КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Оценка полученных данных. Полнота и четкость предметных образов восприятия
Полнота и четкость предметных образов восприятия Полнота и четкость возникающих в процессе восприятия образов характеризуется объемом сознательно выделяемых в предметах их частей, внешних качеств и внешних связей. Полнота и четкость образов восприятия могут быть обнаружены либо при рисовании предметов, либо при словесном описании. Рисование требует много времени. Поэтому можно ограничиваться словесным описанием воспринимаемых предметов. Методика–1. Ребенку предлагается рассмотреть, потрогать, взять в руки, погладить и т.д. хорошо знакомый в жизненном опыте натуральный предмет. Затем дается инструкция: «Расскажи, что ты знаешь об этом предмете». Педагог может задавать вопросы, побуждающие к продолжению описания: «Что ты можешь еще рассказать об этом предмете?», «Какой он?», «Из каких частей он состоит?», «Что такое у него вот «это».... Методика–2. Ученику показывают картинку с изображением знакомого предмета. Желательно, чтобы это был предмет, при зрительном восприятии которого можно было бы выделить и назвать значительное количество частей и качеств (например, изображение дерева; «деревенского» дома с крышей, трубой и пр). Критерии для оценки полученных материалов: – количество выделяемых в целом предмете частей; – количество выделяемых в воспринимаемом предмете качеств предмета в целом и качеств его отдельных частей; – самостоятельность словесного описания; – особенности приема оказываемой помощи; – умение обозначить отдельные фиксируемые вниманием части и свойства нужным словом. Младшие умственно отсталые школьники обычно не дают сколько–нибудь развернутых словесных описаний знакомого им и правильно воспринятого предмета. В самостоятельном ответе чаще всего ограничиваются указанием на цвет. В рассматриваемых ситуациях обычно не называют форму предметов. Редко характеризуют величину или используют слова не дифференцированного значения (например, «большой» вместо «длинный»). При акцентировании внимания на отдельных частях по инструкции «Назови части предмета» выделяют наиболее крупные и «выступающие». Не знают словесных обозначений (а значит и не выделяют в предмете) многие части хорошо знакомых предметов (например, ствол у дерева, крышу у дома и т.д.; см. тему «Речь»). Часто называют отдельные части неправильно (например, сук на дереве называют «веткой»; говорят, что волк покрыт «волосами»). Показательно, что обычно умственно отсталые не называют по собственному побуждению существенных, т.е. родо–видовых признаков воспринимаемых предметов, даже если знают нужное слово. Следует оговорить, что называние родо–видового признака составляет не просто акт предметного восприятия в его элементарной форме. Это акт рече–мыслительный, системно связанный с восприятием при его достаточном для школьного возраста развитии. Поэтому то обстоятельство, что умственно отсталые школьники, имея в своей речи сформированные соответствующие слова, такой акт не осуществляют, говорит о недоразвитии у них предметного восприятия в достаточном приближении к его «высшей» форме. Внимание детей, не организуемое со стороны, фиксируется на наиболее бросающихся в глаза частях и качествах воспринимаемых предметов. Это делает предметные образы, возникающие при восприятии, чрезвычайно обедненными, что, в свою очередь, является одной из основных причин бедности словаря со стороны его объема и бедности значений знакомых слов. Поэтому, в рассматриваемых здесь ситуациях, бедность словаря, неумение использовать знакомые слова, бедность и неточность значения слов, которыми школьники пользуются, отражают, прежде всего, бедность образов восприятия со стороны их содержания, как и недостаточную активность по отношению к окружающей предметной действительности. Известно, что слово как «имя» появляется в речи в качестве обозначения объекта, который останавливает на себе внимание ребенка. Дети с ЗПР обнаруживают сходные с описанными особенности, что характеризуется как «сенсорно–перцептивная дисфункция» при полной анатомической сохранности сенсорной системы (П.Б.Шошин, 1984). Но они обнаруживают и заметную активность, стремясь к изложению имеющихся в их опыте знаний о предмете.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 374; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |