Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Традиционные и новые подходы к созданию развивающей среды




В ДОУ созданы условия для игровой деятельности детей.

В ДОУ созданы условия для развития речи детей.

В ДОУ созданы условия для развития у детей элементарных естествен­но-научных представлений.

В ДОУ созданы условия для формирования у детей элементарных ма­тематических представлений.

13.1. В группах имеется демонстрационный и раздаточный материал для обу­чения детей счету, развитию представлений о величине предметов и их форме.

13.2. Имеются материал и оборудование для формирования у детей пред­ставлений о числе и количестве (касса цифр, весы, мерные стаканы и др.).

13.3. Имеется материал для развития пространственных (стенды, доски со схемами и др.) и временных (календари, часы: песочные, солнечные, с цифер­блатом и др.) представлений.

13.4. Оборудован компьютерный класс.

13.5. Другое.

14.1. Имеются материалы и приборы для демонстрации и детского экспери­ментирования (глобусы, карты, макеты, наборы открыток и иллюстраций, на­стольно-печатные игры, магниты, очки, лупы и др.).

14.2. Имеются уголки для детскогоэкспериментирования (в том числе для игр с водой, с песком и др.).

15.1. Имеется библиотека для детей.

15.2. Имеется специальное помещение для занятий иностранным языком (в том числе оборудованное как лингафонный кабинет).

15.3. Имеется библиотека для сотрудников, родителей.

15.4. Имеются наборы картин и настольно-печатные игры по развитию речи.

15.5. Другое.

16.1. Имеется специальное помещение, оборудованное для игр («комната сказок» и др.).

16.2. На участках имеется игровое оборудование.

16.3. В групповых комнатах, раздевалках, спальнях и пр. выделено про­странство для игры и имеется игровое оборудование.

16.4. В ДОУ имеются игры и игрушки для различных видов игр: сюжетно-ролевой, подвижных, спортивных, дидактических и пр.

16.5. В группах имеется неоформленный материал, который может быть использован в качестве предметов-заместителей.

В дошкольном образовании за последние годы сложилась но­вая система нормативно-правовых, административных, экономических, социокультурных условий, позволяющая дошкольным учреждениям реально осуществлять реформу своей деятельности. Это касается и изменений среды развития ребенка. Здесь наблю­даются новые позитивные изменения при сохранении лучших традиций системы.

Работники дошкольных учреждениях стараются создать домаш­нюю и уютную обстановку в детском саду. В некоторых детских садах экспонируются фотографии детей и членов их семей, детские рисунки. Причем рисунки каждого ребенка независимо от качества время от времени участвовали в этих экспозициях. Появляются уютные уголки с мягкой мебелью, предметами домашнего интерье­ра. Все это позитивно влияет на эмоциональное благополучие ре­бенка, создает у него чувство уверенности в себе и защищенности, повышает самооценку ребенка, создает чувство сопричастности к жизни детского сада.

В последние годы в некоторых детских садах появились об­щие столовые: выделяется и оборудуется специальное помещение, куда приходят на завтрак или обед дети из разных возрастных групп. Такая организация среды создает широкие возможности для приобщения ребенка к культуре поведения во время еды, приобре­тения социального опыта младшими детьми на примере старших. Это также способствует поддержанию чистоты в групповых поме­щениях и разгрузке персонала.

Современные формы организации среды в ряде детских садов предусматривают также оборудование и использование участка для разнообразных форм педагогической работы с детьми и реализа­ции разных видов их активности. С этой целью на участке выделя­ются спортивные площадки, оснащенные стационарным и вынос­ным (велосипеды, педальные машины, самокаты, мячи, скакалки, лыжи и др.) оборудованием для проведения подвижных игр, спор­тивных развлечений, в том числе подгрупповых и индивидуальных; элементов спортивных игр (волейбол, баскетбол, футбол, бадмин­тон, настольный теннис и пр.); утренней гимнастики и физкультур­ных занятий. Кроме того, для реализации двигательной активности детей на участке оборудуют «полосу препятствий», размечают бе­говую (зимой лыжную) дорожку, заливают зимой каток, соору­жают плескательный бассейн. Для охраны и укрепления здоро­вья детей проводится озеленение участка, при этом создаются уголки-огороды, цветники, ягодники; «уголки» сада, леса, поля, которые могут использоваться в педагогическом процессе для развития у ребенка основ экологического сознания. С этой же целью оформляется «экологическая тропа» - сочетание природ­ного ландшафта, растительного и животного мира (например, насекомых, земноводных и др.).

Для ознакомления детей с правилами уличного движения соз­даются «автодромы» и «площадки ГАИ» со светофорами, дорож­ными знаками и др.

К сожалению, большинство дошкольных учреждений не ис­пользует достаточно эффективно участок в педагогическом процессе, ограничиваясь традиционными прогулками и подвижными играми на воздухе. Кроме того, в современных условиях социаль­ной нестабильности оптимальные модели устройства участка реа­лизуются с большими трудностями из-за недостаточного финанси­рования, разных правонарушений (воровство, разрушение и пр.).

К позитивным традициям следует отнести появление изосту­дий, компьютерных классов; залов для занятий хореографией, оборудованных станками, зеркалами; «комнат сказок», в которых организуются коллективные игры детей и их театрализованная деятельность. В ряде случаев специально оборудуются театраль­ные студии, комнаты национального быта, где дети приобщаются к фольклору, национальным традициям, элементарным основам домоводства.

Во многих дошкольных учреждениях групповые помещения, как правило, были организованы на основе выделения зон для разных видов детской деятельности - игры, конструирования, двигательной активности, для наблюдения и ухода за растениями и животными и пр. Эти положительные традиции сохраняются. В новых условиях раскрепощения системы дошкольного образо­вания педагоги проявляют творческий подход и высокую изо­бретательность. В детских садах имеются мольберты, кусочки линолеума на полу и на стене для рисования карандашами и мелками, станки для лепки и другое оборудование для самостоя­тельной изобразительной деятельности детей; уголки с разными видами театра (пальчиковый, би-ба-бо, теневой и др.) и набора­ми музыкальных инструментов; уголки природы, в том числе для игр с водой и песком, не только позволяющие ухаживать за растениями и животными, но и обеспечивающие детям возмож­ность релаксации и отдыха.

Новые модели устройства помещения позволяют ребенку, с одной стороны, участвовать в совместной деятельности со свер­стниками, а с другой - побыть одному, что очень важно для детей ослабленных. С этой целью создаются разнообразные «уголки уединения» с использованием ширм, стенных шкафов, нестан­дартного оборудования для игры и отдыха ребенка. В группах имеются мини-стадионы и спортивный инвентарь, позволяющие реализовать ребенку двигательную активность. Более рациональ­но стали использоваться все помещения - групповые комнаты, спальни, раздевалки, коридоры для размещения этих разнообразных зон. Именно такое гибкое полифункциональное использова­ние пространства позволяет создать условия для развития ребенка и его эмоционального благополучия, дает ему возможность сво­бодно передвигаться по детскому саду, вступать в общение с детьми других возрастных групп и с разными взрослыми, делает его истинным хозяином дошкольного учреждения.

Вместе с тем во многих дошкольных учреждениях жизнь одно­возрастных групп организуется по принципу закрытой системы, что ограничивает социальные контакты ребенка с другими деть­ми и взрослыми. Практикуется также негибкое использование помещений, зачастую провоцирующее учебно-дисциплинарные формы работы с детьми. Например, фиксированное расположе­ние столов и стульев с неизбежностью приводит к тому, что ма­ленькие дети сидят «за партами» в неудобных застывших позах, что отрицательно сказывается на их осанке, физическом и пси­хологическом самочувствии, не способствует реализации их ин­дивидуальных творческих способностей.

К нежелательным стереотипам следует отнести традиционные игровые уголки для сюжетных игр с неизменными темами и сюже­тами («Больница», «Почта», «Магазин», «Пароход») и др., которые вносят в сюжетно-ролевую игру детей штампы, препятствующие проявлению самостоятельного игрового творчества ребенка.

Немаловажную роль играет характер размещения игрового, физкультурного и другого оборудования в помещениях детского сада, которое должно обеспечивать ребенку свободный доступ к играм и игрушкам, к материалам и орудиям для рисования, лепки, конструирования, а также удобство их использования. В привыч­ной практике карандаши, краски, бумага для рисования, пласти­лин, глина для лепки выдаются детям, как правило, лишь на спе­циальных занятиях, ограничивая их нерегламентированную само­стоятельную деятельность.

Игры и игрушки, особенно новые, зачастую экспонируются на полках или заперты в шкафах с ориентацией на проверяющего. Ка­чество игрушек и оборудования далеко не всегда соответствует не­обходимым психолого-педагогическим требованиям. Однако в дет­ских садах появляются оборудование и игрушки нового поколения, способствующие развитию ребенка, которых, к сожалению, недос­таточно. Педагоги преодолевают эти трудности путем самостоя­тельного изготовления, в том числе и с привлечением родителей, авторского оригинального оборудования и игрушек, обмениваются чертежами и выкройками, благодаря чему этот позитивный опыт распространяется в других детских садах. Профессиональное от­ношение к качеству игрушек и оборудования предполагает отбор педагогически ценных образцов (полифункциональных, развиваю­щих), а также соблюдение принципа их возрастной адресованности. Особое значение в развитии ребенка играют так называемые пред­меты-заместители (неоформленный или природный материал), спо­собствующие развитию воображения, знаковой символической функции мышления в игре. К сожалению, в большей части дошко­льных учреждений предметы-заместители отсутствуют, что сущест­венно обедняет развивающую среду. К негативным явлениям следу­ет отнести также использование старых, изношенных игрушек, не­достаточное количество их в целом, неразборчивость при комплек­товании игрового оборудования с точки зрения его педагогической значимости.

Среди новых, прогрессивных тенденций следует отметить соз­дание условий для проведения лечебных и профилактических процедур (оборудование физиотерапевтического, массажного, зубоврачебного кабинетов, сауны, фитобара и пр.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 656; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.