Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виктор Эмиль Франкл: логотерапия




Виктор Эмиль Франкл (1905 – 1995 гг.) – представитель гуманистического направления психологии, экзистенциального направления философии и автор логотерапии, человек трагической и неординарной судьбы.

Франкл родился в Вене в еврейской семье. Его юношеские годы пришлись на время, когда в Вене жил и работал Фрейд, и набирало силу Венское психоаналитическое общество. Будучи в восторге от деятельности Фрейда, молодой Франкл написал ему письмо, получившее благоприятный отклик. Фрейда настолько заинтересовала активность и любознательность Франкла, что он содействовал публикации его первой психиоаналитической статьи в Международном журнале психоанализа (1924 г.). Статья Франкла, впрочем, развивала идеи адлерианской школы индивидуальной психологии, которая казалась Франклу более близкой по духу, нежели психоаналитическое направление психологии. Франкл решил изучать психотерапию и поступил в Венский университет (1924 г.). Он пошел по стопам Адлера, который к тому времени основал Вторую Венскую школу психотерапии. Адлерианская психотерапия строилась на постулате, что человек строит свое поведение на стремлении к власти и влиянию, а неудачи на этом пути способствуют образованию комплексов, выражающихся в чувстве превосходства (тирания, мания величия, заносчивость) или неполноценности (беспомощность, социальная несостоятельность). Своей задачей адлерианская психология считала нахождение причины психологической дисфункции и исцеление пациента методом ободрения.

Франкл не в полной мере разделял взгляды Адлера, и, в конечном итоге, расстался с Обществом индивидуальной психологии (1927 г.), оформив к тому времени понятие «логотерапии», легшее в основу его собственной концепции. Франкл сделал акцент на смысловом аспекте греческого слова «логос»[7], отведя на второй план значение слова, как речевого акта. «Слово лечит» – так можно было бы сформулировать смысл деятельности Венского консультативного центра молодежи, организованного и возглавленного Франклом (1928 – 1938 гг.). Начав активную клиническую практику в Нейропсихологической клинике Венского университета (1930 – 1938 гг.) в качестве доктора медицины, Франкл активно публиковался в медицинских журналах и разрабатывал идеи в русле «техники парадоксальной интенции» (1929 г.). Собственные идеи экзистенционального анализа, основывавшиеся на принципе «от противного» (не поощрять невропатические проявления пациента, а демонстрировать их деструктивный характер), Франкл развивал, апеллируя к духовному содержанию личности пациентов. Параллельно он занимался социальными проектами, в частности, исследовал т.н. «невроз безработицы» (1933 г.).

Приход к власти фашистов стал экзистенциальным испытанием для Франкла. Еврей по происхождению, Франкл избежал концлагеря благодаря простой человеческой благодарности – его вычеркнул из списка потенциальных узников лагеря смерти бывший пациент. Франкл получил возможность эмигрировать в Америку, но отказался от нее, поскольку его семья должна была остаться в фашистской Австрии. Не смотря на смертельную угрозу, Франкл не оставил терапевтической практики, а возглавил отделение Венской Ротшильдовской еврейской больницы. Жизнь подвергла Франкла еще одному испытанию – он стал узником концлагеря Освенцим, а затем Дахау (1942 – 1945 гг.).

Рукопись его первой книги, уже готовая к публикации, была конфискована, и, как впоследствии писал Франкл, переработка этой утерянной рукописи помогла пережить тяжелое время пребывания в концентрационном лагере Баварии. Желание вопреки всему донести до человечества идеи, которые казались ему спасительными, помогли Франклу пережить испытание концлагерем, потерю жены Тилли и отца, погибших в концлагере, отчаяние и брюшной тиф. Книга «Психолог в концлагере», написанная в течение трех страшных лет заточения, увидела свет после войны. Она была издана тиражом более 2,5 млн. экземпляров и переведена на множество языков. После освобождения из концлагеря, Франкл вернулся в Вену и стал заниматься клинической практикой – возглавил неврологическое отделение Венской больницы (1946 – 1971 гг.), стал преподавателем Венского университета, где получил степень доктора философии (1949 г.), а также возглавил Австрийское общество психотерапевтов (1950 г.). Профессиональным кредо Франкла был принцип: самые малые дела делать с той же основательностью, что и великие, чтобы потом великие дела можно было делать с тем же спокойствием, что и малые. Он строго следовал этому принципу, и считал, что обязан ему своим профессиональным успехом.

Франкл написал 31 книгу, среди которых: «Доктор и душа», «Психотерапия и экзистенциализм», «Время и отвественность», «Психотерапия на практике», «Воля к смыслу», «Скажи жизни «Да!»» и «Человек в поисках смысла». Труды Франкла получили мировую известность (с середины 60х г.), он посетил множество стран с лекциями по логотерапии. Умер Франкл в Вене (1995 г.) в глубокой старости, будучи авторитетным и признанным психотерапевтом, основателем Третьей венской школы психотерапии.

Франкл не был простым и комфортным человеком. Жизненные тяготы наложили свой неизгладимый отпечаток на его богато одаренную личность. Франкл был блестящим оратором, умеющим покорить аудиторию. Ясность мышления, проницательность, остроумие и искрометное чувство юмора органично сочетались в нем с даром ритора. Он умел превратить свои лекции в настоящий спектакль, и сам получал от этого удовольствие. Говорил он о смысле жизни или о смерти, Франкл всегда был убедителен, искренен и жизнеутверждающ. Между тем, убежденность Франкла в верности и важности своей концепции и собственной особой миссии иногда граничила с самоуверенностью. Франкл сравнивал себя с Фрейдом и заявлял о том, что к третьему «коперниканскому перевороту» Фрейда он добавил четвертый «коперниканский переворот». Критикуя редукционизм ортодоксального психоанализа, Франкл претендовал на то, что его собственное экзистенциальное понимание человека глубже фрейдистского. «У каждого времени свои неврозы – и каждому времени требуется своя психотерапия», – писал Франкл, считая, что во времена Фрейда главной причиной неврозов был комплекс неполноценности, а в его время – утрата смысла жизни.

Но некоторая научная самоуверенность Франкла не мешала ему быть отзывчивым, чутким и способным к сочувствию человеком. Вместе со своей второй женой Элли, с которой он познакомился после войны, работая в Венской больнице, и их дочерью, Франкл вел простую и скромную жизнь.

Франкл отличался способностью не помнить зла. Пострадав от фашизма, он, тем не менее, всегда был противником коллективной ответственности и голословных обвинений, считая, что каждый стоял перед своим собственным нелегким выбором, и сам будет за него отвечать. Франкл считал способность утешить другого в трудную минуту – одна из благороднейших черт человека. Он всегда предпочитал деятельную практическую помощь, стараясь при этом оставаться в тени.

В своей шутливой манере Франкл определял логотерапию как «учение о смысле, заменяющее его отсутствие». Он часто обращался к религии и философии, противопоставляя духовность сухому редукционизму науки. С точки зрения Франкла, психология должна врачевать душу, а врачевание такого рода требует подхода, свободного от биологизма, психологизма и социологизма, которыми изобиловала современная ему психология. «Духовное измерение» человека Франкл ставил превыше биологических функций и психологических механизмов. В логотерапии Франкл видел путь, который выводит человека из состояния нигилизма, одиночества и отчаяния через утешение и поиск смысла к ощущению защищенности и, в конечном итоге, к Богу.

Франкл считал, что для внутреннего диалога с Богом необходим опыт одиночества. Способность постичь собственное одиночество, считал Франкл, обеспечивает глубину религиозности человека. «Беда учит молитве»– это народное изречение Франкл считал верно иллюстрирующим способ формирования внутренней опоры в человеке на его пути к Богу. Возможно, собственная религиозность Франкла, трепетное отношение к своему человеческому долгу и преданность идеалам, формировались именно в этом ключе.

Франкл был достаточно боязливым человеком. Удивительным образом присущая ему боязливость сочеталась с проявлениями человеческой смелости и даже мужества. Свои страхи Франкл использовал как испытательный полигон для собственной теории. Страх обидеть кого-то или оказаться виновным перед человеком или Богом он компенсировал требовательностью к себе. Со страхом высоты Франкл справлялся, занимаясь скалолазанием. Наиболее известная его техника, разработанная для преодоления страхов – техника парадоксальной интенции, впервые привнесла в психотерапию юмор.

Нужно сказать о глубоком безропотном смирении, которое Франкл испытывал в отношении смерти. Он считал счастливой жизнь, в которой удается исполнить свое предназначение и получить смерть как награду. Он отводил смерти роль двигателя в поисках смысла, но сам относился к смерти как к тревожащей неопределенности.

Уникальность логотерапии заключается в том, что она прошла испытание концентрационным лагерем и ее действенность проверена автором на собственном опыте в предельно тяжелых условиях выживания. Основной идеей логотерапии является поиск смысла как движущей силы человеческой жизни и средства исцеления душевных недугов. Франкл считал, что поиск и нахождение смысла – главная цель человеческой жизни. Сложность заключается в том, что смысл нельзя придумать, а можно только отыскать. И для каждого этот смысл сугубо свой.

Основываясь на собственном опыте, Франкл утверждал, что уже сама уверенность в том, что смысл жизни существует, придает смысл борьбе за жизнь в самых драматичных условиях. Утрата смысла жизни или «экзистенциальная фрустрация» в терминах логотерапии – тяжелейшее психологическое испытание, которое часто становится причиной невроза.

Логотерапия указывает на три пути, идя которыми человек обретает смысл жизни:

– совершая дело (подвиг);

– переживая ценности;

– через страдание.

Первый путь ведет к обретению смысла через достижения и осуществление поставленных целей. Второй путь – через переживание ценностей, высшей из которых является любовь. Франкл особо выделял духовную сторону любви – способность увидеть в другом человеке его неразвернутый потенциал, глубинную сущность, и помочь любимому человеку реализовать дремлющие в нем силы. Франкл считал, что любовь является единственным средством постичь другого в его глубочайшей экзистенциальной сути. Сексуальную составляющую любовного чувства Франкл считал проводником любви и средством ее выражения, не менее важным, нежели духовная ее составляющая.

Страдание, как это ни парадоксально звучит, является одним из главных путей обретения смысла жизни. Именно моменты переживания неотвратимости или безысходности происходящего раскрывают перед человеком высшие смысложизненные реалии. Страдание непостижимым образом перестает быть страданием, когда обнаруживается его смысл. Смысл жертвенности способен превратить любое страдание из пытки в глубочайшее экзестенциальное переживание и наполнить жизнь человека бесценным опытом любви и самопожертвования, как высшего проявления любви. В этом Франкл видел одно из главных предназначений логотерапии: наполнение смыслом любого переживания радикально меняет его природу – даже страдание и боль могут стать продуктивными, если наполнят жизнь человека новым смыслом. Вспоминая опыт концентрационного лагеря, Франкл говорил о глубочайшей искренности и живучести религиозных чувств. Изможденные голодом, непосильным трудом и страшными перспективами узники, находили в молитве утешение и черпали силы для поддержания жизни в нечеловеческих условиях.

Франклу не нравилась позиция Маслоу и других гуманистов, считавших, что призвание человека заключается в самореализации. Напротив, считал Франкл, самореализация – это побочный продукт осмысленной и деятельной жизни. Человек самоосуществляется, реализует заложенный в него потенциал только тогда, когда находит истинный смысл собственного существования, свое человеческое призвание. Направляющей силой в смысложизненных поисках Франкл считал ценности, которые называл «смысловыми универсалиями». В ценностях, считал Франкл, аккумулирован обобщающий опыт человечества, его социальные ориентиры, а смысл человеческой жизни, так или иначе, всегда связан с обществом. Общество служит источником и критерием ценностных ориентаций, именно общество делает жизнь человека осмысленной. Франкл выделил три аспекта, связанных с ценностями:

– ценности творчества (мы даем обществу);

– переживание ценностей (мы берем от мира);

– позиция, которую мы занимаем по отношению к судьбе.

Истинную проблему для человека Франкл видел в необходимости выбора ценностей – какая из наличных возможностей является приоритетной для осуществления стоящих перед человеком задач, и какие ценности она выражает. Эта проблема выбора напрямую связана с пониманием человеком собственной свободы и ответственности, ответственности перед своей совестью.

Совесть Франкл считал «поэтическим измерением» и «органом смысла» и посвятил исследованию феномена совести одну из работ – книгу «Подсознательный Бог: психотерапия и религия». Основу книги составили лекции, прочитанные Франклом в послевоенные годы, в которых он раскрыл различные аспекты экзистенциального анализа и логотерапии и их взаимоотношения с теологией. Размышляя о духовности, Франкл говорил о ее осознаваемом и бессознательном аспектах, причем в бессознательном он выделил подсознательную инстинктивность и подсознательную духовность. Понятие «духовного», с точки зрения Франкла, определяет человеческое бытие как «решающее существование», оно же составляет основу логотерапии, как «психотерапии духовного». «Решающее существование», согласно Франклу, определяется совестью, которая генетически восходит к бессознательному и является «подсознательным Богом» для человека.

С точки зрения экзистенциального анализа, все подлинные бытийные решения принимаются человеком рефлексивно и подсознательно. «Будь господином своей воли и рабом своей совести», – этим афоризмом Франкл подчеркивал интуитивную функцию человеческой души, ищущей правды «морального закона» и «вечных истин», и проявляющей себя через совесть. При этом Франкл призывал не биологизировать религиозную потребность человека, т.к. ни нравственное влечение, ни религиозная потребность не может быть детерминирована основными инстинктами. Подлинная нравственность, считал Франкл, представляет собой нечто большее, нежели просто спокойную совесть.

Франкл рассматривал религиозность с экзистенциальных позиций, как одно из проявлений «решающего бытия», как средство проживания человеческой жизни, но не ее цель. С этой точки зрения Франкл не делал разницы между религиозным и нерелигиозным, считая, что терапевтическая функция религии должна быть строго отграничена от институциональной ее функции. «Подсознательный Бог», подчеркивал Франкл, не имеет ничего общего с конфессиональной принадлежностью или вероисповеданием, – это трансцендентная функция человеческой души, и в этом смысле каждый человек религиозен. Но, религиозность может быть неосознаваемой, скрытой даже от самого человека. Тогда, считал Франкл, Бог говорит с человеком через его совесть. Истинной же религиозностью Франкл считал не интуитивную, инстинктивную религиозность, а религиозность, являющуюся результатом осознанного человеческого выбора – «бытийного решения».

Ответственность человека за собственную жизнь, Франкл напрямую связывал с осмысленностью жизни. Во времена, когда десять евангельских заповедей перестали быть нормой жизни, только поиск смысла, руководимый совестью, может придать человеческой жизни уверенность в верности принимаемых решений. Когда речь идет о конечном смысле (сверхсмысле), говорил Франкл, знание отступает на второй план, оставляя человеку лишь веру. Для религиозного человека вопрос о смысле жизни не стоит столь остро, как для тех, кто веры не имеет. Психология и психотерапия, по мнению Франкла, нуждаются в диалоге с религией, ибо имеют с ней общую точку приложения – человеческую душу, но цель психотерапии – исцеление души, а цель религии – спасение души.

Между тем, Франкл выступал против попыток религиозных институтов насаждать собственное специфическое представление о Боге, преследуя при этом преимущественно организационные цели. Для того чтобы пробуждать истинную веру в Бога, по мнению Франкла, религиозные организации должны заботиться о том, чтобы «изобразить Бога заслуживающим доверия» и «самим действовать убедительно», поскольку нельзя передать собственный экзистенциальный смысл, можно лишь показать его поиски.

Отвечая на вопрос американской журналистки из «Тайм» о том, видит ли Франкл тенденцию к уходу от религии, он ответил, что видит тенденцию к уходу не от религии, а от тех верований, которые, похоже, не занимаются ничем иным, кроме как борьбы друг с другом и переманивания друг у друга верующих. Франкл видел в официальной институциализированной религии прежде всего язык символов. Как в свое время теизм сменился монотеизмом, так, полагал Франкл, пришло время смены монотеизма моноантропизмом, под которым он подразумевал смену веры в единого Бога – верой в единое человечество. Франкл считал, что человечество движется не к универсальной религии, а к сугубо личной персонализированной религиозности. Вера в Бога – это вера в смысл, – считал Франкл, – а человек, задающийся вопросом о смысле, уже религиозен.

Логотерапия обязана своим существованием «упрямству духа» и «воле к смыслу» самого Франкла, который видел смысл своей жизни в том, чтобы помогать другим «увидеть смысл в своей жизни». Психологическая концепция Франкла не содержит манипулятивных приемов и директивных рекомендаций, ее можно с полным правом считать философской смысложизненной концепцией. Франкл не давал никаких рецептов. Каждая жизненная ситуация – это новая задача, которую нужно решать, спрашивая совета у собственной совести.

 

Контрольные вопросы:

1. Сформулируйте основные понятия логотерапии. Какие биографические события жизни Франкла способствовали формированию основных идей его теории?

2. В чем выражался протест Франкла против механицизма и редукционизма психологии?

3. Перечислите «экзистенциалы человеческого существования», выделенные Франклом.

4. Какой смысл вкладывал Франкл в понятие «духовного измерения человека»?

5. Раскройте понятие совести и ее связь с инстанцией Бога в логотерапии.

6. Как относился Франкл к институционализированным формам религии?

7. Что Франкл подразумевал под религиозностью человека?

 

Литература:

1. Франкл В. Сказать жизни «Да!». Психолог в концлагере. – М.: Альпина нон-фикшн, 2009. – 240с.

2. Франкл В. Страдания от бессмыссленности жизни. – М., 2009. – 112с

3. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990. – 368с.


[1] от «numinosum» (лат.) – динамическое существование или действие, вызванное непроизвольным актом воли.

[2] pistiV – от (греч.) – вера, доверие.

[3] от (греч.) «arch» – начало и «tupos» – знак, отпечаток, образ, первообраз.

 

[4] С данными экспериментов можно ознакомиться Кinkade K. (1974) «J’ai vecu cinq ans dans une communaute», adaption francaice par M. –R. Delorme, Psychologie, № 43, p. 29 – 35

[5] От греч. «holos» – целый и «trepein» – двигаться к … От обычного «хилотропного» дыхания отличается тем, что направлено на возникновение измененного состояния сознания.

[6] Викарное подкрепление – подкрепление, построенное на наблюдаемых последствиях поведения «образца», может носить положительный или негативный характер в зависимости от характера последствий (вознаграждение или наказание).

[7] Logos – от греч. «слово» как вербальный акт, и как квинтэссенция идеи, смысла.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1796; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.