КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Гипотезы и их роль в научном исследовании
Гипотезы облегчают научную работу так же, как плуг земледельца облегчает выращивание полезных растений. Д.И. Менделеев Нельзя проводить исследование не имея перед собой ясно поставленной цели. Цель определяет выбор объектов и методов исследования, приемов обработки материалов. Поэтому прежде чем приступить к исследованию необходимо выдвинуть рабочую гипотезу, которая является вторым этапом в познании. Гипотеза (греч. hypothesis — предположение, догадка) — это научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверной научной теорией. Ценность гипотезы — в ее противоречии догме, в разрыве с традиционными подходами и методами мышления. Гипотеза является средством приращения наших знаний. Она представляет собой эффективный инструмент поиска истины. Научные теории не появляются в готовом виде, они возникают сначала в виде предположений, гипотез и, претерпев определенную проверку, превращаются в достоверные знания. Гипотеза организует процесс исследования, определяет его логику, путь осуществления. Процесс развития гипотез проходит следующие стадии: • выдвижение — изучение объекта исследования путем накопления теоретических и эмпирических знаний и обоснование на их основе предположения о возможности получения новых знаний о нем; • формулирование — определение методов исследования и системы доказательств; » доказательство — исследование и экспериментирование, их уточнение и корректировка; » уточнение — дополнение новыми предположениями, отбрасывание ошибочных и замена их новыми;
• превращение в достоверное знание; • опровержение гипотезы. Специфическими признаками гипотезы являются: • адекватность и обоснованность (должна объяснить как можно больший круг установленных ранее и вновь выявленных фактов и по возможности не противоречить установленным ранее положениям науки (противоречия должны быть конкретно и детально проанализированы и объяснены); * принципиальная проверяемость (логическая, с помощью эк- \ сперимента, на основе практики). Гипотеза считается прове-ряемой, если из нее можно в принципе вывести некоторые наблюдаемые факты; * совместимость гипотез с существующим научным знанием. Вновь создаваемая гипотеза не должна противоречить не только имеющимся фактам, но и существующему теоретическому знанию. Это означает соответствие построения новой гипотезы на основе старой; • полнота, т.е. возможность приложения гипотезы не только к тем явлениям, с которыми была связана потребность в гипотезе, но и к другим — уже известным, но не объясненным в других областях исследования; » простота. Под простотой знания подразумевают более знакомое, привычное, связанное с непосредственным опытом и здравым смыслом; • объяснительная и предсказательная сила гипотезы. Под силой гипотезы понимают количество следствий, которое можно вывести из нее. Чем больше таких следствий, тем большей логической силой она обладает. Предсказание гипотезой новых фактов значительно усиливает веру в нее. Одно дело, когда гипотеза объясняет факты уже известные, существующие, и другое — когда она предсказывает факты до этого неизвестные. Самый распространенный способ испытания гипотезы — практическая оценка ее предсказательных возможностей. Отвергнуть ее или превратить в безусловно истинное утверждение призвана практика. В ходе исследования можно разрабатывать одновременно несколько гипотез. Если в процессе отбора, изучения и обработки материала возникнут новые гипотезы, необходимо отобрать наиболее вероятную и принять ее за основу.
Нельзя вести исследование не имея гипотезы. Как говорил Д.И. Менделеев, лучше держаться такой гипотезы, которая может оказаться со временем неверной, чем не иметь никакой. Ошибочные гипотезы также углубляют наше познание, показывают трудности проблемы и побуждают нас к поиску лучших решений. Их опровер-, жение обладает познавательным значением, потому что позволяет преодолеть заблуждение и тем самым способствует поиску истины. 3. Научная теория: принципы построения, структура, классификация Теория (греч. theoria — рассмотрение, исследование) — это форма достоверного научного знания о некоторой области действительности, представляющая собой систему понятий, утверждений и доказательств и содержащая методы объяснения и предсказания явлений из данной области. Теория дает целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности. Она возникает в результате обобщения познавательной деятельности и практики и представляет собой мысленное отражение и воспроизведение реальной действительности. Научная теория как система строится по следующим принципам: * предметность (все понятия и утверждения должны относиться к одной и той же предметной области); » адекватность и полнота описания объективной действительности (теория должна описывать все существующие ситуации в соответствующей предметной области); » интерпретируемость (однозначное и определенное раскрытие сущности и содержания используемых теорией терминов); * проверяемость (установление соответствия содержания утверждений теории свойствам и отношениям реальных систем); » истинность и достоверность основных утверждений теории. Научная теория должна быть логически замкнутой и непротиворечивой, то есть она должна соответствовать своим исходным посылкам (позициям). Теория должна объяснять факты, которые объясняла и предыдущая теория; те факты, которые предыдущая теория не смогла объяснить, и из нее должен вытекать ряд новых проверяемых следствий. Любая теория верна в определенной области, т.е. имеет границы применимости.
Новые теории возникают тогда, когда в науке есть целый ряд экспериментальных фактов, для объяснения которых старые представления не годятся. Структуру теории формируют факты и категории, аксиомы и постулаты, принципы, понятия и суждения, положения и законы. Факт — это знание об объекте или явлении, достоверность которого доказана. Категории — это наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания. Категории образовались в результате обобщения исторического развития познания и общественной практики (себестоимость, рентабельность, прибыль и др.) Аксиома (греч. axioma — положение) — это положение, принимаемое без логического доказательства в силу непосредственной убедительности (истинное исходное положение). Аксиомы очевидны без доказательств. Из них выводят все предположения по заранее обусловленным правилам. Постулат (лат. postulatum — требование) — это утверждение (суждение), принимаемое в рамках какой-либо научной теории за истинное, хотя и не доказуемое ее средствами, и поэтому играющее в ней роль аксиомы. Постулаты теории не должны противоречить друг другу, ни вытекать один из другого. Аксиомы и постулаты являются исходными положениями научной теории. Принцип (лат. principium — начало, основа) — основные исходные положения какой-либо теории, учения, науки или мировоззрения и т.п. Под принципом в научной теории понимают самое абстрактное определение идеи, возникшее в результате субъективного осмысливания опыта людей. Понятие — это мысль, в которой обобщаются и выделяются предметы (или свойства) некоторого явления по определенным общим и в совокупности специфическим для них признакам, т.е. понятие — это мысль, отражающая существенные и необходимые признаки предмета или явления. Понятия бывают общими, единичными, конкретными, абстрактными, относительными, абсолютными и др. Общие понятия связаны с некоторым множеством предметов или явлений, единичные относятся только к одному; конкретные относятся к конкретным предметам или явлениям, абстрактные — к отдельно взятым их признакам; относительные понятия всегда представляются попарно, а абсолютные не содержат парных отношений.
Таким образом, основной логической функцией понятия является выделение общего, которое достигается посредством отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного явления. Понятие характеризуется их объемом в содержанием. Объем понятия — это круг тех предметов (или явлений), на которые оно распространяется. Содержание понятия — это совокупность признаков, которые объединены в данном понятии. Раскрытие содержания понятия называется его определением, которое должно отвечать двум главным признакам: • оно должно указывать на ближайшее родовое понятие; • оно должно указывать на то, чем данное понятие отличается от других. В процессе развития научных знаний определения понятий могут уточняться (обобщаться или ограничиваться), при этом в их содержательную часть вносятся новые признаки. Определением, как правило, завершается процесс исследования, закрепляющий полученные результаты. Суждение (или высказывание) — это мысль, выраженная в виде повествовательного предложения, которая может быть истинной или ложной. Суждение отражает отношение говорящего к содержанию высказываемой мысли и связано с убеждением или сомнением в ее истинности или ложности. Это мысль, в которой содержится утверждение или отрицание чего-либо посредством связи понятий. Суждения, следовательно, бывают утвердительными и отрицательными, общими и частными, условными и разделительными и др. Умозаключение — это процесс мышления, соединяющий последовательность двух и более суждений, в результате чего появляется новое суждение (положение). По существу умозаключение является выводом, который делает возможным переход от мышления к практическим действиям. Следовательно, происходит утверждение сформулированного положения. v Таким образом, научная теория есть система основных идей, объединенных с помощью системного подхода и логических принципов, представляющая достоверное знание, обобщение опыта, практики и отображение объективных закономерностей развития какой-либо предметной области (природы, общества, мышления) на основе связей между ее понятиями и утверждениями. Теория направлена на открытие законов, новых свойств объекта. Теория шире по объему и по содержанию закона науки. Она дает не только знание, выраженное в законах, но также его объяснение. Дает направление исследованиям, ведущим к открытиям новых законов. Закон — это необходимые, существенные, устойчивые, повторяющиеся отношения между явлениями (в природе и обществе). Закон отражает общие связи и отношения, присущие всем явлениям определенной предметной области. Закон носит объективный характер и существует независимо от сознания людей. Критерий истинности теории — в практике. Иногда в процессе Сознания оказываются доказуемыми противоречивые суждения. Это свидетельствует о наличии ошибок в логической цепи доказательств или неверности исходных суждений (посылок) в данной системе знаний. В этих случаях говорят о возникновении парадоксов. Парадокс е широком смысле — это утверждение, резко расходящееся с общепринятым, установившемся мнением, отрицание того, что представляется "безусловно правильным". Парадокс в узком смысле — это противоречие, полученное в результате внешне логически правильного рассуждения, приводящее к взаимно противоречащим заключениям. Парадоксальность является характерной чертой современной науки, а разрешение парадоксов — одним из методов совершенствования научных теорий. Основными путями разрешения парадоксов является подчинение доказательств законам формальной логики. Следовательно, теория как результат теоретического мышления тесно связана с логикой. Логика (греч. logos — речь, мысль, разум) — есть наука о законах, формах и приемах правильного мышления, направленного на познание. Основными законами логики являются: • закон тождества; • закон противоречия; • закон исключительного третьего; • закон достаточного основания. Закон тождества требует, чтобы в пределах одного рассуждения все понятия носили однозначный характер, исключающий двусмысленность и неопределенность. Закон противоречия требует, чтобы в ходе научных рассуждений не допускалось противоречивых утверждений. Этот закон используется в доказательствах. Если в процессе доказательства уста- 69 новлено, что одно из противоположных суждений истинно, то, следовательно, другое суждение — ложно. Закон исключительного третьего. Этот закон устанавливает, что истинным оказывается одно из двух отрицающих друг друга суждений и нельзя искать нечто третье между ними. Закон достаточного основания. Он требует признания достоверными лишь те суждения, истинность которых подтверждается достаточными основаниями. Всякое суждение, используемое в научной работе, прежде чем быть принятым за истинное, должно быть обосновано. Таким образом, функция теории познания и каждой науки состоит в том, чтобы объяснять, каким образом связаны явления и события. Это в полной мере относится и к теории бухгалтерского учета. Между теорией бухгалтерского учета и его практикой существует определенная связь: теория предназначена дать разумное объяснение тому, что делают или должны делать бухгалтеры на практике. Другими словами, изменение принципов обусловлено стремлением найти решения возникающих в бухгалтерском учете проблем и сформулировать теоретическую базу дисциплины. Теория бухгалтерского учета есть согласованная совокупность взаимосвязанных принципов, определений и суждений, формирующих общую систему ориентиров для исследования природы бухгалтерского учета. В этой связи основной целью теории бухгалтерского учета является разработка системы логически выводимых принципов, которые служили бы основой направления оценки состояния и развития учетной практики. Это есть концептуальная база для развития новых идей и помощь в процессе учетного выбора.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 5791; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |