КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Постановка, разработка и решение
НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ Тема 5 общие закономерности
1. Научная проблема: Когда суть дела обдумана заранее, слова последуют без затруднения. Гораций Исследовательская работа — это одновременно и творчество и особый род деятельности. Как всякая работа, исследование имеет свое начало и конец, творчество же — бесконечно. Вместе с тем исследование как определенная работа, осуществляемая с конкретной целью, при ее достижении может считаться завершенной. Например, защита дипломной работы (диссертации) является итогом исследования. В развитии любой системы знания следует различать три основных этапа: • возникновение проблемы; • разработка гипотезы; • разработка теории (идеи и системы знания). Исследовательская работа начинается с выбора проблемы (или темы) исследования, которая является структурной единицей научного направления. Что же такое проблема? В самом общем понимании под проблемой понимается несоответствие между необходимым (желаемым) и фактическим положением дел. Любую научную проблему можно представить как неразрывное единство двух элементов: • знания о незнании; • предположения о возможности открытия либо неизвестного закона в непознанной сфере (в фундаментальных науках), либо принципиально нового способа практического применения ранее полученного знания о законах (в прикладных науках). Следовательно, проблемой становится всякая ситуация (практическая или теоретическая), в которой нет соответствующего обстоятельствам решения или способы решения известны только частично. Это некоторое затруднение, колебание, неопределенность. Сформулировать проблему часто важнее и труднее, чем решить ее. Нередко после того как проблема уяснена и сформулирована творческая часть работы исчерпывается. Два фактора оказывают влияние на способ постановки проблем: * общий характер мышления; * имеющийся уровень знания о тех объектах, которых касается возникающая проблема. В зависимости от того, сформулирована ли проблема с самого начала в необходимой мере или этого не сделано, различают проблемы явные и неявные. Явные — это когда формулировка проблемы задана с самого начала. Неявные — ситуации, когда проблему еще предстоит обнаружить и сформулировать. Когда же возникают научные проблемы? Научная проблема возникает в условиях проблемной ситуации, когда складывается и осознается противоречие между существующими теориями и новыми фактами, нуждающимися в ином теоретическом истолковании, или же как выяснение внутренней логической противоречивости существующих теорий. Противоречие — это показатель того, что знание, зафиксированное в общепринятых положениях, чересчур общно, неконкретно, односторонне. Основой возникновения проблемной ситуации является практика. В зависимости от наличия (или отсутствия) метода решения проблемы и степени отчетливости представления о том, что именно считать решением проблемы они делятся на: • показательные проблемы; • логические проблемы; • риторические проблемы; • исследовательские проблемы. В показательных проблемах (задачах) известен метод решения и известно, что считать решением. Такие проблемы применяются в обучении (задачники по математике с ответами в конце книги). В логических проблемах (задачах) также известен метод, не известен только результат решения. Такие проблемы тренируют и вырабатывают сообразительность, умение рассуждать последовательно и ясно. Упражнения по логике также всем известны. Риторические проблемы похожи на вопросы, ответы на которые само собою разумеются. Известно, что будет считаться приемлемым решением. Все сводится к отысканию метода, с помощью которого может быть получен уже известный в общих чертах ответ. Причем круг поиска решения ограничен, например, головоломки. Исследовательские проблемы являются подлинно творческими, так как требуют отыскания того метода, с помощью которого решение может быть найдено. Какую же проблему надо выбирать для решения? В науке руководствуются двумя неразрывно связанными принципами отбора проблемы для решения: » принципом учета нужд практики; * принципом учета потребностей самой науки (есть проблемы, ничего не дающие сейчас практике, но без исследования которых невозможно будет решать практические задачи в будущем). Чтобы проблема могла выполнить свое назначение, она должна быть правильно поставлена. Чтобы правильно поставить научную проблему, необходим широкий кругозор. Недаром ученые говорят, что правильно поставленная проблема — это уже наполовину решенная проблема. Известны следующие логические правила постановки научной проблемы: * отграничить известное от неизвестного (инвентаризация неизвестного); * локализировать неизвестное во времени и пространстве. Грамотная постановка проблемы предполагает выполнение следующих действий: · формулирование проблемы, состоящее из выдвижения центрального ее ядра (вопроса), фиксации того противоречия, которое легло в основу проблемы, предположительного описания ожидаемого результата; · построение проблемы, т.е. разработка ее структуры, ее конкретизация. Это осуществляется путем детализации проблемы на подвопросы, без ответов на которые нельзя получить ответа на основной проблемный вопрос; группировки и определения последовательности их решения; предусмотрением возможности замены любого вопроса проблемы другим и поиск альтернатив для всех элементов проблемы; · оценка проблемы, которая заключается в выявлении всех условий, необходимых для решения проблемы, включая методы, средства, приемы ее решения; нахождения среди уже решенных проблем аналогичных решаемой; · обоснование, представляющее собой последовательное установление всех связей данной проблемы с другими, приведение доводов в пользу реальности проблемы, ее постановки и решения. Таким образом, обобщив вышеизложенное, можно выделить следующие этапы постановки проблемы: * описание пути обнаружения проблемы; * объяснение рассмотрения ее как проблемы; * отделение ее от смежных проблем; * описание применений результатов решения проблем. Другими словами схему постановки проблемы можно изложить в следующем виде: * Что известно? * Что дано? * В чем состоит условие? * Не встречалось ли раньше такое? * Есть ли какая-нибудь родственная проблема?» Нельзя ли воспользоваться ею? * Нельзя ли применить ее результат или использовать метод решения? Как было отмечено выше определяющим моментом в постановке проблемы является ее формулирование, основным этапом которого является изучение состояния научных разработок. В процессе этого изучения необходимо выделить: * знания, получившие общее признание научной общественности и проверенные на практике; * вопросы, недостаточно разработанные и требующие научного обоснования (дискуссионные); • нерешенные вопросы, содержащиеся в литературных источниках, предложенные практикой или возникшие при выборе темы или постановке проблемы. Это позволяет уяснить содержание проблемы (темы), т.е. определить ее связь с общими тенденциями развития исследуемого предмета, его объектами, общими закономерностями изучающей его науки. На следующем этапе определяется наименование проблемы, ее содержательный заголовок, например, "Методологические и организационные аспекты оптимизации учетного процесса в условиях развития рыночных отношений в экономике". Проблемы различают по степени их структуризации, т.е. по: » ясности, осознанности их постановки; » степени детализации и конкретизации представлений об их составляющих и взаимосвязях; • соотношению количественных и качественных факторов, отмечаемых в постановке проблемы. В соответствии с этим выделяют 3 класса проблем: • хорошо структуризованные, или количественно сформулированные; • слабо структуризованные, или смешанные, содержащие количественные и качественные оценки; • неструктуризованные, или качественные проблемы. Важным в науке является вопрос о так называемых мнимых проблемах, под которыми понимаются проблемоподобные структуры; они не являются проблемами, они ошибочно принимаются за них, либо выдаются за такие. Мнимые проблемы^ можно разделить на два класса: • в основе которых лежат заблуждения; • причины которых заключаются в самом познании, в его достижениях и трудностях. К ним относятся: » "уже не проблемы", т.е. решенные, но принимаемые ошибочно за нерешенные; » "еще не проблемы", которые возникают как следствие отрыва мышления от реальных возможностей настолько, что в обозримом будущем невозможно найти средства для их решения; * "никогда не проблемы", т.е. такие проблемоподобные струк туры, для которых вообще не существует решения (например, создание вечного двигателя). К появлению мнимых (ложных) проблем приводит отсутствие системного мышления и недостаточный уровень знаний в области исследования. Как известно, уверенность в большей мере является следствием знания. Знание проблемы в этом отношении — не исключение. Знание проблемы существенно ускоряет переход от замысла к решению. Осознание проблемной ситуации нередко переплетается с самим процессом поиска выхода из нее. В процессе решения проблема может уточняться, менять свой масштаб, глубину. Алгоритм исследования научных проблем включает три этапа: • предварительное изучение проблемы; • разработка вариантов модели (плана) исследования; • непосредственное исследование. Решение проблем в указанной последовательности может привести к следующим выводам: • не решать проблему, игнорировать ее; » решать частично, сделать что-нибудь с достаточно хорошим результатом; » решать проблему полностью и получить наилучший вариант. Для решения проблем необходимо выдвинуть гипотезы для объяснения исследуемых явлений и построить соответствующие теории. Теории — есть изобретения для решения проблем. Таким образом, научная проблема — это совокупность новых возникающих сложных теоретических и практических задач, противоречащих существующим знаниям или прикладным методикам; в данной науке, решение которых является актуальным. Поскольку научная проблема представляет собой совокупность; сложных теоретических или практических задач, в процессе науч- ного исследования или определения его параметров проблемы делят на cоставляющие компоненты — темы.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1226; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |