КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Типы слушателей 2 страница
- На чем вы больше всего фиксировали внимание: на содержании разговора или на удержании позы? - Что вам захотелось сделать сразу после отмены запрета? Выделите те жесты, которые, как вам кажется, помогли вам сделать беседу более интересной и привлекательной.
Такесика. Это самые разнообразные прикосновения людей — рукопожатия, поцелуи, поглаживания, похлопывания, объятья. В повседневной жизни прикосновения также возможны в определенных случаях и по разным причинам (поцелуй при встрече долгожданного партнера), разными способами (рукопожатие или объятье) и в разных местах (у вагона поезда, в лицее, на празднике). Интенсивность и частота прикосновения различаются у людей разных этносов и культур, зависят от пола, возраста, статуса и типа личности. Прикосновения дают разнообразную информацию: они сообщают об эмоциональном состоянии, о характере взаимодействия. Психологи выделяют следующие виды прикосновений: профессиональные (носят безличностный характер, например в сказке «Репка»: все держатся друг за друга с единственной целью — вытащить репку, при этом в процессе прикосновения «бабка за дедку, внучка за бабку...» последний воспринимается как объект деятельности, а не как личность); протокольные, ритуальные (рукопожатия при встрече и при прощании, дипломатические поцелуи и т.д.); дружеские (поцелуй при встрече, похлопывание, легкое объятье).
Подумай и выполни задание
Опишите пять жестов, которые вы чаще всего используете в разговорах с людьми. Что это — условные знаки, способы выражения чувств, регуляции чувств или снятия напряжения? Помогают ли они вам эффективно передать сообщение? Отвлекают ли вас эти привычки от смысла самого сообщения?
Проксемика (от англ. proximity — близость). Это коммуникация посредством взаиморасположения собеседников в пространстве, термин, введенный американским антропологом Эдвардом Т. Холлом для анализа закономерностей пространственной организации общения, а также влияния территорий, ориентаций и дистанций между людьми на характер межличностного общения. Она включает дистанцирование, позиции за столом, организацию пространственной среды при общении. Дистанцирование — это расстояние, которого придерживается один собеседник относительно другого, а также неожиданные движения, которые имеют целью изменение этого расстояния (например, резкий шаг назад или вперед). Различают четыре типа расстояния, каждый из которых подразумевает определенные отношения близости или дистанцирования при взаимодействии: публичное расстояние — от 3,5 м до пределов видимости и слышимости. Коммуникация на публичном расстоянии рассматривается как публичное выступление (речь, доклад, лекция и пр.); социальное расстояние — от 1,2 до 3,5 м. В этой зоне часто осуществляются коммуникации при групповых встречах, практическом занятии, семинаре, тренинге; личное расстояние — от 0,45 до 1,2 метра. Физический контакт при этом, как правило, отсутствует (за исключением рукопожатия). Чаще всего в рамках такого пространства проводятся беседы, консультирование, инструктаж, деловая встреча и перст* воры. В зависимости от цели и особенностей взаимодействия такой контакт может демонстрировать и вежливое пребывание н одном пространстве, теплый интерес к собеседнику, и раздражение или сочувствующее проявление интереса. Для того чтобы обозначить границу стола, люди используют разнообразные предметы: письменные принадлежности, папки с бумагами. Для захвата пространства в ход идут локти и руки: руки выставляют вперед, чтобы прикрыть «свой участок», локти расставляют как можно шире, чтобы «оградить» свою интимную зону; интимное расстояние — от непосредственного физического контакта до 40—45 см — подразумевает общение тесное и близкое, но с разной степенью эмоциональной окрашенности (от объятья до драки). Людей, которых мы не подпускаем к границе интимной зоны, мы держим на расстоянии примерно в половину вытянутой от тела руки. На этом расстоянии можно не только видеть партнера, но и чувствовать, воспринимать запахи. При взаимодействии вторгаться в чужую интимную зону не принято, так как попытка дотронуться до собеседника иногда вызывает не только отрицательные чувства, но и отторжение. Вот почему человек, нарушивший интимную зону партнера, причиняет ему не только «психологический», но и физиологический вред. Известные слова Диогена полководцу Александру Македонскому: «Отойди, не заслоняй мне солнца!», — по-видимому, можно интерпретировать как просьбу покинуть его интимную зону, и «великий» Александр был достаточно уважителен к «малому» Диогену, чтобы тотчас эту просьбу удовлетворить. Специалистами доказано, что чем сильнее человеку мешает чье-то приближение, тем больше в его крови вырабатывается гормонов борьбы. В такой момент человек, как правило, готовится к самозащите, потому что так запрограммировано природой; гормоны стресса помогают организму или справиться с внешней опасностью, или убежать от нее. Если нет возможности осуществить то или другое, гормоны отрицательно сказываются на организме. Величина интимной зоны в каждый конкретный момент зависит от внешних (в транспорте, лифте, купе, каюте) и внутренних (степень близости с человеком) обстоятельств, а именно: - от статуса того, с кем мы взаимодействуем; - от собственного настроения в данную минуту (или чувства безопасности). Зоны интимной дистанции отличаются друг от друга в зависимости от той или иной культурной среды. В Западной Европе и в США они составляют 60 см. В Восточной Европе эта зона равна приблизительно 45 см. В странах Средиземноморья это расстояние iii кончика пальцев до локтя. В Японии — до 30 см, поэтому японцы страдают, например, от давки значительно меньше, чем пред- t ниппели других национальностей, например жители Северной Америки. Нарушение границ территории, в особенности интимного пространства человека, сопровождается сигналами тела, а именно: беспокойное ерзанье, сигнализирующее о желании удалиться; закидывание ноги на ногу, поворот в сторону и подготовка к гц-1 ству; постукивание пальцами (сигнал внутренней тревоги); опора на руки с намерением подняться, что сигнализирует о желании встать и удалиться; зажмуривание глаз («Я не хочу видеть, что вы подошли ко мне так близко»); -опускание подбородка на грудь, защита шеи; - приподнимание плечей для прикрытия шеи (вторжение рассматривается как нападение); -хватание карандашей, которые затем в большинстве случаев заточенным концом поворачиваются в сторону «оккупанта»; - вставание — готовность уйти. Кроме расстояния как такового при организации и анализе взаимодействия имеет значение пространственное расположение партнеров. Очень важно, например, то, как партнеры садятся за стол, обычно это связано или с достижением поставленной цели, или с удобствами. Различают четыре вида посадки за столом во время общения. Угловое расположение. Эта позиция способствует постоянному контакту глаз и создает условия для жестикуляции, не мешающей собеседнику, позволяет наблюдать друг за другом. Угол стола служит частичным барьером: в случае агрессивного поведения собеседника можно отодвинуться дальше, в ситуации взаимопониманиям сблизиться; территориальное разделение стола при этом отсутствует. Кооперативная позиция, сотрудничество. Кооперативное поведение необходимо для непосредственного взаимодействия. Когда задачи или проблемы решаются собеседниками совместно, им нужно сидеть рядом, чтобы лучше понять действия и намерения друг друга, чтобы видеть анализируемые материалы, чтобы обсудить и выработать общие решения. Конкурирующе-оборонительная позиция. Положение партнеров друг против друга обычно создает атмосферу соперничества, при которой каждый из собеседников жестко ведет свою линию, отстаивает свою позицию, пытается «обыграть соперника». Стол между ними становится своеобразным барьером. Достичь консенсуса при такой рассадке чрезвычайно сложно, даже компромисс затруднителен, а вот конфронтация, конфликт мнений могут завершить коммуникацию. В то же время такая посадка за столом может свидетельствовать и о субординации (преподаватель—студент). Разговор в такой ситуации должен быть коротким и конкретным. В то же время на переговорах такая позиция за столом способствует взаимодействию на равных. Независимая позиция. В определенных ситуациях делового общения целесообразно занимать и независимую позицию, т. е. по диагонали через весь стол. Эта позиция в деловом мире характерна для людей, не желающих взаимодействовать. Она свидетельствует об отсутствии заинтересованности или о желании остаться незамеченным, например, на педсовете, семинаре, совещании. Кроме занимаемых позиций за столом порой для успеха делового общения имеет определенное значение и сама форма стола. Так, квадратный стол способствует отношениям конкуренции и соперничества между людьми, равными по положению. Такой стол хорош для проведения короткой деловой беседы или переговоров. Сотрудничество возникает с тем партнером, который сидит рядом, причем справа. Максимальное сопротивление оказывает сидящий собеседник напротив. За прямоугольным столом на встрече партнеров одинакового социального статуса главенствующим считается то место, на котором сидит человек, обращенный лицом к двери. Круглый стол создает атмосферу неофициальности, и за ним лучше всего проводить беседы людям, равным по статусу.
Интерактивное упражнение
Сыграйте в группе в игру «Оптимальный вариант». Один из участников находится в кабинете (классе) и сидит за рабочим столом, исполняя роль руководителя. В кабинет входят несколько сотрудников — участников совещания. Каждый из них с кем-то находится в напряженных отношениях. Зная это (из полученной инструкции), руководитель должен рассадить подчиненных так, чтобы конфликтующие между собой сотрудники не оказались напротив друг друга. Сделать это необходимо как можно тактичнее и непринужденнее. Сотрудники заходят в разном порядке и стараются занять место. В роли руководителя может побыть каждый участник игры. После проведения упражнения необходимо обсудить правильность действий руководителя.
Паралингвистика и экстралингвистика. Они связаны с голосом человека. Эта невербальная особенность околоречевой «формы» общения. Акустические невербальные аспекты речи (тембр, темп, дикция, артикуляция, манера говорения), как известно, дают важную информацию, передают сообщения: - о том, какое значение в данной ситуации мы хотим придать слову или высказыванию, используя для этого такие средства, как ударение, паузы, интонирование; - о самом говорящем — его биофизических характеристиках (пол, возраст, рост), эмоциональном состоянии, личностных особенностях; - об уверенности или неуверенности собеседника, о вере в то, что он говорит. Специалисты по паралингвистике и экстралингвистике выделяют главные измерения голоса — громкость, высота, темп (скорость), тембр и пауза. Громкость голоса указывает на то, как человек произносит слово — громко или тихо. Она может меняться в зависимости от цели и темы разговора и от особенностей помещения, его акустики. Высота голоса — это его тон. Высота голоса, как правило, изменяется вместе с громкостью. Когда человек нервничает, он повышает голос, а если пытается настоять на своем, то, наоборот, говорит тихо. Темп — это скорость, с которой человек разговаривает. Люди часто говорят быстрее, когда они удовлетворены, испуганы, возбуждены, переживают, и медленнее, если предлагают вариант решения проблемы или пытаются привлечь внимание к своей информации. Тембр голоса — это его звучание. Тембр у каждого человека свой: голос дребезжит, звонкий или хриплый. В зависимости от настроения он может быть хнычущим или мягким, фасцинирую- щим, в гневе — резким и скрипучим. Тембр голоса может вводить собеседника в заблуждение. Пауза в общении имеет существенное значение. Собеседник может придавать ей каждый раз определенную длительность и значимость — то как речевому эквиваленту запятой, то для отделения одной мысли от другой, то для акцентирования внимания на чем-нибудь значительном, то наполняя ее «драматическим» содержанием и, следовательно, актерским мастерством. Пауза усиливает запоминание того, что сказано перед ней и после нее. Большое значение может иметь пауза для установления контакта с собеседниками (например, не слушающими). Таким образом, умение «считывать» и корректно интерпретировать невербальные сигналы наилучшим образом осуществляют те, кто наблюдательны, проявляют искренний интерес и внимание к собеседнику. Такое умение относится к коммуникативной компетентности.
Подумай и выполни задание
Если вам нужно привлечь внимание собеседника и произнести ключевые высказывания, то сделайте следующее: - установите зрительный контакт с собеседником; - снижайте скорость речи; - между блоками слов вставляйте микропаузы; - варьируйте темп, высоту и громкость — это подчеркнет основные моменты; - добавляйте своему голосу приятный тембр, интонации; - избегайте озвученных пауз («А...», «Хм...»): тишина предпочтительнее ненужных слов-паразитов; - добавляйте доверительные или авторитарные интонации; - сократите дистанцию между собой и слушателями.
Формы и виды устных коммуникаций
Взаимодействие людей в процессе общения реализуется в основном в трех коммуникативных формах: монологической, где преобладают высказывания личности как субъекта — организатора процесса слушания у других субъектов, участников общения (например, публичная речь, лекция, доклад); диалогической, в которой субъекты взаимодействуют, поочередно обмениваясь информацией, и взаимно активны — по очереди говорят и слушают (беседа, консультация, переговоры); полилогической, организующей многостороннее общение, которое чаще всего носит характер своеобразной борьбы за овладение коммуникативным пространством и инициативой и связано со стремлением максимально эффективной их реализации (дискуссия, полемика, спор, диспут).
Деловые беседы
Самым распространенным методом формального и неформального взаимодействия является беседа. Она может быть как самостоятельной формой, так и включенной, например, в деловую встречу. Беседа представляет собой своеобразную психологическую пьесу, включающую монологи и диалоги, определенный набор ролей, разыгрываемых в рамках конкретного времени и ситуации. Деловая беседа является многофункциональной формой общения, она проводится для: - обмена необходимой информацией, взаимного общения; - поддержания деловых контактов с партнерами во внешней среде; - введения в инновационные мероприятия и процессы; - поиска, выдвижения и проектной разработки новых идей; - контроля и координирования уже начатых мероприятий, акций; выявления уровня мотивации и демотивации работников; диагностики возможностей работника при найме, оценке, продвижении; -анализа и разрешения конфликтных ситуаций и пр. Беседы различаются по форме, так и по содержанию. Существуют беседы равных по положению и статусу работником, например партнеров, коллег, и не равных, например руководитель — подчиненный. Цель конкретной беседы обычно связана с предметом (темой) разговора. Беседу целесообразно ни овить заранее, предусмотрев не только ее предмет, регламент проведения, важные документы и материалы, но и круг вопросов, которые необходимо обсудить, основные намерения и ожидания. Деловая беседа, как правило, состоит из пяти фаз: - начало беседы; - передача информации; 1) аргументирование; - опровержение доводов собеседника; - принятие решений. Начало беседы. Для незнакомых собеседников самой трудной частью беседы является установление контакта. Специалисты считают, что этот процесс можно сравнить с настройкой инструмен- тов перед концертом. Действительно, инициатору беседы нужно вы работать правильное и корректное отношение к собеседнику, гак как начало беседы — это «мост» между партнерами. Задачи первой фазы беседы: установление контакта с собеседником; создание приятной атмосферы; привлечение внимания к предмету собеседования; пробуждение интереса к беседе; перехват инициативы (в случае необходимости). Эффективные приемы начала беседы: снятие напряженности (комплименты, шутка, приятный тон голоса, теплые слова); «зацепки» (небольшое событие, сравнение, личные впечатления, нестандартный вопрос); стимулирование игры воображения (множество вопросов в начале беседы по целому ряду проблем); прямой подход (начать разговор по теме, без вступления). Поскольку начало деловой беседы в решающей степени определяет результативность общения, приведем несколько конкретных рекомендаций, описанных в литературе, для установления эффективного личного контакта с собеседником: проявляйте внимание и искренний интерес к собеседнику и к тому, что он говорит; старайтесь использовать ясные, энергичные, сжатые вступительные фразы и составляйте короткие предложения, не допуская затяжных фраз, которые длятся без паузы; обращайтесь к собеседнику по имени и отчеству или «Уважаемый коллега». Если требуют и позволяют обстоятельства, то можно обращаться по фамилии или, наоборот, перейти на обращение по имени; обеспечьте соответствующий внешний вид (одежда, манера держаться, прямой контакт глаз) в соответствии с условиями беседы; придерживайтесь оптимальной дистанции. Во время беседы лучшая позиция за столом — угловая, а дистанция до 1,2 м. Большое расстояние создает психологический барьер для общения и взаимодействия, маленькое — ухудшает восприятие по гигиеническим причинам (примерно у 30 — 50 % людей изо рта исходит неприятный, а иногда и зловонный запах, около 9 — 10 % людей источают интенсивный запах пота); продемонстрируйте уважение к собеседнику, внимание к его интересам и мнению, пусть он почувствует свою значимость, как человеческую, так и профессиональную; оцените положительно все хорошее в интерьере и техническом оснащении кабинета вашего собеседника, а также в его деловой репутации, корпоративной культуре организации, которой он управляет; не перегибайте палку в дипломатических тонкостях и не допускайте фальшивых нот. Как только вы почувствовали, что контакт установлен, переходите к сути вопроса или проблемы. Передача информации. Это важная составляющая часть беседы. Она логически продолжает начало беседы и одновременно является «трамплином» для перехода к фазе аргументации. Цель этой части беседы заключается в решении следующих задач: сбор специальной информации по проблемам, запросам и пожеланиям собеседника и его организации; анализ и проверка позиции собеседника, его целей, мотивов и намерений; передача запланированной информации; формирование основ для аргументации; по возможности предварительное определение конечных результатов беседы. Основная часть беседы предполагает диалог, в котором излагаются предпосылки к данному разговору. Партнеры поочередно исполняют роли слушателя и оппонента. Передача и получение информации, элементы дискуссии, постановка вопросов и ответы на них, позитивная критика, в случае необходимости, изучение реакций собеседника — все это позволяет вести беседу доброжелательно, конструктивно, без предубеждений и натиска, ибо как заметил персидский поэт Саади: «Никто не признается в своем невежестве, кроме того, кто, слушая другого, перебивает и сам начинает речь». Аргументирование и опровержение доводов соперника. В этих фазах формируется предварительное мнение по итогам собеседования, занимается определенная позиция. Если мнения совпадают, то собеседники быстро находят решение, если нет, то используются аргументы, положения и факты, позволяющие подтвердить высказывание или опровергнуть доводы собеседника. Участники обсуждения могут переходить от одного вопроса к другому и возвращаться к первоначальной теме. Принятие решений. В завершении беседы принимается совместное решение и вырабатывается развернутое резюме, понятное для се участников, с четко выделенными основными итогами. Главное — обеспечить благоприятную атмосферу и позаботиться о стимулировании собеседника к исполнению намеченного решения и действий. На завершающей стадии желательно решить следующие задачи: -достижение поставленных главных или каких-то альтернативных целей, если главных достичь не удалось; -закрепление в сознании собеседника результатов и общих решений, достигнутых в беседе; -создание у собеседника настроя на практическое выполнение (внедрение) достигнутых в беседе решений; -резервирование, в случае необходимости, возможности дальнейшего развития деловых контактов с собеседником на перспективу. Специалисты по коммуникации рекомендуют в ходе беседы придерживаться следующих «неписаных» правил, относящихся скорее к деловому этикету, среди них, например, такие: - если другой человек не услышал заданного вопроса, то вопрос следует повторить; - если говорят именно для вас, то следует смотреть на говорящего; - если беседуют более чем два человека, то необходимо позаботиться, чтобы каждый имел возможность говорить одинаковое время; - если участник беседы значительно старше по возрасту, то в общении с ним следует воздерживаться от употребления бранных выражений и непристойностей; - если нужно сказать что-то конфиденциально, то говорите тише. Официальное завершение обсуждения часто включает в себя выражение удовлетворенности итогами беседы. Молодые люди иногда задают вопрос: что нужно сделать, чтобы стать интересным собеседником? Ответ: сообщайте другим качественную и интересную информацию. Чем больше человек компетентен в области обсуждаемых предметов, тем больше шансов, что он станет интересным собеседником. Вот несколько советов для молодых людей, желающих создать информационную базу для разных разговоров: - читайте каждый день газеты, следите за событиями в мире, в России; - читайте как минимум один еженедельный журнал новостей или специальный журнал, художественную литературу, следите за новинками; - смотрите телевизионные документальные фильмы и специальные новости так же внимательно, как развлекательные и спортивные программы; - посещайте театры и концерты, смотрите кино; - посещайте музеи, выставки, исторические места, занимайтесь туризмом.
Подумайте и выполните задание
Вспомните случаи, когда вы звонили с улицы по мобильному телефону. Чем отличаются эти беседы от разговоров по обычному стационарному аппарату? Они длиннее? короче? На что они больше похожи — на деловые обсуждения проблем или на непринужденную беседу? Обоснуйте свое мнение. Какую разницу вы видите в этикете при телефонном разговоре и личной беседе?
Публичные речи
Публичные речи могут быть самостоятельным жанром деловой коммуникации, а могут быть включены в какие-то формы, например совещания, конференции, презентации, митинги, праздники. Любая речь должна обладать качествами хорошего собеседования, ориентирована на слушателей, направлена на достижение прагматичной цели. Как и в любой форме делового общения у речи должна быть продумана внутренняя структура, поэтому она должна содержать вступление, основную часть и заключение. Античный риторический канон выделял пять этапов подготовки и произнесения речи: инвенция, или «нахождение», «изобретение». На этом этапе собирают и систематизируют необходимый для будущей речи материал; диспозиция, или «расположение». Автор будущей речи обдумывает материал, структурирует его, связывает детали, готовит комментарии и иллюстрации к материалу; элокуция, или «словесное оформление мысли». В этой части осуществляется первая редакция ключевых слов, стилистическое оформление главной части, формулирование вступления и заключения, окончательная редакция текста; меморио, или «запоминание». На этом этапе необходимо мысленно освоить написанный текст, может быть, даже выучить его наизусть и попробовать освоить риторически, т.е. выделить места, где необходимы паузы, модуляции голоса, невербальная поддержка текста и другие проявления индивидуального ораторского стиля; произнесение. Эффективное публичное выступление с речью зависит от ее предназначения и вида. Различают речи: информационные, убеждающие, призывающие к действию, по специальному поводу (протокольная, траурная, торжественная, речь на юбилее и пр.). Как уже было отмечено, речь необходимо тщательно готовить. Тема должна быть не только интересной, важной и понятной для слушателей. Она должна отражать следующие факторы: - основные и групповые интересы аудитории; - злободневные интересы; - конкретные интересы отдельных слушателей; - новизну; - заложенные в теме полярные мнения. Кроме того, тема должна соответствовать познаниям и личным интересам оратора, должна быть уместна в конкретной ситуации и соответствовать аудитории. Важными элементами речи являются ее введение и заключение. Манера, в которой оратор представляет начало речи, очень сильно влияет на первое впечатление слушателей и интерес к оратору. Обычно у введения две цели: установить контакт со слушателями и привлечь внимание аудитории. Эффективные приемы, обычно используемые во введении: - поразительное заявление; - адресное обращение к аудитории; - описание ситуации; - цитирование известной личности; - постановка риторического вопроса; - использование уместного юмора. В заключении, поскольку оно остается в памяти, оратору следует снова коснуться центральной идеи. Хорошее заключение показывает слушателям, что тема полностью раскрыта. Вот несколько самых распространенных способов того, как оратор может завершить свою речь: - подытожить основные пункты; - предложить решение; - процитировать известную личность; - побудить слушателей достичь каких-то конкретных целей; - обрисовать будущее в случаях, когда ваше предложение будет принято или не принято. Способность грамотно организовать и представить публично свои мысли является важнейшим фактором, определяющим личный и профессиональный успех человека, его конкурентоспособность. Ситуация, когда оратор говорит, а другие слушают и адекватно реагируют или отвечают на комментарии, — это эффективная возможность увидеть себя со стороны и понять, как оценивают тебя другие. Сообщение будет воспринято благоприятно тем вероятнее, чем больший кредит доверия, авторитет у аудитории имеет оратор. В любом случае оратору следует постоянно контролировать ситуацию и уметь вовремя, в зависимости от реакции аудитории, перестраиваться, менять стратегию и действовать из лучших побуждений. Для успеха любой речи необходимо соответствовать следующим требованиям: - излагать мысли таким образом, чтобы слушатели отождествляли получаемую информацию со своими проблемами и размышлениями; - включать в основную часть речи центральную идею, основные мысли и подтверждающие материалы: цитаты, примеры, аналогии, статистику; - затрагивать личные мотивы слушателей, их интересы; - выражать мысли кратко, образно и эмоционально; - ориентировать аудиторию на конкретные прагматические действия; - пользоваться логически безупречной аргументацией, учитывая при этом эмоциональную культуру слушателей, их сенсорные каналы и убеждения; - последовательность основных мыслей оратора должна соответствовать следующим схемам: хронологическая, тематическая, пространственная, логическая. Специалисты предлагают несколько правил, нарушение которых может оттолкнуть аудиторию, утомить слушателей и способствовать потере контакта, а значит, привести к деструктивному (конфликтному) взаимодействию. Чтобы не допустить такой ситуации, оратору целесообразно соблюдать следующее: - не демонстрировать собственную значимость. Для этого вместо местоимения «я» лучше использовать так называемый «вы-под- ход», т.е. «вам будет интересно», «вы узнаете»; - не начинать речь с извинений (например: «Извините за то, что я занимаю ваше время»). Если нужно в чем-то извиниться, то лучше пусть это сделает тот, кто представляет выступающего; - не злоупотреблять фактами и цифрами, произносимыми к тому же в устной форме. Целесообразнее представлять необходимый фактический материал в визуальной форме; - избегать нелитературных слов, сложных профессиональных терминов, примитивных словечек. Следует использовать стандартные выражения для конкретной аудитории, на понятном ей языке; - не рассказывать неуместных, в том числе «грязных», шуток, анекдотов и историй. В то же время правильная шутка, своевременно рассказанная на профессиональном уровне, может быть не только хорошо воспринята, но и весьма полезна; -не делать язвительных замечаний по поводу особенностей участников взаимодействия, тем более их религиозной, расовой, возрастной, тендерной (половой) принадлежности. Если все же необходимо что-то критическое сказать, то лучше сохранять корректность.
Подумай и выполни задание
- Придумайте предложения со следующими выражениями: Ахиллесова пята, крокодиловы слезы, калиф на час, между Сциллой и Харибдой, Пиррова победа, Дамоклов меч, Двуликий Янус, Прокрустово ложе, слава Герострата, Вавилонское столпотворение, бочка Диогена, Аника- воин, Авгиевы конюшни.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 768; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |