Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практическая работа № 6




План

Часа

1. Смысловая точность речи. Выбор слова. Слово - основа для по­нимания текста. Поиск нужного слова.

2. Речевые ошибки, вызванные неправильным выбором слова: ис­пользование слова без учета его семантики, эвфемистичность речи, ана­хронизм, алогизм, подмена понятия, неоправданное расширение или су­жение понятия, нечеткое разграничение конкретных и отвлеченных по­нятий.

3. Лексическая сочетаемость. Случаи стилистически оправданного и неоправданного нарушения лексической сочетаемости. Процессы и ме­ханизмы сочетаемости современной лексики.

4. Точность словоизменения и формообразования.

5. Ясность синтаксических конструкций.

6. Предметная и понятийная точность.

Литература

1) Бельчиков Ю. А. Стилистика и культура речи. - М., 2000. - С. 150 -156.

2) Голуб И. Б. Русский язык и культура речи. - М., 2002. - С. 256-258; 261-264.

3) Голуб И. Б. Стилистика русского языка. - М., 1999. - С. 5-17; 210-212; 362-365; 392-394.

4) Мурашов А. А. Культура речи учителя. - М., 1996. - С. 272-302.

5) Розенталь Д. Э. Секреты стилистики Правила хорошей речи / Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб. - М., 1996. - С. 7-16.

6) Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. -М., 1987.-С. 75-77.

7) Русский язык и культура речи / под ред. В. Д. Черняк. - М., 2002. -С. 33-41.

8) Шапошников В. Русская речь 1990-х. Современная Россия в языко­вом отображении. - М., 1998. - С. 160-187.

Задания

1. Вместо точек вставьте слова, которые наиболее точно выражают мысль; мотивируйте свой выбор.

Человек... (изобрел, нашел, отыскал, придумал, создал) слова для все­го, что обнаружено им... (в мире, во вселенной, на земле). Но этого ма­ло. Он. (назвал, объяснил, определил, указал на) всякое действие и со­стояние. Он... (назвал, обозначил, объяснил, окрестил, определил) сло­вами свойства и качества всего, что его окружает. Словарь... (воспро­изводит, определяет, отображает, фиксирует) все изменения,... (про­исходящие, совершающиеся, существующие) в мире. Он... (запечатлел, отразил, сохранил) опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутству­ет жизни,... (движению, прогрессу, развитию) техники, науки, искус­ства. Он может... (выделить, назвать, обозначить, определить, ука­зать на) любую вещь и располагает средствами для... (выражения, обо­значения, объяснения, передачи, сообщения) самых отвлеченных и обоб­щенных идей и понятий.

(По С. М. Маршаку)

2. Дайте оценку использованию лексических средств в приведенных предложениях; укажите на употребление слова без учета его семантики, анахронизм, эвфемистичность речи, неясность высказывания, искажение смысла, абсурдность и комизм речи.

1) Принимаемые меры морального и материального поощрения к не-радивым работникам желаемого результата не принесли. 2) На экзаме­не он перепутал не только все мифы, но и фамилии античных героев и богов. 3) С конца VI века до н. э. поток греческих туристов устремился в Египет. 4) В нашей работе еще встречаются недостатки, мешающие успешному преодолению отставания. 5) В течение февраля в Подмоско­вье продолжительность суток возрастет на 2 часа, б) Хороших работ­ников на нашем предприятии награждают Доской почета. 7) Возникает ситуация, сходная с ранними романами Бальзака. 8) Творчество компо­зитора опирается на развитие лучших традиций русского искусства.

3. Укажите слова, употребление которых приводит к нарушению лек­сической сочетаемости, исправьте речевые ошибки.

1) Автор хрестоматии не составил еще аннотации. 2) В заводском клубе проводятся многолюдные вечера. 3) Мы пожелали организаторам почаще собирать такие вечера. 4) Два пернатых в одной берлоге не жи­вут. 5) Книжная ярмарка гостеприимно приглашает издателей и авто­ров посетить павильоны. 6) В журнале я прочел большую дискуссию о роли отца в воспитании своих детей. 7) Эта политика уже приносит положительные плоды. 8) Большое внимание будет оказано благоуст­ройству города. 9) Этому вопросу мы придаем первоочередное внима­ние. 10) Подавляющее число присутствующих разобрались в этой теме. 11) Ведущее значение в деятельности этой молодежной организации иг­рает ее отношение к труду. 12) После долгих хлопот работников нако­нец ремонт библиотеки состоялся. 13) Одетые в шубы, валенки, теплые рукавицы, наши зрители не воспринимали мороза. 14) Он еще в глубокой юности начал писать песни, и вот только теперь на его убеленную се­динами голову обрушилась слава. 15) В эти годы наблюдается буйный рост нашей кинематографии.

4. Объедините в словосочетания слова из левой и правой колонок, учитывая особенности их лексической сочетаемости. Укажите возмож­ные варианты.

 

Античный, классический, Мифология, языки,

врожденный, найти, устранить, обрести, недостатки, ошибки, опора,

наложить, оставить, отпечаток, след,

обнаружить, открыть, закон, закономерность,

доказать, обосновать, теорема, теория,

предвещатъ, предсказать, поражение, успех,

расширить, увеличить, повысить возможности, потенциал

5. Оцените случаи нарушения лексической сочетаемости в художест­венных произведениях. С какой целью писатели используют этот стили­стический прием в каждом конкретном случае?

1) Теперь я мертв, я стал листами книги, и можешь ты меня пере­листать (Вол.).

2) Кот оказался не только платежеспособным, но и дисциплинирован­ным зверем (Булг.).

3) Александр Иванович Корейко был в последнем приступе молодости -ему было 38 лет.

4) Каждую ночь Федора Никитича посещали одни и те же выдер­жанные советские сны.

5) Козлевич против своей воли погрузился в пучину Уголовного кодекса, в мир главы третьей, назидательно говорящей о должностных престу­плениях (И. и П.).

Тема: «Логичность речи»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 2180; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.