Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Направления деятельности ПСВ




Основные цели, задачи и содержание работы Психологической службы

2.1. В образовательных учреждениях в соответствии с нормативными документами Психологическая служба:

— активно содействует формированию личностного интеллектуального потенциала учащихся;

— создает психологические условия для наиболее полного развития творческих способностей, познавательной и нравственно-мотивационной сферы личности;

— оказывает психологическую помощь педагогическим коллективам и родителям в преодолении отклонений в интеллектуальном личностном развитии учащих­ся, в разрешении конфликтных ситуаций;

— — внедряет достижения психологии в практику образовательно-воспитательного процесса.

2.2. Основные цели и задачи Психологической службы вуза

— Основные цели ПВС:

— содействие администрации и педагогическому коллективу вуза в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности студентов и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности сту­дентов, педагогических работников и других участников образовательного процесса;

— содействие в приобретении студентами психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни;

— — оказание помощи студентам в определении своих возможностей исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья;

— — содействие педагогическим работникам в воспитании студентов, а также в формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.

В соответствии с основными целями, Психологическая служба призвана решать следующие общие задачи:

— психологический анализ социальной ситуации развития в вузе, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;

— содействие личностному и интеллектуальному развитию студентов;

— формирование у студентов способности к самоопределению и саморазвитию;

— содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в вузе;

— профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также в развитии студентов;

— участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов вуза, образовательных программ и проектов, проводимой по инициативе органов управления образованием;

— — участие совместно с органами управления образованием и педагогическими коллективами образовательных учреждений в подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования.

Направленность деятельности ПСВ определяется гуманистическими целями высшего образования, социальным заказом на качественную подготовку специалистов с высшим образованием, индивидуальными потребностями всех субъектов образовательного процесса в вузе. Соответственно основными направлениями деятельности ПСВ выступают:

— практически-прикладное;

— научно-исследовательское;

— пропагандистское (просветительское).

3.1. Практически-прикладное направление работы ПСВ включает следующие виды поддержки:

— педагогического процесса и саморазвития;

— профориентационную;

— психогигиеническую;

— социально-психологическую;

— комплексную консультационную.

3.1 1. Поддержка педагогического процесса и саморазвития включает:

— реализацию принципов личностно развивающего высшего образования: создание условий для благоприятного развития личности;

— развитие познавательной и созидательной творческой мотивации;

— осознание и саморазвитие профессионально важных свойств личности, интеллектуального и творческого потенциала, индивиду­альных способностей и склонностей, стремление к овладению фундаментальными знаниями как основой академической и будущей профессиональной мобильности;

— помощь преподавателям в постоянном повышении психолого-педагогической культуры и мастерства, развитии педагогического такта в учебно-воспитательной деятельности, в саморазвитии профессионально важных свойств личности;

— определение психологической готовности абитуриентов и студентов к требо­ваниям на разных этапах обучения в вузе;

— рекомендации студентам-первокурсникам по адаптации к особенностям обу­чения в вузе и условиям жизнедеятельности в нем с позиции развития умений и на­выков самоуправления (индивидуального планирования, самоорганизации, самокон­троля и анализа самооценки, самокоррекции), а также преподавательскому составу по методам оказания помощи студентам в адаптационный период;

— помощь студентам в самопознании личности и интеллектуальных процессов, в овладении методами самодиагностики.

3.1.2. Профориентационная поддержка на разных этапах общения:

— помощь в отборе абитуриентов на основе их дифференциации по способно­стям к обучению и последующей работе в данной области, по склонностям и интере­сам, наконец, по их готовности к обучению в данном вузе;

— дифференциация студентов по их способностям к разным ступеням высшего образования и основным типам последующей профессиональной деятельности; цель такой дифференциации - добровольное информирование об этом самих студентов для оказания помощи в профессиональном и жизненном самоопределении;

— перио­дическое обследование студентов на разных этапах обучения с целью анализа, оцен­ки и отслеживания динамики их профессионального и личностного становления в соот­ветствии с требованиями высшей школы и модели специалистов по профилю кон­кретных вузов.

3.1.3. Психогигиеническая поддержка предусматривает:

— выявление неблагоприятных условий и симптомов психической перегрузки, пониженной умственной работоспособности и невротических срывов с целью их профилактики;

— определение психологических барьеров их природы и механизмов среди студентов и преподавателей в ситуациях нововведений в вузе в связи с социально-экономическими изменениями в стране, в случае необходимости — рекомендации по снятию и смягчению психологических барьеров.

3.1.4. Социально-психологическая поддержка выражается в решении:

— в создании благоприятного психологического климата в учебных группах студентов за счет оптимизации межличностных отношений студентов между собой и с преподавателями, повышения психологической совместимости оптимизации соци­ально-психологических процессов в разных, группах и коллективах вуза;

— в диагностике причин нарушения общения между субъектами обучения и ре­комендациях по их устранению.

В решении всех перечисленных выше задач в рамках практически- прикладного направления деятельности ПСВ реализуются в разных сочетаниях че­тыре основные ее функции:

— психодиагностическая;

— психокоррекционная и развивающая;

— консультативная;

— психопрофилактическая.

3.2. Научно-исследовательское направление работы ПСВ.

Основными задачами Психологической службы в рамках данного направления являются:

— обобщение отечественного и зарубежного опыта психологической службы вуза;

— разработка психологических основ инноваций в области содержания, форм и методов учебно-воспитательного процесса и саморазвития студентов;

— разработка психодиагностических средств изучения и контроля развития профессионально важных личностных свойств студентов;

— разработка и адаптация средств диагностики и тренинга психических состояний у студентов;

— планирование и проведение лонгитюдных исследований динамики личностного, интеллектуального и психического развития студентов и преподавателей;

— создание на добровольной и анонимной основе системы постоянного накопления информации (банка данных) о развитии личности студентов и их становлении как специалистов с высшим образованием;

— разработка и апробирование психодиагностической аппаратуры, программ компьютерной диагностики.

3.3. Пропагандистское направление работы ПСВ включает:

— психологическое обеспечение разработки и реализации в вузах компьютерных банков индивидуально-психологических данных студентов, абитуриентов, выпускников и при необходимости всех субъектов образовательного процесса;

— формирование потребностей и интереса преподавателей и административного аппарата к психологическим знаниям путем демонстрации возможностей психологиче­ской службы в решении стоящих перед высшей школой задач;

— проведение специальных курсов, тренинговых занятий для преподавателей и студентов по повышению уровня психологических знаний, навыков, умений;

— организация и проведение психологических семинаров, конференций и т.д.;

— отражение деятельности психологической службы в средствах массовой информации.

4. Структура Психологической службы НОУ ВПО «РОСИ»

Структура Психологической службы вуза предусматривает двойное подчинение: по админист­ративной и по профессиональной линиям.

Административное управление осуществляется отделами психологической службы департаментов образования, руководителями вуза. Профессиональное управ­ление осуществляется кафедрой общей психологии и педагогики НОУ ВПО «РОСИ», где работают специалисты-психологи и которая не только осуществляет функции контроля за деятельностью специалиста Психологической службы, но и оказывает методическую, организационную помощь и обеспечивает сотрудниче­ство и профессиональное общение с другими практическими психологами.

Центральным органом управления Психологической службы является отдел службы практиче­ской психологии образования Министерства образования Российской Федерации. Аналогичные отделы Службы работают на областном, городском уровнях.

5. Научно-методическое обеспечение:

— разработка и реализация программы обеспечения анализа становления и развития личности студентов на всех его уровнях — психофизиологическом, индивидуально-психологическом, личностном, микрогрупповом и социальном;

— моделирование условий, ситуаций, в котором проверяются особенности межличностного и профессионального становления и развития студентов вуза; дальнейшее преобразование модели (достраивание, включение в мо­дель новых элементов и их перегруппировка, установление новых связей и отношений между элементами модели и т.п.);

— разработка содержания, форм и методов работы ПСВ по психолого-педагогической поддержке становления и развития студентов и других субъектов воспитательно-образовательного процесса.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 463; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.