Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 22




Задание

Задание

Задание

Задание

ТЕМА 21.

1. Философские идеи П. Чаадаева.

2. Глобальные проблемы современности - угроза существованию цивилизации.

 

Первый вопрос начать ознакомлением с жизнедеятельностью Петра Яковлевича Чаадаева как основоположника идейного течения западничества. После описания биографии перейти к изложению основных идей его учения: идеи христианской метафизики, обращенности к теме истории как к сакральному началу, провиденциализма, историософии, европоцентризма, критику эгоистического индивидуализма, учения о «духовной сущности вселенной» и «высшем сознании». Подчеркнуть значение учения П.Я.Чаадаева для дальнейших поколений.

Во втором вопросе раскрыть понятие глобальные проблемы современности. Описать происхождение глобальных проблем, их теоретическое описание Римским клубом в концепции «пределов роста». Проанализировать взаимосвязь и иерархию глобальных проблем. Выделить антропосоциальные глобальные проблемы: преодоление демографического взрыва в слаборазвитых странах, предотвращение негативных последствий научно-технического прогресса; проблема образования, воспитания, культуры; выработка ценности устойчивого и безопасного развития. Охарактеризовать учение о ноосфере как пути перехода к новой цивилизации.

Литература

1. Введение в философию. Учебное пособие для вузов/Авт. колл. Фролов И.Т. и др.- 4-е изд., пераб. и доп. - М.: Культурная революция, Республика 2007.- С.170-171; С. 596-608.

 

1. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник для вузов. – Изд. 5-е, перераб. и доп. – М.: Логос, 2010. – С.152, 154, 318, 336; С. 307-312.

2. Философия: учебник / под. общ. ред. В.В.Миронова. – М.: Норма, 2009.- С.362-367.

3. Философия: учебник / под. ред. В.Н.Лавриненко. – 5-е изд., пераб. и доп. -М.: Издательство Юрайт; Высшее образование, 2009.- С.174-176; С. 470-

486.

 

3. Выберите правильный вариант теста:

 

5. Как называется теория В.И.Вернадского, в которой будущее общества рассматривается с позиций разума?

6.а) техносфера

7.б) антропосфера

8.в) ноосфера

9.г) биосфера

10.д) социосфера

12. Каков характер глобальных проблем?

13.а) биохимический

14.б) геологический

15.в) биологический

16.г) физический

17.д) планетарный

19. Как переводится термин цивилизация:

20.а) развитый

21.б) гражданский

22.в) культурный

23.г) социальный

24.д) общественный

26. Каков сценарий будущего Западной Европы согласно позиции О.Шпенглера:

27.а) технократическое развитие общества

28.б) информационно-техническое развитие общества

29.в) научно-техническое

30.г) гибель западно-европейской, «фаустовской культуры»

31.д) расцвет

32.Т3№84

33.... - отдельный представитель высшего биологического вида Homo

34.sapiens.

35.Личность, индивидуальность, индивид, персона, особь

36.Т3№85

37....- уникальность и неповторимость человека во всем богатстве его

38.личностных качеств и свойств.

39.Личность, индивидуальность, индивид, персона, особа

40.

41.Т3№86

42....- общественно развитый человек.

43.индивидуальность, личность, индивид, персона, особа

 

44.

 

 

1. Славянофильство и западничество о путях развития России.

2. Общефилософская концепция человека как теоретико-методологическая основа наук о Homo Sapiens.

 

В первом вопросе соотнести идейное содержание двух противоположных течений в русской культуре XIX века западничества и славянофильства. Назвать представителей западничества: Н.В.Станкевич, В.Г.Белинский, М.А.Бакунин, А.И.Герцен, М.Н.Катков, К.Д. Кавелин, Б.Н.Чичерин и др., а также представителей славянофильства: А.С.Хомяков как основатель течения, И.В.Киреевский, братья К.С. и И.С.Аксаковы, Ю.Ф.Самарин. Подчеркнуть их различия в философских позициях: для западников - следование рационалистической традиции гегельянства, для славянофилов теологическая направленность воззрений. Указать и отличия в политических предпочтениях: для западников идеал общественного развития европоцентризм, а для славянофилов будущее России связано с ее особой исторической миссией во главе с русской православной церковью (соборность, общинность). Чтобы развернуто представить содержания двух направлений в общественно-политической жизни России, нужно ознакомить с конкретными идеями А.С.Хомякова и В.И. Кириевского, Н.Г.Чернышевского. Указать на их исторических преемников в русской культурной жизни.

Анализ второго вопроса предполагает рассмотрение человека на уровне всеобщего как особого раздела философии – философской антропологии в широком смысле слова. В связи с этим необходимо сформулировать многомерную систему универсальных характеристик человека с помощью понятий «предметно – практическая деятельность», «сущностные силы человека» (универсальные возможности и способности, реализующиеся в процессе истории); охарактеризовать процесс антропосоциогенеза.

 

Литература

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб. – 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2010. - С. 135-137.

2. Введение в философию. Учебное пособие для вузов/Авт. колл. Фролов И.Т. и др.- 4-е изд., пераб. и доп. - М.: Культурная революция, Республика 2007.- С.167-175; С. 406-410.

3. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник для вузов. – Изд. 5-е, перераб. и доп. – М.: Логос, 2010. – С.153-157; С. 189-193.

4. Философия: учебник / под. общ. ред. В.В.Миронова. – М.: Норма, 2009.- С.362-380; С. 634-637.

5. Философия: учебник / под. ред. В.Н.Лавриненко. – 5-е изд., пераб. и доп. -М.: Издательство Юрайт; Высшее образование, 2009.- С.176-191; С. 508-515.

 

3. Выберите правильный вариант теста:

 

 

Тема: «Современная западная философия».

1. Какие две социокультурные ориентации позволяют осмыслить роль науки в культуре?

a) теизм и атеизм

b) эмпиризм и рационализм

c) иррационализм и рационализм

d) сциентизм и антисциентизм

e) материализм и идеализм

2. Назовите философское направление, которое в качестве единственного критерия истины считает достижение практического результата?

a) прагматизм

b) экзистенциализм

c) психоанализ

d) постмодернизм

e) феноменология

3. В каком учении центральной категорией является «экзистенция»?

a) философия жизни

b) экзистенциализм

c) структурализм

d) персонализм

e) неотомизм

4. Как переводится с древнегреческого языка слово «герменевтика»?

a) определяющий

b) уточняющий

c) раскрывающий

d) поясняющий

e) разъясняющий

5. Назовите основателя философии постмодернизма?

a) Деррида

b) Фуко

c) Делез

d) Кристева

e) Барт

6. Назовите основную черту современной западной философии.

a) антропоцентризм

b) наукоцентризм

c) теоцентризм

d) плюрализм

e) космоцентризм

7. Кому принадлежит следующее высказывание: «…я вывожу из абсурда три следствия, каковыми являются мой бунт, моя свобода и моя страсть»?

a) Хайдеггер

b) Бердяев

c) Сартр

d) Ясперс

e) Камю

  1. Т3№87
  2. Учение, в котором абсолютизируется свобода воли и игнорируются
  3. реальные возможности, называется____________.
  4. Т3№88
  5. - учение, согласно которому жизнь человека заранее предопределена Богом, судьбой или объективными законами природы.
  6. Волюнтаризм, перфекционизм, эгоизм, индивидуализм, фатализм
  7. Т3№89
  8. ...- та часть материального мира, которая включает в себя способы
  9. взаимодействия людей и формы их объединения.
  10. Община, род, общество, семья, государство

a)

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 342; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.