Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оценка фонетико–фонематического строя речи




Фонетико–фонематическая сторона речи

Ее особенности выявляются как методом наблюдения за всей речевой деятельностью в процессе обследования ребенка, так и с помощью специальных логопедических приемов.

Критерии для оценки фонетико–фонематической стороны речи

Со стороны фонетики (звукопроизношения и голоса) оцениваются правильность произношения отдельных звуков речи; особенности голоса со стороны его силы и голосовых модуляций; особенности темпа и ритма речи.

Со стороны фонематики оценивается способность к звукоразличению: различение фонем, сходных по звучанию и артикулированию, правильность звуковой структуры слова (должное количество звуков и должная их последовательность при построении слова); особенности морфологической структуры слова (разнообразие используемых морфем, правильность из звукового состава); способность к определению места звука в слове, положения звуков по отношению друг к другу, их последовательности в слове; способность к выделению отдельных слов в фразе, к определению места расположения слов по отношению друг к другу.

У младших умственно отсталых школьников часто имеют место нарушения звукопроизношения по типу «детского косноязычия». Нередки случаи сложного косноязычия. Бывают изменены сила, голосовые модуляции, темп и ритм речи.

Со стороны фонематического слуха, в обычных условиях при пользовании хорошо знакомыми и часто употребляемыми словами, дефекты в звуковом составе слов бывают незаметны. В учебных же ситуациях при необходимости пользоваться словами, сложными по звуковому составу и не входящими в практику привычного использования, такие трудности становятся заметными. Они обнаруживаются в неполном или излишнем наборе звуков в слове, в перестановке звуков и слогов, в смешении значения слов, сходных по своему звучанию. Степень выраженности дефекта различна в каждом конкретном случае.

При специальном логопедическом обследовании фонематического слуха обнаруживаются затруднения в тонкой дифференцировке звуков, в определении места звука в слове, в выделении отдельных слов в фразе, в определении места их расположения по отношению друг к другу.

Дети с ЗПР показывают, с фонетико–фонематической стороны, ту же, хотя и менее выраженную картину, что и умственно отсталые.

Учащиеся с первичной речевой патологией и слабослышащие, в противоположность умственно отсталым, обычно сразу при речевом общении обнаруживают выраженные в большей или меньшей мере – в зависимости от степени дефекта и от степени продвижения в развитии речи – особенности не только звукопроизношения, но и в звуковой, и морфологической структуре слов и фраз.

В звукопроизношении для алаликов типично сложное косноязычие. При нарушениях слуха обращает на себя внимание оглушение звонких согласных звуков, призубное или смазанное произношение свистящих и шипящих.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 628; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.