Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы слушателей 1 страница




(по Р. Вердерберу, К. Вердерберу: Общение.

Интенсивный курс. — СПб., 2005)

 

Психоло- гические характеристики Хорошие слушатели Плохие слушатели
Сосредо- тчсние Внимательны к важной информации. Подготавливаются физически и психологически. Слушают объективно, вне зависимости от эмоциональ­ной значимости. Слушают по-разному, в за­висимости от значимости ситуации Могут не слушать, что им говорят. Сидят, развалившись, смотрят в окно и позволяют себе мысленно отвлекаться. Заметно реагируют на эмоциональную речь. Слушают одинаково, вне за­висимости от типа инфор­мации
Понима- ние Приписывают сказанному правильное значение. Обращают внимание, каковы цель, ключевые пункты и под­тверждающая информация. Задают продуманные вопросы, предвосхищая информацию. Применяют парафраз, чтобы проверить свое понимание информации. Ищут скрытое значение в невербальных сигналах Слышат сказанное, но или не способны понять, или понимают неправильно. Не уделяют внимания способу организации информации. Не способны предвосхищать информацию. Редко осмысливают по­лученную информацию или не делают этого никогда. Игнорируют вербальные сигналы
Запоми­нание Сохраняют информацию. Повторяют ключевую информацию. Мысленно создают мнемони­ческие приемы запоминания для списка слов или идей. Делают заметки Интерпретируют информа­цию точно, но забывают ее. Считают, что запомнят и так. Редко выделяют какую-либо информацию как особенно важную. Полагаются только на память
Оценка Слушают критически. Разделяют факты и умо­заключения. Анализируют умозаключения Слушают и понимают, но не способны взвесить и оценить услышанное. Не видят разницы между фактами и умозаключениями. Принимают информацию такой, какая она есть
Эмпати- ческая реакция Говорят слова утешения и поддержки. Дают альтернативную интерпретацию Глухи к радости или горю собеседника; меняют тему разговора

 

ванный, путается в словах, дает слишком большую волю чувствам, которые выражаются в путаной жестикуляции, — все это может исказить смысл высказываний настолько, что сам говорящий пе­рестает соображать, что он, собственно, хотел сообщить.

Некоторые люди, боясь высказаться прямо и открыто или быть неправильно понятыми, показаться смешными, глупыми или странными, столкнуться с осуждением, неодобрением, предпо­читают маневрирование словами, нагромождают их для запуты­вания, скрывая истинные мотивы своей речи, и создают неверо­ятные трудности слушателю. Многие предпочитают говорить о наи­более важной для них информации только тогда, когда уверены, что их услышат, попытаются понять и не осудят. Это особенно касается молодых людей, которые, когда-то открывшись кому- то, не встретили взаимопонимания и перестали верить взрослым, родителям и учителям.

Для того чтобы обеспечить понимание, слушающий с помо­щью вербальных (речевых) и невербальных (мимикой, жестами) средств должен дать знать передающему информацию (говоряще­му), что именно воспринято точно, а что искажено, чтобы тот мог скорректировать свое сообщение и сделать его еще более понятным. Именно такой обмен сигналами прямой и обратной связи и представляет собой процесс активного рефлексивного слуша­ния.

Стиль слушания каждого человека зависит от многих факторов: от пола и возраста, статуса, индивидуальных особенностей (ха­рактера, темперамента, интересов и пр.), от конкретной ситуа­ции.

 

Помехи слушания

 

Почему многие из нас, слушая, зачастую не слышат других? Трудности эффективного слушания связаны не только с ошибоч­ными суждениями, о которых написано выше, но и со следую­щими помехами.

1. Неразвитое умение слушать, трудности концентрации внима­ния, зависимость от групповых норм, недостаточная психологичес­кая и эмоциональная культура человека.

Поток информации, который обрушивается на нас ежеднев­но, не позволяет одинаково внимательно воспринимать все уст­ные сообщения. По некоторым данным, до одной трети времени нашего бодрствования, т. е. 5 часов каждый день, а то и больше, мы слушаем учителей, родителей, друзей, сообщения по радио и телевидению. При такой нагрузке трудно постоянно быть сосредо­точенным и некогда развивать умение слушать.

Считается, что неустойчивое внимание слушающего может быть связано с психофизическими особенностями, а именно:

- трудно сосредоточиться на чем-то одном;

- возможна антипатия к чужим мыслям;

- вызывают неприязнь сам партнер и материал, излагаемый им.

Однако практика свидетельствует, что невнимательное слуша­ние чаще всего связано с неумением слушать другого человека.

1. Высокая скорость умственной деятельности. Как уже было от­мечено, мы думаем в четыре раза быстрее, чем говорим. Учеными подсчитано, что средний темп русскоязычной речи — приблизи­тельно 200 — 250 слов в минуту, а скорость обработки информа­ции слушателем — 300 — 500 слов в минуту. Уже заметно расхож­дение, предоставляющее возможность отдохнуть, отвлечься, за­думаться о чем-нибудь своем. Именно поэтому, когда кто-то гово­рит, наш мозг большую часть времени свободен, поэтому отвле­кается от речи говорящего.

2. Антипатия к чужим мыслям. Каждый человек, как правило, свои мысли ценит больше, чем чужие. Поэтому во время слуша­ния многие не хотят заставлять себя следить за ходом рассужде­ний собеседника.

3. Избирательность внимания. Мы привыкли слушать одновре­менно многое, не уделяя равноправного внимания разным объек­там восприятия (слова, мимика, жесты, позы, интонация). Для многих является непосильным занятием внимательно слушать, наблюдать за языком тела и одновременно воспринимать суть ска­занного. Поэтому в порядке самозащиты люди осуществляют из­бирательность в плане отбора информации, т. е. стараются попе­ременно выбирать то, что в определенный отрезок времени пред­ставляет для них наибольший интерес. Психологами описан так называемый «синдром акулы», при котором люди слышат, как правило, лишь то, что хотят услышать.

4. Низкая мотивация к слушанию. Большинство людей пропус­кают информацию, которую слушают через «фильтры», связан­ные с установками, прошлым опытом, жизненными целями и ценностями, убеждениями и интересами, предрассудками. Если некоторые люди считают, что для достижения будущих целей данная информация им не пригодится, они ее перестают слу­шать, хотя такая установка на самом деле может оказаться оши­бочной.

5. Потребность реплики. Чья-то речь может вызвать у слушателя неотвратимое желание перебить и (или) ответить (здесь и сей­час), и тогда он перестает слушать. В этот момент слушающий думает лишь о том, что он противопоставит собеседнику и как опровергнет его аргументы.

6. Отключение внимания. Отвлечь внимание собеседника может все, что действует необычно и раздражает (ваш собеседник безна­дежно махнул рукой, отвел взгляд в сторону, и вы понимаете, что он вам не очень-то верит).

Кроме реакции собеседника отключают внимание внутренние и внешние помехи.

К внутренним помехам слушания относятся прежде всего наши мысли, размышления о чем-то еще и наши эмоциональ­ные состояния на момент слушания (тревога, нездоровье, страх).

К внешним помехам слушания относятся прежде все­го — неблагоприятная окружающая обстановка, включающая: цвет стен в помещении (неудачные цвета стен в аудитории: красный — раздражает, темно-серый — угнетает, желтый — расслабляет); пло­хую, неудобную мебель, слишком холодную или жаркую темпе­ратуру, духоту, плохую акустику, полумрак, неприятные запахи (сырости, гнилости, краски). Серьезной помехой может стать раз­нообразный шум (шум транспорта, чей-то разговор, ремонтные работы, открывание дверей посторонними). Кроме перечисленно­го слушанию могут мешать также: отвлекающая внешность собе­седника или интерьер помещения; звонки мобильных телефонов; привычка участников общения держать и крутить в руках посто­ронние вещи; плохая погода, магнитные бури; чрезмерные пере­грузки, ограниченность во времени и непоседливость человека; медленный или быстрый темп речи говорящего, его излишне гром­кий или слишком тихий голос.

Во всех перечисленных случаях человек слышит, но не слуша­ет, выстраивает барьеры восприятия, не понимая, что они меша­ют получить в процессе общения значимые результаты. Такие по­мехи необходимо контролировать, а для этого принимать позы позитивного слушания, совершенствовать навыки концентрации внимания, эмоционального управления собой.

 

Приемы эффективного слушания

 

Для развития навыков эффективного слушания рекомендуют­ся следующие правила и приемы.

1. Выявляйте свои привычки слушания, сильные и слабые сторо­ны, характер допускаемых ошибок, внутренние помехи.

2. Не уходите от ответственности за общение. Она совместна, поскольку в общении всегда попеременно участвуют двое — в роли то говорящего, то слушающего. Посылайте собеседнику не только невербальные сигналы, но и задавайте уточняющие воп­росы, демонстрируйте активно эмоции (улыбайтесь, смейтесь, расстраивайтесь, когда это уместно).

3. Определите цели своего слушания. Установлено, что эффектив­ность процесса слушания возрастает, если слушателю удается сфор­мулировать цели получения информации, т.е. понять «зачем ему это нужно».

4. Умейте сосредоточиться на том, что говорит собеседник. Это требует определенных усилий, поскольку сосредоточенное вни­мание удерживается, по мнению специалистов, не более одной минуты. Старайтесь до минимума свести ситуационные помехи.

5. Будьте внимательны. Умейте поддерживать с собеседником визуальный контакт, но не рассматривайте его пристально (это часто принимается за враждебность) и не избегайте взгляда (это интерпретируется как неискренность).

6. Старайтесь понять не только смысл слов, но и чувства собесед­ника. Помните, что люди передают свои мысли и чувства «закоди­рованными», в соответствии с принятыми социальными норма­ми. Необходимо научиться «считывать» невербальные сигналы, которые позволят прочувствовать экспрессию собеседника и кор­ректно на нее откликнуться.

7. Умейте быть наблюдательными. Особенно важно следить за невербальными сигналами (языком тела) собеседника, посколь­ку на эмоциональное общение приходится достаточно большая часть любого разговора. При этом постарайтесь обратить внимание на то, совпадают ли слова и невербальные сигналы (движения глаз и правой руки) собеседника, есть ли между ними гармония.

8. Высказывайте одобрительную реакцию по отношению к собе­седнику. Ваше одобрение помогает ему точнее выразить свои мыс­ли. Любая отрицательная реакция слушателя, выраженная невер­бально (не произносите ни слова, демонстрируете «неприятие» или «отсутствие», отвернулись от говорящего, закрыли лицо ру­ками, повернули ноги в сторону выхода, смотрите на часы, ерза­ете, положили на стол портфель), вызывает у говорящего защит­ную реакцию, чувство неуверенности и настороженность. Не зря утверждал Л.Фейхтвангер, что человеку нужно два года, чтобы научиться говорить, и шестьдесят лет, чтобы научиться держать язык за зубами, т. е. слушать.

 

Интерактивные упражнения

 

Упражнение «Детектив». Все сидят в кругу. Кто-то первым начинает сочинять фантастическую или детективную историю и произносит пару фраз. Следующий участник дословно повторяет последнее предложе­ние и продолжает эту историю, и т.д. по кругу. Затем тот, кто запомнил весь детектив, повторяет его полностью.

Упражнение «Слепое слушание». Одна или две пары выполняют уп­ражнение, остальные наблюдают. Члены пары садятся за стол так, что­бы не видеть рук друг друга. Каждому члену пары дается по 7 спичек, ведущий одному из них составляет фигуру из 7 спичек. Задача этого члена пары — объяснить другому участнику, как лежат спички, чтобы тот смог выложить из своих спичек точно такую же фигуру. Запрещает­ся смотреть на то, что делает партнер, и задавать друг другу какие- либо вопросы. Затем преграда снимается, сравниваются результат и образец. Участники обсуждают трудности, которые испытали в ходе за­дания, и затем меняются ролями.

 

Невербальные средства взаимодействия

 

Восточная мудрость гласит: «Слушай, что говорят люди, но понимай, что они чувствуют». Достижению взаимопонимания спо­собствует не только грамотное говорение, эффективное слуша­ние, но и «прочтение» экспрессивного репертуара собеседника, т. е. того, что называется языком телодвижений («боди ленгвидж»).

Невербальная коммуникация представляет собой не только об­мен экспрессивными сообщениями между людьми, но и их ин­терпретацию. Поскольку язык тела и внутренний мир человека взаимосвязаны, постольку отслеживание такой информации в ходе общения сможет вооружить его участников сведениями о мораль­но-личностном потенциале собеседника, о его внутреннем мире, настроении, помыслах и чувствах, намерениях и ожиданиях, пе­реживаниях, степени решительности.

Рефлекторная природа большинства реакций человека не по­зволяет ему в полной мере контролировать собственные жесты, позу и мимику. Многие люди редко задумываются над своими дви­жениями во время разговора, поэтому в ситуации, когда их мыс­ли и слова не совпадают, выдают именно глаза и жесты: они яв­ляются местами утечки информации. Один из специалистов в этой сфере, А. Мехрабьен, уверен, что слова передают только очень небольшую часть сообщения, всего 7 %, и сообщают лишь о ло­гичности, компетентности, разнообразии лексикона, культуре речи говорящего.

Получаемые визуальные сообщения основываются на физи­ческом облике говорящего — мимике, позе, жестах — и свиде­тельствуют о душевном состоянии. Для того чтобы понимать этот язык, необходимо изучить различные средства невербального вы­ражения эмоций и уметь их корректно и адекватно интерпрети­ровать.

Распознать собеседника нам позволяет включенное наблюде­ние, внимание, часто неосознанное, к мелким невербальным сигналам (изменение зрачков, спрятанная правая рука) и умение их «считывать». Психологами обнаружено, что при неискренно­сти, лукавстве, лжи и противоречиях у человека появляется не­конгруэнтность (от лат. congruens (congruentis) — соответствую­щий, совпадающий), т.е. не совпадают речевые и неречевые сиг­налы. Интересно, что об этом размышляли еще древние, свиде­тельством чего является само происхождение слова «интуиция». Латинское intueri означает просто «внимательно смотреть». На этом принципе основан широко известный «детектор лжи», отмечаю­щий благодаря чувствительным датчикам то, что с трудом разли­чает и анализирует глаз.

Невербальные коммуникации обычно осуществляются совмест­но с вербальными и всегда как часть ситуации, которая передает контекст. Когда мы говорим, что невербальные сообщения интер­претируются как имеющие смысл, то имеется в виду, что люди действуют так, как будто у них есть определенное намерение, хотя они подают невербальные сигналы бессознательно или непроиз­вольно (когда кто-то, хлопая ладонью по столу, громко говорит «Баста!», мы интерпретируем громкость голоса и удар как наме­ренное подчеркивание смысла сказанного).

Особенностями невербальных сообщений являются их ситуа- тивностъ — тон голоса указывает на нынешнее состояние говоря­щего и его отношение к предмету разговора, к собеседнику в не­посредственный момент взаимодействия; синтетичность — экс­прессивное поведение воспринимается комплексно, трудно вы­делить отдельные единицы невербальных сигналов; непроизволь­ность — многие невербальные сигналы спонтанны.

Хотя во всем мире используются, по большей части, одни и те же невербальные сигналы, они могут восприниматься и интерпре­тироваться по-разному. Например, если у человека выступили сле­зы, то они могут свидетельствовать о страдании, боли, о сопережи­вании кому-то, а могут быть и слезами радости; улыбка может озна­чать удовольствие от контакта, а может быть маской вежливости.

Кроме движений и голоса, которые сопровождают речь, не­вербальная коммуникация также включает в себя сообщения, пе­реданные с помощью организации окружающего нас физическо­го пространства, предпочтений в одежде, мебели, освещении, температуре и цветовом оформлении интерьеров. Умение «считы­вать» невербальные сигналы позволяет распознавать затруднения, возникающие на уровне разговора и отношений, и перестроиться в процессе собеседования. Благодаря обратной связи можно также перепроверить правильность своей интерпретации воспринимае­мых сигналов, а также вести контроль истинности наблюдения, чтобы не наделать ошибок, которые скажутся на эффективности взаимодействия.

Теперь рассмотрим более подробно основные каналы невер­бальной коммуникации. Важнейшей особенностью невербальной коммуникации является то, что она осуществляется с участием разных сенсорных систем: зрения, слуха, ощущения, вкуса, обо­няния. В силу полисенсорной природы невербальной коммуника­ции выделяют такие ее виды, как кинесика, такесика, проксемика, паралингвистика (просодика) и экстралингвистика.

Все обозначенные виды невербальных сообщений не изолиро­ваны, находятся во взаимодействии, иногда дополняя друг друга, иногда вступая в противоречие друг с другом, однако при этом каждую позицию можно исследовать самостоятельно.

Кинесика. Из всех видов невербального поведения люди боль­ше всего знакомы с кинесикой, или движениями, к которым от­носятся зрительный контакт, выражение лица, жесты и измене­ние позы в процессе общения. «Кин» — мельчайшая единица, «буква» движения. Считывая «кины», мы в итоге можем интер­претировать сообщения, передаваемые через жесты и другие дви­жения тела.

В кинесике различаются цифровые сигналы — символические, абстрактные, т.е. слова, и аналоговые (неязыковые) сигналы — язык тела, который содержит большое количество сигналов, сообща­ющих партнерам информацию на уровне отношений. Наиболее выразительными средствами являются зрительный контакт и вы­ражение лица.

Зрительный контакт, или контакт глазами, находится в тес­ной связи с речевой коммуникацией и характеризуется тем, как и сколько времени мы смотрим на другого человека в процессе взаи­модействия. Взгляд выполняет многочисленные функции и гово­рит о следующем: слушаем ли мы собеседника, какие чувства при этом испытываем; доминируем (смотрим в упор) или подчиня­емся (часто моргаем, избегаем контакта глаз).

Глаза играют особую роль при коммуникации посредством мимики. Продолжительный контакт глаз может быть сигналом восхищения, тогда как краткий контакт глаз обычно означает бес­покойство. С другой стороны, прямой контакт глаз в течение бо­лее 10 секунд может вызвать у собеседника психологический дис­комфорт и беспокойство. Психологами замечено, что общитель­ные и уверенные в себе люди смотрят на собеседников присталь­нее и дольше, чем замкнутые, направленные «вовнутрь себя». До­казано, что максимальное время, в течение которого прямой взгляд незнакомого человека переносится без дискомфорта, не превышает 3 секунд. Не очень уверенные в себе люди начинают ощущать напряжение и беспокойство раньше. Оптимальным в об­щении является спокойный, внимательный взгляд.

Контакт глазами особенно важен при разговоре, беседе, так как он выполняет регулирующую функцию. С помощью визуаль­ного контакта можно начать разговор, дать сигнал о необходимо­сти реплики или о конце высказывания. Частота контактов позво­ляет судить о степени межличностной близости между собеседни­ками, а направление взгляда при взаимодействии зависит от со­держания общения, индивидуальных различий собеседников, от сложившегося характера взаимоотношений.

Считается, что люди должны смотреть друг на друга во время беседы в среднем от 30 до 60 % времени. Замечено также, что если люди во время собеседования смотрят друг на друга более 60 % времени, то они, по всей вероятности, больше заинтересованы в личности партнера, чем в предмете общения. Кроме того, извест­но, что в монологах люди смотрят на партнеров в течение 40 — 45 % всего времени общения, тогда как в активном диалоге — в течение 60 —65 %. Считается также, что если собеседники не смот­рят в глаза друг другу, то они что-то скрывают, имеют сомни­тельные намерения. То же самое может означать, когда глаза умыш­ленно «отвлекают» (например, избегают контакта глаз, вращаясь на кресле влево или вправо, снимая с себя невидимые пылинки, рассматривая что-то в окне, рисуя, протирая очки).

Таким образом, поддерживая зрительный контакт, можно оп­ределить, обращает ли собеседник на вас внимание или нет, ин­тересен ли ему разговор и вызывает ли у него сказанное вами какие-либо чувства.

 

Подумай и выполни задание

 

Понаблюдайте за своими партнерами в течение дня и зафиксируйте сигналы их глаз. Какие чувства чаще переживают ваши собеседники?

Специалистами замечено, что при гневе глаза широко раскрыты, а зрачки сужены; при презрении или страдании — глаза сужены, тусклые; при огорчении — глаза как бы «угасшие»; при страхе — блеск глаз не выражен; при удивлении расширены не только глаза, но и зрачки; во время «отсутствия» в момент слушания — глаза становятся стеклянны­ми, зрачки — прозрачными; при радости, удовлетворении интереса — глаза блестят.

Выражение лица, или мимика — это организация лицевых мышц, которая передает эмоциональное состояние человека или реакцию на сообщение (обратную связь). Важность мимики тако­ва, что при ее отсутствии (амимии) общение становится практи­чески невозможным: это основной канал передачи человеческих эмоций. С ее помощью передаются такие эмоции, как радость, пе­чаль, удивление, страх, гнев и отвращение. Л.Н.Толстой исполь­зовал в романе «Война и мир» словесные выражения для 97 оттен­ков человеческой улыбки, для 85 оттенков выражения глаз и других эмоциональных экспрессий, отражающих человеческое отношение к внешнему миру и демонстрирующих его чувства.

Именно потому, что лицо является основным каналом переда­чи человеческих эмоций, его иногда называют визитной карточ­кой человека. Человек может сделать выражение своего лица та­ким, какое ждет от него собеседник, поэтому для сохранения хороших отношений необходимо научиться управлять своим ли­цом, экспрессией.

 

Подумай и выполни задание

 

Оцените выражение собственного лица, поучитесь управлять своей мимикой. Внимательно посмотрите на себя в зеркало.

Словесно прокомментируйте увиденное вами в течение нескольких минут. Постарайтесь заметить как можно больше мимических сигналов. Например: я морщу лоб, мои губы сжаты, у меня довольный (недоволь­ный) взгляд, появились постоянные складки вокруг глаз и пр.

Опишите себя:

1) как вы сейчас выглядите;

2)какое впечатление производите на окружающих.

Прочитайте стихотворение К.Бальмонта «Есть люди»:

Есть люди: мысли их и жесты

До оскорбительности ясны.

Есть люди: их мечты — как тихие невесты,

Они непознанно-прекрасны.

Есть люди — с голосом противным,

Как резкий, жесткий крик шакала.

Есть люди — с голосом глубоким и призывным,

В котором Вечность задремала.

О, жалок тот, кто носит крики

В своей душе, всегда смущенной.

Блажен, с кем говорят негаснущие лики,

Его душа — как лебедь сонный.

Во время чтения придайте своему лицу выражение безразличия, радости, враждебности и т.д. (темы выбираются по желанию).

Ответьте на вопросы:

- Легко ли вам управлять мышцами лица?

- Насколько удалось точно выполнить задание?

- Получилось ли нужное выражение лица?

 

Жесты — это внешнее проявление внутреннего эмоциональ- но-психологического состояния человека. Обычно под языком жестов подразумеваются движения рук, кистей, пальцев, ног, головы, используемые при рассказе о чем-то или для привлечения внима­ния собеседника, а также многие другие сигналы в виде действий (собеседник открывает дверь или форточку, вынимает сигареты, застегивает пуговицу, листает бумаги и т.п.). Специалисты по не­вербальной коммуникации выделяют пять типов жестов: сим­волы, иллюстраторы, регуляторы, проявления аффекта, адаптеры.

Символы считаются языком знаков, они эквивалентны словам или фразам. Например, движение пальца из стороны в сторону — в США, России, в Италии — означает легкое осуждение, угрозу или призыв прислушаться к тому, что сказано, а в Голландии — отказ.

Иллюстраторы связаны непосредственно с вербальным язы­ком, эти жесты иллюстрируют слова, которые произносит собе­седник. Когда он говорит: «Мой третий вопрос...», поднимая три пальца, такой жест называется иллюстратором.

Регуляторы управляют устными коммуникациями, заставляя отправителя поторопиться, замедлиться или повторить что-ни­будь. Примером может служить частое поглядывание на часы или постукивание пальцами по столу во время беседы.

Проявления аффекта указывают на эмоциональные состояния, такие, как гнев или смущение, и обычно проявляются в выраже­нии лица. Проявления аффекта отличаются от трех предыдущих типов жестов тем, что люди почти не могут ими управлять. На­пример, многие краснеют, когда они сердятся, и при этом сжи­мают кулаки, стискивают зубы, но они мало что могут сделать, чтобы управлять этим проявлением.

Адаптеры также относятся к жестам, которыми человеку труд­но управлять. Часто люди не осознают, что делают такие жесты. Подавленный зевок или обхватывание руками лица от страха яв­ляются жестами-адаптерами.

Жесты бывают условные и неусловные, причем условные жес­ты не всегда бывают понятны по своему значению. Условность им придают договоренность или традиция. К таким жестам от­носится воинский жест приветствия (рука под козырек), кивок сверху вниз, означающий «да». Условные жесты бывают интер­национальными, национальными. Например, высунутый язык для европейцев — насмешка, для китайцев — угроза, для ин­дейцев — гнев. Однако ни один жест нельзя интерпретировать абсолютно точно. Психологи рекомендуют отслеживать «жест в связке с лицом» и считают, что он несет информацию не столько о качестве психического состояния, сколько об интенсивности его переживания.

Различают также жесты: коммуникативные (приветствие, про­щание, утверждение, вопрос, отрицание); модальные (выражаю­щие оценку и отношение — одобрение, неудовлетворение, дове­рие, растерянность); описательные, имеющие смысл в контексте речевого высказывания.

Особенно важны при общении руки и их движения. Знамени­тый оратор древности Демосфен на вопрос «Что нужно для хоро­шего оратора?» ответил: «Жесты, жесты и жесты!», так как они делают речь образной, значительной и эмоциональной, а доводы — более убедительными. Движения рук выполняют при общении следующие функции:

- помогают снять скованность и напряженность;

- направляют внимание собеседника;

- структурируют подачу информации;

- поддерживают ритмику речи;

-т побуждают собеседника к действиям;

-- выражают сопутствующие эмоции;

- усиливают отдельные высказывания.

Участникам общения следует помнить, что жестовые сигналы кроме поддержки речи и расстановки акцентов свидетельствуют также об уверенности или неуверенности человека. У неуверенно­го человека жесты, как правило, ниже талии, порой на уровне коленок. О неуверенности говорят также сильно прижатые к телу локти (как будто говорящий локтями держит тело), напряженная поза, скованные пальцы, трясущиеся руки и т.п.

 

Интерактивное упражнение

 

Группу делят на две команды. Каждая команда придумывает не­сколько слов, записывает их на отдельных листочках бумаги. Затем из противоположной команды выбирают человека, которому дают прочи­тать слово, и он должен жестами объяснить своей команде, что это за слово, а команда должна угадать его. Затем выбирается другой чело­век, который «показывает» новое слово. Сравнивается, какая команда лучше справилась с заданием.

 

Поза — это статическое положение человеческого тела. Ее из­менение или синхронизация с собеседником может указывать на изменение отношений между ними, например об интересе к дру­гому человеку (наклоняясь к собеседнику, или, наоборот, отвер­нувшись, или даже сидя спиной к говорящему).

Известно около 1 ООО различных устойчивых положений, кото­рые способно принять человеческое тело. Культурные традиции каждого народа накладывают вето на одни позы и поощряют дру­гие (например, поклоны у японцев или сидение с вытянутыми ногами у американцев). Большинство поз расшифровываются как оборонительные, закрытые для общения (руки, скрещенные на груди) или свидетельствующие о надменности и превосходстве (высоко вздернутая голова, взгляд сверху вниз). Такие позы чаще всего оказывают негативное воздействие на собеседника.

Позитивными позами, например, для публичного выступления считаются те, при которых говорящий стоит прямо, ноги рас­ставлены на 15 — 30 см. Левая нога чуть выставлена вперед и слег­ка согнута, правая нога опорная. Голова слегка наклонена, повер­нута лицом к аудитории, тело хорошо сбалансировано, устойчи­во, в меру расслаблено, руки готовы к жестикуляции.

 

Интерактивное упражнение

 

Выберите себе партнера для обсуждения интересующей вас темы (на выбор). Займите фиксированную позу (например, сидя на стуле, руки на коленях) и не меняйте ее в течение 3 — 5 мин разговора и не используйте никаких жестов. Затем снимите запрет и продолжайте бе­седу в нормальном режиме. Обменяйтесь впечатлениями. Подумайте над вопросами:

- Что вы испытывали во время разговора в режиме запрета на жесты?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1588; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.077 сек.