Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практическая работа № 8




План

Часа

1. Источники засорения речи:

а) территориальные диалекты, местные говоры;

б) профессионально-социальные жаргоны и арготическая лексика;

в) неуместное употребление иностранных слов;

г) вульгарно-бранная (обсценная) лексика;

д) слова-сорилки, слова-паразиты;

е) неоправданное индивидуальное словотворчество;

ж) канцеляризмы, речевые штампы.

2. Диалектная лексика:

а) проникновение диалектной лексики в литературный язык;

б) диалектизмы в художественной речи;

в) стилистически не оправданное употребление диалектизмов.

3. Профессиональная лексика:

а) использование профессиональной лексики в литературном языке;

б) стилистически не оправданное употребление профессионализмов.

4. Жаргонная лексика:

а) использование жаргонной лексики в литературном языке;

б) стилистически не оправданное употребление жаргонизмов.

5. Стилистическая оценка заимствованных слов:

а) приток иноязычной лексики в русский язык в 80-90-е годы XX в.;

б) стилистическая классификация заимствованных слов;

в) заимствованные слова в художественной и публицистической речи;

г) стилистически не оправданное употребление заимствованных слов.

6. Культура языка и экология культуры.

Литература

1. Введенская Л. А. Культура и искусство речи / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. - Ростов н/Д, 1996. - С. 117-137.

2. Введенская Л. А. Культура речи. - Ростов н/Д, 2002. - С. 122-131.

3. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи. - М., 2002. - С. 258-260.

4. Голуб И. Б. Стилистика русского языка. - М., 1999. - С. 76-85; 100-112.

5. Розенталь Д. Э. Секреты стилистики Правила хорошей речи / Д. Э. Ро­зенталь, И. Б. Голуб. - М., 1996. - С. 52-57; 73-82.

6. Розенталь Д. Э. Справочник по русскому языку. Практическая стили­стика. - М, 2001. - С. 81-87.

7. Русский язык и культура речи / под ред. В. Д. Черняк. - М., 2002. -С.46-62; 105-113.

Задания

1. Подготовьте сообщения:

а) Функционирование лексики «неактивных» сфер языка в современной речи (рекомендуемая литература: Какорина Е. В. Трансформация лексиче­ской семантики и сочетаемости (на материале языка газет) // Русский язык конца 20 столетия (1985-1995). - М., 1996. - С. 67-88; Береговская Э. М. Молодежный сленг: формирование и функционирование // Вопр. языко­знания. - 1996. - № 3).

б) Иноязычные слова: обогащение или оскудение? (рекомендуемая лите­ратура: Баранова Л. А. О папарацци, стингерах и таблоидах // Рус. речь. - 1998. - № 4; Величко А. Р. О «русскости» русского языка наших дней // Рус. речь. - 1995. - № 6; Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи. - СПб., 1999. - С. 110-144; Крысин Л. П. Иноязычное слово в контексте совре­менной общественной жизни // Русский язык конца 20 столетия (1985-1995). - М, 1996. - С. 142-160; Крысин Л. П. Иноязычное слово в кон­тексте современной общественной жизни // Рус. язык в школе. - 1994. -№ 6; Новикова Н. В. Звонкое иноязычие // Рус. речь. - 1992. - № 3; Ро­зенталь Д. Э., Голуб И. Б., Теленкова М. А. Современный русский язык. -М, 1997. - С. 62-73; Сергеева Е. В. Заимствования 80-90 гг. в социолин­гвистическом аспекте // Рус. речь. - 1996. - № 5; Скворцов А. И. Эколо­гия слова, или Поговорим о культуре русской речи. - М., 1996. - С. 85-98; Улуханов И. С. О новых заимствованиях в русском языке // Рус. язык в школе. - 1994. - № 1; Шапошников В. Н. Иностранные слова в совре­менной российской жизни // Рус. речь. - 1997. - № 3.).

в) О «черных» словах и жаргонизмах (рекомендуемая литература: Сквор­цов Л. И. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи. -М, 1996. - С. 52-72; Галь Н. Слово живое и мертвое. - М, 1987).

г) Культура языка и экология слова (рекомендуемая литература: Вереща­гин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура. - М, 1983; Гирусов Э. В., Широкова И. Ю. Экология и культура. - М, 1989; Головин Б. Н. Как го­ворить правильно, Заметки о культуре русской речи. - М., 1988; Горелов А. А. Экология-культура-моделирование. - М., 1985; Колесов В. В. Культура речи - культура поведения. - Л., 1988; Костомаров В. Г. Жизнь языка. - М., 1984; Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи. - СПб., 1999; Мандельштам О. Слово и культура. - М., 1987; Ожегов Ю. П., Никоно-рова Е. В. Экологический импульс. Проблемы формирования экологиче­ской культуры молодежи. - М., 1990; Скворцов Л. И. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи. - М., 1996; Экологическая аль­тернатива: сб. ст. -М., 1990; Экология культуры: научно-аналитический обзор. -М., 1990.

2. Дайте стилистическую оценку использованию в газетных материалах диалектизмов и просторечных слов (за справками обращайтесь к толко­вым словарям русского языка). Подберите литературные синонимы к словам, использование которых вы считаете стилистически неоправдан­ным

1) Не переступая порога, с крыльца, он произносил в шибку слова.

2) Мы выехали, когда уже ободняло.

3) Дети редко навещали родительскую оселю.

4) Приходят, когда вздумается, уходят, когда схочется.

5) До окончания зимника остается каких-то двадцать дней.

6) Вернулся с войны - снова за пасево. А какой я пастух без рожка?

7) Подстреленный волк ткнулся в снег; завопил, забрылял ногами...

8) Редко бывало незапамятное такое зазимье грибное.

3. Проанализируйте примеры авторедактирования В. М. Шукшина. Объ­ясните отказ писателя в процессе правки от употребления слов, заклю­ченных в скобки, и лексические замены; дайте стилистическую оценку использованию им разговорной, просторечной и диалектной лексики:

1) За столом разговор пошел дружнее, стали уж вроде забывать про Глеба... И тут он (попер) пошел в атаку на кандидата.

2) - Петя! - чуть не плачет Лялька. -Яуж и так (смучилась) измучилась.

3) - Ты это... не говори никому, что (стунил) слупил с меня четвертной.

4) - Что вы, они вечерами никуда не (ходят) ходют.

5) Ты знаешь Талицкую (церкву) церковь?

6) Надо только, думал он, собраться, крепко (подумать) обмозговать.

4. Сравните предложения. Укажите в неотредактированных вариантах профессионализмы, профессионально-жаргонные и просторечные слова (за справками обращайтесь к толковым словарям русского языка). Про­анализируйте стилистическую правку, укажите, какие стилистические недочеты устранил редактор. В случае несогласия с ним дайте свои вари­анты стилистической правки.


1. Остаточные карбонаты воз-никли в результате окарбона-чивания почв.

2. Цехи осуществляют телефонизацию, электрочасофика-цию и радиофикацию.

3. Выполнены работы по зачист­ке, запарке и погрузке капусты.

4.Перед нами возник даже та­кой вопрос: на глянец или на мат клеить пленку?

5. Двигатель - пускач трактора подлежит замене.

Остаточные карбонаты воз­никли в результате отложения солей угольной кислоты в почве.

Все больше телефонов, элек­трических часов, радиоточек появляется в цехах.

Капусту очистили, уложили в тару и погрузили.

 

Мы не знали даже, как кле­ить пленку: на глянцевую или на матовую сторону.

Пусковой двигатель тракто­ра следует заменить.

6. Опережение движения по маршруту с повышенной, от­носительно заданной, средней скоростью пенальтизируется.

 

 

Опережение движения по мар­шруту с повышенной, относи­тельно заданной, средней ско­ростью наказывается штраф­ными очками.


5. Укажите, насколько мотивировано в контексте употребление профессио­нальной, профессионально-жаргонной и просторечной лексики. В случае необходимости исправьте предложения, заменяя профессионализмы и жар­гонизмы соответствующими терминами или общеупотребительными сло­вами; устраните другие стилистические недочеты в предложениях.

1) Зеленин пришел к выводу, что для пластики необходимо использовать ткани самого пациента, не нарушая га физиологическую целостность.

2) Темы, поднимаемые стенновкой, самые различные.

3) Было семь вечера, когда мы, группа учителей и учащихся нашей ве­черки, прибыли в Хатынь.

4) У нас объявлен общественный смотр по зачистке территории рай­она от металлолома.

5) Шкурование производится при помощи шкуровки.

6) Спортсмен всю осень готовил новую произвольную программу и сей­час впервые обкатал ее перед зрителями.

7) В автобусную службу прислал жалобу один инженер, опоздавший подряд десять раз на работу и схлопотавший по этой причине выгово-решник.

8) Иван Тимофеевич требует от своих учеников выкладываться до предела.

9) Заказы шли клево, и мы вкалывали на славу, чтобы оправдать поездку.

6. Исправьте и прокомментируйте ошибки в следующих предложениях.

1) Двадцать пять лет своей биографии она посвятила детям.

2) Дефилируйте мимо контролеров с самым безразличным видом, и они не обратят на вас никакого внимания!

3) Необходимо собрать лучшие идеи от всех политических сил, но не делать из них конгломерат, а составить цельный документ, который был бы близок каждому.

4) Электорат собрался в большие очереди за избирательными бюлле­тенями уже к двенадцати часам.

5) Бестселлером нового сезона стала новая стиральная машина «Макс».

7. Самостоятельно подберите примеры немотивированного использова­ния заимствованных слов в устной или письменной речи (газеты, журна­лы, ТВ- и радиопередачи). Подтвердите правильность своих наблюдений и выводов с помощью словарей.

Тема: «Богатство речи»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 2310; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.