Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лаппо-Данилевский А. С. Указ. соч. С. 408




Философия культуры есть постольку имманентное мировоззре­ние, поскольку она по существу своему необходимо ограничивается миром того, что мы переживаем как нашу деятельность»35.

Но Лаппо-Данилевский обогатил культурологию XX в. учением о произведениях культуры как источниках гуманитарного познания, заложив основы строгой научности гуманитаристики и обосновав ре­альную основу интеграции знаний о человеке.

Воспроизведение «чужой одушевленности» достигается главным образом в процессе интерпретации исторического источника. Лаппо-Данилевский детально разрабатывает интерпретационные процедуры в фундаментальном труде «Методология истории». Он определяет ин­терпретацию как «общезначимое научное понимание исторического ис­точника»*6. Понимание автора в процессе интерпретации историчес­кого источника лежит в основе любого исторического исследования, поскольку, только правильно поняв источник, историк может уста­новить, «знание о каком именно факте он может получить из данного источника». В противном случае исследователь не может быть уверен в

54 Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре: Пер. с нем. М., 1998. С. 55.

35 Виндельбанд В. Философия культуры и трансцендентальный идеализм//Кул ь-турология. XX век: Антология. М., 1995. С. 67.

том, что он «не приписывает источнику продукта своей собственной фантазии».

Лаппо-Данилевский считал, что исследователь в первую очередь должен стремиться выяснить, какое значение автор придавал своему произведению.

«Идеальная интерпретация источника, — пишет Лаппо-Данилевский, — разумеется, состояла бы в том, чтобы истолкователь достиг такого состояния сознания, при котором он мог бы самопроизвольно обна­ружить его в произведении, тождественном с данным, и при котором он, значит, мог бы понимать его, как свое собственное...»37.

Соглашаясь с Лаппо-Данилевским в том, что целью научной ин­терпретации является достижение общезначимого знания, мы не мо­жем разделить его представление об идеале интерпретации. Мы уже отмечали, что Лаппо-Данилевский считал, что рефлексия собствен­ного сознания является основой понимания «чужого Я». Против этого невозможно возражать, но представления Лаппо-Данилевского явно находятся на дофрейдовской стадии гуманитарного знания. Лаппо-Данилевский, по-видимому, разделял уверенность многих своих со­временников в возможности полной рефлексии содержания собствен­ного сознания. Именно поэтому границы исторического познания Лаппо-Данилевский обусловливает невозможностью полного воспро­изведения чужой психики. Не будем здесь останавливаться на учении 3. Фрейда и не менее важной для гуманитарного познания концепции К. Юнга. Заметим лишь, что Фрейд показал, что структура психики сложна и она не полностью доступна самопониманию. То есть иссле­дователь, исходя из собственной психики при воспроизведении «чу­жого Я», сам себя до конца не понимает. Отсюда можно сделать пес­симистичный вывод: интерпретаций произведения культуры столько же, сколько интерпретаторов (и даже больше, поскольку один чело­век может по-разному интерпретировать произведение), все интер­претации равноправны (в том числе и авторскат) и, следовательно, говорить об «общезначимом» понимании не приходится.

Но возможно и другое направление размышлений, Исследователь, находясь в иной точке эволюционного пространства, имеет возмож­ность воспринимать исторический источник в контексте всей поро­дившей его культуры и, следовательно, понять его глубже, чем пони­мал автор.

Лаппо-Данилевский выделяет четыре метода интерпретации — пси­хологический, технический, типизирующий и индивидуализирую­щий — и обращает внимание на необходимость их сочетания в разных комбинациях в зависимости от особенностей исследуемого истори-

37 Лаппо-Данилевский А. С. Указ. соч. С. 409.

14-6867

ческого источника. Мы же обратим особое внимание на типизирую­щий метод интерпретации, в ходе реализации которого исследователь воссоздает целостность культуры, породившей тот или иной истори­ческий источник. Лап по-Данилевский пишет, что историк, для того

чтобы «придать толкованию источника более исторический харак­тер... исходит из понятия о том культурном типе, к которому источ­ник относится, и сообразно с ним понимает его содержание»18.

При этом культуру Л апп о-Дан иле веки и рассматривал как в коэк-зистенциальном («состояние культуры»), так и в эволюционном («пе­риод культуры») плане и в соответствии с этим разделял системати­ческую и эволюционную интерпретацию. В целом типизирующий ме­тод интерпретации дает историку возможность «с систематической или эволюционной точки зрения выяснить те родовые признаки источника, которые объясняются реальной его зависимостью от среды, т.е. от дан­ного состояния или периода культуры...»39. Таким образом, типизирую­щая интерпретация, с одной стороны, создает условия для индивиду­ализирующей, в ходе которой исторический источник рассматрива­ется как «продукт более или менее цельной индивидуальности», а с другой — позволяет воссоздать эволюционную и ко экзистенциальную целостность культуры, что в свою очередь создает основу для адекват­ного понимания социальных и культурных феноменов. По сути имен­но типизирующая интерпретация позволяет понять исторический ис­точник глубже, чем понимал его автор.

Нельзя сказать, что другие исследователи игнорировали проблему культурного целого. В философской литературе мы обнаруживаем раз­нообразные подходы к ее постановке и решению. Например, Лап­шин, опровергая одну из форм солипсизма — иллюзионизм, замеча­ет, что




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 430; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.