Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

YSBN 985– 435–218–8





Доверь свою работу кандидату наук!
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь

Учебно–методическое пособие

Т.А. ПРОЦКО

Имени Максима Танка

 

 

 

 

ПСИХОЛОГО–ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ

ОБСЛЕДОВАНИЕ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

 

 

Минск 2000

УДК 376.2(075.8)

ББК 74.3 я 73

П 845

 

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета БГПУ им. М.Танка

 

Рецензент: доктор психологических наук, профессор психологии БГУ Е.С.Слепович

 

Процко Т.А.

П854 Психолого–педагогическое обследование учащихся младших классов вспомогательной школы: Учеб.–метод. пособие. – Мн.: БГПУ им.М.Танка, 2000. –

YSBN 985435218–8

В учебнометодическом пособиипредставлены материалы для психологопедагогического обследования познавательной и эмоционально-личностной стороны психики у учащихся младших классов вспомогательной школы, сформированности школьных знаний, умений и навыков чтения, письма и счета.

Учебнометодическое пособие предназначено для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов и может быть использовано в практике работы вспомогательной школы и Центров коррекционноразвивающего обучения и реабилитации.

 

ББК 74.3 я 73

 

 

Ó Т.А.Процко, 2000

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Учебно–методическое пособие «Психолого–педагогическое обследование учащихся младших классов вспомогательной школы» предназначается для проведения лабораторных занятий во вспомогательной школе по учебному курсу «Специальная психология» («Психология умственно отсталого школьника»).

Главной целью психолого–педагогического обследования является демонстрация студентам–дефектологам недоразвития познавательной и эмоционально–личностной сторон психики и обусловленных недоразвитием психики особенностей учебных представлений, знаний, умений и навыков у младших умственно отсталых школьников. Однако, в связи с существующими трудностями теоретического и практического порядка, комплектование состава учащихся вспомогательной школы не лишено недочетов. Нередко в нее попадают дети, которые имеют состояния, сходные с умственной отсталостью, но не являются умственно отсталыми в действительности. Поэтому, параллельно с демонстрацией, часто встает другая цель: отграничение умственной отсталости от других случаев своеобразного развития психики.



Процесс обучения студентов–дефектологов по курсу «Психология умственно отсталого школьника» имеет свои серьезные трудности, связанные с отсутствием нужного количества учебных пособий, в которых с достаточной полнотой, обобщенностью и конкретностью излагались бы научные данные, многочисленные по своему объему и разнообразные по характеру, в области специальной психологии. Это является причиной изложения в данном пособии ряда основополагающих и мало доступных для широкого читателя теоретических положений в области общей, возрастной и специальной психологии в их определенной системной связи.

Пособие состоит из 3–х разделов.

Первый раздел содержит изложение вопроса о целях психолого–педагогического обследования, а также общего проблемного вопроса о психикеидеятельности.

Второй раздел содержит в себе теоретические и практические материалы психологического изучения познавательных процессов и действий у младших умственно отсталых учащихся. Теоретические материалы представлены в соответствии с методиками изучения отдельных сторон познавательной сферы психики у умственно отсталых учеников, в сравнении с детьми, развивающимися нормально. Практический материал представляют сами методики, применяемые традиционно или используемые в специальных исследованиях. Методики адаптированы применительно к реальным возможностям умственно отсталых учащихся в рамках имеющегося у них житейского и учебного опыта. Некоторые методики разработаны на кафедре олигофренопедагогики.

При анализе полученных данных акцент делается не на правильности или неправильности результатов выполнения заданий, а на способах выполнения, что соответствует наиболее продуктивному подходу в осуществлении психодиагностики в школе (Л.А.Венгер, Л.И.Цеханская, 1980 и др.).

Способы производимых детьми действий определяются по ряду критериев, разработанных и апробированных на кафедре олигофренопедагогики БГПУ имени Максима Танка в рамках НИРСА. Разработка критериев производилась с учетом теоретических общепсихологических и специальных психологических данных, а также с учетом объективного содержания используемых методик и субъективных возможностей младших школьников в зонах их актуального и ближайшего развития.

Методики обследования снабжены специальными формами для протоколирования данных, получаемых при обследовании («Приложение I”). Протоколы расчитаны на последовательное формирование у студентов–дефектологов умений анализировать, сравнивать и обобщать получаемые данные по определенным качественным характеристикам изучаемых у ребенка познавательных и поведенческих актов в разнообразии их специфических свойств.

В третьем разделе пособия представлены материалы по выявлению особенностей учебной деятельности младших умственно отсталых школьников. Рассматривается вопрос, касающийся, во–первых, качества сформированных у 2–классников представлений, знаний, умений и навыков по русскому языку (чтению и письму) и математике в рамках учебных программ; во–вторых, – психологических предпосылок, составляющих готовность учащихся к овладению началами этих учебных предметов. Вопрос о готовности к учебной деятельности рассматривается с позиции положения Л.С.Выготского (1982) о необходимости формирования учебных понятий и умений ими оперировать на базе достаточно развитого «жизненного опыта» с его «житейскими понятиями», а также с позиций современных представлений о роли семиотической функции в организации и осуществлении учебной деятельности школьников (Н.Г.Салмина, 1989 и др).

Прилагаются формы протоколов («Приложение II»). Завершается пособие освещением вопроса об оформлении материалов психолого–педагогического обследования.

Материалы пособия могут быть использованы также в практике дифференциальной психодиагностики детей со своеобразием развития психики.



 

 

I. ОБЩИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой




Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 373; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.