Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практическая работа № 9




План

Часа

1. Словарный состав языка и его изменение.

1) Устаревшие слова:

а) процесс архаизации лексики;

6) состав устаревших слов;

в) стилистические функции устаревших слов в художественной речи;

г) ошибки, вызванные употреблением устаревших слов. 2) Новые слова:

а) пополнение лексики новыми словами;

б) типы неологизмов;

в) индивидуально-авторские неологизмы в художественной и публици­стической речи;

г) ошибки, вызванные употреблением неологизмов.

2. Многообразие значений слова. Многозначность лексики - неисчер­паемый источник ее обновления, необычного, неожиданного переосмыс­ления слова.

а) полисемия;

б) омонимия и смежные с ней явления;

в) стилистические функции многозначных слов и омонимов;

г) стилистически не оправданное употребление многозначных слов и слов, имеющих омонимы;

д) игра слов (каламбуры) как средство «оживить» речь.

3. Паронимия и парономазия.

а) паронимы; их отношение к омонимам;

б) парономазия;

в) стилистические функции паронимов;

г) лексические ошибки, вызванные смешением паронимов.

4. Лексическая синонимия.

а) типы лексических синонимов;

б) стилистические функции синонимов;

в) стилистически не оправданное употребление синонимов.

5. Лексическая антонимия.

а) стилистические функции антонимов;

б) стилистически не оправданное употребление антонимов.

6. Стилистические возможности словообразования.

7. Стилистическое использование частей речи.

8. Многообразие синтаксических конструкций.

Литература

1. Введенская Л. А. Культура и искусство речи / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. - Ростов н/Д, 1996. - С. 67-75.

2. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи. - М., 2002. - С. 265-296.

3. Голуб И. Б. Стилистика русского языка. - М., 1999. - С. 25-56.

4. Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. - М., 1987. -С 77-94.

5. Розенталь Д. Э. Секреты стилистики. Правила хорошей речи / Д. Э. Ро­зенталь, И. Б. Голуб. - М., 1996. - С. 23-44.

6. Русский язык и культура речи / под ред. В. Д. Черняк. - М., 2002. -С. 21-32; 62-84.

Задания

1. Определите стилистические функции устаревших слов.

1) Вот Вы-то когда пришлете мне Ваш роман? Алчу, чтобы написать Вам длинную критику (Ч.).

2)...Лавров предложил тост за своего дорогого, хорошего друга А. П. Чехова и облобызался со мной (Ч.).

3) Взалкал отец Федор. Захотелось ему богатства (И. и П.).

4) «Наталья Борисовна! - крикнул он, махая на себя шляпой. - Благовер­ного вашего лицезрел!» (Бун.).

2. Укажите стилистические ошибки, возникшие вследствие употребления устаревших слов (немотивированное введение в речь высоких слов, ус­таревших канцеляризмов, смешение стилей, использование архаизма без учета его семантики, искажение устаревшего слова, анахронизм, нару­шение лексической сочетаемости и др.); исправьте предложения.

1) В начале 1900-х годов Л. Н. Толстой напряженно внимает голосам бастующих рабочих, бунтующих крестьян и манифестирующих с крас­ными флагами студентов.

2) Оземь поклонился князь Александр праху воеводы Ратмира Всесла-вича.

3) По итогам недавней проверки издан приказ, к нему приложен и список первоочередных мероприятий, долженствующих улучшить работу.

4) Спорт в наш век стал важным движителем прогресса, спутником мира и дружбы.

5) Практиканты, облаченные в средства защиты, приступили к работе.

6) Тициан - из сонма великих живописцев, прославивших эпоху Возрож­дения.

3. В приведенных предложениях укажите языковые и окказиональные неологизмы. Дайте стилистическую оценку их употреблению в контек­сте. Предложите варианты стилистической правки тех фраз, которые вы считаете неприемлемыми для публикации в газете.

1) Основные системы корабля были дублированы и троированы, т. е. имели очень высокую надежность.

2) Старая жирафиха, опекая свое стадо, постоянно бегает.

3) Лунологи уже думают о первой круголунной экспедиции.

4) Как проявляется эта «нянъкомания»? Студенту разжевывают даже то, что он должен усвоить сам.

5) Я не принадлежу к любителям фрейдятины. Но с тех пор как меня сразил страшный недуг, я собираю материалы о президенте (фотогра­фии, вырезки из газет и др.)... Эту коллекцию я назвала ельцинианой (из письма в редакцию газеты «МК»).

4. Дайте оценку случайно возникшей в речи омонимии и проявившейся многозначности слов, отмечая неясность высказывания, искажение смысла, неуместный комизм, каламбур. Исправьте предложения.

1) Не удержал мяч вратарь, но добить его было некому.

2) Руками молодых посажены деревья, разбиты клумбы.

3) Маяковский хотел представить свое творчество через двадцать лет.

4) Подолгу сидя у рояля, мы неуклонно шли к мастерству.

5) Вечер, посвященный русскому языку, будет проведен в субботу утром.

6) Долг врача не отмахиваться от больного, а довести его до конца.

7) Рост юных фигуристок стимулируется при помощи показательных танцев.

5. Прочитайте шутки, каламбуры; укажите причины словесной игры в каждом случае.

1) Ведь ваши принципы просты: Вы очень любите остроты, Но вы бои­тесь остроты (А. Безыменский. Эпиграмма «Многим журналам, изда­тельствам, редакторам»),

2) Но свою неправую правую не сменю на правую левую (Выс. «Песня про прыгуна в высоту»).

3) Бывает гол король на сцене, но и на поле гол - король! (Е. Ильин).

4) Настоящий мужчина состоит из мужа и чина (Ч.).

5) Любил студентов засыпать он, видно, оттого, что те любили засы­пать на лекциях его (Марш.).

6) Я не шагал, а семенил на ровной брусе, ни разу ногу не сменил, трусил и трусил (Выс).

6. Составьте предложения или словосочетания с паронимами. За справ­ками обращайтесь к словарям трудностей русского языка.

Абонемент - абонент, добрый - добротный, жесткость -жестокость, консервация - консервирование, будний - будничный, дипломатический - дипломатичный, доверительный - доверчивый, исполнительный - исполнительский, лирический - лиричный, эффек­тивный - эффектный, надеть - одеть, новшество - новинка, суще­ство - сущность.

7. Вместо точек вставьте один из паронимов; мотивируйте свой выбор.

1) Испытания новой машины... (проводиться-производиться) уже третью неделю.

2) В работах художников и скульпторов... (отражаться-отображаться) труд, быт и отдых забайкальцев.

3) Впечатлений от поездки много, но главное - это исключитель­но... (дружеский-дружественный) отношение к нам французского народа.

4) Конькобежцы США... (опробовать-апробировать) костюм из но­вого синтетического материала.

5) Эти модели после... (опробирование-апробация) переданы в серий­ное производство.

6) На мебель были... (одеты-надеты) чехлы.

7) Молодой актер играет... (главную-заглавную) роль в спектакле «Волки и овцы» А. Н. Островского.

8) Перед подвигом защитников отечества мы... (преклоняем-склоняем) голову.

8. Найдите в предложениях ошибки и исправьте их.

1) В качестве демонстрационного материала использовались старые плакаты и фотографии.

2) Этот молодой депутат сумел сыскать доверие у горожан.

3) Голодовка поможет вашему организму вывести вредные шлаки, на­копившиеся в нем из-за плохого питания.

4) Игральная кампания в большом футболе началась жаркими поедин­ками команд.

5) Участники собрания строго обсудили тех, кто забывает о своем долге.

6) Он понял, что стал косным виновником гибели товарища.

7) Реальные люди, события силой писательского таланта превраща­ются в художественные прообразы.

9. Укажите стилистические функции синонимов.

1) Да, есть слова, что жгут, как пламя, что светят вдаль и вглубь - до дна, но их подмена словесами измене может быть рав­на (Твард.)

2) И тут на губах моны Лизы появилась усмешка, именно усмешка, а не улыбка (Наг.).

3) Уста и губы - суть их не одна. И очи - вовсе не гляделки! Одним доступна глубина, другим... - глубокие тарелки (Марк).

4) Сгорели в танках мои товарищи до пепла, до золы, дотла (Сл.).

10. Устраните тавтологию и повторение слов, используя синонимы; ис­правьте предложения.

1) В своей работе руководители детских учреждений руководству­ются методической литературой.

2) Повышение ответственности студентов на старших курсах при­водит к высоким результатам в учебе.

3) Он снова почувствовал, что его охватывает болезненное чувство одиночества.

4) Каждый пейзаж этого художника - законченное ювелирное произ­ведение живописи, кусок реальной жизни, которым не устаешь любо­ваться.

11. Укажите стилистические недочеты, возникшие в результате неоп­равданного употребления антонимов (нелогичность, неясность выска­зывания, ошибка в построении антитезы, немотивированный оксюмо­рон, неуместный каламбур, неверное построение антонимической па­ры, неоправданный антифразис). Особо выделите случаи оправданно­го использования антонимов как стилистического средства усиления действенности речи.

1) На соревнования слетелись летчики как сильного, так и прекрасно­го пола.

2) Пропасть между материальным положением «новых русских» и стариков-пенсионеров не только не уменьшилась, но еще больше углуби­лась.

3) Словарь этот полезен, но в силу небольшого объема словника его применение ограничено.

4) Если больной принимает препарат, сила заболевания бывает на­много легче.

5) В этом году у нас значительно меньшее увеличение числа больных.

6) С опозданиями у нас в группе все благополучно.

7) Журнал «Здоровье» - прекрасный помощник в жизни и смерти («Кр.»).

8) Дела на селе улучшаются все хуже и хуже.

9) Эта пожилая женщина была еще очень молодой.

10) Не веселый, но и не мажорный, этот простой мотив почему-то за­пал в душу.

Тема: «Уместность речи.

Функциональные стили»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 2475; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.