Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Образующееся пространство




Расколотое пространство. Данная композиционная закономерность является как бы продолжением «перехода двухмерных форм/знаков к трехмерным». Например, форма/знак «линия», проведенная на листе бумаги (прямоугольное пространство), воспринимается лежащей не внутри плоскости этой бумаги, а на ней (причем при малейшем отражении света, порождающем блик, даже форма/знак «линия» может стать объемной). Но линия — это всего лишь особый пример формы/знака «цветовое пятно», где его площадь приближена к нулю. Само же цветовое пятно, как правило, находится над пустым пространством, а не внутри его (даже на перевернутой вниз изображением кальке или, тем более, прозрачной пленке). Отсюда можно вывести следующую композиционную закономерность.

Закономерность 13: любое однородное пространство (например, бумага, калька или пленка) при соприкосновении с простой формой/знаком будет выглядеть скорее трехмерным, нежели двухмерным. Таким образом, раскалывание пространства зрительно создает эффект объема.

 


П. Клее. Рукописный шрифт

 

Эту композиционную закономерность наглядно иллюстрирует товарный знак фирмы «Кор-сад», занимающейся разведением и продажей семян. Он представляет собой четко очерченный прямоугольник — пространство, которое раскалывают три формы/знака — «зеленых листа». Эти листья образуют как бы белую дыру, имеющую форму/знак буквы К (от первой буквы названия фирмы). Таким образом, простой двухмерный товарный знак благодаря пустому пространству в виде буквы приобретает видимость трехмерного: вверху листья, под ними черная рамка на уходящем в глубину белом фоне.

 

Товарный знак фирмы «Кор-сад»

 

Контраст, или разделение контуров. Из когнитивной психологии известно, что если в течение доли секунды предъявлять зрителю расплывчатые фигуры, то его головной мозг начинает значительно хуже управлять восприятием образов. Поэтому в проектировании визуальных форм/знаков необходимо прибегать к технике упрощенного воспроизведения, т.е. к сохранению самых существенных и максимально контрастных элементов (или элементов с разделенными контурами). Именно исходя из этой композиционной закономерности абсолютно все товарные знаки изначально создаются, а позже регистрируются черно-белыми (цвет добавляется позже и уже как фирменный цвет, т.е. тоже форма/знак, регистрируется отдельно).

Форма/знак и пространство. Ограничимся простым перечислением ряда композиционных закономерностей, не требующих пояснений.

Закономерность 14: пространство, заключенное в определенные границы, стремится приобрести статус формы/знака, а окружающая его поверхность — статус фона.


 

Закономерность 15: чем меньше пространство, тем больше оно стремится стать при определенных условиях формой/знаком.

 



 

Закономерность 16:. выпуклость пространства способствует восприятию его как формы/знака, тогда как вогнутость порождает восприятие пространства как фона.

 
 


 

Сами понятия «форма/знак» и «пространство» представляют собой два уровня глубины (а, б). Но при этом надо учитывать, что:

• если мы имеем форму/знак и пространство (например, черный круг на белом листе бумаги), то в силу вступают закономерности 14–16 (а);

• если же у нас есть две и более формы/знака, расположенные одна над другой, то появляются уровни глубины, напоминающие пирамиду при виде сверху (б):

 
 

 

 

а б

«Следовало бы попытаться представить в виде диаграмм или пирамид пространственную структуру произведений живописи, скульптурных рельефов, объемной скульптуры или архитектурных сооружений, относящихся к разным художественным стилям. Нам следовало бы найти характерные различия каждого рассматриваемого уровня, а также различия, вызываемые их расположением. Мы могли бы исследовать значительное число объектов, принадлежащих каждому уровню восприятия глубины и их распределению во фронтальной плоскости»[149].

Обрамление. Обрамление любой формы/знака, а также характер изображения ее краев (например, ровный край или рваный) существенно влияют на то, воспринимается ли данная форма/знак как самостоятельный, замкнутый, автономный зрительный объект или как один из элементов целой формы/знака. Отсюда вытекают следующие закономерности.

Закономерность 17: если форма/знак отображает законченную информацию об объекте, его обрамление оправданно.

Закономерность 18: если эта форма/знак является всего лишь одним из звеньев визуальной цепочки форм/знаков, информация которых должна зрителем суммироваться и при этом зритель должен легко переходить от прочтения одного знака к другому (например, в обычном буквенном повествовании), то обрамление таких визуальных знаков нежелательно.

В этом легко убедиться, если просмотреть в любой газете блок рекламных строчных объявлений, где обрамленное объявление как законченная информация на фоне необрамленных объявлений или обрамленная подверстка на фоне необрамленнои статьи акцентируют на себе внимание.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 368; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.