КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
А. Воспроизведение в виде пассивного узнавания
Непроизвольное зрительное внимание и непроизвольная зрительная память на элементарном уровне Цель изучения. Выявление возможностей непосредственной фиксации внимания и кратковременного запечатления сенсорно–перцептивного материала и его последующего воспроизведения в ситуации перцептивной деятельности. При непроизвольной фиксации внимания и непроизвольном запоминании наглядного материала воспроизведение происходит либо в виде пассивного узнавания, либо в виде активного припоминания (Е.Д.Хомская, 1987). Методика. (По Ф.Е.Рыбакову, 1980). Ребенку предлагается таблица (см. в "Приложении I" форму "Таблица 1–а") с изображением 9–ти фигур. Из них 6 известны детям в своем нормативном, терминологическом обозначении (–круг–, –прямоугольник–, –треугольник–, –квадрат–, –овал–, –полукруг); 3 фигуры не имеют общепринятого словесного обозначения. Инструкция. "Рассмотри внимательно, что здесь нарисовано". Время предъявления до 20–ти сек. В процессе рассматривания ребенком таблицы следить и фиксировать в протоколе (см. в "Приложении I" форму "Протокол–1») следующее: – Двигательное опосредствование воспринимаемых фигур (характер движения глаз – организованный или беспорядочный; наличие или отсутствие движений пальцами, "рисующими" в воздухе форму воспринимаемой фигуры или обводящими ее на рисунке). – Словесное опосредствование воспринимаемых фигур (называние воспринимаемых фигур вслух, шепотом или безмолвно шевеля губами словами нормативного значения или словами – заменами, представляющими «сенсорные предъэталоны», или словами не адекватного значения). Затем «Таблица 1–а» закрывается. Предъявляется «Таблица 1–б». На ней изображено 12 фигур: 9 предъявлявшихся ранее и еще 3, нормативные словесные обозначения которых детям известны не все или вовсе не знакомы. Это –ромб, – шестиугольник, удлиненный по горизонтали, и восьмиугольник в форме креста. В обеих таблицах есть и другие фигуры, не имеющие терминологического, нормативно точного словесного обозначения. Инструкция: «Покажи, какие фигуры ты уже видел на другой таблице». Если ребенок воспроизводит предъявлявшиеся ранее фигуры неполно, предложить ему продолжить поиск нужных фигур («Может быть ты уже видел на другой таблице еще какие–то фигуры?»). Отмечать реакции ребенка в протоколе (см. в «Приложении – I» форму «Протокол – 1»). В протоколе предусматривается характеристика собственно мнемических действий при запечатлении материала и при его воспроизведении. Кроме того, в нем отражается также характер эмоционально–личностных реакций в процессе выполнения задания (особенности отношения к заданию и поведения). Критерии для оценки полученных данных: – Особенности процесса запечатления фиксируемых вниманием фигур, предъявляемых для непроизвольного запоминания: наличие и характер двигательного или словесного опосредствования. – Особенности воспроизведения зрительно воспринимаемого материала (объем правильного воспроизведения, а также возможное наличие повторений и привнесений). – Характер эмоционально–личностных реакций (отношения к заданию и поведения: – заинтересованное, – спокойное, – индифферентное отношение, – «монотонность», адинамичность; – возможные критичность, врабатываемость или истощаемость в деятельности). Полученные при обследовании данные описать в характеристике как индивидуальные особенности обследуемого ребенка.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 649; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |