Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Свет – тень как формы/знаки




Освещение. Начнем с примера визуального эффекта, построенного на свете и тени (и их контрасте). На рисунке изображена белая ваза или... два черных профиля, обращенные друг к другу.

В принципе, это есть простое наложение — композиционная закономерность «взаимопроникновение», которую мы рассматривали выше, но если выделить вазу полутонами (скажем, свет падает из верхнего левого угла), то мы уже однозначно воспринимаем только белую вазу. Выделив черные профили и оставив вазу просто белым пятном, мы будем видеть только профили людей, обращенные друг к другу. Этот пример — суть всей таксономии композиционных закономерностей «свет – тень как формы/знаки». Тем не менее, рассмотрим другие аспекты отображения светом и тенью иных смысловых нагрузок, кроме «свет, подающий на объект» и «тень, отбрасываемая объектом». Свет создает пространство. Это движение, которое можно обозначить как стремление к объемности. Прямоугольник на рисунке можно воспринимать одновременно и как выпуклую часть цилиндра, и как вогнутую — выпуклость и вогнутость как композиционные закономерности соответственно.

Простая окружность при определенном освещении (например, слева направо) превращается в трехмерное изображение — шар.

Тень создает пространство. Известно, что «тени могут накладываться либо отбрасываться» (Арнхейм). Накладываться тени могут на какой-либо предмет, отбрасываться, соответственно, от какого-либо предмета. Следовательно, речь может идти только о трехмерном пространстве и об источнике освещения внутри этого пространства. Логично предположить, что к нашему двухмерному пространству, где фактически нет источника освещения, тени не имеют никакого отношения. Логично, но это не так. Тени могут нести как заданную смысловую нагрузку, так и косвенную информацию об освещенном объекте. Например, в фрагменте знаменитой картины Рембрандта X. ван Рейна «Ночной дозор» (1642) черная тень от руки второго стрелка (а) косвенно говорит нам о присутствии рядом второго человека. И мы действительно видим этого второго стрелка (б).

а б

 

Рассмотрим другой пример.

На рисунке показаны тени, отбрасываемые отрядом всадников (а). Фигуры самих всадников трехмерны, тогда как их тени двухмерны. Отдельно рассматриваемые тени (б) отражают прямую информацию о присутствии всадников и, что очень важно, о характере каждого из них. А если это так, то можно создать визуальный рассказ о численности отряда и его этническом составе (если, например, заменить тени лошадей тенями верблюдов или слонов, то у зрителя возникнут прямые ассоциации с Ближним Востоком, Индией или Африкой). То же самое произойдет, если мы акцентируем внимание зрителя на тенях от различного типа оружия, одежды, поклажи и т.д. Тогда зритель (или, правильнее сказать, читатель этого визуального рассказа) только по отбрасываемым теням сможет приблизительно судить об исторической принадлежности шествующего каравана.


 

7. Тональность, цвет и текстура (фактура) как форма/знак

Частично мы уже рассматривали текстуру (фактуру). Но речь шла о свойстве текстуры (фактуры) заменять форму знаков. Здесь мы обратим внимание на иные, более важные свойства связки композиционных закономерностей «цвет – текстура (фактура)». Их надо рассматривать с двух позиций.

Тональная композиция как форма призвана уравновешивать тонами цветом все остальные композиции и композиционные закономерности, при этом варьируют такие понятия, как:

— интенсивность цвета;

— взаимодействия цветовых и тональных пятен форм/знаков с цветом и фоном;

— цветовые и тональные растяжки как сознательные манипуляции креатора усилением или ослаблением интенсивности звучания второстепенных форм/знаков и пр.

Цвет и текстура (фактура) как знак призваны отражать знаковую информацию. Например, красный цвет у разных народов символизирует любовь, страсть, смерть и пр., черный и белый — мужское и женское начало, рождение и смерть, траур, невинность и пр. Текстура (фактура) может также отражать информацию. Например, фактура древесины говорит о породе дерева, ткани — о ее виде (холст, бархат, джинсовая ткань и пр.). При этом если текстура (фактура) дополняется цветом (или наоборот), то может отображаться или формироваться дополнительный информационный блок. Например, текстура (фактура) металла серой гаммы говорит о стали, алюминии, серебре и т.д., но когда эта серая фактура покрывается гаммой желтых цветов (дуплекс), то текстура (фактура) металла становится знаком золота, а гаммой охристых цветов — знаком бронзы или меди, приобретая даже символическое значение — «самоварное золото».

Автор самого известного, еще советского учебника по оформлению печатной продукции для редакторов И.Ф. Бельчиков писал: «Композицию нельзя рассматривать как простое и произвольное соединение тех или иных элементов в одно целое; она должна органически вытекать из содержания... и раскрывать его... Следовательно, основными требованиями к композиции нужно считать органическую связь ее с содержанием, согласованность отдельных частей, подчинение всех второстепенных элементов главному и свободу от всего лишнего, загромождающего и затемняющего смысл»[150].

10.5. Композиция печатной рекламы (принтов)

В этом заключительном параграфе речь пойдет о требованиях к организации визуального пространства в печатной рекламе (сюда же относятся и билборды, и POS-материалы), диктуемых обязательным знанием рекламистом законов и закономерностей композиции, изложенных выше, и их применением в практической рекламной деятельности. Каковы же эти требования?

1. Целое — рекламная информация должна быть максимально организована. Это значит, что читатель рекламной информации сможет за максимально короткое время получить необходимый ему объем информации в максимально доступной, удобной и понятной форме.

2. Частное — элементы рекламной информации (формы/знаки — заголовки, иллюстрации, включая фото, текстовые блоки) должны быть максимально информационно насыщенными. Это значит, что читатель, просто задержав на доли секунды взгляд на рекламной информации, должен уйти с подсознательным ощущением того, что главное он узнал.

3. И частное, и целое должно производить впечатление единого рекламного продукта, который хочется увидеть минимум еще раз.

Как выполнить этих требования?

Примем их все за единое целое. Целое всегда состоит из частного — элементов. Элементами рекламного принта являются формы/знаки: заголовки и рекламные слоганы; иллюстрации/фотоиллюстрации; текстовые блоки + информация о том, как связаться с рекламодателем; цвет.

Рассмотрим рекомендации к созданию этих элементов, выполнение которых и приводит все вышеназванные элементы к объединению в единое гармоничное целое, т.е. к выполнению требований к организации визуального пространства как композиции рекламных принтов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 411; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.