Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теоретическое познание. Основные характеристики




Теоретический уровень является высшим уровнем научного по­знания. На этом уровне особо важное значение имеют идеализация и мысленный эксперимент. Мысленный эксперимент является ана­логом вещественного. В ходе мысленного эксперимента объект ис­следования преобразуется и выступает как идеализированный пред­мет, как результат абстракции. Идеализация всегда является и продуктом и результатом деятельности, результатом мысленного конструирования и исходным пунктом теоретического мышления.

Схему теоретического уровня познания можно представить сле­дующим образом:

Представленная схема позволяет определить основные характе­ристики теоретического познания:

· объект познания определяется целенаправленно под воздей­ствием внутренней логики развития науки или насущных требований практики;

 

· предмет познания идеализирован на основе мысленного эксперимента и конструирования;

· познание осуществляется в логических формах, под которыми г понимается способ связи элементов, входящих в содержание мысли о предметном мире. Логические формы являются от­ражением мира, итогом фиксации повторяющихся отноше­ний вещей, зафиксированных в человеческой практике.

Различают следующие виды форм научного познания:

· общелогические. К ним относятся понятия, суждения, умо­заключения;

· локально-логические. К ним относятся научные идеи, гипо­тезы, теории, законы.

Приведем характеристику изложенных форм научного познания.

Понятие это мысль, отражающая имущественные и необхо­димые признаки предмета или явления. Понятия бывают: общими, единичными, конкретными, абстрактными, относительными, абсо­лютными и др. Общие понятия связаны с некоторым множеством предметов или явлений, единичные относятся только к одному, кон­кретные — к конкретным предметам или явлениям, абстрактные — к отдельно взятым их признакам, относительные понятия всегда представляются попарно, а абсолютные — не содержат парных от­ношений.

Суждение это мысль, в которой содержится утверждение или отрицание чего-либо посредством связи понятий. Суждения бывают утвердительными и отрицательными, общими и частными, услов­ными и разделительными и т.д.

Умозаключени е это процесс мышления, соединяющий после­довательность двух или более суждений, в результате чего появля­ется новое суждение. По существу умозаключение является выводом, который делает возможным переход от мышления к практическим действиям. Умозаключения бывают двух видов:

* непосредственное;

* опосредованное.

В непосредственных умозаключениях приходят от одного суж­дения к другому, а в опосредованных переход от одного суждения к другому осуществляется посредством третьего. Структура процесса познания представлена на рис. 1.2.

Более высокая степень научного знания находит свое выраже­ние, как отмечалось, в локально-логических формах. При этом про­цесс познания идет от научной идеи к гипотезе, превращаясь впос­ледствии в закон или теорию. Основные элементы теоретического уровня познания представлены на рис. 1.3.

Научная идея — это интуитивное объяснение явления без про­межуточной аргументации и осознания всей совокупности связей, в основе которого делается вывод. Идея вскрывает ранее незаме­ченные закономерности явления, основываясь на уже имеющихся о нем знаниях.

Гипотеза (греч. hypothesis — основание, предположение) — это предположение о причине, которая вызывает данное следствие. В основе гипотезы всегда лежит предположение, достоверность кото­рого на определенном уровне науки и техники не может быть под­тверждена.

Если гипотеза согласуется с наблюдаемыми фактами, то ее назы­вают законом или теорией.

Закон — это необходимые, существенные, устойчивые, повторя­ющиеся отношения между явлениями в природе и обществе.

Закон отражает общие связи и отношения, присущие всем явле­ниям данного рода, класса.

Закон носит объективный характер и существует независимо от сознания людей. Познание законов составляет главную задачу науки и выступает основой преобразования людьми природы и общества.

Существуют три основные группы законов:

* специфические или частные (соответствие системы бухгал­терского учета уровню развития экономики);

* общие для больших групп явлений (закон соответствия раз­вития производительных сил производственным отношени­ям);

* всеобщие или универсальные (например, законы диалектики).

Между общими и частными законами существует диалектичес­кая взаимосвязь: общие законы действуют через частные, а част­ные — представляют собой проявление общине.

Теория (греч. theoria — рассмотрение, исследование) — это форма научного знания, дающая целостное представление о закономерно­стях и существенных связях действительности. Она возникает в результате обобщения познавательной деятельности и практики и представляет собой мысленное отражение и воспроизведение реаль­ной действительности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 2416; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.