См.: Медушевская О. М. Источниковедение в России XX в.: Научная мысль и социальная реальность//Советская историография. М., 1996. С. 42-77. радиографический и номотетический подходы. Иными словами, историк преимущественно изучает индивидуальное воздействие индивидуума на среду с идиографической точки зрения, но для объяснения этого воздействия должен учесть воздействие среды на индивидуума с номотетической точки зрения, с которой он изучает действие «среды на индивидуумов в ея уравнительном значении, т.е. в той мере, в какой она производит такие изменения в психике индивидуумов (а значит и в их действиях, и в их продуктах), благодаря которым они делаются сходными в некоторых отношениях...». Это уравнительное, типизирующее влияние социальной среды (коллективного индивидуума) на индивидуальность, а значит, и особенности самой этой среды наиболее последовательно проявляются на уровне основной классификационной единицы источниковедения — вида исторических источников. Именно под влиянием унифицирующего воздействия социальной среды индивидуальные результаты реализации человеческой психики (продукты культуры) приобретают общие черты и могут быть названы собирательно: мемуары, периодическая печать и т.д. Итак, вид исторических источников репрезентирует формы человеческой деятельности, совокупность которых и составляет историю общества в определенный период. Именно поэтому эволюция видов исторических источников может выступать как критерий в сравнительно-исторических исследованиях. Подведем итоги: • осознание истории как целостного процесса в сочетании с наблюдениями над другими культурами, известными европейцам со времени Великих географических открытий, привело к построению стадиальных теорий исторического процесса, воплощающихся в виде образов «ступеней исторической лестницы» и «возрастов человечества»; • основная цель сравнительно-исторического исследования в этом случае — изучить иные социокультурные общности, как сосуществующие одновременно с проводящим исследование историком и доступные этнографическому описанию, так и уже исчезнувшие и доступные только историческому изучению, и на этой основе реконструировать начальные периоды собственной истории; ш такой подход разрушает единое историческое пространство, поскольку оставляет другие, неевропейские, народы как бы в ином коэкзистенциальном пространстве (на более низкой ступени исторического развития); • Гегель использует принцип сравнения по отношению к системообразующему фактору — созданию и изменению государства как в коэкзистенциальном, так и в историческом пространстве. Таким об- разом, он фактически выстраивает свою историческую теорию, проводя сравнение как в рамках коэкзистенциального, так и в рамках исторического целого, что будет свойственно наиболее разработанным концепциям только в XX в.; • теория общественно-экономических формаций К. Маркса и Ф. Энгельса как классическая стадиальная теория предполагает использование метода аналогий, но в этом сравнение опосредуется знанием законов общественного развития, социальной модели, которая и служит образцом для сравнений; • в конце XIX в. была осмыслена методологическая оппозиция «номотетика — идиография»; номотетические подходы как типизирующие нацелены в первую очередь на выявление общего, а идиогра-фические как индивидуализирующие — на выявление особенного; • в концепции Н. И. Кареева осмысление оппозиции помологических и идиографических подходов привело к разграничению сравнительно-социологического и сравнительно-исторического исследования; • социальные изменения начала XX в. ведут к принципиальным изменениям целей исторического познания; в силу интеграционных процессов в развитии общества в новейшее время и историческая наука начинает преодолевать национальные границы; ее объектом становится «всеединое человечество»; системное постижение целого невозможно без компаративного анализа его составляющих, что обусловливает значение сравнительно-исторического метода в построении исторического метанарратива; • теоретике-познавательная концепция А. С. Лаппо- Данилевского, интегрирующая идиографический и номотетический подходы в историческом познании, позволяет предложить метод сравнительно-исторического исследования, основанный на сопоставлении корпуса исторических источников, порожденных разными культурами. Литература Настоятельно рекомендуемая Кареев Н. И. Историка (Теория исторического знания). Пг., 1916. 231 с. Февр Л. От Шпенглера к Тойнби//Февр Л. Бои за историю. М., 1991. С. 72-96. Шидер Т. Возможности и границы сравнительного метода в исторических науках//Философия и методология истории: Сб. ст. М., 1977. С. 143—167. Эмар М. История и компаративизму/Европейский опыт и преподавание истории в постсоветской России: Материалы из цикла семинаров «Поддержка региональных инноваций в программах и методах преподавания истории». М., 1999. С. 70-82. Дополнительная Румянцева М. Ф. Методология истории А. С. Лаппо-Данилевского и современные проблемы гуманитарного познания//Вопросы истории. 1999. №8.0.138-146.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 388; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |