Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Произвольные зрительные внимание и оперативная память в процессе перцептивной деятельности




В условиях деятельности, (даже элементарной, к какой можно отнести деятельность перцептивную), где задается точная цель и вызывается мотивация к ее достижению, внимание и память должны иметь произвольный характер. Последнее обеспечивает вовлечение в деятельность речи, в ее связи с мышлением, хотя бы в форме элементарного анализа. Как отмечалось выше, качество анализа зависит от меры проявляемой психической активности. Отсутствие или недостаточное участие речи в производимых внутренних умственных или внешних практических действиях должно свидетельствовать о несостоятельности этих действий со стороны их произвольности. В процессе перцептивной деятельности это будет свидетельствовать о недостаточной произвольности внимания и оперативной памяти.

В общей психодиагностике для выявления особенностей развития оперативной памяти используется методика «Информативного поиска заданного стимула».

В дифференциальной психодиагностике аномального развития она может быть применена и для выявления особенностей зрительного внимания. Такая возможность апробирована на кафедре олигофренопедагогики.

Методика. Ребенку предъявляется «Матрица информационного поиска» (см «Таблицу –3» в «Приложении – I»). Она представляет собой набор геометрических фигур, знакомых младшим умственно отсталым школьникам в их нормативном, терминологическом обозначении: «квадрат», «круг», «треугольник». Незнакомым является только «ромб». Каждая фигура представлена в двух вариантах: заштрихованном и не заштрихованном – всего 10 наглядных стимулов–эталонов. Они беспорядочно расположены в 100 клетках, составляющих 10 рядов по горизонтали и по вертикали. В произведенной нами модификации каждая фигура представлена в матрице 10 раз.

Сначала ребенку показывают полоску, разделенную на 10 клеток. В каждой нарисован один стимул–эталон. Указывая на одну фигурку карандашом, (остальные закрыты экраном), дают инструкцию: «Посчитай, сколько»таких» фигурок нарисовано на этой странице» Форма и цвет фигурок при этом не называются.

Подсчет в матрице количества каждой из фигурок составляет для ученика только одну задачу, которую он должен решать. Другая задача состоит в том, что, после решения первой, ребенок должен ответить на вопрос: «Скажи, какие фигурки ты считал?» Таким путем ученика побуждают вербализировать произведенные им действия. Предполагается, что способность обозначить словами два признака стимула–эталона – форму и цвет – свидетельствуют об использовании в качестве средства деятельности соответствующих слов («квадрат», «круг»,»черный», «белый» и т.д.). Т.е. о том, что ученик осуществлял деятельность сознательно, что в этом процессе зрительной внимание и зрительная память имели произвольный характер.

Особенности деятельности ребенка фиксируются в протоколе (см. в «Приложении I» форму «Протокол – 3»).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 321; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.