Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации преподавателю. Разделы дисциплин и виды занятий




Разделы дисциплин и виды занятий

Содержание разделов дисциплины

Содержание дисциплины

Объем дисциплины и виды учебной работы

Требования к результатам освоения дисциплины

 

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

 

способность и готовность к:

· пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1);

· пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии (ОК-2);

· использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4);

· анализу своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ОК-6);

· восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК-7);

· использованию нормативных правовых документов в своей деятельности (ОК-14);

· описанию структуры деятельности профессионала в рамках определённой сферы (психологического портрета профессионала) (ПК-3);

· применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ПК-9);

· пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-10);

· самообразованию на протяжении всей профессиональной жизни
(ПК-19);

· просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-20).

 


 

Вид учебной работы Всего часов Семестры  
 
Аудиторные занятия  
ВСЕГО:      
В том числе:  
Лекции      
КСР      
Зачет      
Самостоятельная работа  
В том числе: творческие задания, ситуационный анализ, написание эссе, конспекты первоисточников, сравнительный анализ теорий различных авторов.  
ВСЕГО:      
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) зачёт    
Общая трудоемкость часы      
Зачетные единицы 2,5  

 

 

№ п/п Наименование раздела Содержание
  Житейская и научная психология. Виды психологических знаний. Понятие о «науке» и «научном». Виды психологических знаний: житейская психология, психологические знания в искусстве, научная психология, практическая психология, иррациональная психология. Критерий истинности каждого вида психологических знаний.
  Понятие о профессии и её основные характеристики. Психология как профессия. Общее представление о профессии, специальности и должности. Характеристики профессии. Классификация профессий. Основные виды профессиональной деятельности психолога: научная, практическая и преподавательская.
  Мифы о психологии и психологах. Отличия психолога – профессионала от «психолога – любителя» Мифы о психологии и психологах. Принципиальные отличия психолога-профессионала от «психолога-любителя». Понятие о профессионализации и профессиональной рефлексии.
  История психологических знаний: с античности до наших дней. Жизненные и творческие пути известных психологов. Психологические знания в античности. Психологические знания в XIII – ХIХ вв. Психологические идеи в арабской культуре. Различные направления в развитии психологических знаний ХIХ в. Формирование психологии как отдельной науки. Физиологическая и экспериментальная психология. Развитие детской, дифференциальной и педагогической психологии Проблема индивидуальных различий в психологии. Основные направления зарубежной психологии ХХ века: психоанализ, экзистенциально-гуманистическая психология, бихевиоральное направление. Основные направления отечественной психологической науки. «Авторское» или «ситуативное» отношение к собственной жизни. Степень автономности /зависимости профессионального пути от личностных особенностей и жизненных коллизий «адепта» (на примере профессионального пути известных психологов).
  Основные направления современной психологии.     Психология как теория и практика. Фундаментальная и прикладная психология: основные отрасли и их характеристика.
  Профессиональная деятельность психолога. Психолог – учёный, психолог – практик, психолог – преподаватель.   Профессиональный психолог как ученый-исследователь: исследовательская деятельность психолога, этапы и методы психологического исследования. Профессиональный психолог как практик. Задачи и основные этапы деятельности практических психологов. Основные виды деятельности практических психологов: психологическое оценивание, психологическое консультирование, психологическое просвещение, коррекционная и развивающая работа, психотерапия. Оценка деятельности практического психолога. Формы практической психологической работы. Особенности построения психологического контакта. Преподаватель психологии. Обучение психологическим знаниям как вид деятельности психологов. Критерии успешности преподавания. Основные типы программ преподавания психологии.  
  Личностные качества психолога. Профессионально важные качества психолога (ПВК). Психолог как «специалист» и как «профессионал». Личностные качества как фундамент успешности психолога. Особенности профессионального самосознания психолога и условия его развития. Рефлексия собственной профессиональной деятельности. Профессиональное обучение как первый этап профессионализации. Качества, препятствующие эффективной профессиональной деятельности в области психологии. Требования, предъявляемые профессией к индивидуальным особенностям и личности психолога: профессионально важные качества (ПВК) психолога-исследователя, практического психолога и преподавателя психологии.
  Этика профессиональной деятельности психолога. Этика профессиональной деятельности психолога. Этические проблемы в научно-исследовательской деятельности психолога. Основные этические проблемы практической психологии. Основные принципы профессиональной этики психолога: принцип профессиональной компетентности, принцип ненанесения ущерба человеку, принцип научной обоснованности и объективности, принцип уважения клиента, принцип соблюдения профессиональной конфиденциальности. Правовые основания деятельности и этический кодекс российского психолога.

 

 

№ п/п Наименование раздела дисциплины Всего Лекц. Семин. и практи. зан. Самост. раб. КСР
  Житейская и научная психология. Виды психологических знаний.     -   -
  Понятие о профессии и её основные характеристики. Психология как профессия.         -
  Мифы о психологии и психологах. Отличия психолога – профессионала от «психолога – любителя»         -
  История психологических знаний: с античности до наших дней. Жизненные и творческие пути известных психологов.         -
  Основные направления современной психологии         -
  Профессиональная деятельность психолога. Психолог – учёный, психолог – практик, психолог – преподаватель.          
  Личностные качества психолога. Профессионально важные качества психолога (ПВК).         -
  Этика профессиональной деятельности психолога.         -
ВСЕГО: 90          

 

 

 

Учебный курс «Введение в профессию» читается студентам всех форм обучения: очной, вечерней и заочной, причем у студентов двух последних форм обучения значительно повышается доля самостоятельной подготовки по данному учебному предмету. Преподавание данного учебного предмета предполагает использование организационных форм обучения: лекций и семинарских занятий. Обучение — групповое.

Работа по подготовке преподавателя к проведению занятия начинается с анализа учебной программы учебной дисциплины.

При анализе программы следует обращать внимание на следующие моменты:

1. Особенности и содержание материала разделов и тем.

2. Связь между отдельными темами. Все темы взаимосвязаны, поскольку по мере изложения материала освещаются основные вопросы теоретических основ социальной психологии.

3. Логика структурирования материала в программе. Учебная программа построена по принципам «от общего - к частному» и «от теории - к практике».

4. Технология преподавания отдельных тем. Подавляющее большинство тем данного курса преподается в форме лекций, которые проводятся методами: проблемного изложения материала, иллюстративно-объяснительным методом, а также методом проведения лекций-бесед со студентами. Кроме этого, учебным планом по многим темам предусмотрены практические занятия, которые проводятся в описанных выше формах активного обучения.

Подготовка к занятиям осуществляется в три этапа.

1. Этап диагностики. На этом этапе преподаватель на основе наблюдения или специальных методик оценивает: уровень мотивации студентов, степень их познавательного интереса, способности и возможности студентов учебной группы в среднем. Преподаватель также определяет конкретные условия, в которых ему придется проводить занятия: расстановка мебели, наличие демонстрационного материала.

2. Этап прогнозирования – предположения преподавателя по поводу возможного развития событий во время занятия.

3. Этап проектирования. На этом этапе преподаватель составляет сценарий учебного занятия, который составляется путем осуществления нескольких оперативных действий: замысла учебного занятия, формулирования его целей, определения содержания учебного занятия, организации деятельности преподавателя и студентов.

На этапе проектирования составляется план учебного занятия, например, по такой схеме: вступление (установление контакта с аудиторией, обоснование важности изучаемой темы) – основная часть (активизация познавательной деятельности, сообщение учебной информации, управление восприятием и закреплением информации) – заключение.

Поскольку данный курс представляет собой цикл лекций и семинаров, подготовка к проведению занятий должна обеспечивать именно эти формы обучения.

При проведении семинарских занятий необходимо использовать методы и приемы, повышающие познавательную активность студентов. Поэтому целесообразно обращать внимание студентов на противоречия в различных подходах, на проблемы и не решенные до настоящего времени вопросы. Во время прочтения дисциплины необходимо постоянно аппелировать к знаниям полученным в ходе изучения таких предметов как: «Общая психология», «История психологии», «Философия».

Важно учитывать, что поскольку дисциплина читается на первом курсе обучения стоит внимательно отнестись к научной терминологии употребляемой в процессе обучения, более подробно останавливаться на базовых вопросах психологии, опираться на известные студентам примеры.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 429; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.