Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внимание и память




Общая цель обследования. Выявление особенностей внимания и памяти как важнейших характеристик познавательной деятельности, составляющих необходимые предпосылки для осуществления любого деятельностного акта.

Внимание, согласно современным представлениям, не составляет самостоятельного психического процесса. Оно является фактором, связанным с активностью и, соответственно, с избирательностью ее направленности в осуществлении всякой деятельности, как сложной, так и более простой. Разные формы внимания различают соответственно тем процессам, в которых оно реализуется: сенсорное (зрительное, слуховое, тактильное, двигательное); интеллектуальное; эмоциональное (Е.Д.Хомская, 1987).

Память – это процессы запоминания, хранения и воспроизведения информации, сенсорно–перцептивной и вербальной (словесной). Процессы памяти могут протекать на элементарном уровне (непроизвольное запечатление информации) и на более высоких уровнях, где происходят различного рода опосредствования, смысловая переработка запоминаемого и воспроизводимого материала. В том и в другом случаях чаще всего обследуют и описывают зрительную и словесную память.

В практике общей, а также дифференциальной психодиагностики существует множество методик для изучения внимания и памяти. Но критерии для оценки получаемых результатов даются, в первом случае, с целью определения уровня развития, когда оно протекает в рамках "нормы". Методики же дифференциальной диагностики для отграничения умственной отсталости от других случаев аномального развития в специальной методической литературе чаще не оснащаются никакими критериями и убедительными основаниями к их использованию (В.И.Лубовский, 1989).

В специальных научных исследованиях используются такие характеристики памяти, как время запоминания и хранения, объем, точность и порядок воспроизведения элементов, составляющих предъявляемые для запоминания ряды (предметные изображения, геометрические фигуры, различные конфигурации, слова). В качестве отклонения от нормального функционирования памяти отмечаются ограниченный объем воспроизводимого материала; неточность воспроизведения (повторения, связанные, в частности, с "законом края", когда воспроизводятся и повторяются преимущественно элементы, составляющие начало и конец предъявляемых рядов; привнесения – по типу каких–либо ассоциаций или использования элементов ранее предъявлявшихся рядов; неправильный порядок воспроизведения элементов). Но методики таких научных исследований объемны и сложны для использования в условиях школы или психолого–педагогических центров. Кроме того, очень мало систематических исследований по отграничению особенностей памяти у таких внешне сходных детей, как с умственной отсталостью, с ЗПР, со случаями алалии др. Достоверных психологических показателей для разграничения названных групп в настоящее время фактически не выявлено (В.И.Лубовский, 1989).

В предлагаемых в данном пособии методиках отобраны, преобразованы или введены собственные данные, касающиеся приемов изучения внимания и памяти, с учетом общих существующих представлений о реальных возможностях умственно отсталых и других детей со своеобразием развития, а также с учетом реальных возможностей использования методик в обычных школьных условиях обследования.

Предполагается, что применение представленных методик позволит увидеть некоторые особенности внимания и памяти, прежде всего, на их элементарном уровне. Это представляет интерес потому, что независимо от более или менее высокого уровня обработки информации, т.е. от более или менее выраженной системной связи с речью и мышлением, именно на элементарном уровне, на уровне непроизвольной сенсорно–перцептивной кратковременной памяти, осуществляется фиксация внимания на воспринимаемой наглядной информации и определяется возможность ее сохранения и воспроизведения (Н.И.Чуприкова, 1989). При этом, одной из ведущих детерминант организации памяти выступает уровень познавательной активности как степень осуществляемого человеком сенсорно–перцептивного, а также семантического анализа. Чем более полным оказывается анализ воспринимаемой информации, тем лучше ее сохранение и воспроизведение. Влияние степени анализа материала на память первично осуществляется на уровне фиксации материала в кратковременной памяти (Н.И.Чуприкова, там же).

Одновременно с этим, предусматривается соотнесение особенностей внимания и памяти с особенностями эмоционально–личностного плана, т.е. со стороны отношения к предъявляемым заданиям и поведения. Кроме того, в пособии предполагается накопление и обобщение надостающих в литературе данных об особенностях внимания и памяти у детей с разными отклонениями в развитии для определения показателей дифференцировочного плана.

В интерпретации получаемых данных имеется в виду ориентирование на отдельные существующие характеристики в оценке результатов, получаемых у "нормы". Так, в качестве основания для оценки возможностей ребенка со стороны объема запоминаемого и воспроизводимого материала, ориентировочно имеется в виду "магическое число 7 + 2" Дж.Миллера, имеющее место при воспроизведении после одноразового предъявления объектов взрослым. Кроме того, учитываются известные данные о том, что при патологических состояниях мозговой коры у взрослого человека с трудом удерживается ряд из 3–4 элементов (А.Р.Лурия, 1969).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 442; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.