Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Различение объектов по величине




Оценка полученных данных

Цветоразличение

Цель обследования

Выявление возможностей:

– к различению «основных цветов» (цветов светового спектра);

– к различению цвета по его насыщенности;

– к словесному обозначению ощущаемого цвета.

Методика – 1. Ребенка просят назвать (словесно обзначить) цвет предъявляемых объектов. Предъявляются два ряда кружков разного цвета:

а) кружки, окрашенные в основные цвета цветового спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый);

б) кружки, окрашенные в цвета разной насыщенности (темнофиолетовый, темносиний, «розовой сирени», «синей сирени»).

Инструкция: «Назови, какого цвета твои кружочки».

Методика – 2. В случае неправильного называния цвета, ребенку предлагается другой такой же набор кружков (расположенных беспорядочно) и просят соотнести их с ранее предложенными, без словесного опосредствования (без называния цвета).

Инструкция: «Подбери к каждому своему кружочку такой же».

Критерии для оценки полученных данных:

– Умение обозначить цвет нужным словом.

– Умение правильно соотнести кружки по цвету в практическом плане.

– Соотнесенность умений назвать цвет с умениями практического плана.

Умственно отсталые ученики начальных классов могут знать слова, обозначающие цвет, но использовать их неправильно. Успешность выполнения практических действий во многом зависит от степени обученности ребенка. Без достаточного специального обучения умственно отсталые плохо осуществляют в практическом плане не только тонкие цветовые дифференцировки, но и различение «основных цветов».

Дети с ЗПР, с алалией, с ранней выраженной тугоухостью могут плохо знать словесные обозначения цвета, но успешно выполняют задания в практическом плане. Хотя в некоторых случаях у них тоже возможны ошибки в практическом соотнесении по цвету – со стороны его насыщенности. Причиной последнего являются трудности словесного опосредствования цвета из–за отсутствия в их речи соответствующих слов (Ж.И.Шиф, 1940). Трудности же умственно отсталых связаны не только с недостаточной активностью словесного опосредствования, но и с недоразвитием цветоразличения на элементарном сенсорном уровне.

Цель обследования. Выявление способности к тонкой дифференцировке величины объектов.

Методика. Сериация предметов. Перед учеником в беспорядке раскладываются 10 треугольников одного цвета, но разной величины, которые надо разложить последовательно по мере ее уменьшения или увеличения. Различия между очередной парой (при составлении ряда) треугольников (или других объектов) должны быть незначительны.

Инструкция. «Разложи эти треугольники по порядку. Впереди самый большой, потом меньший, потом еще меньший». Если у ребенка имеют место выраженные дефекты в речевом развитии, заменить словесную инструкцию показом практических действий.

Критерии для оценки полученных данных:

– Правильное составление ряда последовательно уменьшающихся объектов.

– Самостоятельное проявление критичности (самостоятельное исправление неправильно выполненных действий).

– Особенности приема учеником оказываемой ему помощи и характер самой помощи.

Оценка полученных данных. Для умственно отсталых, при выполнении заданий, которым предшествует достаточно развернутая словесная инструкция, показательно импульсивное выполнение практических действий в ответ на привычное для детей слово «разложи». В таких случаях предметы раскладываются в ряд беспорядочно. Для организации деятельности ученика может быть продуктивен показ нескольких практических действий. Но и при оказании помощи, тонкая дифференцировка по величине может представлять собой трудности. Ребенок не обнаруживает должной активности, которая бы проявлялась в критичном отношении к выполняемым действиям, в самостоятельном исправлении допущенных ошибок, в общем заинтересованном отношении к заданию.

У детей с другими отклонениями, (но с сохранным зрением) также могут иметь место трудности при выполнении рассматриваемого задания. Но одновременно здесь надо ожидать либо самостоятельное проявление критичности, либо активный прием помощи не только в форме показа практических действий, но и в форме критических реплик, таких, например, как «Посмотри внимательно, правильно ли ты положил «этот» треугольник?..»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 368; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.