КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Балочные мосты со сквозными фермами
Тема 7.4. Конструкция пролетных строений со сквозными балочными фермами. Для перекрытия пролетов, превышающих 50—60 м, сквозные фермы обычно требуют меньшей затраты металла, чем балки со сплошной стенкой, однако изготовление и сборка сквозных ферм сложнее и дороже, чем сплошных балок, поэтому пролетные строения со сквозными фермами экономически целесообразны для пролетов более 60—80 м, преимущественно в мостах с ездой понизу. Основные схемы главных ферм. В автодорожных мостах метал-. лические пролетные строения со сквозными фермами в большинстве случаев устраивают балочно-разрезной или балочно-неразрезной системы. Реже применяют консольные пролетные строения. Главные фермы мостов с ездой поверху, как правило, делают с параллельными поясами и треугольной решеткой. Фермы с параллельными поясами просты по конструкции, имеют одинаковые длины элементы поясов и решетки, а также однотипные узловые соединения. Высоту Ь, разрезных ферм (рис. 18.12, а) автодорожных мостов с ездой поверху принимают в пределах 1/8—1/10, а неразрезных (рис. 18.12, б) до 1/12 от пролета l. Лишь при пролетах более 80—100 м в неразрезных пролетных строениях целесообразно увеличивать высоту ферм над промежуточными опорами на 20— 50% по отношению к их высоте в пролетах.
Главные фермы пролетных строений с ездой понизу при пролетах до 80—100 м имеют параллельные пояса (рис. 18.12, в, г). При больших пролетах для экономии металла выгоднее увеличивать высоту главных ферм к середине -пролета, придавая верхнему поясу полигональное очертание (рис. 18.12, д). Если при этом расположить узлы верхнего пояса по круговой кривой, то его элементы можно сделать равными по длине 5 с одинаковыми углами перелома в.узлах, что упрощает изготовление конструкции. Решетка главных ферм в современных автодорожных мостах обычно треугольная, которая, как правило, экономичнее ранее применявшейся раскосной. Треугольная решетка может иметь дополнительные стойки (см. рис. 18.12, в). Стойки, примыкающие к верхнему поясу, служат для уменьшения свободной длины его элементов, работающих на сжатие, а примыкающие к нижнему поясу (подвески) уменьшают длину панели проезжей части. Нагрузку на сквозные фермы обычно передают в их узлах. В этом случае все элементы работают на продольные усилия. Тогда для поддержания конструкции проезжей части устраивают поперечные балки, опирающиеся в узлах главных ферм (см. рис. 18.12, в, е), и панель проезжей части с10 оказывается равной панели главных ферм. Однако наивыгоднейшая длина панели проезжей части обычно значительно меньше панели главных ферм. Если расположить поперечные балки проезжей части с наивыгоднейшим для нее шагом d0 (см. рис. 18.12, д), то опорные давления поперечных балок, попадая в пределы длины панелей главных ферм, вызовут поперечный изгиб пояса. В этом случае необходимо значительное увеличение момента инерции его сечения в вертикальной плоскости и пояс тогда будет жестким (см. рис. 18.12, г — ж). Фермы с жестким поясом дают возможность применять как в главных фермах, так и в проезжей части наивыгоднейшие длины панелей. Наличие жесткого нижнего пояса облегчает установку пролетного строения продольной надвижкой при строительстве моста. Неразрезные пролетные строения с ездой понизу при пролетах до 100—120 м обычно имеют фермы с параллельными поясами. При больших пролетах высоту ферм над промежуточными опорами увеличивают примерно на 20—50%. Сквозные металлические фермы в недалеком прошлом были целиком клепаными. В настоящее время их изготавливают, как правило, из сварных элементов с монтажными стыковыми соединениями и прикреплениями на заклепках или высокопрочных болтах. Применение сварки для монтажных соединений в сквозных фермах сильно затруднено из-за сложности прикреплений элементов в узлах и сопряжений, делающей практически невозможной сварку автоматами и обеспечение высокого качества швов. Конструкция элементов сквозных ферм. В металлических мостах с полностью клепаной конструкцией элементы состоят в основном из листов и уголков. Раньше в мостах применяли пояса коробчатого (рис. 18.13, а) двойного швеллерного (рис. 18.13, б) или Н-образного (рис. 18.13, д) сечения с использованием уголкового металла крупных профилей (рис. 18.13, в). Элементы решетки (раскосы и стойки) клепаных ферм имеют двутавровое (рис. 18.13, в), двух-швеллерное (рис. 18.13, г), Н-образное (рис. 18.13, з) или трубчатое (рис. 18.13, ж) сечения. Расстояние между ветвями сечений элементов решетки всегда соответствует ширине поясов между их вертикальными стенками. Это необходимо для сопряжения поясов и решетки в узлах. В современных металлических мостах элементы сквозных ферм изготавливают преимущественно сварными. Наиболее распространены элементы коробчатого (рис. 18.13, и, л) и Н-образного (рис. 18.13, к) сечения, сваренные из листовой стали. Элементы Н-образного сечения, простые по конструкции и удобные для изготовления,.широко применяют в мостовых фермах как для поясов, так и для решетки. В последнее время большее распространение получают элементы коробчатого сечения, обладающие большой жесткостью и потому особо целесообразные для сжатых элементов ферм. Изготовление коробчатых элементов значительно упростилось с применением двухдуговых автоматов, приспособленных для одновременной сварки двух швов внутри (рис. 18.13, м) или снаружи (рис. 18.13, н) коробчатого сечения. Для возможности осмотра, очистки и окраски внутренних поверхностей коробчатых элементов нижний их лист делают перфорированным, т. е. с овальными отверстиями (см. рис. 18.13, и, л).
Так как усилия в элементах поясов по длине ферм меняются, то в панелях с большими усилиями сечения увеличивают за счет добавления листов в вертикальных пакетах при клепаных сечениях и путем утолщения листов в сварных элементах. Гибкость элементов сквозных ферм, т. е. отношение их свободной длины к радиусу инерции сечения, не должна превышать определенных пределов, установленных нормами. Это необходимо, чтобы элементы фермы не погнулись при перевозке и сборке, а также не вибрировали при проходе по мосту временной нагрузки. Элементы, состоящие из двух ветвей, не связанных между собой (сплошным листом, должны иметь соединительные элементы для объединения ветвей в один жесткий стержень. Особое значение имеют соединительные элементы в сжатом стержне, где их применяют в виде решеток (рис. 18.14, а) или планок (рис. 18.14, б). В современных коробчатых сечениях соединительным элементом служит перфорированный лист (рис. 18.14, в), который обеспечивает наиболее жесткое соединение. Соединительные решетки тоже дают хорошую связь, и их можно применять в сжатых элементах. Относительно слабое соединение дают планки, поэтому их применяют только в растянутых или слабо работающих сжатых элементах.
Кроме соединительных решеток, планок или перфорированных листов, ветви стержней связывают поперечными диафрагмами (рис. 18.14, г, д), предохраняющими сечение от перекосов. В стержнях Н-образного сечения не требуется постановка ни соединительных элементов, ни диафрагм. Узловые соединения сквозных ферм. Элементы фермы, сходящиеся в узле, соединяют между собой с помощью листов фасонной формы — фасовками. Наиболее характерны для мостовых ферм два вида конструкции узлов: с фасонными накладками и с фасонным и приставкам и. В узловом соединении с фасонными накладками (рис. 18.15, 0) элементы, сходящиеся в узле, прикрепляют к фасонному листу, наложенному на элементы пояса. Этот лист используется не только для прикрепления раскосов и стоек, но и для перекрытия стыка элементов пояса. В узловом соединении с фасонными приставками (рис. 18.15, г) их прикрепляют к непрерывно проходящему поясу. Конструкция узлов мостовых ферм должна отвечать требованиям удобства сборки конструкции. Раскосы и стойки ферм прикрепляют к узлам на месте сборки монтажными соединениями, или же один из элементов соединяют с фасонками на заводе, и тогда этот пояс вместе с фасонками образует один монтажный элемент. Конструкция узла на фасонных накладках нижнего пояса клепаного пролетного строения приведена на рис. 18.15, а. Элементы фермы имеют клепаные Н-образные сечения. Пояса образованы из уголков крупного сортамента. Все элементы, сходящиеся в узле, прикреплены к фасонкам внахлестку и передают свои усилия через примыкающие к фасонкам полки уголков. Стык элементов пояса перекрыт фасонными накладками, а также дополнительными вертикальными накладками Я,, Яг и Я3 установленными с наружной и с внутренней стороны каждой ветви пояса. В фермах с жестким нижним поясом конструкция этого пояса, аналогична балкам со сплошной стенкой. Его двутавровое сечение обычно сварное. Для уменьшения размеров фасонной приставки раскосы к жесткому поясу прикрепляют, как правило, эксцентрично (рис. 18.15, б). Эксцентриситет прикрепления раскосов учитывают при расчете ферм. Фасонные приставки прикрепляют к поясу сварными швами или заклепками (см. рис. 18.15, б). В месте примыкания раскосов пояс укрепляют ребрами жесткости.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 7056; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |