Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общенаучные методы исследований




Читайте также:
  1. I Общие методы исследования политических объектов.
  2. I. Методология и логика научных исследований
  3. I. Методы перво-христианской экзегезы.
  4. II. МЕТОДЫ (МЕТОДИКИ) ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ МЕТОДИКИ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ВНИМАНИЯ И СЕНСОМОТОРНЫХ РЕАКЦИЙ
  5. III) Методы управления
  6. IV. Лабораторные (иммунологические, биохимиче­ские) методы 1 страница
  7. IV. Лабораторные (иммунологические, биохимиче­ские) методы 2 страница
  8. А. Методы регулирования своего эмоционального состояния7
  9. Автоколлимационные методы
  10. АВТОМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КЛЕТОК КРОВИ
  11. Административно-правовые методы
  12. Административно-правовые методы деятельности органов исполнительной власти.

Всеобщим методом научного мышления, охватывающим все яв­ления материального и духовного мира, является материалистичес­кая диалектика. Ее всеобщий характер проявляется в том, что она адекватна требованиям к теоретическим формам мышления.

Опираясь на признание объективного характера всеобщей связи, взаимосвязи и взаимообусловленности предметов, явлений, процес­сов, диалектика требует от исследователя рассматривать изучаемый объект как обязательное и определенное звено в бесконечной цепи

связей, изучать отношения и зависимость предмета от других пред­метов.

Диалектика предостерегает исследователя от того, чтобы рассмат­ривать изучаемый предмет как что-то постоянное и неизменное, а не в процессе его развития — возникновения, становления, функ­ционирования с определением возможных перспектив его будущего. Только владея этим всеобщим методом, исследователь будет видеть противоречивую сущность явлений, процессов, предметов, ясно раз­личать в мышлении противоречия, объективно отражающие проти­воречия исследуемого объекта, и противоречия субъективные, свя­занные с нарушением законов логики мышления; понимать, почему единство и борьба противоположностей являются источником, дви­жущей силой развития природы, общества, мышления.

Эти методологические нормы, которыми диалектика вооружает исследователя, могут быть сформулированы так: для действитель­ного знания предмета должны быть охвачены, изучены все его за­коны, все связи и опосредования.

Обычно под методом научных исследований понимают опреде­ленный путь решения поставленных целей, форму теоретического освоения действительности. Методы науки — это система регуля­тивных принципов, в согласии с которыми строится познаватель­ная теоретическая деятельность человека, сами знания, их рекон­струкция и преобразование. Метод— это абстрактно-теоретическое выражение закономерностей познаваемого предмета и самого про­цесса познания, т.е. это путь познания, опирающийся на некото­рую совокупность ранее полученных общих знаний. Метод является совокупностью специальных приемов, норм, правил, процедур, ре­гулирующих процесс познания и обеспечивающих решение иссле­довательской задачи.

Требования к научному методу:

* научный метод должен быть относительно строгим. Он ис­пользуется для получения определенных знаний и решения / вполне определенных задач. Такими особенностями метод познания будет обладать тогда, когда общие закономерности будут реконструированы в виде системы категорий и законов соответствующей науки;

* однозначность. Знания, которые получают с помощью конк­ретного метода, не должны быть логически противоречи-



выми. Однозначность метода не исключает возможности раз­личных точек зрения по одному и тому же вопросу;

* устойчивость. Методы должны быть относительно постоян­ными, устойчивыми. Это постоянство сохраняется в его ос­новных чертах, хотя один и тот же метод при достижении истины может наиболее рельефно выступать какой-то из сторон;

* эффективность. Эффективность методов выражается в воз­можности достичь цели с минимальными усилиями и макси­мальным результатом за определенное количество шагов;

* экономичность. Если метод экономен, то цель в познании достигается без введения ряда дополнительных вспомогатель­ных правил, понятий, принципов;

» простота. Метод науки должен быть простым, т.е. доступ­ным для понимания и использования в познании. Метод прост, если он сам по себе или без существенных изменений и до­полнений достаточен для познания предмета;

* плодотворность. Плодотворность метода означает, что метод должен давать возможность получать знания, организован­ные в систему, где каждый элемент строго обозначен и мо­жет быть охарактеризован по тому месту, которое он занимает в системе.

Для решения конкретных задач в различных науках использу­ются специальные методы исследования, которые базируются на общенаучных.

Общенаучные методы охватывают лишь определенные аспекты научно-познавательной деятельности, являясь одним из средств реше­ния исследовательских задач. К общенаучным методам относятся: » общие приемы (обобщение, анализ, синтез, абстракция, мо­делирование, сравнение, аналогия, индукция, дедукция, клас­сификация и др.); » методы эмпирического исследования (наблюдение, измерение,

эксперимент);

» методы теоретического исследования (идеализация, форма­лизация, мысленный эксперимент, математические методы и др.).

Рассмотрим общенаучные методы познания, которые наиболее часто применяются в практике исследования (рис. 2.1).

Анализ(греч. analysis — разложение) — метод исследования, суть которого в том, что предмет изучения мысленно или практи­чески расчленяется на составные элементы (части объекта или его признаки, свойства, отношения) и каждая из частей исследуется отдельно, например, исследование себестоимости по составу затрат на ее формирование.

Синтез (греч. synthesis — соединение) — этот метод исследова­ния позволяет осуществлять соединение элементов (частей) объекта, расчлененного в процессе анализа, устанавливать связи между ними и познавать объекты исследования как единое целое.

При изучении конкретного объекта исследования, как правило, анализ и синтез используются одновременно, поскольку они взаи­мосвязаны.

Классификация представляет собой распределение предметов, явлений и понятий по классам, группам, отделам, разрядам в зави­симости от общих признаков, например, классификация затрат, основных средств, материалов, счетов бухгалтерского учета и т.д.

Индукция (лат. inductio — наведение) — это такой метод позна­ния, при котором по частным факторам и явлениям выводятся об­щие принципы и законы. Это умозаключение от фактов к некото­рой гипотезе (общему утверждению). В таком умозаключении общий вывод о признаках совокупности элементов делается на основе ис­следования части элементов этой совокупности. При этом исследу­емые факты отбираются по заранее выработанному плану.

Различают полную индукцию и неполную. Полная индукция — обобщение относится к конечно-обозримой области фактов и сде­ланное при этом умозаключение исчерпывающе рассматривает изу­чаемое явление.

Неполная индукцияобобщение относится к бесконечной или конечно-необозримой области фактов, а сделанное при этом умо­заключение позволяет составить лишь ориентировочное, предвари­тельное мнение об изучаемом объекте. Это мнение может быть не­достоверным. При использовании метода неполной индукции могут возникнуть ошибки, причинами которых являются:

• поспешность обобщения;

• обобщение без достаточного основания по второстепенным или случайным признакам;\

• подмена причинной связи обычной последовательностью во времени;

• необоснованное распространение полученного вывода за пре­делы конкретных условий, в которых он был получен, т.е. подмена условного безусловным.

Дедукция (лат. deductio — выведение) — это такой метод позна­ния, при котором частные положения выводятся из общих. Посред­ством дедукции вывод об отдельном элементе некоторой совокупно­сти делается на основе знаний о признаках всей совокупности, т.е. она является методом перехода от общих представлений к частным.

Несмотря на свою противоположность, индукция и дедукция в процессе научного познания всегда используются совместно, пред­ставляя разные стороны единого диалектического метода познания — от индуктивного обобщения к дедуктивному выводу, к проверке вывода и более глубокому обобщению — и так до бесконечности.

I Аналогия (греч. analodgia — соответствие, сходство) — это метод научного познания, с помощью которого достигается знание об : одних предметах или явлениях на основании их сходства с другими. " Умозаключение по аналогии — это когда знание о каком-либо объекте переносится на другой менее изученный объект, но сходный с пер­вым по существенным свойствам, качествам. Такие умозаключе­ния являются одним из основных источников научных гипотез. Благодаря своей наглядности метод аналогий получил широкое рас­пространение в науке.

Метод аналогий является основой другого метода научного по­знания — моделирования.

Моделирование (лат. modulus — мера, образец) — это метод на­учного познания, заключающийся в замене изучаемого объекта его специально созданным аналогом или моделью, по которым опреде­ляются или уточняются характеристики оригинала. При этом мо­дель должна содержать существенные черты реального объекта.

Моделирование является одной из основных категорий позна­ния, на его идее базируется практически любой метод научного

исследования как теоретический, при котором используются раз-; личные абстрактные (идеальные) модели, так и эксперименталь­ный, использующий предметные (материальные) модели. К абстрактным моделям относят мысленные, логические, воображаемые ' (логико-математические) и математические модели. Последние опи­сываются тождественными с оригиналом уравнениями. К матери­альным относят физические, вещественные или действующие модели. Они сохраняют физическую природу оригинала.

При исследовании проблем бухгалтерского учета, анализа хозяйственной деятельности и аудита в качестве модели выступает абстрактная, логико-математическая схема того или иного эконо­мического процесса.

Метод моделирования опирается на содержательное знание объекта

исследования и предусматривает решение таких важных вопросов,

как отношение модели и объекта исследования, степень сходства

модели с оригиналом, правомерность перенесения полученной при

изучении модели информации на объект.

Абстрагирование — это мысленное отвлечение от тех или иных сторон, свойств или связей объекта познания. Научная абстракция

представляет собой отвлечение в процессе познания от частных и несущественных сторон рассматриваемого явления в целях сосредо­точения на общих, основных, существенных его чертах. Выделяя существенное, научная абстракция способствует углублению позна­ния. Вмести с тем необходимо знать границы абстракции, т.е. абст­рагирование в исследовании должно быть теоретически обосновано.





Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 5233; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.004 сек.