![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Практическая работа № 8
План Часа 1. Источники засорения речи: а) территориальные диалекты, местные говоры; б) профессионально-социальные жаргоны и арготическая лексика; в) неуместное употребление иностранных слов; г) вульгарно-бранная (обсценная) лексика; д) слова-сорилки, слова-паразиты; е) неоправданное индивидуальное словотворчество; ж) канцеляризмы, речевые штампы. 2. Диалектная лексика: а) проникновение диалектной лексики в литературный язык; б) диалектизмы в художественной речи; в) стилистически не оправданное употребление диалектизмов. 3. Профессиональная лексика: а) использование профессиональной лексики в литературном языке; б) стилистически не оправданное употребление профессионализмов. 4. Жаргонная лексика: а) использование жаргонной лексики в литературном языке; б) стилистически не оправданное употребление жаргонизмов. 5. Стилистическая оценка заимствованных слов: а) приток иноязычной лексики в русский язык в 80-90-е годы XX в.; б) стилистическая классификация заимствованных слов; в) заимствованные слова в художественной и публицистической речи; г) стилистически не оправданное употребление заимствованных слов. 6. Культура языка и экология культуры. Литература 1. Введенская Л. А. Культура и искусство речи / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. - Ростов н/Д, 1996. - С. 117-137. 2. Введенская Л. А. Культура речи. - Ростов н/Д, 2002. - С. 122-131. 3. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи. - М., 2002. - С. 258-260. 4. Голуб И. Б. Стилистика русского языка. - М., 1999. - С. 76-85; 100-112. 5. Розенталь Д. Э. Секреты стилистики Правила хорошей речи / Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб. - М., 1996. - С. 52-57; 73-82. 6. Розенталь Д. Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. - М, 2001. - С. 81-87. 7. Русский язык и культура речи / под ред. В. Д. Черняк. - М., 2002. -С.46-62; 105-113. Задания 1. Подготовьте сообщения: а) Функционирование лексики «неактивных» сфер языка в современной речи (рекомендуемая литература: Какорина Е. В. Трансформация лексической семантики и сочетаемости (на материале языка газет) // Русский язык конца 20 столетия (1985-1995). - М., 1996. - С. 67-88; Береговская Э. М. Молодежный сленг: формирование и функционирование // Вопр. языкознания. - 1996. - № 3). б) Иноязычные слова: обогащение или оскудение? (рекомендуемая литература: Баранова Л. А. О папарацци, стингерах и таблоидах // Рус. речь. - 1998. - № 4; Величко А. Р. О «русскости» русского языка наших дней // Рус. речь. - 1995. - № 6; Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи. - СПб., 1999. - С. 110-144; Крысин Л. П. Иноязычное слово в контексте современной общественной жизни // Русский язык конца 20 столетия (1985-1995). - М, 1996. - С. 142-160; Крысин Л. П. Иноязычное слово в контексте современной общественной жизни // Рус. язык в школе. - 1994. -№ 6; Новикова Н. В. Звонкое иноязычие // Рус. речь. - 1992. - № 3; Розенталь Д. Э., Голуб И. Б., Теленкова М. А. Современный русский язык. -М, 1997. - С. 62-73; Сергеева Е. В. Заимствования 80-90 гг. в социолингвистическом аспекте // Рус. речь. - 1996. - № 5; Скворцов А. И. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи. - М., 1996. - С. 85-98; Улуханов И. С. О новых заимствованиях в русском языке // Рус. язык в школе. - 1994. - № 1; Шапошников В. Н. Иностранные слова в современной российской жизни // Рус. речь. - 1997. - № 3.). в) О «черных» словах и жаргонизмах (рекомендуемая литература: Скворцов Л. И. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи. -М, 1996. - С. 52-72; Галь Н. Слово живое и мертвое. - М, 1987). г) Культура языка и экология слова (рекомендуемая литература: Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура. - М, 1983; Гирусов Э. В., Широкова И. Ю. Экология и культура. - М, 1989; Головин Б. Н. Как говорить правильно, Заметки о культуре русской речи. - М., 1988; Горелов А. А. Экология-культура-моделирование. - М., 1985; Колесов В. В. Культура речи - культура поведения. - Л., 1988; Костомаров В. Г. Жизнь языка. - М., 1984; Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи. - СПб., 1999; Мандельштам О. Слово и культура. - М., 1987; Ожегов Ю. П., Никоно-рова Е. В. Экологический импульс. Проблемы формирования экологической культуры молодежи. - М., 1990; Скворцов Л. И. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи. - М., 1996; Экологическая альтернатива: сб. ст. -М., 1990; Экология культуры: научно-аналитический обзор. -М., 1990. 2. Дайте стилистическую оценку использованию в газетных материалах диалектизмов и просторечных слов (за справками обращайтесь к толковым словарям русского языка). Подберите литературные синонимы к словам, использование которых вы считаете стилистически неоправданным 1) Не переступая порога, с крыльца, он произносил в шибку слова. 2) Мы выехали, когда уже ободняло. 3) Дети редко навещали родительскую оселю. 4) Приходят, когда вздумается, уходят, когда схочется. 5) До окончания зимника остается каких-то двадцать дней. 6) Вернулся с войны - снова за пасево. А какой я пастух без рожка? 7) Подстреленный волк ткнулся в снег; завопил, забрылял ногами... 8) Редко бывало незапамятное такое зазимье грибное. 3. Проанализируйте примеры авторедактирования В. М. Шукшина. Объясните отказ писателя в процессе правки от употребления слов, заключенных в скобки, и лексические замены; дайте стилистическую оценку использованию им разговорной, просторечной и диалектной лексики: 1) За столом разговор пошел дружнее, стали уж вроде забывать про Глеба... И тут он (попер) пошел в атаку на кандидата. 2) - Петя! - чуть не плачет Лялька. -Яуж и так (смучилась) измучилась. 3) - Ты это... не говори никому, что (стунил) слупил с меня четвертной. 4) - Что вы, они вечерами никуда не (ходят) ходют. 5) Ты знаешь Талицкую (церкву) церковь? 6) Надо только, думал он, собраться, крепко (подумать) обмозговать. 4. Сравните предложения. Укажите в неотредактированных вариантах профессионализмы, профессионально-жаргонные и просторечные слова (за справками обращайтесь к толковым словарям русского языка). Проанализируйте стилистическую правку, укажите, какие стилистические недочеты устранил редактор. В случае несогласия с ним дайте свои варианты стилистической правки. 1. Остаточные карбонаты воз-никли в результате окарбона-чивания почв. 2. Цехи осуществляют телефонизацию, электрочасофика-цию и радиофикацию. 3. Выполнены работы по зачистке, запарке и погрузке капусты. 4.Перед нами возник даже такой вопрос: на глянец или на мат клеить пленку? 5. Двигатель - пускач трактора подлежит замене. Остаточные карбонаты возникли в результате отложения солей угольной кислоты в почве. Все больше телефонов, электрических часов, радиоточек появляется в цехах. Капусту очистили, уложили в тару и погрузили.
Мы не знали даже, как клеить пленку: на глянцевую или на матовую сторону. Пусковой двигатель трактора следует заменить. 6. Опережение движения по маршруту с повышенной, относительно заданной, средней скоростью пенальтизируется.
Опережение движения по маршруту с повышенной, относительно заданной, средней скоростью наказывается штрафными очками. 5. Укажите, насколько мотивировано в контексте употребление профессиональной, профессионально-жаргонной и просторечной лексики. В случае необходимости исправьте предложения, заменяя профессионализмы и жаргонизмы соответствующими терминами или общеупотребительными словами; устраните другие стилистические недочеты в предложениях. 1) Зеленин пришел к выводу, что для пластики необходимо использовать ткани самого пациента, не нарушая га физиологическую целостность. 2) Темы, поднимаемые стенновкой, самые различные. 3) Было семь вечера, когда мы, группа учителей и учащихся нашей вечерки, прибыли в Хатынь. 4) У нас объявлен общественный смотр по зачистке территории района от металлолома. 5) Шкурование производится при помощи шкуровки. 6) Спортсмен всю осень готовил новую произвольную программу и сейчас впервые обкатал ее перед зрителями. 7) В автобусную службу прислал жалобу один инженер, опоздавший подряд десять раз на работу и схлопотавший по этой причине выгово-решник. 8) Иван Тимофеевич требует от своих учеников выкладываться до предела. 9) Заказы шли клево, и мы вкалывали на славу, чтобы оправдать поездку. 6. Исправьте и прокомментируйте ошибки в следующих предложениях. 1) Двадцать пять лет своей биографии она посвятила детям. 2) Дефилируйте мимо контролеров с самым безразличным видом, и они не обратят на вас никакого внимания! 3) Необходимо собрать лучшие идеи от всех политических сил, но не делать из них конгломерат, а составить цельный документ, который был бы близок каждому. 4) Электорат собрался в большие очереди за избирательными бюллетенями уже к двенадцати часам. 5) Бестселлером нового сезона стала новая стиральная машина «Макс». 7. Самостоятельно подберите примеры немотивированного использования заимствованных слов в устной или письменной речи (газеты, журналы, ТВ- и радиопередачи). Подтвердите правильность своих наблюдений и выводов с помощью словарей. Тема: «Богатство речи»
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 2392; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |