Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гипотезы и их роль в научном исследовании




Гипотезы облегчают научную работу так же, как плуг земледельца облегчает выращивание полезных растений.

Д.И. Менделеев

Нельзя проводить исследование не имея перед собой ясно по­ставленной цели. Цель определяет выбор объектов и методов иссле­дования, приемов обработки материалов. Поэтому прежде чем при­ступить к исследованию необходимо выдвинуть рабочую гипотезу, которая является вторым этапом в познании.

Гипотеза (греч. hypothesis — предположение, догадка) — это научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, требующее проверки на опыте и теоретического обоснова­ния для того, чтобы стать достоверной научной теорией. Ценность гипотезы — в ее противоречии догме, в разрыве с традиционными подходами и методами мышления. Гипотеза является средством приращения наших знаний. Она представляет собой эффективный инструмент поиска истины.

Научные теории не появляются в готовом виде, они возникают сначала в виде предположений, гипотез и, претерпев определенную проверку, превращаются в достоверные знания. Гипотеза организует процесс исследования, определяет его логику, путь осуществления.

Процесс развития гипотез проходит следующие стадии:

выдвижение — изучение объекта исследования путем накоп­ления теоретических и эмпирических знаний и обоснование на их основе предположения о возможности получения но­вых знаний о нем;

формулирование — определение методов исследования и сис­темы доказательств;

» доказательство — исследование и экспериментирование, их уточнение и корректировка;

» уточнение — дополнение новыми предположениями, отбра­сывание ошибочных и замена их новыми;

превращение в достоверное знание;

опровержение гипотезы.

Специфическими признаками гипотезы являются:

адекватность и обоснованность (должна объяснить как мож­но больший круг установленных ранее и вновь выявленных фактов и по возможности не противоречить установленным

ранее положениям науки (противоречия должны быть конк­ретно и детально проанализированы и объяснены);

* принципиальная проверяемость (логическая, с помощью эк- \ сперимента, на основе практики). Гипотеза считается прове-ряемой, если из нее можно в принципе вывести некоторые наблюдаемые факты;

* совместимость гипотез с существующим научным знанием. Вновь создаваемая гипотеза не должна противоречить не только имеющимся фактам, но и существующему теорети­ческому знанию. Это означает соответствие построения но­вой гипотезы на основе старой;

полнота, т.е. возможность приложения гипотезы не только к тем явлениям, с которыми была связана потребность в ги­потезе, но и к другим — уже известным, но не объясненным в других областях исследования;

» простота. Под простотой знания подразумевают более зна­комое, привычное, связанное с непосредственным опытом и здравым смыслом;

объяснительная и предсказательная сила гипотезы. Под си­лой гипотезы понимают количество следствий, которое можно вывести из нее. Чем больше таких следствий, тем большей логической силой она обладает.

Предсказание гипотезой новых фактов значительно усиливает веру в нее. Одно дело, когда гипотеза объясняет факты уже извест­ные, существующие, и другое — когда она предсказывает факты до этого неизвестные.

Самый распространенный способ испытания гипотезы — практи­ческая оценка ее предсказательных возможностей. Отвергнуть ее или превратить в безусловно истинное утверждение призвана практика.

В ходе исследования можно разрабатывать одновременно несколько гипотез. Если в процессе отбора, изучения и обработки материала возникнут новые гипотезы, необходимо отобрать наиболее вероят­ную и принять ее за основу.

Нельзя вести исследование не имея гипотезы. Как говорил Д.И. Менделеев, лучше держаться такой гипотезы, которая может ока­заться со временем неверной, чем не иметь никакой. Ошибочные гипотезы также углубляют наше познание, показывают трудности проблемы и побуждают нас к поиску лучших решений. Их опровер-, жение обладает познавательным значением, потому что позволяет преодолеть заблуждение и тем самым способствует поиску истины.

3. Научная теория: принципы построения, структура, классификация

Теория (греч. theoria — рассмотрение, исследование) — это форма достоверного научного знания о некоторой области действительности, представляющая собой систему понятий, утверждений и доказа­тельств и содержащая методы объяснения и предсказания явлений из данной области. Теория дает целостное представление о законо­мерностях и существенных связях действительности. Она возникает в результате обобщения познавательной деятельности и практики и представляет собой мысленное отражение и воспроизведение реаль­ной действительности.

Научная теория как система строится по следующим принципам:

* предметность (все понятия и утверждения должны отно­ситься к одной и той же предметной области);

» адекватность и полнота описания объективной действитель­ности (теория должна описывать все существующие ситуа­ции в соответствующей предметной области);

» интерпретируемость (однозначное и определенное раскры­тие сущности и содержания используемых теорией терми­нов);

* проверяемость (установление соответствия содержания утвер­ждений теории свойствам и отношениям реальных систем);

» истинность и достоверность основных утверждений теории.

Научная теория должна быть логически замкнутой и непротиво­речивой, то есть она должна соответствовать своим исходным по­сылкам (позициям).

Теория должна объяснять факты, которые объясняла и преды­дущая теория; те факты, которые предыдущая теория не смогла объяснить, и из нее должен вытекать ряд новых проверяемых след­ствий.

Любая теория верна в определенной области, т.е. имеет границы применимости.

Новые теории возникают тогда, когда в науке есть целый ряд экспериментальных фактов, для объяснения которых старые пред­ставления не годятся.

Структуру теории формируют факты и категории, аксиомы и постулаты, принципы, понятия и суждения, положения и законы.

Факт это знание об объекте или явлении, достоверность ко­торого доказана.

Категории это наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явле­ний действительности и познания. Категории образовались в ре­зультате обобщения исторического развития познания и обществен­ной практики (себестоимость, рентабельность, прибыль и др.)

Аксиома (греч. axioma — положение) — это положение, прини­маемое без логического доказательства в силу непосредственной убедительности (истинное исходное положение). Аксиомы очевидны без доказательств. Из них выводят все предположения по заранее обусловленным правилам.

Постулат (лат. postulatum — требование) — это утверждение (суждение), принимаемое в рамках какой-либо научной теории за истинное, хотя и не доказуемое ее средствами, и поэтому играющее в ней роль аксиомы. Постулаты теории не должны противоречить друг другу, ни вытекать один из другого.

Аксиомы и постулаты являются исходными положениями науч­ной теории.

Принцип (лат. principium — начало, основа) — основные исход­ные положения какой-либо теории, учения, науки или мировоззре­ния и т.п. Под принципом в научной теории понимают самое абст­рактное определение идеи, возникшее в результате субъективного осмысливания опыта людей.

Понятие это мысль, в которой обобщаются и выделяются предметы (или свойства) некоторого явления по определенным об­щим и в совокупности специфическим для них признакам, т.е. по­нятие — это мысль, отражающая существенные и необходимые признаки предмета или явления. Понятия бывают общими, еди­ничными, конкретными, абстрактными, относительными, абсолют­ными и др.

Общие понятия связаны с некоторым множеством предметов или явлений, единичные относятся только к одному; конкретные отно­сятся к конкретным предметам или явлениям, абстрактные — к отдельно взятым их признакам; относительные понятия всегда пред­ставляются попарно, а абсолютные не содержат парных отношений.

Таким образом, основной логической функцией понятия является выделение общего, которое достигается посредством отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного явления.

Понятие характеризуется их объемом в содержанием. Объем понятия — это круг тех предметов (или явлений), на которые оно распространяется.

Содержание понятия — это совокупность признаков, которые объединены в данном понятии.

Раскрытие содержания понятия называется его определением, которое должно отвечать двум главным признакам:

• оно должно указывать на ближайшее родовое понятие;

• оно должно указывать на то, чем данное понятие отличается от других.

В процессе развития научных знаний определения понятий мо­гут уточняться (обобщаться или ограничиваться), при этом в их содержательную часть вносятся новые признаки.

Определением, как правило, завершается процесс исследования, закрепляющий полученные результаты.

Суждение (или высказывание) — это мысль, выраженная в виде повествовательного предложения, которая может быть истинной или ложной.

Суждение отражает отношение говорящего к содержанию выс­казываемой мысли и связано с убеждением или сомнением в ее истинности или ложности. Это мысль, в которой содержится утвер­ждение или отрицание чего-либо посредством связи понятий. Суж­дения, следовательно, бывают утвердительными и отрицательными, общими и частными, условными и разделительными и др.

Умозаключение — это процесс мышления, соединяющий после­довательность двух и более суждений, в результате чего появляется новое суждение (положение). По существу умозаключение являет­ся выводом, который делает возможным переход от мышления к практическим действиям. Следовательно, происходит утверждение сформулированного положения. v

Таким образом, научная теория есть система основных идей, объединенных с помощью системного подхода и логических прин­ципов, представляющая достоверное знание, обобщение опыта, прак­тики и отображение объективных закономерностей развития какой-либо предметной области (природы, общества, мышления) на основе связей между ее понятиями и утверждениями.

Теория направлена на открытие законов, новых свойств объекта. Теория шире по объему и по содержанию закона науки. Она дает не только знание, выраженное в законах, но также его объяснение.

Дает направление исследованиям, ведущим к открытиям новых законов.

Закон это необходимые, существенные, устойчивые, повторя­ющиеся отношения между явлениями (в природе и обществе). За­кон отражает общие связи и отношения, присущие всем явлениям определенной предметной области. Закон носит объективный ха­рактер и существует независимо от сознания людей.

Критерий истинности теории — в практике. Иногда в процессе Сознания оказываются доказуемыми противоречивые суждения. Это свидетельствует о наличии ошибок в логической цепи доказательств или неверности исходных суждений (посылок) в данной системе знаний. В этих случаях говорят о возникновении парадоксов.

Парадокс е широком смысле это утверждение, резко расхо­дящееся с общепринятым, установившемся мнением, отрицание того, что представляется "безусловно правильным".

Парадокс в узком смысле это противоречие, полученное в результате внешне логически правильного рассуждения, приводя­щее к взаимно противоречащим заключениям. Парадоксальность является характерной чертой современной науки, а разрешение парадоксов — одним из методов совершенствования научных тео­рий. Основными путями разрешения парадоксов является подчине­ние доказательств законам формальной логики.

Следовательно, теория как результат теоретического мышления тесно связана с логикой.

Логика (греч. logos — речь, мысль, разум) — есть наука о зако­нах, формах и приемах правильного мышления, направленного на познание.

Основными законами логики являются:

• закон тождества;

• закон противоречия;

• закон исключительного третьего;

• закон достаточного основания.

Закон тождества требует, чтобы в пределах одного рассужде­ния все понятия носили однозначный характер, исключающий дву­смысленность и неопределенность.

Закон противоречия требует, чтобы в ходе научных рассужде­ний не допускалось противоречивых утверждений. Этот закон ис­пользуется в доказательствах. Если в процессе доказательства уста-

69

новлено, что одно из противоположных суждений истинно, то, сле­довательно, другое суждение — ложно.

Закон исключительного третьего. Этот закон устанавливает, что истинным оказывается одно из двух отрицающих друг друга суж­дений и нельзя искать нечто третье между ними.

Закон достаточного основания. Он требует признания достовер­ными лишь те суждения, истинность которых подтверждается дос­таточными основаниями. Всякое суждение, используемое в науч­ной работе, прежде чем быть принятым за истинное, должно быть обосновано.

Таким образом, функция теории познания и каждой науки со­стоит в том, чтобы объяснять, каким образом связаны явления и события. Это в полной мере относится и к теории бухгалтерского учета. Между теорией бухгалтерского учета и его практикой суще­ствует определенная связь: теория предназначена дать разумное объяснение тому, что делают или должны делать бухгалтеры на практике. Другими словами, изменение принципов обусловлено стремлением найти решения возникающих в бухгалтерском учете проблем и сформулировать теоретическую базу дисциплины.

Теория бухгалтерского учета есть согласованная совокупность взаимосвязанных принципов, определений и суждений, формирую­щих общую систему ориентиров для исследования природы бухгал­терского учета. В этой связи основной целью теории бухгалтерского учета является разработка системы логически выводимых принци­пов, которые служили бы основой направления оценки состояния и развития учетной практики. Это есть концептуальная база для раз­вития новых идей и помощь в процессе учетного выбора.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 5791; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.