Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебные цели. Нынеживущих моллюсков 107 тыс. видов; ряд зоологов считает, что их только около 32 тыс. видов. В СССР особенно разнообразны моллюски в дальневосточных морях,




Актуальность темы

Нынеживущих моллюсков 107 тыс. видов; ряд зоологов считает, что их только около 32 тыс. видов. В СССР особенно разнообразны моллюски в дальневосточных морях, а наземные — в Крыму, на Кавказе, в Карпатах и Средней Азии (много эндемичных видов). В зоогеографическом отношении интересны эндемичные моллюски озера Байкал и Каспийского моря.

Предками моллюсков были малочленистые кольчатые черви с несовершенной и преимущественно наружной сегментацией, следы которой сохранились в строении некоторых низших моллюсков.

Ископаемые моллюски (моноплакофоры, брюхоногие, двустворчатые, головоногие, возможно панцирные) известны с кембрия. Для палеозоя и мезозоя особенно характерны головоногие; расцвет двустворчатых и брюхоногих начался с мезозоя. В связи с тем, что ископаемые моллюски были широко распространены и их остатки часто встречаются, они имеют большое значение для решения ряда вопросов стратиграфии, палеогеографии и т. д. Большое разнообразие в строении раковины и возможность выяснения последовательности её изменения во времени у разных групп делают моллюсков важнейшим объектом для решения отдельных проблем эволюции животного мира. Условно к моллюскам относят также несколько групп не очень ясного систематического ранга (предположительно, классы), известных только из палеозойских отложений, —ксеноконхии, кониконхии, пробивальвии и др.

Моллюски — важный компонент в пище многих животных, в том числе промысловых рыб, птиц и млекопитающих. Среди моллюсков есть как полезные, так и вредные для человека виды. К полезным относятся многие съедобные моллюски (устрицы, гребешки, кальмары, виноградная улитка и др.), а также моллюски, добываемые для получения перламутра, жемчуга или раковин (речные перловицы, жемчужницы, каури и др.). Ежегодно в мире добывают около 7,5 млн. ц различных моллюсков. К вредным моллюскам относятся корабельный червь, повреждающий деревянные морские суда и подводные сооружения, слизни и улитки, вредящие культурным растениям. Некоторые моллюски — промежуточные хозяева паразитических червей, вызывающих гельминтозы человека, домашних и промысловых животных.

ознакомиться:

· с общей характеристикой типа Моллюски (Mollusca).

 

В результате освоения темы студент должен уметь:

· идентифицировать представителей типа Моллюски (Mollusca).

Для формирования умений студент должен знать:

– систематическое положение в зоологической квалификации животного мира, характеристику и классификацию типа Mollusca;

– морфофизиологическую характеристику, географическое распространение и значение представителей типа Моллюски (Mollusca);

– структуру и видовое разнообразие пресноводных брюхоногих моллюсков;

– особенности двустворчатых моллюсков, связанные с образом жизни и типом питания.

 

3. Вопросы для самоподготовки к освоению данной темы:

b. Общая характеристика типа Mollusca.

c. Классификация типа Mollusca.

d. Общая характеристика класса Брюхоногие.

e. Общая характеристика класса Пластинчатожаберные, или Двустворчатые.

f. Общая характеристика класса Головоногие.

g. Филогения типа Mollusca.

 

4. Вид занятия: лабораторно-практическое.

5. Продолжительность занятия: 3 часа (135 минут).

6. Оснащение:

Дидактический материал: мультимедийные атласы, таблица - внутреннее строение моллюсков, наборы контролирующих тестов по теме.

Технические средства обучения: ноутбук, мультимедийный проектор, микроскопы.

 

6. 3. Макропрепараты:

a) виноградная улитка;

b) коллекция раковин наземных брюхоногих;

c) коллекция ископаемых моллюсков;

d) беззубки и перловницы;

e) кальмар.

 

6.4.. Микропрепараты:

a) глохидии.

 

7. Содержание занятия:

Контроль исходного уровня знаний и умений: выполнение тестовых заданий.

7. 2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия.

1) Охарактеризуйте основные черты строения тела и раковины двустворчатого моллюска.

2) Чем раковина двустворчатых моллюсков отличается от раковины брахиопод?

3) Перечислите отряды двустворчатых моллюсков, выделяемые по характеру строения замочного аппарата.

4) Охарактеризуйте основные черты строения тела и раковины головоногих моллюсков.

7.3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме.

Преподаватель знакомит студентов с планом и методикой проведения практической работы.

 

7. 4. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя.

· Изучить по таблицам и слайдам строение и развитие представителей типа Mollusca.

· Рассмотреть и зарисовать раковины брюхоногого моллюска.

· Изучить внешний вид виноградной улитки, извлеченной из раковины.

· Зарисовать внутреннее строение виноградной улитки.

· Рассмотреть и зарисовать раковины двустворчатого моллюска.

· Изучить внешний вид перловицы, извлеченной из раковины.

· Зарисовать внутреннее строение перловицы.

· Определить видовую принадлежность морских промысловых и пресноводных двустворчатых моллюсков на рис. 89, 90 (Практикум по зоологии беспозвоночных: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /В.А. Шапкин, З.И.Тюмасева, И.В.Машкова, Е.В. Гуськова. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2005).

.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 304; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.