Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Примеры студенческих работ




 

Самоанализ воспитательного занятия,

выполненный студенткой V курса МФ Дмитриченко О.Ю.

 

5 декабря в 9 «Б» классе была проведена игра «Интеллектуальное лото». Подготовка и проведение данного занятия предполагала решение следующих задач: обогащение сферы общения в классе, расширение кругозора и знаний учащихся, развитие мыслительных способностей, коммуникативных и организаторских свойств характера, умений продуктивно работать в микрогруппах.

Опыт организации интеллектуальных игр в классе есть, детям нравится сама ситуация, которая развертывается в процессе игрового взаимодействия, когда нужно проявить эрудицию, находчивость, быстроту индивидуальной и групповой реакции при решении вопросов. Мое предложение о проведении интеллектуальной игры было воспринято доброжелательно большинством учащихся: «Играть мы любим!».

Процесс конструирования сценария я осуществляла сама, чтобы сохранить интригу, неожиданность, обеспечить равные условия для соревновательности команд. Я же определила себя и ведущей. Выстроила алгоритм игры, старалась подбирать разнообразные задания, позволяющие моим девятиклассникам, включаясь в творческий поиск, проявлять имеющиеся знания, опыт, фантазию, выдумку, сохранять эмоциональную приподнятость деятельности.

На этапе подготовки сразу обозначилась инициативная группа (Дима Яцук, Настя Новик, Лена Ларионова), с которой оговорили общие организационные вопросы: подготовка реквизита, состав команд, круг заданий, позиции игроков. Соблюдая принцип добровольности определились два капитана (Глеб Шараев и Максим Агафонов).

Игра проходила в субботу – шестой день недели, когда в школе не было уроков. К назначенному времени собрались 22 ученика (всего в классе 24). Они подготовили помещение и интерьер. Пришли члены жюри: классный руководитель и два студента-практиканта.

Занятие началось по плану: приветственное слово ведущего, пояснение условий выполнения заданий, пожелания жюри.

Оформление занятия имитировало игру в лото: бочонки с цифрами от 1 до 40, у каждой команды игровая карточка с двадцатью цифрами. Команды с интересом включились в игру. Тащили из мешочка бочонки, обсуждали соответствующее задание, давали свое решение и в случае правильного ответа бочонок устанавливали на свое игровое поле-карточку. Игровая деталь – бочонок создавал своеобразную опору, снимал психологическую зажатость, стимулировал активность.

Задания предлагались разные. Одни требовали предъявления знаний, другие ставили целью не только проверить «знаешь – не знаешь», а увидеть познавательную проблему и предложить способ решения. Вот некоторые из заданий: У розы их два, у ромашки – три, у традесканции – пять, а сколько у хризантемы? Назовите самый дорогой камень, название которого переводится как «непобедимый», «непревзойденный»? В народных сказках герой часто отправлялся на поиски счастья, удачи за тридевять земель. Тридевять – это сколько? Четверо стояли под одним зонтом и остались сухими. Как им это удалось?

Игра проходила в быстром темпе, весело, задорно, состязательность импонировала подросткам. Ответы на многие вопросы давались досрочно. И когда ответ был верный, команда с довольным видом выставляла бочонок, постепенно заполняя свою карточку.

Конечно, иногда нарушался психологический климат – проигрывать достойно мы не умеем. Однако в целом обстановка была доброжелательной.

Победу одержала команда Глеба Шараева благодаря инициативе и направляющей роли капитана, а также активности, находчивости Тани Калининой и Маши Гусевой.

Состоявшееся занятие убедило меня, что мои девятиклассники, проявили интерес, активность, получили удовольствие от игры. Они высказали пожелание повторить подобную встречу, а команда Максима заверила, что они непременно возьмут реванш. Успех игры решали основные условия: продуманное содержание заданий; мыслительные способности, ум, сообразительность моих учеников; а также конструктивные комментарии жюри.

 

Рефлексия по проделанной работе «Я – школе, школа – мне»

(из отчета по практике студентки V курса ФлФ Шарковой А.Г.)

 

Села рефлексировать …Что я, как студентка-практикантка, могла дать школе? Пожалуй, какую-то новую обязанность моим учителям … Ну, может быть, мое желание работать с интересом, с какими-то находками внесло маленькую свежую струю в жизнедеятельность детей? Одним словом, мой взнос очень скромный. А вот школа мне – это другое дело …

Начну с того, что школьная практика «познакомила» меня с думающими, знающими, любящими свое дело учителями. Проблема престижа учителя меня очень волнует. Сейчас практически укоренился стереотип: в учителя идут только неудачники. В книгах, фильмах мы это видим. Складывается впечатление, что пойдешь учителем работать – будешь мучиться всю жизнь. Мало денег получать, быть загруженным в школе, писать массу отчетов, нести ответственность за все … Я часто думаю, как вернуть в сознание людей позитивный образ учителя. Ведь таких учителей много и сегодня: одержимых, трудолюбивых, преданных избранной профессии. Я убеждалась в их оптимизме, интересе к своему предмету, готовности передать свой опыт молодым, исключительной гибкости во взаимодействии с учениками. Они являлись для меня примером.

Еще на первом курсе я выписала в блокнот удивительные мысли С.Л.Соловейчика из книга «Ватага «семь ветров»». И сейчас я переписываю их в свой отчет по практике. «В классе они все перед тобой, все на виду, и каждый, кто тебя не слышит, кто ничего от тебя не получает, кому ты не нужен – боль твоя. Можешь не признаваться в ней даже самому себе, можешь отводить ее всевозможными логическими доводами, можешь говорить: а в конце концов, ну почему же ты должен влиять обязательно на всех. Можешь даже успокаивать себя тем, что дети от природы разные и что может быть какая-то психологическая несовместимость с кем-то из детей … все правильно. Но, как сказал поэт «и все же, все же, все же ….»»

Как часто я обращалась к этим мыслям и разделяла их. Покидая класс после урока, не всегда испытывала вдохновенную легкость и радость. Мое общение с учениками носило чисто информативный характер, на человеческие контакты у меня не хватало опыта, да и боялась я отступать от поведения строгой учительницы. Тогда на память приходили строки:

И труд нелегкий, ювелирный,

И огорченья вновь и вновь,

А где же восторг кумирный,

И преклоненье и любовь?

Мне моя учительница всегда говорила, что я хорошо продумываю логику урока, систему заданий, подбираю обучающие средства, чередую виды деятельности, что у меня получается работа с большинством класса. Конечно, я знаю, что Даша Ушакова, Оля Савицкая, Катя Велихова из урока в урок активно учились, и получали хорошие отметки. А вот Игоря Якименко, Юлю Будилову я так и не смогла заинтересовать своим предметом, хоть и старалась. На практике я прочувствовала схему «учитель-ученик» на себе и поняла, что наладить взаимодействие на уроке – дело очень трудное. Главное – это знать конкретно, что будут делать ученики все 45 минут и какой результат они могут получить от проделанной работы.

Я также осознала, как мне не нравится ставить ученикам плохие отметки. Хотя я прекрасно понимаю, что школа – это официальное учреждение с основным видом деятельности – учебой. А учеба – это напряженный труд, который необходимо оценивать.

Много сил и времени уходило на подготовку и проведение уроков (но я не жалею об этом). У меня был еще один важный участок деятельности – работа с классом во внеурочное время. Здесь я попадала в свою стихию: можно придумывать, фантазировать, импровизировать. Еще будучи школьницей я любила конкурсы, концерты, соревнования, вечера. Мои умения танцевать пригодились на практике. Со своим классом мы готовили выступление агитбригады и заняли первое место, организовали концерт для старшей группы детского сада, провели интеллектуальную игру «Хочу все знать», команда класса участвовала в чемпионате рыцарских достоинств. Мне нравилось помогать моим девятиклассникам в чем только можно – лишь бы у нас все получалось. Им нравилось, когда я говорила: «Напрягаем мозги и думаем, думаем», «Смотри, как здорово!», «Не умели – научились!» и т.д. И мои дети были мне благодарны. Так радостно было слышать: «Анна Георгиевна, спасибо! Вы просто супер!»

Практика завершилась … Позади уроки, мероприятия, проверка тетрадей и дневников, прощальный чай с учителями, трогательное расставание с детьми … Спасибо тебе, школа! Ты учила меня постоянно держать себя в форме, внимательно следить за своими словами и действиями, понимать других и оценивать себя, приглядываться к опытным и брать на вооружение то, что мне соответствует … Я испытываю гордость, что профессия учителя – это мое …

 

Рефлексия

«Я благодарна практике за встречу с

лидером педагогической профессии»

 

Организационное собрание в гимназии. С нами знакомится и распределяет по классам заместитель директора по учебной работе. Присутствует определенное волнение: в какой класс меня направят, с какими учителями придется работать. Мне называют имя, отчество фамилию учительницы, которая на время практики будет моим предметником и классным руководителем Галина Анатольевна Сухова. Я записываю это в блокнот и пытаюсь представить, как может она выглядеть, какой ее возраст, как я буду с ней знакомится …

И уже через два урока наша встреча состоялась. В кабинет белорусского языка и литературы уверенно вошла женщина средних лет, приятной внешности, с доброжелательной улыбкой, красивыми глазами. Со словами, где тут моя молодая коллега, она заинтересованно посмотрела на меня. Началась беседа, по окончании которой я знала, что Галина Анатольевна в этом учебном заведении работает с 2003 года. Она выпускница филологического факультета нашего вуза, и с благодарностью вспоминает многих преподавателей, которые сейчас учат меня. Мне очень понравилась ее влюбленность в педагогическую работу, отношение к наследию белорусского народа и огромное желание увлекать детей белорусской литературой. Я поняла, что передо мной очень интересный человек, оптимист по натуре, со своим индивидуальным почерком в работе. Когда мы обсуждали с ней мотивы выбора педагогической профессии, я узнала, что она - педагог в третьем поколении. В школьные годы была активной пионеркой и комсомолкой, выступала на сцене, занималась спортом, была лидером в классе и в учебе, и во всех внеурочных делах. Сформированные еще тогда в школе организаторские и коммуникативные умения сильно помогают ей в педагогической деятельности.

Я посетила около двух десятков уроков Галины Анатольевны в разных классах и могу с уверенностью сказать, что это талантливый учитель. Она очень доброжелательно, по-мудрому требовательна к своим ученикам. Все то, что я слышала на занятиях по педагогике о совершенствовании урока, Галина Анатольевна использует и применяет: разные приемы активизации и развития интереса к учебе, проблемные ситуации, создание положительной эмоциональной атмосферы, самостоятельный поиск новых знаний и т.д. Например, присутствуя на уроке литературы в 10 классе я «обогатила» себя такими приемами, как: «вопрос в подарок», «толстый и тонкий вопрос», «символическое видение», «заверши предложение», «реклама». И все эти приемы, несомненно, применяются для реконструкции текста художественного произведения, определения позиции автора текста, выделения основной мысли и соотношения ее с собственным видением проблемы.

Наблюдая за поведением Галины Анатольевны в учительской, я убеждалась, что у нее есть авторитет среди коллег. Часто учителя-белоруссоведа считают личностью скучной, закомплексованной, чего не скажешь о Суховой. У нее всегда оригинальное приветствие и реакция на ситуацию, шутка и находчивая реплика, к месту сказанный афоризм или строчка из стихотворения. С ней весело и интересно. При всей своей занятости она занимается спортом, в отпуске обязательно бывает у озера, моря. Она общественный лидер в профсоюзном комитете гимназии.

Галина Анатольевна «классная» классная! Так о ней говорят ее воспитанники. Кстати, она возглавляет методическое объединение классных руководителей Первомайского района. Свой класс она «воспитывает» четвертый год, и сделала из него достаточно сплоченный коллектив. И в учебе, и в других школьных делах у класса есть успехи: участие в олимпиадах, конкурсах, акциях и т.д. Когда я включилась в воспитательную деятельность, то поняла, что в классе есть самоуправление, традиции, авторитетный актив, есть между учениками взаимопомощь. Мы провели вместе психологическую гостиную, интеллектуальный аукцион, игру-тренинг «В стране этикета», участвовали в выставке «Родная гимназия в лицах». Даже перечень этих форм работы говорит о желании и умении класса не равнодушно относится к внеурочной работе. И опять-таки, в этом я вижу заслугу Галины Анатольевны. Она всегда ищет оригинальные идеи, привлекает детей к созданию сценариев, включает их в подготовку внеурочных дел.

Я многому училась у Галины Анатольевны: обдумывать свои действия, уважать тех, кто рядом, создавать настроение …

Свою «педагогическую шкатулку» я пополнила советами, подсказками Галины Анатольевны («Учитель не тот, кто учит, а тот, у кого ты учишься», «Надо чаще употреблять слова поощрительного характера», «Хорошее в человеке надо уметь проектировать», «Лежа в постели, никто не спотыкается»).

Я благодарна Галине Анатольевны за ее уроки моего профессионального роста.

И еще я хочу сказать, что горжусь тем, что прикоснулась (!) к опыту работы лауреата конкурса «Учитель года Республики Беларусь – 2009» Суховой Г.А.

 

 

Студентка V курса ФБФК Шатило Ирина


ЛИТЕРАТУРА

 

1. Букатов, В.М. Открытый урок: режиссура школьной повседневности в невыдуманных рассказах, неожиданных советах и нескучных рекомендациях / В.М. Букатов, М.В. Ганькина. – М., 2006.

2. Воспитательная деятельность педагога / под общ. Ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесников. – М., 2005.

3. Гордеева, А.В. Реабилитационная педагога / А.В. Гордеева. – М., 2005.

4. Гликман, И.З. Теория и методика воспитания / И.З. Гликман. – М., 2000.

5. Гриценко, Л.И. Теория и методика воспитания: личностно-социальный подход / Л.И. Гриценко. – М., 2008.

6. Гуткина, Л.Д. Планирование и организация воспитательной работы в школе / Л.Д. Гуткина. – М., 2002.

7. Касицина, Н.В. Как выстроить сотрудничество учителя и ученика. педагогика поддержки: такт взаимодействия / Н.В. Кусицина. – М., 2007.

8. Классному руководителю о классном часе / под ред. Е.Н. Степанова. – М., 2000.

9. Лизинский, В.М., Приемы и формы учебной деятельности / В.М. Лизинский. – М., 2002.

10. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии / А.П. Панфилова. – М., 2009.

11. Плотникова, Е.Б. Воспитывающее обучение / Е.Б. Плотникова. – М., 2010.

12. Педагогическая практика. Справочник: учебно-метод. пособие / авт.-сост. М.Е. Сысоева. – М., 2002.

13. Поташник, М.М. Как подготовить и провести открытый урок (современная технология) / М.М. Поташник, М.В. Левит. – М., 2004. – 112 с.

14. Рожков, М.И. Теория и методика воспитания / М.И. Рожков. – М., 2004.

15. Семенова, Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога / Е.М. Семенова. – М., 2002.

16. Степанов, Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Е.Н. Степанов, Л.М. Лузина. – М., 2003.

17. Сергеев, И.С. Основы педагогической деятельности / И.С. Сергеев. – СПб., 2001.

18. Сергеева, В.П. Классный руководитель в современной школе: практическое пособие / В.П. Сергеева. – М., 2002.

19. Школа воспитания: 825 маршрут / под ред. В.А. Караковского. – М., 2004.

20. Щуркова, Н.Е. Классное руководство. Настольная книга учителя. / Н.Е. Щуркова. – М., 1999.

21. Щуркова, Н.Е. Прикладная педагогика воспитания / Н.Е. Щуркова. – СПб., 2005.

22. Шуркова, Н.Е. Школа и семья: педагогический альянс / Н.Е. Щуркова. – М., 2004.

23. Ясницкая, В.Р. Социальное воспитание в классе / В.Р. Ясницкая. – М., 2004.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………………………………  
Раздел 1. Научно-теоретические и методические подходы к организации педагогической практики  
1.1 Цель, задачи, содержание практики …………………………  
1.2 Контроль и оценка результатов работы студентов на практике …  
Раздел 2. Активное включение студентов в самостоятельную педагогическую деятельность  
Виды самостоятельной деятельности студентов в период педагогической практики …………………………………………….    
Задания по педагогике и методические рекомендации по их выполнения ………………………………………………………….    
Приложения  
Приложение 1. Консультация по проблеме «Гуманизация учебно-воспитательного процесса в школе» ……………  
Приложение 2. «Урок и его самоанализ» ………………………….  
Приложение 3 «Воспитательная работа в классе» …………………  
Приложение 4. Примеры студенческих работ ……………………...  
  Литература ………………………………...........................................  

 


1 Приступая к выполнению задания, сосредоточьте свое внимание на одном из направлений работы классного руководителя. Выберите из 10 предложенных тем одну и выполняйте исследование, обращаясь к конкретному опыту учителя-воспитателя.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 392; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.