Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Изучение профессионально-педагогических установок учителей




Задания по педагогике и методические рекомендации по их выполнению

Виды самостоятельной деятельности студентов в период педагогической практики

Контроль и оценка результатов работы студентов во время практики

Цель, задачи, содержание практики

НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

 

 

Педагогическая практика студентов выпускного курса является важной составной частью процесса подготовки специалистов учреждений образования. Она проводится в условиях, максимально приближенных к реальным условиям будущей профессиональной деятельности и дает студенту еще один шанс «примерить» на себя статус учителя. Используя двойственность своего положения (объект учебной и субъект педагогической деятельности), студент может и должен, с одной стороны, продолжить свое научение и расширение опыта организации педагогического процесса, а с другой – проявить свою умелость, способности, индивидуальный стиль быть участником педагогического процесса. Цель этой практики не только в том, чтобы развивать и совершенствовать у будущих учителей педагогическую направленность и умение обучать и воспитывать, но и диагностировать степень готовности к самостоятельной профессионально-педагогической деятельности. Задачи практики состоят в том, чтобы помочь студенту:

- формировать профессиональную позицию, творческий потенциал;

- углублять педагогические знания и умения их осознанного применения в учебно-воспитательной работе;

- совершенствовать умения и навыки выполнения учебной, воспитательной, методической, исследовательской деятельности;

- развивать способности к профессиональной рефлексии, анализу возникающих педагогических проблем и способов их решения.

Целевая направленность практики определяет ее содержание. В обобщенном виде оно включает виды деятельности, которые связаны с обучением и воспитанием учащихся и соответственно выполняются учителем-предметником и классным руководителем.

1. Ознакомление с учебно-воспитательной работой учреждения образования, профессиональными достижениями коллектива и отдельных педагогов, традиционными и инновационными подходами в решении современных педагогических проблем.

2. Изучение конкретных условий самостоятельной практической деятельности (воспитательной среды учреждения образования, материальной базы учебных кабинетов, методики работы учителей, особенностей классных коллективов и т.д.).

3. Участие в учебно-воспитательном процессе (посещение уроков, факультативных, кружковых, дополнительных занятий, заседаний педагогических советов, методических объединений, родительских собраний; семинаров, общешкольных и классных внеурочных дел и т.д.).

4. Осуществление самостоятельной педагогической деятельности (планирование, проведение и самоанализ уроков, организация индивидуальной работы с учащимися, выполнение обязанностей классного руководителя, проведение методической и исследовательской работы и т.д.).

5. Анализ и самоанализ процесса и результатов практики, оформление соответствующей документации, подведение итогов.

Содержание практики конкретизировано заданиями, которые имеют очевидную «встроенность» в процесс освоения учительского дела. Система заданий не только «приобщает» студентов к разноплановой деятельности учителя, но и нацеливает их на осознание основных компонентов этой деятельности (исследовательского, проектировочного, коммуникативного, рефлексивного). Задания помогают студентам увидеть определенную систему, этапность, результативность практического обучения. Суть выполнения заданий состоит в постепенном, целенаправленном, с опорой на поддержку и рекомендации опытных педагогов накоплении опыта взаимодействия со школьниками, приобретении педагогической умелости, развитии рефлексивного отношения к личностному самосовершенствованию.

В качестве условий, стимулирующих активную практическую деятельность студентов, выступают обмен мнениями с учителем после посещенных уроков, классных часов, обсуждение творческих педагогических находок, анализ этических ситуаций и т.д. Важным условием является консультирование методиста кафедры педагогики. Задача консультанта-методиста – оказание помощи студенту в решении вопроса по его инициативе. Потребность студента в обсуждении сложившейся ситуации позволяет считать его ответственным за результаты своей деятельности, мотивированным на ценностно-смысловую интерпретацию знаний, конструктивное отношение к себе и другим людям. Беседуя со студентами о «поисках и находках» практического обучения, методист помогает студенту обосновывать свою позицию, оценивать целесообразность своего поведения, осознавать себя субъектом созидательно-преобразующей деятельности.

Во время практики студенты на собственном опыте убеждаются в объективной приложимости теории к реальной действительности: идеи, закономерности, выводы помогают правильно диагностировать педагогические явления, находить основную педагогическую проблему и способы ее оптимального решения. Однако это убеждение формируется успешнее, если методисты обращают внимание на зависимость, которая существует между научными основами работы учителя и технологией ее осуществления, анализируют ситуации успешного решения педагогических задач с опорой на психолого-педагогическую теорию. Важно, показывать, что теоретическое знание дает не «руководство к действию», а смысл, образ, оригинальную основу мышления и поведения педагога.

Педагогическая практика – это разнообразные способы профессионального воспитания, творческого сотрудничества и взаимодействия, когда учитель, методист не задают студенту однозначно «формы работы», а помогают нарабатывать свой стиль поведения, создавать свою систему выполнения профессиональных обязанностей, что и должно, вероятно, оцениваться как новообразование в будущем специалисте. Студент же вместо традиционного представления о нормативах и алгоритмах педагогической деятельности нарабатывает знания различных педагогических и методических подходов, умения их обоснованно комбинировать и находить новые решения. Важнейший вывод, к которому должен прийти будущий педагог состоит в том, что эффективность проводимой им работы зависит не столько от знания современных технологий, сколько от внутреннего потенциала его субъектного профессионального опыта.

Таким образом, практика создает благоприятные условия и предоставляет студентам возможность развивать и совершенствовать педагогические умения, приобретенные в процессе предшествующего теоретического и практического обучения.

Гностические умения:

– углублять психолого-педагогические знания, расширять кругозор, осваивать опыт лидеров педагогической профессии;

– осмысливать образцы педагогической деятельности, современные технологии обучения и воспитания;

– анализировать отдельные формы, методы и приемы учебно-воспитательной работы учителя, классного руководителя;

– использовать методы научного познания и описания явлений, связанных с изучением личности школьника и классного коллектива с целью проектирования их развития и воспитания;

– анализировать и обобщать результаты своей работы.

Проектировочные умения:

– определять учебно-воспитательные задачи, исходя из конкретных условий учреждения образования и коллектива учащихся;

– моделировать различные варианты работы на уроке, необходимую систему средств, приемов педагогического взаимодействия, опираясь на закономерности развития личности и детского коллектива, на возрастные и индивидуальные особенности школьников;

– проектировать собственную деятельность и поведение в урочном и внеурочном общении с детьми;

– планировать деятельность учащихся во внеурочное время с использованием различных форм, методов, приемов;

– прогнозировать результаты учебно-воспитательной работы.

Конструктивные умения:

– соотносить формы, методы, средства учебно-воспитательной работы с задачами, стоящими перед классом;

– определять ведущую задачу по развитию у учащихся конкретных ценностных отношений, разрабатывать способы ее рационального практического осуществления;

– составлять план взаимообусловленной деятельности учителя и учащихся на уроке, разрабатывать и проводить уроки разных типов;

– планировать воспитательные мероприятия в связи с планом работы школы, классного руководителя, определять методику проведения внеурочных дел;

– определять оптимальные средства педагогического взаимодействия на учебных занятиях и во внеурочной работе;

– соотносить свой опыт с педагогической теорией, ставить перед собой исследовательские задачи и применять соответствующие методики для их решения.

Организаторские умения:

– вносить в жизнь школы, класса элементы творчества, новизны, поиска;

– организовывать школьный класс на выполнение поставленных задач;

– оказывать ученическому коллективу и отдельным учащимся конкретную помощь в повседневной работе;

– увлекать, заинтересовывать учащихся различными видами деятельности, делать урочную и внеурочную деятельность совместно-разделенной;

– осуществлять подход к учащимся с учетом их возрастных потребностей и индивидуальных особенностей;

– закреплять удачи и успехи в обучении и воспитании, в конкретных делах;

– организовывать себя и свое время.

Коммуникативные умения:

- инициировать взаимодействие с учениками на уроках и внеурочных занятиях, проявлять уважительное, тактичное отношение к учащимся в сочетании с оправданной требовательностью;

- устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с отдельными учениками, малыми группами, классным коллективом;

- осуществлять деловое сотрудничество, находить контакт, общий язык, правильный тон с разными людьми в различных обстоятельствах (родителями, коллегами, руководителями школы, методистами);

- управлять своим эмоциональным состоянием, проявлять этическую культуру, оптимизм, волевые качества.

Исследовательские умения:

- приобретать научно-педагогические знания через работу с психолого-педагогической литературой;

- вычленять инновационные идеи психолого-педагогической теории и применять их в собственном опыте;

- использовать диагностические методики для изучения межличностных отношений и индивидуальных особенностей учащихся.

 

 

С целями, задачами и содержанием педагогической практики связаны вопросы ее контроля, который включает оценивание деятельности студентов.

Во время практики на выпускном курсе предусмотрено два вида контроля: текущий и итоговый.

Текущий контроль осуществляется в процессе наблюдений за работой студента на методических занятиях, консультациях, в конкретных ситуациях общения с учителями, учащимися, при выполнении заданий, поручений. Выборочно посещая уроки и воспитательные занятия, методист видит, как студент применяет знания в воспитательно-образовательной работе, следует общим требованиям и рекомендациям методики обучения и воспитания, как строит общение и взаимодействие с детьми, как учитывает пожелания опытных учителей и адаптирует педагогический опыт к собственной деятельности. Беседуя со студентами, проверяя задания, отражающие ход практики, методист дополняет и расширяет представления об умениях студента анализировать ситуацию, прогнозировать ее развитие, обосновывать свою позицию при организации учебно-воспитательного процесса, корректировать свою деятельность. Качественную характеристику деятельности студента в период практики (его отношение с классом, степень проявления организаторских, коммуникативных умений, умений проводить уроки разных типов, оценивать групповую и индивидуальную работу учащихся и т.д.) обычно предлагает учитель-предметник и классный руководитель. Определенные выводы об отношении студента к практике делаются на основании собеседования по результатам выполнения учебно-творческих заданий.

Итоговый контроль осуществляется по результатам практики. Основными материалами, позволяющими методисту кафедры увидеть выполнение студентом программы практики по педагогике, являются задания (их полнота, содержательность, соответствие методическому алгоритму).

Основные критерии оценки результатов практики по педагогике:

- уровень профессиональной направленности личности студента (его интерес к работе в школе, активность, ответственность, инициативность в общении и взаимодействии с детьми, творческий подход к учебно-воспитательному процессу, нацеленность на самообразование);

- качество выполнения заданий, в которых отражается уровень теоретической и практической подготовленности будущего учителя к профессиональной деятельности.

Общая отметка по педагогике складывается из трех составляющих: за подготовку, проведение и оформление конспекта зачетного воспитательного занятия; за выполнение учебно-творческих заданий; за выполнение исследовательского задания.

 

 

РАЗДЕЛ 2.

АКТИВНОЕ ВКЛЮЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ В САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

 

Практика проводится, как правило, в старших классах городских и сельских школ, гимназий и лицеев. Деятельность студента в этот период по содержанию и объему соответствует работе учителя-профессионала.

Особое значение для успешной организации производственной практики имеет первая неделя в школе, когда студенты встречаются с директором, его заместителями, учителями-предметниками, классными руководителями, знакомятся со спецификой и особенностями работы школы, ее воспитательной системой, состоянием внутриколлективных отношений в закрепленных классах и т.д. Первая неделя требует от студента-практиканта значительного эмоционального напряжения: необходимо изучить календарно-тематические планы, учебные программы, школьные журналы, определиться с первыми самостоятельными уроками, познакомиться с работой опытных учителей, оборудованием предметного кабинета, системой воспитательных дел классного руководителя и т.д. К концу недели студент должен спланировать учебную и воспитательную работу в закрепленном классе на весь период практики. Возможно, план не сможет предусмотреть все ситуации школьной действительности, возможно, будут изменения в сроках проведения конкретного классного часа или репетиции к конкурсу, дополнительного занятия или посещения семьи трудного ученика. Однако план придаст повседневной деятельности молодого учителя определенную целенаправленность и упорядоченность, выстроит перспективу деятельности.

Выполняя задание «Учет и анализ воспитательной работы» (задание 1), практикант отражает дела, проведенные в классе как по плану, так и с учетом возникших педагогических и жизненных ситуаций, предлагает рассуждения и выводы о реальных профессиональных достижениях, о результативности методов, приемов взаимодействия с учащимися, о целесообразности используемых средств воздействия об отношении к данному событию в жизнедеятельности класса его участников и т.д.

Важный этап практики – подготовка и проведение уроков. 45 минут урока – это взаимосвязанная деятельность учителя и учащихся, которая может принести радости и огорчения, сомнения и открытия. В уроке может полностью реализоваться учительская потребность – передать знания, организовать процесс учения, при этом развить мысли, эмоции, волю, личность своих учеников. Искусству ведения урока надо учиться по книгам психологов, педагогов, приобщаясь к передовому опыту учителей, подвергая самоанализу свои педагогические действия (Приложение 1). Проведенный урок только в том случае станет ступенькой профессионального роста, если учитель сам научиться тщательно и критически его разбирать и анализировать. Оценка качества своего урочного труда должна стать внутренней потребностью начинающего учителя.

Самоанализ урока требует специальных знаний, особого отношения к своему опыту преподавания. Он опирается на четкие представления об эталонах урока, на нормативные требования к процессу обучения, показатели качества процессуальной и результативной сторон данного педагогического явления. Конечно, завершив урок, учитель находится под общим впечатлением от конкретных ситуаций урока, отмечает про себя удачные и неудачные моменты взаимодействия с учениками – это как бы первичный анализ, первый его эскиз. Затем, несколько отстранившись от непосредственных восприятий, анализирует свою работу и работу учащихся более подробно и тщательно. Сделав проведенный урок объектом пристального внимания, он оценивает соответствие содержания урока требованиям учебной программы, связь изучаемого материала с ранее усвоенными знаниями, активность и интерес учащихся в учении, характер сложившихся отношений с детьми на уроке и т.д. Самоанализ урока позволяет увидеть результаты работы на уроке, отметить успешные находки, недочеты, их причины, почувствовать свою уверенность и собственные силы. К сожалению, начинающему учителю не всегда удается посмотреть объективно со стороны на результат своей работы. Этому умению тоже надо учиться. Вот поэтому студенту предлагается расширить свой опыт аналитической деятельности, выполнив задание по самоанализу урока (задание 2).

Выполняя функции классного руководителя, студент-практикант основное внимание обращает на организацию воспитывающей и развивающей деятельности, ибо там, где нет организованной деятельности, нет воспитания, а развитие личности предоставляется стихийным обстоятельствам и спонтанным влияниям. Многообразны виды деятельности, в которые может вовлекать своих воспитанников классный руководитель. Это и природоохранительные дела, и занятия художественным творчеством, и познавательные экскурсии, и интеллектуальные турниры. Но для того, чтобы они стали не просто мероприятиями, а формами жизнедеятельности учащихся, важно создавать благоприятные условия для взаимообогащающего обмена опытом, идеями, переживаниями, творческими находками. Этап подготовки шефского концерта, заседания клуба творческих встреч, конкурса эрудитов, литературной гостиной или какой-то другой формы работы предполагает взаимодействие классного руководителя и школьников для определения содержания, структуры занятия, эмоциональных стимулов, подбора средств оформления, составления заданий для индивидуального выполнения. На этапе проведения важно заинтересованное, увлеченное отношение к происходящему всех участников (Приложение 3).

Из разнообразных внеурочных дел студент выбирает одно и методически грамотно описывает в конспекте его подготовку и проведение (задание 3). Это же воспитательное занятие он анализирует по предложенному алгоритму (задание 4). Самоанализ необходим, чтобы оценить педагогическую целесообразность, воспитательную ценность, эффективность состоявшейся работы и убедиться, что воспитательные дела помогают организовать жизнедеятельность учащихся, если они методически грамотно подготовлены и организованы.

Современный учитель школы в той или иной мере педагог-исследователь. Он исследует мотивы поведения учащихся и уровень их знаний, характер складывающихся в классе отношений и неформальную структуру детского коллектива, готовность учащихся к принятию педагогического воздействия и условия, способствующие проявлению активности в различных видах деятельности. Учитель следит за результатами своей работы, изучает новаторский опыт, внедряет его в собственную практику. Он накапливает, анализирует, обобщает информацию, оценивает ее как средство профессиональной деятельности. Вот почему практическая подготовка будущих учителей к исследованию проблем учебной и воспитательной работы школы является важной задачей практики (Приложение 4).

Вхождение в реальную действительность требует от студента умения решать разнообразные педагогические задачи по отношению к школьникам, коллегам, родителям. Студент применяет имеющиеся психолого-педагогические знания, переосмысливает многие теоретические положения, поскольку свои действия он совершает в конкретных ситуациях, с реальными людьми, отличающимися индивидуальными особенностями. Его созидательно-преобразующая деятельность опирается на разнообразные умения, среди которых особое место занимают исследовательские. Развить систему исследовательских умений, помогающих будущему учителю не только увидеть педагогическую проблему, но и попытаться ее разрешить, призвано исследовательское задание. «Воспитательная деятельность классного руководителя». Оно имеет 10 вариантов, один из которых (на выбор!) выполняется в ходе практики. (задание 5)

Учебно-воспитательная практика дает возможность студенту осознать возникающие в педагогическом процессе проблемы, проверить степень готовности к самостоятельной педагогической деятельности. Рефлексивное отношение молодого учителя к себе необходимо для анализа своего опыта, критической оценки сильных и слабых сторон, осознания своих новообразований. Эта деятельность самопознания исключительно важна для профессионального становления, развития творческого подхода к учительскому делу. Оценить себя, проанализировать профессиональные качества с точки зрения соответствия требованиям, предъявляемым к учителю, осмыслить профессиональные рубежи поможет задание на рефлексию (задания 6).

 

 

Задание 1. Учет и самоанализ воспитательной работы

 

Методические рекомендации к заданию.

1. Данное задание выполняется на протяжении всей практики. Работа с классом, осуществляемая в реальности, отражается «на бумаге».

2. Следует обратить внимание не только на содержательную сторону своей деятельности, но и на аналитико-рефлексивную, т.е. «применять» размышления по поводу происходящего в учебно-воспитательном процессе, делать самоанализ и самооценку различным педагогическим ситуациям, своим стараниям, умениям работать с детьми, своим скромным профессиональным победам и удачам.

3. Обсуждая с классным руководителем, методистом кафедры педагогики процесс и результат практики, не забывать просить, чтобы они оставляли свои замечания, оценочные суждения о проведенной работе.

 


Схема задания

№ п/п Дата Содержание работы Краткий самоанализ Замечания, оценка, отметка кл. руководит. и метод.
1. 09.11 Посещение уроков белорусской литературы, истории и физики Произошло знакомство с классом. Увидела, что класс активный, работоспособный. Убедилась, что интерес детей к уроку сильно зависит от их отношений с учителем, а подготовка и проведение урока – не только наука, но и искусство, требующее от учителя вдохновения, порыва, творчества. Понравился итог урока истории. Можно взять идею и применить. выполнено (роспись кл. руководителя)
2. 10.11 Изучение плана работы кл. руководителя Познакомилась с направлениями деятельности классного руководителя, с воспитательными делами, которые соответствуют направлениям, отметила, что в плане содержатся как групповые, так и индивидуальные формы работы, много традиционных классных дел. выполнено (роспись кл. руководителя)
3. 13.11 Присутствие на классном часе «Проблемы нашего общества» Получился обстоятельный разговор о проблемах общества: одинокие старики, бездомные дети, плохая экология, алкоголизм и т.д. Честно говоря, не ожидала такого интересного обсуждения, социального окружения. Наблюдала за поведением ребят, их отношения к обсуждаемым вопросам. Понравилась позиция Андрея Румянцева, Юли Волгиной, Ани Устиновой… Студентка приняла участие в обсуждении структуры регионально-воспитательного пространства (роспись кл. руководителя)
4. 13.11 Посещение родительского собрания «Мудрость в повседневных контактах с детьми» Это непродолжительное общение с родителями убедило меня в мысли, что стили семейного воспитания очень разные. Очень остро перед родителями стоят проблемы контроля и доверия, поощрений и наказаний, помощи и требований. И еще я поняла, что проведение родительского собрания – очень сложный вид деятельности классного руководителя. Мне понравилось, что классный руководитель по имени-отчеству обращался ко всем родителям, в заключительной части поблагодарил всех за совместную работу и попросил остаться тех родителей, у детей которых есть проблемы в обучении, поведении (по итогам первой четверти) выполнено (роспись кл. руководителя)
5. 15.11 Проверка и выставление текущих отметок в дневники учеников. Это мы сделали по просьбе родителей, поскольку многие ученики не считают нужным подавать дневник учителю на уроке выполнено (роспись кл. руководителя)
6. 16.11 Проведение диагностической игры «Мы – коллектив?» Ребятам понравились тесты, они проявили к ним интерес, «примерили» предложенные ориентиры к своему классу. Я же увидела актив класса, характер отношений, уровень сплоченности и т.д. выполнено (роспись кл. руководителя)
7. 16.11 Помощь в оформлении географической газеты (к Неделе географии) Подкорректировала, так сказать, идеи своего класса, предложила кой-какой материал. По-моему, мы остались довольны друг другом выполнено (роспись кл. руководителя)
8. 18.11 Репетиция перед игрой «И мелькают города и страны» Работа над представлением команды и домашним заданием. Меня порадовали ребята своими идеями. Действительно, они знакомы с детскими энциклопедическими изданиями, им нравится рассуждать, решать логические задачи… И главное – они не равнодушны к предстоящей игре. Много инициативы у Влада и Стаса. Студентка включилась в дела класса, сумела установить с детьми взаимопонимание (роспись кл. руководителя)

 

Задание 2. Самоанализ урока

 

Методические рекомендации к заданию

1. Самоанализ урока – этого сложного многогранного педагогического явления – может быть направлен на «высвечивание» его разных граней: организацию процесса учения, педагогические возможности учителя, оптимальное сочетание методов и приемов, характер отношений учителя с учащимися и т.д. (Приложение 2).

2. Познакомьтесь с предлагаемыми схемами самоанализа урока. Выберите ту из них, которая в большей мере отвечает специфике предмета, типу урока, вашим личностным особенностям, уровню дидактической и методической подготовленности и проанализируйте один из своих уроков.

 

Схема самоанализа урока (тип урока – комбинированный)

1. Общие сведения (дата, класс, Ф.И.О. учителя, тема, количество присутствующих учащихся на уроке).

2. Готовность к уроку учителя и учащихся.

3. Организационный этап (Как создался деловой настрой? Какие приемы использовал учитель для включения учащихся в работу?).

4. Проверочно-обучающая работа над пройденным материалом (Как организовано взаимодействие учителя с учащимися, учащихся друг с другом? Какой вид проверки преобладал: индивидуальный, фронтальный, уплотненный? Осуществлялся ли дифференцированный подход к учащимся? Как корректировались знания детей? Как происходила оценка результатов учебно-познавательной деятельности школьника? Какие особенности поведения учителя на этапе проверки и оценки знаний достойны внимания и интереса?).

5. Переход к изучению нового материала (Подчеркнута ли связь настоящей темы с ранее изученной? Создана ли положительная мотивация учителя? Представлено ли содержание предстоящей работы в виде разноуровневых задач?).

6. Изучение нового материала (Какие источники информации использовались? Какие способы работы над учебным материалом содействовали его активному и осознанному усвоению? Применялась ли наглядность? Создавались ли проблемные ситуации? Использовались ли приемы дифференциации обучения? Насколько класс был увлечен работой, проявлял ли внимание к учителю, интерес к изучаемой теме?).

7. Закрепление новых знаний (Как осуществлялась обратная связь с классом? Какие виды самостоятельных, творческих работ имели место на данном этапе урока? Как соотносилась индивидуальная, коллективная, парная, групповая формы работы? Можно ли утверждать, что обучение было развивающим? Как учитель оценивал работу учащихся, создавал ситуацию успеха? Усвоили ли учащиеся материал, готовы ли к выполнению домашнего задания? Каково домашнее задание по содержанию?).

8. Итог урока (Какой была завершающая часть урока?).

9. Выводы, замечания, пожелания (Достигнуты ли цели и задачи урока? Благотворным ли было общение учителя с учащимися? Что можно исправить, изменить в проведении урока? В чем недостатки и достоинства урока?).

 

Схема самоанализа урока

1. В каком классе проводился урок, по какой теме, на решение каких задач был направлен?

2. Как осуществлялась подготовка к уроку? На каких проблемах было сосредоточено внимание? Как планировалось собственное поведение и взаимодействие с учащимися на уроке? Какие средства и приемы, на ваш взгляд, должны были способствовать благоприятной психологической атмосфере урока и активной заинтересованной работе учащихся? Предвиделись ли напряженные ситуации с созданием дисциплины?

3. Насколько замысел урока совпал с его реализацией в отношении:

– логики урока, соотношения учебных ситуаций;

– выполненных заданий на различных этапах урока;

– взаимообучающего сотрудничества;

– организации контроля знаний.

4. Какие фрагменты урока оказались наиболее интересными (методически оправданными, успешными)?

5. Какие выявились недостатки, в чем их причины?

6. Если бы можно было сделать «дубль-два» урока, что бы постарались изменить?

 

Схема самоанализа урока

1. В каком классе состоялся урок?

2. Тема, задачи, тип урока.

3. Трудности, возникшие при подготовке к уроку?

4. Достаточно ли оптимально протекал учебный процесс и насколько целенаправленно осуществлялось воспитание и развитие учащихся?

5. Как была организована наглядная, предметная среда урока? Как она помогала формировать умения работать с литературой, оборудованием, учебными пособиями?

6. Как включались ученики в деятельность на различных этапах урока? Какова была их активность, внимательность? Насколько успешной и качественной была самостоятельная работа?

7. Какие задания вызывали у учащихся наибольшую активность, интерес, увлеченность работой?

8. Как отслеживались и фиксировались результаты деятельности учеников? Какие требовании при этом соблюдались?

9. Какие индивидуальные особенности учащихся учитывались на уроке и каким образом?

10. Благоприятным ли был психологический климат урока? Возникали ли на уроке напряженные ситуации? И если да, то что их провоцировало?

11. Были ли такие детали урока, которые стали его «изюминками» за счет своей оригинальности в сочетании с целесообразностью?

12. Достиг ли урок поставленных задач?

13. Какие внешние и внутренние резервы оказались неиспользованными на данном уроке?

14. Что надо исправить, дополнить, изменить в последующей работе?

 

Задание 3. Подготовка, проведение и оформление конспекта воспитательного занятия

 

Методические рекомендации к заданию.

1. Определившись с темой и формой воспитательной работы (например, устный журнал «Мое Отечество», классный час «Правила, по которым мы живем», исторический экскурс «Человек созидающий», ярмарка «Что могут наши руки» и т.д.), начинаете «создавать замысел» предстоящего занятия. Конечно, это не отрицает возможность использования уже созданных и апробированных на практике форм работы классного руководителя с классом. Обращаясь к советам опытных педагогов, публикациям в педагогической литературе, можно остановиться на понравившихся разработках и сценариях. Однако, не всегда целесообразно строить работу с детьми по чужим разработкам. Возможно, вы предложите свой проект, отражающий возрастные интересы и потребности детей, подготовленность класса к сотрудничеству, конкретную ситуацию школьной жизнедеятельности.

2. Итак, у вас есть идея, которая будет «обрастать» конкретным содержанием и способами организации деятельности. Предпочтительнее, конечно, коллективное осмысление, поиск конкретных средств, приемов подготовки и проведения дела класса. Ваша направляющая, корректирующая роль сохраняется в творческом осуществлении замысла (Приложение 3).

3. Ориентируясь на определенную дату, время, место, исходные требования методики конкретной формы воспитательной работы, оформляете конспект (с учетом рекомендаций классного руководителя и методиста кафедры педагогики!) и проводите занятие с классом.

 

Схема оформления конспекта воспитательного

- форма и тема воспитательного занятия;

- воспитательные задачи;

- этапы подготовки воспитательного занятия (изучение и анализ методической литературы, продумывание и подбор необходимого содержания занятия, стартовая беседа с учащимися, работа с инициативными группами, определение индивидуальных заданий, поручений, предварительные репетиции, отчеты о готовности и т.д.);

- непосредственное проведение занятия (сценарий);

- использованные источники информации.

 

Задание 4. Самоанализ воспитательного занятия

 

Методические рекомендации к заданию.

1. Своеобразным итогом проведенного воспитательного занятия, являются размышления о степени достижения результата в соответствии с затраченными педагогическими усилиями и средствами. В них будет содержаться оценка выбранного варианта внеурочной работы с детьми, реальные достижения, просчеты. (Приложение 4)

2. Учиться рефлексировать, оценивать свои умения по организации воспитательных дел (мероприятий), извлекать уроки на будущую профессиональную деятельность способствует предлагаемое задание – самоанализ воспитательного занятия по одной из предложенных схем.

Схема самоанализа классного часа

1. Общие сведения.

Дата проведения, класс, кто проводит. Тема классного часа. На решение какой цели и каких задач он направлен? Насколько тема и содержание соответствуют общим задачам воспитания, уровню развития детского коллектива, возрастным особенностям школьников?

2. Анализ подготовки мероприятия.

Кто был инициатором проведения данного мероприятия. Где позаимствована идея (отдельные элементы сценария, весь сценарий)? Как обеспечивалась активность школьников, в чем проявилась их самостоятельность и инициатива? Удалось ли в подготовительный период вызвать у школьников понимание необходимости, значимости предстоящей работы, сформировать положительное эмоциональное отношение к ней?

3. Ход мероприятия.

Актуальность, своевременность проведения классного часа.

Направленность содержания на обогащение сознания учащихся. Разнообразие видов деятельности (познавательная, ценностно-ориентировочная, трудовая, художественная, спортивная и т.д.), в которую вовлекались учащиеся с процессе проведения мероприятия. Методы и приемы актуализации субъектного опыта учащихся. Диалоговые формы общения. Эмоциональные состояния, возникавшие в процессе проведения классного часа, их адекватность цели и задачам. Характер взаимоотношений («учитель-учащиеся», «учащиеся-учащиеся», «учащиеся-учитель»). Активность и заинтересованность учащихся (личный вклад каждого).

4. Общая оценка.

При подготовке и проведении:

– было интересно …;

– было сложно …;

– менее удачно получилось …;

– такие воспитательные дела нужны, чтобы …;

– данный классный час убедил меня в том, что …

 

Схема самоанализа воспитательного занятия

1. Общие сведения (класс, дата проведения; форма работы; цель, задачи; обоснование данной формы деятельности: соответствие содержания возрастным особенностям школьников, их интересам и потребностям.

Анализ подготовительного этапа.

Инициаторы данного мероприятия. Роль педагога и инициативной группы (составление программы, распределение обязанностей, организация трудовой деятельности, поиск стимулов). Увлеченность детей замыслом предстоящего дела, их активность, самостоятельность, творчество. Установление отношений взаимной ответственности.

2. Анализ проведения.

Внешнее оформление мероприятия. Начало мероприятия (создание положительного настроя, атмосферы внутреннего подъема, внимания и интереса к происходящему). Реальное включение учащихся в запланированные педагогом отношения (разнообразие видов деятельности и общения, продуктивность методов и приемов взаимодействия, количественное и качественное участие учащихся в мероприятии). Насыщенность мероприятия информацией: доступность, конкретность, оригинальность материала. Характер отношений «учитель-ученик», «ученик-ученик». Успешность решения воспитательных задач (через форму и содержание, систему отношений, положительные переживания, сочетания коллективной и индивидуальной работы детей и т.д.).

Культура проведения мероприятия (четкость, логичность, оптимальный темп, продолжительность по времени).

Позиция классного руководителя при проведении и подведении итогов мероприятия. Выдвижение новых задач, перспектив деятельности.

3. Общие выводы, замечания, пожелания по совершенствованию воспитательной работы:

– Все ли запланированное удалось выполнить?

– Что оказалось более, а что менее удачным?

– Как проявили себя учащиеся в ходе занятия?

– Что надо изменить в будущих воспитательных делах?

 

Задание 5. Воспитательная деятельность классного руководителя1

 

Тема 1. Методика работы классного руководителя по гражданскому воспитанию школьников

 

Методические рекомендации к заданию:

- Беседуя с классным руководителем о современных направлениях воспитания, анализируя его план работы с классом, присутствуя на классных часах, конференциях, «круглых столах», анализируя литературу, обозначьте востребованность и значение гражданского воспитания в современной школе.

- Раскройте направления воспитательной работы классного руководителя по развитию у школьников гражданских качеств.

- Предложите описание одной из форм гражданского воспитания, апробированной на практике классным руководителем или вами.

 

Методические рекомендации к заданию:

- Сгруппируйте полученную информацию, как продуктивные (эгоцентрические и альтруистические) и непродуктивные установки.

- Отметьте типичные установки учителя-неудачника и успешного учителя.

- В беседе с классным руководителем попробуйте выяснить его установки на педагогическую деятельность.

- Обращаясь к психолого-педагогической литературе, систематизируйте свои знания о профессиональной мотивации.

- Проанализируйте установки, которые вам дали на старте вашей педагогической деятельности (Они могли быть, например, такими: «Главное на уроке – держать дисциплину», «От учеников не жди ничего хорошего», «В слабости ученика – учитель находит свою силу», «Знать к чему стремиться»).

- Порассуждайте, какие из предлагаемых установок вам помогли в педагогической деятельности, какие – навредили?

 

Тема 3. Личностно-ориентированный подход в воспитательной деятельности классного руководителя

 

Методические рекомендации к заданию:

– Обсудите с классным руководителем сущность и структуру личностно-ориентированного подхода и покажите его целесообразность в учебно-воспитательном процессе вашего класса.

– Предложите собственную модель расширения границ личностно-ориентированной деятельности классного руководителя. (Приложение 1)

– Опишите технологические аспекты подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа.

– Разработайте проект организации конкретного классного часа.

 

Тема 4. Изучение опыта работы классного руководителя по предупреждению и профилактике у детей негативных симптомов

 

Методические рекомендации к заданию:

- В беседе с классным руководителем выясните, каких детей он считает проблемными, почему появляются проблемные дети, какие возможности есть у педагога для эффективной работы с такими детьми, как построить воспитательную работу с классом по предупреждению и профилактике у детей негативных явлений (например, агрессивность, отсутствие сопереживания к другим людям, неразвитость волевых качеств, эгоизм, развязность манер).

- Анализируя работу классного руководителя, определите, какие приоритетные направления и формы работы делают воспитание успешным в современных условиях.

- Раскройте сущность педагогической поддержки и помощи в работе с детьми. (Приложение 1)

- Попытайтесь сформулировать правила воспитательной работы классного руководителя, в которых реализуется его педагогическая позиция по отношению к своим воспитанникам.

 

Тема 5. Особенности управления поведением учащихся в опыте …(Ф.И.О. классного руководителя)

 

Методические рекомендации к заданию:

- Наблюдая за педагогической деятельностью учителя, беседуя с ним, изучая его план работы, методические разработки, отчеты, проанализируйте, какие принципы, методы, приемы, средства использует учитель в общении и взаимодействии с детьми (например, режим как внешняя опора поведения, ситуация успеха, соревнование, воспитательная беседа, личный пример, аргументированное требование, ролевое управление, опора на лидерские качества и т.д.).

- Попробуйте найти ответ, при каких условиях эти способы педагогического воздействия приводят к желаемым результатам, в чем их корректирующий и развивающий эффект.

- На примере одного-двух способов педагогического воздействия покажите, соблюдение учителем каких требований приводит к эффективному управлению поведением учащихся. (Приложение 1)

 

Тема 6. Деятельность классного руководителя по воспитанию гендерной культуры школьников

 

Методические рекомендации к заданию:

– Обсудите с классным руководителем задачи воспитания гендерной культуры школьников и представьте их в своей работе.

– Покажите, как реализуются в современных условиях гендерные аспекты воспитания в опыте классного руководителя.

– Предложите свою модель воспитания личности определенного пола в системе внеурочной работы.

– Разработайте классный час по формированию гендерной культуры школьников.

 

Тема 7. Содержание и формы взаимодействия с семьей ученика …(Ф.И.О. классного руководителя)

 

Методические рекомендации к заданию:

– Обсудите с классным руководителем условия, при которых совместная деятельность школы и родителей может быть успешной, опишите эти условия.

– Проанализируйте, как организована работа с родителями в вашем классе (на каких принципах строится, в каких формах осуществляется и т.д.).

– Определите неиспользованные возможности улучшения сотрудничества с родителями.

– Разработайте и опишите наиболее привлекательную (целесообразную, полезную), на Ваш взгляд, форму взаимодействия с родителями.

 

Тема 8. Взаимодействие классного руководителя, социального педагога и школьного психолога в деятельности современной школы

 

Методические рекомендации к заданию:

– Обсудите с классным руководителем круг вопросов, с которым он чаще всего обращается к психологу.

– Проанализируйте совместно решаемые проблемы и общие формы работы классного руководителя и психолога в вашей школе.

– Приведите убеждающие примеры о том, что профессиональный диалог и сотрудничество педагога и психолога помогли достичь успеха в воспитании школьников.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 535; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.182 сек.