КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Типы слушателей 1 страница
(по Р. Вердерберу, К. Вердерберу: Общение. Интенсивный курс. — СПб., 2005)
ванный, путается в словах, дает слишком большую волю чувствам, которые выражаются в путаной жестикуляции, — все это может исказить смысл высказываний настолько, что сам говорящий перестает соображать, что он, собственно, хотел сообщить. Некоторые люди, боясь высказаться прямо и открыто или быть неправильно понятыми, показаться смешными, глупыми или странными, столкнуться с осуждением, неодобрением, предпочитают маневрирование словами, нагромождают их для запутывания, скрывая истинные мотивы своей речи, и создают невероятные трудности слушателю. Многие предпочитают говорить о наиболее важной для них информации только тогда, когда уверены, что их услышат, попытаются понять и не осудят. Это особенно касается молодых людей, которые, когда-то открывшись кому- то, не встретили взаимопонимания и перестали верить взрослым, родителям и учителям. Для того чтобы обеспечить понимание, слушающий с помощью вербальных (речевых) и невербальных (мимикой, жестами) средств должен дать знать передающему информацию (говорящему), что именно воспринято точно, а что искажено, чтобы тот мог скорректировать свое сообщение и сделать его еще более понятным. Именно такой обмен сигналами прямой и обратной связи и представляет собой процесс активного рефлексивного слушания. Стиль слушания каждого человека зависит от многих факторов: от пола и возраста, статуса, индивидуальных особенностей (характера, темперамента, интересов и пр.), от конкретной ситуации.
Помехи слушания
Почему многие из нас, слушая, зачастую не слышат других? Трудности эффективного слушания связаны не только с ошибочными суждениями, о которых написано выше, но и со следующими помехами. 1. Неразвитое умение слушать, трудности концентрации внимания, зависимость от групповых норм, недостаточная психологическая и эмоциональная культура человека. Поток информации, который обрушивается на нас ежедневно, не позволяет одинаково внимательно воспринимать все устные сообщения. По некоторым данным, до одной трети времени нашего бодрствования, т. е. 5 часов каждый день, а то и больше, мы слушаем учителей, родителей, друзей, сообщения по радио и телевидению. При такой нагрузке трудно постоянно быть сосредоточенным и некогда развивать умение слушать. Считается, что неустойчивое внимание слушающего может быть связано с психофизическими особенностями, а именно: - трудно сосредоточиться на чем-то одном; - возможна антипатия к чужим мыслям; - вызывают неприязнь сам партнер и материал, излагаемый им. Однако практика свидетельствует, что невнимательное слушание чаще всего связано с неумением слушать другого человека. 1. Высокая скорость умственной деятельности. Как уже было отмечено, мы думаем в четыре раза быстрее, чем говорим. Учеными подсчитано, что средний темп русскоязычной речи — приблизительно 200 — 250 слов в минуту, а скорость обработки информации слушателем — 300 — 500 слов в минуту. Уже заметно расхождение, предоставляющее возможность отдохнуть, отвлечься, задуматься о чем-нибудь своем. Именно поэтому, когда кто-то говорит, наш мозг большую часть времени свободен, поэтому отвлекается от речи говорящего. 2. Антипатия к чужим мыслям. Каждый человек, как правило, свои мысли ценит больше, чем чужие. Поэтому во время слушания многие не хотят заставлять себя следить за ходом рассуждений собеседника. 3. Избирательность внимания. Мы привыкли слушать одновременно многое, не уделяя равноправного внимания разным объектам восприятия (слова, мимика, жесты, позы, интонация). Для многих является непосильным занятием внимательно слушать, наблюдать за языком тела и одновременно воспринимать суть сказанного. Поэтому в порядке самозащиты люди осуществляют избирательность в плане отбора информации, т. е. стараются попеременно выбирать то, что в определенный отрезок времени представляет для них наибольший интерес. Психологами описан так называемый «синдром акулы», при котором люди слышат, как правило, лишь то, что хотят услышать. 4. Низкая мотивация к слушанию. Большинство людей пропускают информацию, которую слушают через «фильтры», связанные с установками, прошлым опытом, жизненными целями и ценностями, убеждениями и интересами, предрассудками. Если некоторые люди считают, что для достижения будущих целей данная информация им не пригодится, они ее перестают слушать, хотя такая установка на самом деле может оказаться ошибочной. 5. Потребность реплики. Чья-то речь может вызвать у слушателя неотвратимое желание перебить и (или) ответить (здесь и сейчас), и тогда он перестает слушать. В этот момент слушающий думает лишь о том, что он противопоставит собеседнику и как опровергнет его аргументы. 6. Отключение внимания. Отвлечь внимание собеседника может все, что действует необычно и раздражает (ваш собеседник безнадежно махнул рукой, отвел взгляд в сторону, и вы понимаете, что он вам не очень-то верит). Кроме реакции собеседника отключают внимание внутренние и внешние помехи. К внутренним помехам слушания относятся прежде всего наши мысли, размышления о чем-то еще и наши эмоциональные состояния на момент слушания (тревога, нездоровье, страх). К внешним помехам слушания относятся прежде всего — неблагоприятная окружающая обстановка, включающая: цвет стен в помещении (неудачные цвета стен в аудитории: красный — раздражает, темно-серый — угнетает, желтый — расслабляет); плохую, неудобную мебель, слишком холодную или жаркую температуру, духоту, плохую акустику, полумрак, неприятные запахи (сырости, гнилости, краски). Серьезной помехой может стать разнообразный шум (шум транспорта, чей-то разговор, ремонтные работы, открывание дверей посторонними). Кроме перечисленного слушанию могут мешать также: отвлекающая внешность собеседника или интерьер помещения; звонки мобильных телефонов; привычка участников общения держать и крутить в руках посторонние вещи; плохая погода, магнитные бури; чрезмерные перегрузки, ограниченность во времени и непоседливость человека; медленный или быстрый темп речи говорящего, его излишне громкий или слишком тихий голос. Во всех перечисленных случаях человек слышит, но не слушает, выстраивает барьеры восприятия, не понимая, что они мешают получить в процессе общения значимые результаты. Такие помехи необходимо контролировать, а для этого принимать позы позитивного слушания, совершенствовать навыки концентрации внимания, эмоционального управления собой.
Приемы эффективного слушания
Для развития навыков эффективного слушания рекомендуются следующие правила и приемы. 1. Выявляйте свои привычки слушания, сильные и слабые стороны, характер допускаемых ошибок, внутренние помехи. 2. Не уходите от ответственности за общение. Она совместна, поскольку в общении всегда попеременно участвуют двое — в роли то говорящего, то слушающего. Посылайте собеседнику не только невербальные сигналы, но и задавайте уточняющие вопросы, демонстрируйте активно эмоции (улыбайтесь, смейтесь, расстраивайтесь, когда это уместно). 3. Определите цели своего слушания. Установлено, что эффективность процесса слушания возрастает, если слушателю удается сформулировать цели получения информации, т.е. понять «зачем ему это нужно». 4. Умейте сосредоточиться на том, что говорит собеседник. Это требует определенных усилий, поскольку сосредоточенное внимание удерживается, по мнению специалистов, не более одной минуты. Старайтесь до минимума свести ситуационные помехи. 5. Будьте внимательны. Умейте поддерживать с собеседником визуальный контакт, но не рассматривайте его пристально (это часто принимается за враждебность) и не избегайте взгляда (это интерпретируется как неискренность). 6. Старайтесь понять не только смысл слов, но и чувства собеседника. Помните, что люди передают свои мысли и чувства «закодированными», в соответствии с принятыми социальными нормами. Необходимо научиться «считывать» невербальные сигналы, которые позволят прочувствовать экспрессию собеседника и корректно на нее откликнуться. 7. Умейте быть наблюдательными. Особенно важно следить за невербальными сигналами (языком тела) собеседника, поскольку на эмоциональное общение приходится достаточно большая часть любого разговора. При этом постарайтесь обратить внимание на то, совпадают ли слова и невербальные сигналы (движения глаз и правой руки) собеседника, есть ли между ними гармония. 8. Высказывайте одобрительную реакцию по отношению к собеседнику. Ваше одобрение помогает ему точнее выразить свои мысли. Любая отрицательная реакция слушателя, выраженная невербально (не произносите ни слова, демонстрируете «неприятие» или «отсутствие», отвернулись от говорящего, закрыли лицо руками, повернули ноги в сторону выхода, смотрите на часы, ерзаете, положили на стол портфель), вызывает у говорящего защитную реакцию, чувство неуверенности и настороженность. Не зря утверждал Л.Фейхтвангер, что человеку нужно два года, чтобы научиться говорить, и шестьдесят лет, чтобы научиться держать язык за зубами, т. е. слушать.
Интерактивные упражнения
Упражнение «Детектив». Все сидят в кругу. Кто-то первым начинает сочинять фантастическую или детективную историю и произносит пару фраз. Следующий участник дословно повторяет последнее предложение и продолжает эту историю, и т.д. по кругу. Затем тот, кто запомнил весь детектив, повторяет его полностью. Упражнение «Слепое слушание». Одна или две пары выполняют упражнение, остальные наблюдают. Члены пары садятся за стол так, чтобы не видеть рук друг друга. Каждому члену пары дается по 7 спичек, ведущий одному из них составляет фигуру из 7 спичек. Задача этого члена пары — объяснить другому участнику, как лежат спички, чтобы тот смог выложить из своих спичек точно такую же фигуру. Запрещается смотреть на то, что делает партнер, и задавать друг другу какие- либо вопросы. Затем преграда снимается, сравниваются результат и образец. Участники обсуждают трудности, которые испытали в ходе задания, и затем меняются ролями.
Невербальные средства взаимодействия
Восточная мудрость гласит: «Слушай, что говорят люди, но понимай, что они чувствуют». Достижению взаимопонимания способствует не только грамотное говорение, эффективное слушание, но и «прочтение» экспрессивного репертуара собеседника, т. е. того, что называется языком телодвижений («боди ленгвидж»). Невербальная коммуникация представляет собой не только обмен экспрессивными сообщениями между людьми, но и их интерпретацию. Поскольку язык тела и внутренний мир человека взаимосвязаны, постольку отслеживание такой информации в ходе общения сможет вооружить его участников сведениями о морально-личностном потенциале собеседника, о его внутреннем мире, настроении, помыслах и чувствах, намерениях и ожиданиях, переживаниях, степени решительности. Рефлекторная природа большинства реакций человека не позволяет ему в полной мере контролировать собственные жесты, позу и мимику. Многие люди редко задумываются над своими движениями во время разговора, поэтому в ситуации, когда их мысли и слова не совпадают, выдают именно глаза и жесты: они являются местами утечки информации. Один из специалистов в этой сфере, А. Мехрабьен, уверен, что слова передают только очень небольшую часть сообщения, всего 7 %, и сообщают лишь о логичности, компетентности, разнообразии лексикона, культуре речи говорящего. Получаемые визуальные сообщения основываются на физическом облике говорящего — мимике, позе, жестах — и свидетельствуют о душевном состоянии. Для того чтобы понимать этот язык, необходимо изучить различные средства невербального выражения эмоций и уметь их корректно и адекватно интерпретировать. Распознать собеседника нам позволяет включенное наблюдение, внимание, часто неосознанное, к мелким невербальным сигналам (изменение зрачков, спрятанная правая рука) и умение их «считывать». Психологами обнаружено, что при неискренности, лукавстве, лжи и противоречиях у человека появляется неконгруэнтность (от лат. congruens (congruentis) — соответствующий, совпадающий), т.е. не совпадают речевые и неречевые сигналы. Интересно, что об этом размышляли еще древние, свидетельством чего является само происхождение слова «интуиция». Латинское intueri означает просто «внимательно смотреть». На этом принципе основан широко известный «детектор лжи», отмечающий благодаря чувствительным датчикам то, что с трудом различает и анализирует глаз. Невербальные коммуникации обычно осуществляются совместно с вербальными и всегда как часть ситуации, которая передает контекст. Когда мы говорим, что невербальные сообщения интерпретируются как имеющие смысл, то имеется в виду, что люди действуют так, как будто у них есть определенное намерение, хотя они подают невербальные сигналы бессознательно или непроизвольно (когда кто-то, хлопая ладонью по столу, громко говорит «Баста!», мы интерпретируем громкость голоса и удар как намеренное подчеркивание смысла сказанного). Особенностями невербальных сообщений являются их ситуа- тивностъ — тон голоса указывает на нынешнее состояние говорящего и его отношение к предмету разговора, к собеседнику в непосредственный момент взаимодействия; синтетичность — экспрессивное поведение воспринимается комплексно, трудно выделить отдельные единицы невербальных сигналов; непроизвольность — многие невербальные сигналы спонтанны. Хотя во всем мире используются, по большей части, одни и те же невербальные сигналы, они могут восприниматься и интерпретироваться по-разному. Например, если у человека выступили слезы, то они могут свидетельствовать о страдании, боли, о сопереживании кому-то, а могут быть и слезами радости; улыбка может означать удовольствие от контакта, а может быть маской вежливости. Кроме движений и голоса, которые сопровождают речь, невербальная коммуникация также включает в себя сообщения, переданные с помощью организации окружающего нас физического пространства, предпочтений в одежде, мебели, освещении, температуре и цветовом оформлении интерьеров. Умение «считывать» невербальные сигналы позволяет распознавать затруднения, возникающие на уровне разговора и отношений, и перестроиться в процессе собеседования. Благодаря обратной связи можно также перепроверить правильность своей интерпретации воспринимаемых сигналов, а также вести контроль истинности наблюдения, чтобы не наделать ошибок, которые скажутся на эффективности взаимодействия. Теперь рассмотрим более подробно основные каналы невербальной коммуникации. Важнейшей особенностью невербальной коммуникации является то, что она осуществляется с участием разных сенсорных систем: зрения, слуха, ощущения, вкуса, обоняния. В силу полисенсорной природы невербальной коммуникации выделяют такие ее виды, как кинесика, такесика, проксемика, паралингвистика (просодика) и экстралингвистика. Все обозначенные виды невербальных сообщений не изолированы, находятся во взаимодействии, иногда дополняя друг друга, иногда вступая в противоречие друг с другом, однако при этом каждую позицию можно исследовать самостоятельно. Кинесика. Из всех видов невербального поведения люди больше всего знакомы с кинесикой, или движениями, к которым относятся зрительный контакт, выражение лица, жесты и изменение позы в процессе общения. «Кин» — мельчайшая единица, «буква» движения. Считывая «кины», мы в итоге можем интерпретировать сообщения, передаваемые через жесты и другие движения тела. В кинесике различаются цифровые сигналы — символические, абстрактные, т.е. слова, и аналоговые (неязыковые) сигналы — язык тела, который содержит большое количество сигналов, сообщающих партнерам информацию на уровне отношений. Наиболее выразительными средствами являются зрительный контакт и выражение лица. Зрительный контакт, или контакт глазами, находится в тесной связи с речевой коммуникацией и характеризуется тем, как и сколько времени мы смотрим на другого человека в процессе взаимодействия. Взгляд выполняет многочисленные функции и говорит о следующем: слушаем ли мы собеседника, какие чувства при этом испытываем; доминируем (смотрим в упор) или подчиняемся (часто моргаем, избегаем контакта глаз). Глаза играют особую роль при коммуникации посредством мимики. Продолжительный контакт глаз может быть сигналом восхищения, тогда как краткий контакт глаз обычно означает беспокойство. С другой стороны, прямой контакт глаз в течение более 10 секунд может вызвать у собеседника психологический дискомфорт и беспокойство. Психологами замечено, что общительные и уверенные в себе люди смотрят на собеседников пристальнее и дольше, чем замкнутые, направленные «вовнутрь себя». Доказано, что максимальное время, в течение которого прямой взгляд незнакомого человека переносится без дискомфорта, не превышает 3 секунд. Не очень уверенные в себе люди начинают ощущать напряжение и беспокойство раньше. Оптимальным в общении является спокойный, внимательный взгляд. Контакт глазами особенно важен при разговоре, беседе, так как он выполняет регулирующую функцию. С помощью визуального контакта можно начать разговор, дать сигнал о необходимости реплики или о конце высказывания. Частота контактов позволяет судить о степени межличностной близости между собеседниками, а направление взгляда при взаимодействии зависит от содержания общения, индивидуальных различий собеседников, от сложившегося характера взаимоотношений. Считается, что люди должны смотреть друг на друга во время беседы в среднем от 30 до 60 % времени. Замечено также, что если люди во время собеседования смотрят друг на друга более 60 % времени, то они, по всей вероятности, больше заинтересованы в личности партнера, чем в предмете общения. Кроме того, известно, что в монологах люди смотрят на партнеров в течение 40 — 45 % всего времени общения, тогда как в активном диалоге — в течение 60 —65 %. Считается также, что если собеседники не смотрят в глаза друг другу, то они что-то скрывают, имеют сомнительные намерения. То же самое может означать, когда глаза умышленно «отвлекают» (например, избегают контакта глаз, вращаясь на кресле влево или вправо, снимая с себя невидимые пылинки, рассматривая что-то в окне, рисуя, протирая очки). Таким образом, поддерживая зрительный контакт, можно определить, обращает ли собеседник на вас внимание или нет, интересен ли ему разговор и вызывает ли у него сказанное вами какие-либо чувства.
Подумай и выполни задание
Понаблюдайте за своими партнерами в течение дня и зафиксируйте сигналы их глаз. Какие чувства чаще переживают ваши собеседники? Специалистами замечено, что при гневе глаза широко раскрыты, а зрачки сужены; при презрении или страдании — глаза сужены, тусклые; при огорчении — глаза как бы «угасшие»; при страхе — блеск глаз не выражен; при удивлении расширены не только глаза, но и зрачки; во время «отсутствия» в момент слушания — глаза становятся стеклянными, зрачки — прозрачными; при радости, удовлетворении интереса — глаза блестят. Выражение лица, или мимика — это организация лицевых мышц, которая передает эмоциональное состояние человека или реакцию на сообщение (обратную связь). Важность мимики такова, что при ее отсутствии (амимии) общение становится практически невозможным: это основной канал передачи человеческих эмоций. С ее помощью передаются такие эмоции, как радость, печаль, удивление, страх, гнев и отвращение. Л.Н.Толстой использовал в романе «Война и мир» словесные выражения для 97 оттенков человеческой улыбки, для 85 оттенков выражения глаз и других эмоциональных экспрессий, отражающих человеческое отношение к внешнему миру и демонстрирующих его чувства. Именно потому, что лицо является основным каналом передачи человеческих эмоций, его иногда называют визитной карточкой человека. Человек может сделать выражение своего лица таким, какое ждет от него собеседник, поэтому для сохранения хороших отношений необходимо научиться управлять своим лицом, экспрессией.
Подумай и выполни задание
Оцените выражение собственного лица, поучитесь управлять своей мимикой. Внимательно посмотрите на себя в зеркало. Словесно прокомментируйте увиденное вами в течение нескольких минут. Постарайтесь заметить как можно больше мимических сигналов. Например: я морщу лоб, мои губы сжаты, у меня довольный (недовольный) взгляд, появились постоянные складки вокруг глаз и пр. Опишите себя: 1) как вы сейчас выглядите; 2)какое впечатление производите на окружающих. Прочитайте стихотворение К.Бальмонта «Есть люди»: Есть люди: мысли их и жесты До оскорбительности ясны. Есть люди: их мечты — как тихие невесты, Они непознанно-прекрасны. Есть люди — с голосом противным, Как резкий, жесткий крик шакала. Есть люди — с голосом глубоким и призывным, В котором Вечность задремала. О, жалок тот, кто носит крики В своей душе, всегда смущенной. Блажен, с кем говорят негаснущие лики, Его душа — как лебедь сонный. Во время чтения придайте своему лицу выражение безразличия, радости, враждебности и т.д. (темы выбираются по желанию). Ответьте на вопросы: - Легко ли вам управлять мышцами лица? - Насколько удалось точно выполнить задание? - Получилось ли нужное выражение лица?
Жесты — это внешнее проявление внутреннего эмоциональ- но-психологического состояния человека. Обычно под языком жестов подразумеваются движения рук, кистей, пальцев, ног, головы, используемые при рассказе о чем-то или для привлечения внимания собеседника, а также многие другие сигналы в виде действий (собеседник открывает дверь или форточку, вынимает сигареты, застегивает пуговицу, листает бумаги и т.п.). Специалисты по невербальной коммуникации выделяют пять типов жестов: символы, иллюстраторы, регуляторы, проявления аффекта, адаптеры. Символы считаются языком знаков, они эквивалентны словам или фразам. Например, движение пальца из стороны в сторону — в США, России, в Италии — означает легкое осуждение, угрозу или призыв прислушаться к тому, что сказано, а в Голландии — отказ. Иллюстраторы связаны непосредственно с вербальным языком, эти жесты иллюстрируют слова, которые произносит собеседник. Когда он говорит: «Мой третий вопрос...», поднимая три пальца, такой жест называется иллюстратором. Регуляторы управляют устными коммуникациями, заставляя отправителя поторопиться, замедлиться или повторить что-нибудь. Примером может служить частое поглядывание на часы или постукивание пальцами по столу во время беседы. Проявления аффекта указывают на эмоциональные состояния, такие, как гнев или смущение, и обычно проявляются в выражении лица. Проявления аффекта отличаются от трех предыдущих типов жестов тем, что люди почти не могут ими управлять. Например, многие краснеют, когда они сердятся, и при этом сжимают кулаки, стискивают зубы, но они мало что могут сделать, чтобы управлять этим проявлением. Адаптеры также относятся к жестам, которыми человеку трудно управлять. Часто люди не осознают, что делают такие жесты. Подавленный зевок или обхватывание руками лица от страха являются жестами-адаптерами. Жесты бывают условные и неусловные, причем условные жесты не всегда бывают понятны по своему значению. Условность им придают договоренность или традиция. К таким жестам относится воинский жест приветствия (рука под козырек), кивок сверху вниз, означающий «да». Условные жесты бывают интернациональными, национальными. Например, высунутый язык для европейцев — насмешка, для китайцев — угроза, для индейцев — гнев. Однако ни один жест нельзя интерпретировать абсолютно точно. Психологи рекомендуют отслеживать «жест в связке с лицом» и считают, что он несет информацию не столько о качестве психического состояния, сколько об интенсивности его переживания. Различают также жесты: коммуникативные (приветствие, прощание, утверждение, вопрос, отрицание); модальные (выражающие оценку и отношение — одобрение, неудовлетворение, доверие, растерянность); описательные, имеющие смысл в контексте речевого высказывания. Особенно важны при общении руки и их движения. Знаменитый оратор древности Демосфен на вопрос «Что нужно для хорошего оратора?» ответил: «Жесты, жесты и жесты!», так как они делают речь образной, значительной и эмоциональной, а доводы — более убедительными. Движения рук выполняют при общении следующие функции: - помогают снять скованность и напряженность; - направляют внимание собеседника; - структурируют подачу информации; - поддерживают ритмику речи; -т побуждают собеседника к действиям; -- выражают сопутствующие эмоции; - усиливают отдельные высказывания. Участникам общения следует помнить, что жестовые сигналы кроме поддержки речи и расстановки акцентов свидетельствуют также об уверенности или неуверенности человека. У неуверенного человека жесты, как правило, ниже талии, порой на уровне коленок. О неуверенности говорят также сильно прижатые к телу локти (как будто говорящий локтями держит тело), напряженная поза, скованные пальцы, трясущиеся руки и т.п.
Интерактивное упражнение
Группу делят на две команды. Каждая команда придумывает несколько слов, записывает их на отдельных листочках бумаги. Затем из противоположной команды выбирают человека, которому дают прочитать слово, и он должен жестами объяснить своей команде, что это за слово, а команда должна угадать его. Затем выбирается другой человек, который «показывает» новое слово. Сравнивается, какая команда лучше справилась с заданием.
Поза — это статическое положение человеческого тела. Ее изменение или синхронизация с собеседником может указывать на изменение отношений между ними, например об интересе к другому человеку (наклоняясь к собеседнику, или, наоборот, отвернувшись, или даже сидя спиной к говорящему). Известно около 1 ООО различных устойчивых положений, которые способно принять человеческое тело. Культурные традиции каждого народа накладывают вето на одни позы и поощряют другие (например, поклоны у японцев или сидение с вытянутыми ногами у американцев). Большинство поз расшифровываются как оборонительные, закрытые для общения (руки, скрещенные на груди) или свидетельствующие о надменности и превосходстве (высоко вздернутая голова, взгляд сверху вниз). Такие позы чаще всего оказывают негативное воздействие на собеседника. Позитивными позами, например, для публичного выступления считаются те, при которых говорящий стоит прямо, ноги расставлены на 15 — 30 см. Левая нога чуть выставлена вперед и слегка согнута, правая нога опорная. Голова слегка наклонена, повернута лицом к аудитории, тело хорошо сбалансировано, устойчиво, в меру расслаблено, руки готовы к жестикуляции.
Интерактивное упражнение
Выберите себе партнера для обсуждения интересующей вас темы (на выбор). Займите фиксированную позу (например, сидя на стуле, руки на коленях) и не меняйте ее в течение 3 — 5 мин разговора и не используйте никаких жестов. Затем снимите запрет и продолжайте беседу в нормальном режиме. Обменяйтесь впечатлениями. Подумайте над вопросами: - Что вы испытывали во время разговора в режиме запрета на жесты?
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1700; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |