КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Оценка полученных данных. Эмоционально–личностная сторона мнемической деятельности
Эмоционально–личностная сторона мнемической деятельности Критерии для оценки полученных данных Интеллектуально–практическая сторона мнемической деятельности – Продуктивность деятельности. Определяется по объему правильно выделенной и использованной сенсорно–перцептивной информации и по затраченному на это времени. – Особенности интеллектуально–практической стороны деятельности. Определяется по характеру практических действий (по организованности движений глаз и оказания себе помощи движениям руки). Кроме того, это особенности вербализации произведенных действий: – адекватная вербализация по 2–м признакам стимула; – адекватная вербализация по 1–му из признаков; – замена правильной вербализации: замена адекватным, но не дифференцированным обозначением стимула (например, «четырехугольник» вместо «квадрат»); – замена элементарными «сенсорными предъэталонами» (например, «крыша» вместо «треугольник»); – замена «своими» словами (например, «прямоквадрат» вместо «квадрат»); – неправильные замены (например, «квадрат» вместо «прямоугольник»). Оценивается по особенностям отношения к заданию и поведения. Отмечается заинтересованное, спокойное и индифферентное отношение; живость, уравновешенность и «монотонность» поведения. Со стороны интеллектуально–практической в кратковременной мнемической деятельности на перцептивном уровне, для учащихся с умственной отсталостью и с ЗПР показательна большая вариабельность полученных данных. У умственно отсталых отсутствует определенность во времени и точность в количестве выделяемых детьми фигур, соответствующих задаваемому стимулу–эталону. По среднему показателю, в групповом эксперименте с 3–классниками, выделяемых фигур чаще оказалось больше тех 10–ти, которые представлены в матрице. Показательна, кроме того, беспорядочность движений глаз, а также рук, к помощи которых ученики прибегают очень часто. Правильную вербализацию произведенных действий умственно отсталые осуществляют только по 1–му признаку – по форме. Словесные замены эталонных словесных значений отличаются ошибочностью определения формы. Ученики с ЗПР отличаются от умственно отсталых наибольшим приближением – по среднему показателю – к правильным решениям со стороны объема выделяемых объектов (9 фигур), а также организованным движениям глаз и рук, прослеживая ряды фигур слева – направо или сверху – вниз. Именно по этому критерию можно говорить о существенности различий между учениками одной и другой групп. Можно считать, что различие между теми и другими состоит в разных возможностях самостоятельной организации мнемической деятельности на перцептивном уровне в соответствии с заданной в задании целью. Нормально развивающиеся 3–классники отличаются в своем большинстве от рассмотренных категорий детей объемом выделенных фигур, организованными движениями глаз, редко прибегая к помощи рук. Вербализация произведенных действий осуществляются всеми детьми адекватно – либо по 2–м признакам (цвету и форме), либо по 1–му (по форме) при практическом отсутствии каких–либо словесных замен. Обобщение рассмотренного показывает, что младшие умственно отсталые школьники в ситуации информационного поиска на уровне перцептивной деятельности отличаются неустойчивостью произвольного внимания и неорганизованностью, беспорядочностью производимых действий. Со стороны эмоционально–личностной в процессе осуществляемой деятельности у учеников вспомогательной школы наблюдается большое разнообразие эмоционально–личностных реакций. Но преобладающей тенденцией является индифферентное отношение к заданию и «монотонность» всего поведения или же спокойное поведение с налетом тех же черт индифферентности и «монотонности». У учащихся с ЗПР преобладающая тенденция совершенно противоположна. Практически всегда это выраженное проявление интереса к заданию и живости в поведении. Нормальные сверстники чаще всего отличаются спокойной сосредоточенностью, а также эмоциональной живостью. В целом, сравнительная характеристика младших школьников разных групп позволяет оценивать произвольную перцептивную деятельность умственно отсталых как неорганизованную, а поведение как проявление слабо выраженных эмоционально–личностных реакций на новизну самой деятельности. И то, и другое свидетельствует о недоразвитии у умственно отсталых учеников психической активности. Стимуляция активности и специальная организация внимания в процессе выполняемой детьми деятельности должны быть предметом постоянной заботы педагога в работе у умственно отсталыми школьниками.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |