Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие системы образования




Основные принципы образовательной политики Российской Федерации

Система образования формируется государством. Государство определяет структуру всей системы в целом, принципы ее функцио­нирования и направления (перспективы) развития.

Ведущую роль в области образования играют принципы госу­дарственной политики. Именно они регламентируют деятель­ность всех образовательных учреждений и органов управления образованием в стране. Кроме того, все образовательные про­граммы строятся с учетом этих принципов.

Принципы государственной политики в области образования отражены в Законе Российской Федерации «Об образовании» (О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» 1996 г.). В соответствии с этим законом госу­дарственная политика основывается на принципах, утверждаю­щих, что система образования должна:

1. Носить гуманистический характер с приоритетом общечело­веческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного раз­вития личности, воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

2. Поддерживать единое культурное и образовательное про­странство во всей стране, т. е. не только обучать учащихся, но за­щищать и развивать национальные культуры, региональные куль­турные традиции и особенности.

3. Создавать условия для общедоступности образования, при­способления системы образования к уровням и особенностям раз­вития и подготовки обучающихся, воспитанников.

4. Иметь светский (т.е. не религиозный) характер и в государ­ственных, и в муниципальных образовательных учреждениях (к негосударственным учреждениям это не относится).

5. Поддерживать свободу и плюрализм в образовании, внима­тельно относиться к различным мнениям и подходам (исключение составляет деятельность политических партий - в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах управле­ния образованием создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и рели­гиозных движений и организаций не допускается).

6. Носить демократический, государственно-общественный ха­рактер управления образованием и допускать автономность (самостоятельность) образовательных учреждений.

Подготовка подрастающего поколения к жизни и осуществление тех целей и задач, которые выдвигаются обществом в области воспи­тания, немыслимы без соответствующей образовательной системы.

Сама система формировалась постепенно. Вначале она включа­ла только образовательные учреждения. В Древней Руси, например, это были школы, действовавшие при монастырях, храмах и церк­вях. Они спонтанно (самопроизвольно) возникали и закрывались. Учебный материал был результатом творчества самих преподава­телей. Они преподавали то, что знали, и так, как себе это представ­ляли. Никакой системы контроля за качеством преподавания в этих школах и тем более централизованной системы отбора содержания преподаваемых дисциплин в то время не было.

С укреплением государственности власти попытались взять дей­ствующие школы под свой контроль. Для этого были созданы спе­циальные (общегосударственные и местные) органы управления образовательными учреждениями. Таким образом, система образо­вания стала включать в себя уже два вида учреждений: образова­тельные учреждения и органы управления образовательными учре­ждениями. В таком виде система образования в России существова­ла вплоть до введения в действие Закона Российской Федерации «Об образовании» в 1992 г.

С принятием нового закона в системе образования значитель­ную роль стали играть государственные образовательные стандар­ты. Они определяли содержание тех образовательных программ, которые реализовывались в образовательных учреждениях. Государственные образовательные стандарты наряду с органами управ­ления начали регламентировать деятельность учреждении образо­вания и определять общие параметры всей системы образования в целом. Поэтому с 1992 г. система образования пополнилась еще одним компонентом - образовательными программами, построен­ными на основе государственных образовательных стандартов. Бо­лее того, образовательные стандарты стали ведущей характеристи­кой деятельности системы образования.

Сегодня система образования в Российской Федерации пред­ставляет собой совокупность взаимодействующих;

- государственных образовательных стандартов образователь­ных программ;

- сети образовательных учреждений;

- органов управления образованием.

Образовательные программы определяют содержание образо­вания на каждом конкретном уровне образования в данном обра­зовательном учреждении.

Образовательная программа любого образовательного учре­ждения состоит из двух частей. Первая часть формируется на основании федерального компонента образовательного стан­дарта (более 70% содержания программы). Это так называемый обязательный минимум содержания образовательной программы. Он устанавливается государственным образовательным стан­дартом по соответствующему предмету и обязателен для всех граждан России.

Вторая часть образовательной программы создается на осно­вании национально-регионального компонента образовательного стандарта и является обязательной только для граждан России, проживающих в данном регионе. К примеру, для учащихся, обу­чающихся в школах Москвы, введен специальный курс под назва­нием «Москвоведение». Этот предмет необязателен для школ дру­гих регионов (Татарстан, Чувашия и др.), а преподается только в столице и является частью регионального компонента.

Все образовательные программы в Российской Федерации под­разделяются на общеобразовательные и профессиональные.

Общеобразовательные программы направлены на формирова­ние общей культуры подрастающего человека, его адаптацию к жизни в обществе и создание основы для осознанного выбора и ос­воения профессиональных программ. К общеобразовательным от­носятся следующие программы:

- дошкольного образования;

- начального общего образования (I-IV классы);

- основного общего образования (V-IX классы);

- среднего (полного) общего образования (X-XI классы).

Профессиональные программы предназначены для подготовки специалистов соответствующих квалификаций путем последова­тельного повышения профессионального и общеобразовательно­го уровней обучающихся. К профессиональным относятся обра­зовательные программы:

- начального профессионального образования;

- среднего профессионального образования;

- высшего профессионального образования;

- послевузовского профессионального образования.

Для всех представленных выше основных образовательных программ (и общеобразовательных, и профессиональных) госу­дарственный образовательный стандарт определяет обязательный минимум содержания.

Кроме основных образовательных программ в образовательном учреждении могут реализовываться дополнительные образователь­ные программы (факультативы, курсы по желанию родителей и де­тей, программы дворцов детского творчества и т.д.).

Образовательные учреждения. Прямыми задачами образова­тельного учреждения являются обучение и воспитание учащихся.

К числу образовательных учреждений относятся детские сады. Для них главной задачей является обеспечение содержания и вос­питания. Если в школе главной задачей выступает обучение, то в детском саду основная задача - воспитание.

Таким образом, образовательным учреждением можно назвать только то учреждение, которое решает эти две задачи одновремен­но. Поэтому образовательным называется учреждение, осуществ­ляющее образовательный процесс, т. е. реализующее одну или несколь­ко образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

По своим организационно-правовым формам образователь­ные учреждения могут быть государственными, муниципальны­ми, негосударственными (частными, учреждениями обществен­ных и религиозных организаций).

В связи с тем что образовательные учреждения реализуют раз­личные образовательные программы и работают с учащимися раз­ного возраста, уровня подготовки и способностей, различают образовательные учреждения нескольких типов. К образователь­ным относятся учреждения следующих типов:

1. Дошкольные.

2. Общеобразовательные (начального, основного и среднего общего образования).

3. Профессиональные (начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования).

4. Дополнительного образования (детей, взрослых).

5. Специальные (коррекционные) для обучающихся с отклоне­ниями в развитии.

6. Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попе­чения родителей.

7. Другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Образовательные учреждения каждого типа могут подразде­ляться на виды (внутри своего типа). Сегодня, выбирая для сво­его ребенка школу, родители часто сталкиваются с проблемой, куда его отдать учиться: в гимназию, лицей, а может, в колледж? Все эти многообещающие названия обозначают вид общеобра­зовательного учреждения. Поступая в учебное заведение средне­го профессионального образования, мы можем оказаться перед аналогичным выбором. Куда лучше поступать - в педучилище или в педколледж?

В Москве кроме обычного общеобразовательного учреждения (школы) официально утверждены еще три вида общеобразова­тельных учреждений (распоряжение премьера Правительства Мо­сквы от 19 февраля 1996 г. № 151-РП). К ним относятся гимназия, лицей и школа с углубленным изучением отдельных предметов.

Гимназия - вид общеобразовательного учреждения, ориенти­рованного на формирование широко образованной интелли­гентной личности, готовой к творческой и исследовательской деятельности в различных областях фундаментальных наук. Она функционирует в составе V-XI классов. Образование в гимна­зии дается на широкой гуманитарной базе с обязательным изу­чением нескольких (не менее двух) иностранных языков.

Лицей может открываться только на базе профильного выс­шего учебного заведения. Совместно с вузом лицей образует учебный комплекс. Обучаются в нем учащиеся старших (начиная с VIII) классов. Лицей предназначен для проведения повышен­ной подготовки по отдельным предметам, осуществления ран­ней профилизации учащихся и подготовки выпускников к осоз­нанному выбору профессии, самостоятельному творческому обучению в вузе.

Общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов дает расширенное, углубленное образование по отдель­ному или нескольким предметам одной, выбранной области знаний и осуществляет раннюю профилизацию в соответствующей области знаний. Для реализации разработанной образовательной програм­мы школа может привлекать профессорско-преподавательский со­став вузов, сотрудников научно-исследовательских учреждений, учреждений культуры. Такая школа включает в себя все три ступе­ни с I по XI класс.

Кроме этих, утвержденных официально, в России образуются и действуют и другие виды общеобразовательных учреждений. Широкое распространение получили такие виды, как воскресные школы, авторские школы, учебные комплексы «детский сад -школа» и др.

Органы управления образованием. Все мы знаем, что Россий­ская Федерация состоит из различных субъектов Федерации (Чувашия, Татарстан и др.), и поэтому управление всей хозяйст­венной деятельностью в стране осуществляется на двух уровнях: общегосударственном и на уровне конкретного субъекта Федера­ции. Кроме того, управление на местах - в городе, районе - осуще­ствляется органами местного управления (третий уровень).

Подобно этой хозяйственной системе управления построено и управление образованием. Оно включает в себя органы управле­ния трех уровней.

Первый, федеральный, уровень включает в себя органы управ­ления образованием общегосударственного значения. К ним от­носятся федеральные органы управления образованием (Министерство общего и профессионального образования Рос­сийской Федерации и другие федеральные органы, имеющие от­ношение к системе образования).

Второй уровень органов управления образованием - это уро­вень субъектов Российской Федерации (Министерство образова­ния Чувашии, Департамент образования г. Москвы, Министерст­во образования Ростовской области и т. д.).

К третьему, местному, уровню относятся районные и город­ские органы управления образованием (управления образованием при местных администрациях).

К ведению федеральных органов управления образованием от­носятся вопросы стратегического характера. Основными являют­ся следующие:

1) формирование и осуществление федеральной политики в об­ласти образования;

2) разработка и реализация федеральных и международных программ развития образования (в том числе Федеральной про­граммы развития образования);

3) установление федеральных компонентов государственных образовательных стандартов;

4) разработка и утверждение типовых положений об образова­тельных учреждениях, установление порядка их создания, реорга­низации и ликвидации;

5) установление перечней профессий и специальностей, по ко­торым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование;

6) установление порядка лицензирования, аттестации и государ­ственной аккредитации образовательных учреждений;

7) установление порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.

Органы управления образованием субъектов Федерации опре­деляют особенности реализации федеральных законов и нормати­вов в своих регионах. В их ведении находятся:

1) формирование законодательства субъектов Российской Фе­дерации в области образования;

2) разработка и реализация республиканских, региональных программ развития образования;

3) установление национально-региональных компонентов го­сударственных образовательных стандартов;

4) определение особенностей порядка создания, реорганизации, ликвидации и финансирования образовательных учреждений;

5) формирование бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на образование, установление местных налогов на образование и т.д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 2039; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.