Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Постановка, разработка и решение




НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

Тема 5

общие закономерности

 

1. Научная проблема:

Когда суть дела обдумана заранее,

слова последуют без затруднения.

Гораций

Исследовательская работа — это одновременно и творчество и особый род деятельности. Как всякая работа, исследование имеет свое начало и конец, творчество же — бесконечно. Вместе с тем исследование как определенная работа, осуществляемая с конкрет­ной целью, при ее достижении может считаться завершенной. На­пример, защита дипломной работы (диссертации) является итогом исследования.

В развитии любой системы знания следует различать три основ­ных этапа:

• возникновение проблемы;

• разработка гипотезы;

• разработка теории (идеи и системы знания).

Исследовательская работа начинается с выбора проблемы (или темы) исследования, которая является структурной единицей науч­ного направления. Что же такое проблема?

В самом общем понимании под проблемой понимается несоот­ветствие между необходимым (желаемым) и фактическим положе­нием дел. Любую научную проблему можно представить как нераз­рывное единство двух элементов:

• знания о незнании;

• предположения о возможности открытия либо неизвестного закона в непознанной сфере (в фундаментальных науках), либо принципиально нового способа практического применения ранее полученного знания о законах (в прикладных науках).

Следовательно, проблемой становится всякая ситуация (практи­ческая или теоретическая), в которой нет соответствующего обсто­ятельствам решения или способы решения известны только час­тично. Это некоторое затруднение, колебание, неопределенность.

Сформулировать проблему часто важнее и труднее, чем решить ее. Нередко после того как проблема уяснена и сформулирована творческая часть работы исчерпывается.

Два фактора оказывают влияние на способ постановки проблем:

* общий характер мышления;

* имеющийся уровень знания о тех объектах, которых касается возникающая проблема.

В зависимости от того, сформулирована ли проблема с самого начала в необходимой мере или этого не сделано, различают про­блемы явные и неявные. Явные — это когда формулировка проблемы задана с самого начала. Неявные — ситуации, когда проблему еще предстоит обнаружить и сформулировать.

Когда же возникают научные проблемы? Научная проблема воз­никает в условиях проблемной ситуации, когда складывается и осоз­нается противоречие между существующими теориями и новыми фактами, нуждающимися в ином теоретическом истолковании, или же как выяснение внутренней логической противоречивости суще­ствующих теорий. Противоречие — это показатель того, что зна­ние, зафиксированное в общепринятых положениях, чересчур общно, неконкретно, односторонне.

Основой возникновения проблемной ситуации является практика.

В зависимости от наличия (или отсутствия) метода решения про­блемы и степени отчетливости представления о том, что именно считать решением проблемы они делятся на:

• показательные проблемы;

• логические проблемы;

• риторические проблемы;

• исследовательские проблемы.

В показательных проблемах (задачах) известен метод решения и известно, что считать решением. Такие проблемы применяются в обучении (задачники по математике с ответами в конце книги).

В логических проблемах (задачах) также известен метод, не из­вестен только результат решения. Такие проблемы тренируют и

вырабатывают сообразительность, умение рассуждать последовательно и ясно. Упражнения по логике также всем известны.

Риторические проблемы похожи на вопросы, ответы на которые само собою разумеются. Известно, что будет считаться приемле­мым решением. Все сводится к отысканию метода, с помощью ко­торого может быть получен уже известный в общих чертах ответ. Причем круг поиска решения ограничен, например, головоломки.

Исследовательские проблемы являются подлинно творческими, так как требуют отыскания того метода, с помощью которого реше­ние может быть найдено.

Какую же проблему надо выбирать для решения? В науке руко­водствуются двумя неразрывно связанными принципами отбора проблемы для решения:

» принципом учета нужд практики;

* принципом учета потребностей самой науки (есть проблемы, ничего не дающие сейчас практике, но без исследования кото­рых невозможно будет решать практические задачи в будущем).

Чтобы проблема могла выполнить свое назначение, она должна быть правильно поставлена. Чтобы правильно поставить научную проблему, необходим широкий кругозор. Недаром ученые говорят, что правильно поставленная проблема — это уже наполовину ре­шенная проблема.

Известны следующие логические правила постановки научной проблемы:

* отграничить известное от неизвестного (инвентаризация не­известного);

* локализировать неизвестное во времени и пространстве.

Грамотная постановка проблемы предполагает выполнение сле­дующих действий:

· формулирование проблемы, состоящее из выдвижения цент­рального ее ядра (вопроса), фиксации того противоречия, которое легло в основу проблемы, предположительного опи­сания ожидаемого результата;

· построение проблемы, т.е. разработка ее структуры, ее конк­ретизация. Это осуществляется путем детализации проблемы на подвопросы, без ответов на которые нельзя получить ответа на основной проблемный вопрос; группировки и определения

последовательности их решения; предусмотрением возмож­ности замены любого вопроса проблемы другим и поиск аль­тернатив для всех элементов проблемы;

· оценка проблемы, которая заключается в выявлении всех ус­ловий, необходимых для решения проблемы, включая ме­тоды, средства, приемы ее решения; нахождения среди уже решенных проблем аналогичных решаемой;

· обоснование, представляющее собой последовательное уста­новление всех связей данной проблемы с другими, приведе­ние доводов в пользу реальности проблемы, ее постановки и решения.

Таким образом, обобщив вышеизложенное, можно выделить сле­дующие этапы постановки проблемы:

* описание пути обнаружения проблемы;

* объяснение рассмотрения ее как проблемы;

* отделение ее от смежных проблем;

* описание применений результатов решения проблем. Другими словами схему постановки проблемы можно изложить в следующем виде:

* Что известно?

* Что дано?

* В чем состоит условие?

* Не встречалось ли раньше такое?

* Есть ли какая-нибудь родственная проблема?» Нельзя ли воспользоваться ею?

* Нельзя ли применить ее результат или использовать метод решения?

Как было отмечено выше определяющим моментом в постановке проблемы является ее формулирование, основным этапом которого является изучение состояния научных разработок. В процессе этого изучения необходимо выделить:

* знания, получившие общее признание научной общественно­сти и проверенные на практике;

* вопросы, недостаточно разработанные и требующие научного обоснования (дискуссионные);

• нерешенные вопросы, содержащиеся в литературных источ­никах, предложенные практикой или возникшие при выборе темы или постановке проблемы.

Это позволяет уяснить содержание проблемы (темы), т.е. опреде­лить ее связь с общими тенденциями развития исследуемого пред­мета, его объектами, общими закономерностями изучающей его науки.

На следующем этапе определяется наименование проблемы, ее содержательный заголовок, например, "Методологические и орга­низационные аспекты оптимизации учетного процесса в условиях развития рыночных отношений в экономике".

Проблемы различают по степени их структуризации, т.е. по:

» ясности, осознанности их постановки;

» степени детализации и конкретизации представлений об их составляющих и взаимосвязях;

• соотношению количественных и качественных факторов, от­мечаемых в постановке проблемы. В соответствии с этим выделяют 3 класса проблем:

• хорошо структуризованные, или количественно сформулиро­ванные;

• слабо структуризованные, или смешанные, содержащие ко­личественные и качественные оценки;

• неструктуризованные, или качественные проблемы.

Важным в науке является вопрос о так называемых мнимых проблемах, под которыми понимаются проблемоподобные структуры; они не являются проблемами, они ошибочно принимаются за них, либо выдаются за такие. Мнимые проблемы^ можно разделить на два класса:

• в основе которых лежат заблуждения;

• причины которых заключаются в самом познании, в его дос­тижениях и трудностях. К ним относятся:

» "уже не проблемы", т.е. решенные, но принимаемые ошибочно за нерешенные;

» "еще не проблемы", которые возникают как следствие отры­ва мышления от реальных возможностей настолько, что в

обозримом будущем невозможно найти средства для их ре­шения;

* "никогда не проблемы", т.е. такие проблемоподобные струк туры, для которых вообще не существует решения (напри­мер, создание вечного двигателя).

К появлению мнимых (ложных) проблем приводит отсутствие системного мышления и недостаточный уровень знаний в области исследования.

Как известно, уверенность в большей мере является следствием знания. Знание проблемы в этом отношении — не исключение. Знание проблемы существенно ускоряет переход от замысла к ре­шению. Осознание проблемной ситуации нередко переплетается с самим процессом поиска выхода из нее. В процессе решения про­блема может уточняться, менять свой масштаб, глубину.

Алгоритм исследования научных проблем включает три этапа:

• предварительное изучение проблемы;

• разработка вариантов модели (плана) исследования;

• непосредственное исследование.

Решение проблем в указанной последовательности может приве­сти к следующим выводам:

• не решать проблему, игнорировать ее;

» решать частично, сделать что-нибудь с достаточно хорошим результатом;

» решать проблему полностью и получить наилучший вариант.

Для решения проблем необходимо выдвинуть гипотезы для объяснения исследуемых явлений и построить соответствующие теории. Теории — есть изобретения для решения проблем. Таким образом, научная проблема — это совокупность новых возникающих сложных теоретических и практических задач, противоречащих существующим знаниям или прикладным методикам; в данной науке, решение которых является актуальным. Поскольку научная проблема представляет собой совокупность; сложных теоретических или практических задач, в процессе науч- ного исследования или определения его параметров проблемы делят на cоставляющие компоненты — темы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1174; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.