Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ. Выработка схем и их сочетаний, необходимых для обозначения тех или других понятий, является задачей не науки




Выработка схем и их сочетаний, необходимых для обозначения тех или других понятий, является задачей не науки, а искусства, и решение возникающих здесь вопросов должно быть предоставлено не ученым, а художникам. Сферой деятельности художника является безграничная свобода и независимость от какого бы то ни было порядка, определенного однозначно.

Я. Линцбах. Принципы философского языка. Опыт точного языкознания. 1916г.[1]

 

Авторы популярной книги «Бренд-лидерство: новая концепция брендинга» Д. Аакер и Э. Йохимштайлер стремятся обосновать свое видение рекламы через сравнение: лучше быть негодяем, нежели быть как все. Соответственно, в рекламе нет ничего хуже безликого товарного знака, стремящегося стать брендом. Такой товарный знак никогда не станет брендом, как и безликий обыватель никогда не станет яркой личностью.

Известный бразильский писатель П. Коэльо в романе «Вероника решает умереть» от лица главврача психиатрической больницы делится схожим мнением: «Опасно — пытаться быть такой же, как все: это вызывает неврозы, психозы, паранойю. Опасно хотеть быть как все, потому что это означает насиловать природу, идти против законов Бога, который во всех лесах и рощах мира не создал даже двух одинаковых листочков.

...Не имея смелости быть другими, люди идут против природы, и организм начинает вырабатывать Купорос, или Горечь, как называют в народе этот яд»[2].

Какое это имеет отношение к учебной дисциплине 350700 «Реклама», в структуре которой выделены две специализации – «Рекламный маркетинг» и «Рекламный менеджмент»?

Дело в том, что до сих пор рекламой в России профессионально занимаются только маркетологи и менеджеры. Но ведь их еще в вузе приучают мыслить стереотипами: первых — экономическими схема ми, а вторых — управленческими. Первые становятся экономистами от рекламы, вторые — управленцами рекламных структур. А где творческая составляющая мышления?

Ответ на этот вопрос в большинстве случаев таков: в творческих вузах, например в художественных. Но в художественных вузах не преподают учебную дисциплину «Реклама». В результате российские студенты не художественных вузов прекрасно знают труды Ф. Котлера, но незнакомы с историей искусства и историей дизайна, могут организовать рекламную структуру, но не умеют ни создавать, ни продвигать рекламный продукт.

Художники, наоборот, не могут дать простейшее определение маркетинговым целям и задачам, не имеют понятия о «разных там» франчайзингах и мерчандайзингах. Зато прекрасно ориентируются в организации виртуального пространства, в законах цветоведения и в последние годы – в когнитивной психологии. Как связать этинепримиримые для российского образования оппозиции?

Прежде всего необходимо выявить общую константу в мыслях русского философа начала XX в. Я. Линцбаха, американского эмпирика и мультимиллионера от рекламы середины – конца прошлого века Д. Огилви, «отца» поп-арта Э. Уорхола, провозвестника «языка вещей» 1970-х гг. Ж. Бодрийяра, философа и лингвиста У. Эко, рекламистов XXI в. Д. Аакера, Э. Йохимштайлера, романиста П. Коэльо и многих других. В чем же состоит константность мышления таких непохожих друг на друга авторов различных времен и народов?

Только в одном. В умении в своей профессиональной деятельности отказываться от стереотипов мышления, от устоявшегося общественного мнения, а значит, говоря одним словом, в их КРЕАТИВНОСТИ. Или в истинном умении творить.

Речь идет не о креативности как прирожденном даре или таланте к творчеству, а о креативности как умении. Умение же есть основная определяющая часть профессионализма и дается человеку не столько от рождения (мы не говорим о гениях), сколько от полученных знаний и эмпирического опыта (тем более что гении и были самыми большими «трудягами»).

Таким образом, вопрос развития креативности мышления и синтеза художественного, экономического и психологического образования, вопрос, состоящий в профессиональном умении отказываться от стереотипов мышления, которые, к сожалению, и определяют сегодня в России технологию продвижения рекламного продукта, необходимо ставить во главу всего современного российского рекламного образования. Тем более что самому российскому рекламному образованию всего-то немногим более пяти лет и опыт в подготовке рекламистов пока не велик.

Цель рекламного образования должна состоять не только в обучении тому, как продать готовый рекламный продукт, но, главное, в том, как его создать. Тем более что в XXI в. не достаточно только создавать рекламный продукт и только его продвигать. Рекламист должен уметь делать и то, и другое. А художник-рекламист, маркетолог и менеджер обязаны быть не тремя конкурирующими отделами в условном рекламном агентстве, а единой командой, одинаково владеющей базовыми понятиями, умениями общаться на одном профессиональном языке, и главное — уметь встать над сложившимися стереотипами мышления. Быть выше простого потребителя, понимать его психологию и уметь ею манипулировать — только соблюдая эти условия, можно продавать нематериальный предмет — товарный знак или бренд как материальный товар/услугу.

В пособии рассматриваются важнейшие составляющие креативного мышления:

· мультикулътурализм и толерантность сознания (ведь умение отказаться от предвзятого отношения к различным народам, религиям, неформальным объединениям и меньшинствам есть также умение быть выше предвзятости толпы. А без этого умения невозможно провести транснациональную или региональную рекламную кампанию, скажем в Москве как в поликультурном мегаполисе);

· личностные отношения между Россией и Западом, а также характерные особенности российского менталитета;

· российское рекламное законодательство (которое хотя и далеко отсовершенства, но его знание также способствует дистанцированию от устоявшегося в народе негативного отношения к рекламе);

· социальная реклама (цель которой состоит в том, чтобы средствами непопулярной внароде рекламы сделать этот народ более патриотичным, более терпимым к другим народам, более благожелательным, здоровым, защищенным от политических катаклизмов);

· лейтмотивы товарных знаков и брендов основных развитых стран (знание которых позволяет более четко позиционировать российские товарные знаки и бренды в мировом сообществе);

· кросскультурные и семиологические исследования рекламы, история самой рекламы, рассмотренная сквозь призму этих исследований (благодаря чему мы видим, что развитие рекламы определяют не только экономические и социальные взлеты, например эпохи Возрождения или эпохи Просвещения, но и креативное мышление отдельных личностей и этих, и других эпох);

· психология творческого процесса, во многом организующая визуальное пространство в рекламе.

Наконец, что не менее важно, в пособии представлены основные рекламные технологии и рекламные носители. Причем иллюстрирующие их примеры из рекламы последних лет (как западной, так и российской) рассматриваются скорее с позиций творческого начала, нежели экономического.

Книгу завершает прогноз развития мировой рекламы.

К сожалению, очень мало места уделено брендингу. Дело в том, что брендинг также основан больше на гуманитарных дисциплинах, нежели на экономических: на синтезе семиологии, общего языкознания (лингвистики), когнитивной психологии, эргономики, искусствоведения, истории дизайна. Но все они являются самостоятельными научными направлениями, и их синтетического анализа, как и самого брендинга, не предусмотрено в качестве отдельной учебной дисциплины, официально рекомендованной Министерством образования для российских вузов. Пока это только тема для обсуждения на факультативах. Тем не менее вкратце эти дисциплины в пособии рассмотрены.

Каждый раздел сопровождается перечнем ключевых понятий и вопросов, тем для контрольных и курсовых работ и рекомендуемой литературы. Кроме того, в конце книги приведены словарь терминов и обширный список дополнительной литературы.

 

Раздел I. Общество и реклама

ГЛАВА 1. Моно- и поликультура в контексте толерантности сознания. Толерантность как понятие. Оппозиции межличностных отношений «Россия-Запад»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 363; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.