КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Направления деятельности ПСВ
Основные цели, задачи и содержание работы Психологической службы 2.1. В образовательных учреждениях в соответствии с нормативными документами Психологическая служба: — активно содействует формированию личностного интеллектуального потенциала учащихся; — создает психологические условия для наиболее полного развития творческих способностей, познавательной и нравственно-мотивационной сферы личности; — оказывает психологическую помощь педагогическим коллективам и родителям в преодолении отклонений в интеллектуальном личностном развитии учащихся, в разрешении конфликтных ситуаций; — — внедряет достижения психологии в практику образовательно-воспитательного процесса. 2.2. Основные цели и задачи Психологической службы вуза — Основные цели ПВС: — содействие администрации и педагогическому коллективу вуза в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности студентов и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности студентов, педагогических работников и других участников образовательного процесса; — содействие в приобретении студентами психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни; — — оказание помощи студентам в определении своих возможностей исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья; — — содействие педагогическим работникам в воспитании студентов, а также в формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности. В соответствии с основными целями, Психологическая служба призвана решать следующие общие задачи: — психологический анализ социальной ситуации развития в вузе, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения; — содействие личностному и интеллектуальному развитию студентов; — формирование у студентов способности к самоопределению и саморазвитию; — содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в вузе; — профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также в развитии студентов; — участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов вуза, образовательных программ и проектов, проводимой по инициативе органов управления образованием; — — участие совместно с органами управления образованием и педагогическими коллективами образовательных учреждений в подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования. Направленность деятельности ПСВ определяется гуманистическими целями высшего образования, социальным заказом на качественную подготовку специалистов с высшим образованием, индивидуальными потребностями всех субъектов образовательного процесса в вузе. Соответственно основными направлениями деятельности ПСВ выступают: — практически-прикладное; — научно-исследовательское; — пропагандистское (просветительское). 3.1. Практически-прикладное направление работы ПСВ включает следующие виды поддержки: — педагогического процесса и саморазвития; — профориентационную; — психогигиеническую; — социально-психологическую; — комплексную консультационную. 3.1 1. Поддержка педагогического процесса и саморазвития включает: — реализацию принципов личностно развивающего высшего образования: создание условий для благоприятного развития личности; — развитие познавательной и созидательной творческой мотивации; — осознание и саморазвитие профессионально важных свойств личности, интеллектуального и творческого потенциала, индивидуальных способностей и склонностей, стремление к овладению фундаментальными знаниями как основой академической и будущей профессиональной мобильности; — помощь преподавателям в постоянном повышении психолого-педагогической культуры и мастерства, развитии педагогического такта в учебно-воспитательной деятельности, в саморазвитии профессионально важных свойств личности; — определение психологической готовности абитуриентов и студентов к требованиям на разных этапах обучения в вузе; — рекомендации студентам-первокурсникам по адаптации к особенностям обучения в вузе и условиям жизнедеятельности в нем с позиции развития умений и навыков самоуправления (индивидуального планирования, самоорганизации, самоконтроля и анализа самооценки, самокоррекции), а также преподавательскому составу по методам оказания помощи студентам в адаптационный период; — помощь студентам в самопознании личности и интеллектуальных процессов, в овладении методами самодиагностики. 3.1.2. Профориентационная поддержка на разных этапах общения: — помощь в отборе абитуриентов на основе их дифференциации по способностям к обучению и последующей работе в данной области, по склонностям и интересам, наконец, по их готовности к обучению в данном вузе; — дифференциация студентов по их способностям к разным ступеням высшего образования и основным типам последующей профессиональной деятельности; цель такой дифференциации - добровольное информирование об этом самих студентов для оказания помощи в профессиональном и жизненном самоопределении; — периодическое обследование студентов на разных этапах обучения с целью анализа, оценки и отслеживания динамики их профессионального и личностного становления в соответствии с требованиями высшей школы и модели специалистов по профилю конкретных вузов. 3.1.3. Психогигиеническая поддержка предусматривает: — выявление неблагоприятных условий и симптомов психической перегрузки, пониженной умственной работоспособности и невротических срывов с целью их профилактики; — определение психологических барьеров их природы и механизмов среди студентов и преподавателей в ситуациях нововведений в вузе в связи с социально-экономическими изменениями в стране, в случае необходимости — рекомендации по снятию и смягчению психологических барьеров. 3.1.4. Социально-психологическая поддержка выражается в решении: — в создании благоприятного психологического климата в учебных группах студентов за счет оптимизации межличностных отношений студентов между собой и с преподавателями, повышения психологической совместимости оптимизации социально-психологических процессов в разных, группах и коллективах вуза; — в диагностике причин нарушения общения между субъектами обучения и рекомендациях по их устранению. В решении всех перечисленных выше задач в рамках практически- прикладного направления деятельности ПСВ реализуются в разных сочетаниях четыре основные ее функции: — психодиагностическая; — психокоррекционная и развивающая; — консультативная; — психопрофилактическая. 3.2. Научно-исследовательское направление работы ПСВ. Основными задачами Психологической службы в рамках данного направления являются: — обобщение отечественного и зарубежного опыта психологической службы вуза; — разработка психологических основ инноваций в области содержания, форм и методов учебно-воспитательного процесса и саморазвития студентов; — разработка психодиагностических средств изучения и контроля развития профессионально важных личностных свойств студентов; — разработка и адаптация средств диагностики и тренинга психических состояний у студентов; — планирование и проведение лонгитюдных исследований динамики личностного, интеллектуального и психического развития студентов и преподавателей; — создание на добровольной и анонимной основе системы постоянного накопления информации (банка данных) о развитии личности студентов и их становлении как специалистов с высшим образованием; — разработка и апробирование психодиагностической аппаратуры, программ компьютерной диагностики. 3.3. Пропагандистское направление работы ПСВ включает: — психологическое обеспечение разработки и реализации в вузах компьютерных банков индивидуально-психологических данных студентов, абитуриентов, выпускников и при необходимости всех субъектов образовательного процесса; — формирование потребностей и интереса преподавателей и административного аппарата к психологическим знаниям путем демонстрации возможностей психологической службы в решении стоящих перед высшей школой задач; — проведение специальных курсов, тренинговых занятий для преподавателей и студентов по повышению уровня психологических знаний, навыков, умений; — организация и проведение психологических семинаров, конференций и т.д.; — отражение деятельности психологической службы в средствах массовой информации. 4. Структура Психологической службы НОУ ВПО «РОСИ» Структура Психологической службы вуза предусматривает двойное подчинение: по административной и по профессиональной линиям. Административное управление осуществляется отделами психологической службы департаментов образования, руководителями вуза. Профессиональное управление осуществляется кафедрой общей психологии и педагогики НОУ ВПО «РОСИ», где работают специалисты-психологи и которая не только осуществляет функции контроля за деятельностью специалиста Психологической службы, но и оказывает методическую, организационную помощь и обеспечивает сотрудничество и профессиональное общение с другими практическими психологами. Центральным органом управления Психологической службы является отдел службы практической психологии образования Министерства образования Российской Федерации. Аналогичные отделы Службы работают на областном, городском уровнях. 5. Научно-методическое обеспечение: — разработка и реализация программы обеспечения анализа становления и развития личности студентов на всех его уровнях — психофизиологическом, индивидуально-психологическом, личностном, микрогрупповом и социальном; — моделирование условий, ситуаций, в котором проверяются особенности межличностного и профессионального становления и развития студентов вуза; дальнейшее преобразование модели (достраивание, включение в модель новых элементов и их перегруппировка, установление новых связей и отношений между элементами модели и т.п.); — разработка содержания, форм и методов работы ПСВ по психолого-педагогической поддержке становления и развития студентов и других субъектов воспитательно-образовательного процесса.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 484; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |