КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Типы слушателей 4 страница
в) просите других помочь вам. - Рассматривая старый групповой снимок ваших близких, друзей: а) вы волнуетесь; б) вам становится смешно; в) вы пытаетесь узнать тех, кто снят. - Вам предложили сыграть в азартную игру, которую вы знаете, и вы: а) пытаетесь научиться в нее играть; б) отказываетесь от этой затеи через какое-то время; в) вообще не играете. - Вы кого-то ждете в парке и: а) внимательно наблюдаете за теми, кто рядом с вами; б) читаете газету; в) о чем-то думаете. - В звездную ночь вы: а) пытаетесь разглядеть созвездия; б) просто смотрите на небо; в) вообще не смотрите. - Читая книгу, вы: а) помечаете карандашом то место, до которого дошли; б) оставляете закладку; в) доверяете своей памяти. - О своих соседях вы помните: а) их имя и отчество; б) их внешность; в) не помните ни то ни другое.
Обработка результатов. Сопоставьте отмеченные вами пункты с ключом и суммируйте набранные баллы. Ключ
Сумма баллов означает: 100—150 баллов — бесспорно, вы чрезвычайно наблюдательны. Нм<!сте с тем вы способны анализировать самого себя, свои поступки; 75 — 99 баллов — у вас достаточно развита наблюдательность, но иен же вас иногда подводит предубежденность; 45 — 74 баллов — вас не слишком интересует то, что скрывается за внешностью, манерой поведения людей, хотя в общении у вас не возникает сколько-нибудь серьезных проблем; менее 45 баллов — вас абсолютно не интересуют сокровенные мыс- ми тех, кто рядом с вами. Вы слишком заняты, вам некогда анализировать даже собственные поступки, не то что чужие. Вы не обидитесь, осли вас будут считать эгоистом.
2. Составьте сводную таблицу своих положительных и негативных характеристик.
Контрольные вопросы и задания - Перечислите основные структурные компоненты речевой коммуникации. - Какие речевые приемы усиливают или ослабляют влиятельность сообщения? - Какие «вредные привычки», внешние и внутренние помехи допускаются во время слушания? - Какие виды слушания вы знаете? Что представляет собой «умение слушать»? - Какие существуют приемы эффективного слушания? - Какие виды «языка тела» относятся к невербальным средствам коммуникации? - Каково влияние невербальных средств на эффективность коммуникации? - Какие сигналы относятся к паралингвистическим и экстралингвистическим и в чем их роль в процессе взаимодействия? - Раскройте основные этапы проведения деловой беседы. - Какие требования следует соблюдать во время обсуждения деловой информации для поддержания контакта с собеседником? - Назовите основные психологические факторы, обеспечивающие успешность публичного выступления. - Что подразумевается под позитивным тоном делового письма? - Почему деловые письма следует писать с позиции «вы»? - Какими средствами обеспечиваются целостность, ясность, связность и краткость делового письма?
В речи слово — выражение мысли, потому слово должно соответствовать тому, что оно выражает. Л. Н. Том Глава III. КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ ' ОБЩЕНИЯ
Основные цели главы: 3) рассмотреть коммуникативную функцию общения, виды ком» муникативных барьеров; 4) показать значимость, виды и технологии установления об» ратной связи, постановки вопросов и формулирования ответов; 5) познакомить с техниками убеждающего воздействия на примере презентаций; 6) развить практические умения и навыки через выполнение заданий и самомаркетинг. Природа и цель коммуникаций Одной из ведущих функций общения является коммуникативная функция. Она проявляется во взаимном обмене информацией между партнерами, в передаче и приеме знаний, мнений, чувств, предложений по тому или иному вопросу. Коммуникация (от лат. communicatio — сообщение) — это процесс передачи осмысленной информации, ее эмоционального и интеллектуального содержания от отправителя к получателю, т.е. от человека, группы или организации другому человеку, группе или организации. Корни термина «коммуникация» сот и munis буквально означают «с людьми». Информация (от лат. informatia — разъяснение, изложение) — сведения, передаваемые людьми друг другу. Если рассматривать информацию лишь как сведения, которыми обмениваются люди, то общение на самом деле имеет, как уже было отмечено, более широкий характер, так как включает наряду с информационной стороной общения людей его интерактивную (взаимодействие) и перцептивную (взаимопонимание) стороны. Переменные коммуникативного процесса. Процесс коммуникации состоит из ряда этапов, которые взаимосвязаны между собой и взаимозависимы. Полный единичный цикл коммуникации, или простая схема ее структуры, состоит из трех элементов:
Отправитель → Процесс передачи информации → Получатель Управитель — субъект коммуникации. Его цель — оказать на получателя то или иное воздействие. Отправитель передает определенное сообщение. Получатель — реципиент (от лат. recipiens — принимающий) —тот (или те), кому адресовано сообщение. Процесс коммуникации предполагает не только наличие отпра вителя и получателя информации, но и сам процесс обмена информацией, чтобы мысли и идеи стали понятны другому, партнеру. Цель коммуникации — это рационально обоснованное намерение, которое, как показывает реальная практика взаимодействия, ♦ г'inн'лыю не смешивать с побудительным мотивом (этот мотив ннчис Iси скрытым намерением, зачастую проявляющимся лишь пи ипюрбальном уровне). (ообщение — это высказывания или тексты, т. е. уже осмыслен- м,hi п закодированная соответствующим образом информация. Нужной единицей речевого общения является высказывание, т.е. t формулированная и «упакованная» в слова или невербальные tin налы речевая конструкция. Поскольку высказывание — это, k;ik правило, завершенная единица смысла, постольку она дает но шожность слушающему партнеру ответить на него, и ответ может быть представлен в любом адекватном содержанию варианте: реплика, комментарий, вопрос, критическое высказывание, комплимент, резюме, дополнение и т.д., а в необходимых случаях — статья, научный доклад, полемическое выступление. Кодирование — это зашифровка послания (сообщения). Анализ коммуникационного процесса показывает, что отправитель, желающий передать собственные идеи или любую другую информацию, должен предварительно придать им форму, пригодную для передачи и восприятия получателем: превратить их, как уже было отмечено выше, в слова (вербализация), так как основной формой кодирования выступает язык, математические символы или рисунки (визуализация). Процесс кодирования в значительной степени субъективен, во многом зависит от личностных характеристик кодирующего, его семантической культуры, способности к вербализации, особенностям тезауруса. Коды — это символы или знаки, переводящие сообщение, идею на язык, понятный получателю. В случае речевого общения код — это сама речь. Сообщение может быть закодировано с помощью вербальных и (или) невербальных знаков, символов. Получателю для понимания информации необходимо декодировать (расшифровать) сообщение. Декодирование — процесс расшифровки, превращения сообщения в форму, имеющую смысл. Коммуникация успешна, когда получатель получил и понял отправленное сообщение. Не следует отождествлять отправку сообщения и его передачу. Передача осуществляется только в случае, когда получатель реально получил сообщение. Результаты декодирования также зависят от интеллекта, знаний, установок, навыков получателя. Схема коммуникационного процесса, включающая кодирование и декодирование, выглядит так: цель —> отправитель -> средства кодирования сообщение -> прием, декодирование -» —> получатель результат. Каждое высказывание выполняет в процессе коммуникации ту или иную функцию (привлечение внимания, установление контакта, передача информации и т.д.). Функции речевых (вербальных) высказываний: коммуникативная, или репрезентативная (репрезентация от фр. representant — представитель, представление, изображение, образ), является доминирующей; апеллятивная (от лат. appellatio — жалоба, призыв, обращение, т. е. воздействие) грамматически наиболее ярко выражена в повелительном наклонении; экспрессивная (экспрессия от фр. expressif — выражение и выразительность, обладающий экспрессией) характеризует чувства и эмоции. Р.О.Якобсон, иллюстрируя экспрессивную функцию, приводит рассказ актера Московского художественного театра, которому на прослушивании у К. С. Станиславского предложили так произнести слова «Сегодня вечером», меняя их экспрессивную окраску, чтобы получилось 40 разных сообщений. Актер повторил этот же опыт для лингвистов: он составил список приблизительно из 50 ситуаций, соотносящихся с этой фразой, и записал на магнитофонную пленку 50 соответствующих сообщений. Большинство из них было правильно и достаточно полно понято людьми, впоследствии слушавшими пленку. Так же широко интерпретируются сообщения и в невербальной коммуникации. Это может быть: изображение (дорожный знак, рисунок, схема, таблица или фотография); физический предмет (цветок или лампа в окне — сообщение о провале явочной квартиры); архитектурное сооружение как сообщение о его предназначении (церковь, банк, театр); подарок как знак признательности; подтекст или намек. В то же время не все знаки, с помощью которых люди сообщают о себе ту или иную информацию, являются продуктами культуры. Некоторые из них являются естественными проявлениями организма. К ним относятся, например, краска, заливающая лицо, делающая его бледным, выступившие на глазах слезы, дрожание рук, голоса, подергивание век, облизывание губ и т.п. Эти знаки называют признаками, или симптомами, они свидетельствуют о сильных чувствах или эмоциональных реакциях человека. Кроме loro, важно понимать, что лишь часть сведений передается от одного человека к другому сознательно, с целью сообщить что- ичдо партнеру по общению. С этой точки зрения знаки подразделяются на интенциональ- ные и неинтенциональные: интенционалъные — специально производимые для передачи информации; неинтенциональные — непреднамеренно выдающие ту или иную информацию. В качестве таких знаков могут выступать признаки шоций, которые человек хотел бы подчас скрыть. Вместе с тем важно научиться в процессе общения неинтенциональные сигналы своевременно фиксировать и грамотно расшифровывать. Канал. После того как информация закодирована, она может быть отправлена получателю по одному или нескольким передаточным каналам: почта, телефон, телеграф, письмо. Термином «канал» обозначают маршрут, используемый для передачи сообщения от отправителя к получателю, позволяющий информации «путешествовать» от одного разума к другому. «Коммуникационный канал» — это реальная или воображаемая линия связи (контакта), по которой сообщения движутся от отправителя к получателю. Каналом информации может быть и собственно голосовой аппарат создателя сообщения и те условия, в которых осуществляется посылка сигналов. Каналы, интерпретируемые таким образом, можно разделить на: естественные — каналы, возникающие в сфере непосредственного взаимодействия людей при участии разных органов чувств (зрения — визуальный, слуха — аудиальный, ощущений — кинестетический, обоняния — осмический, ольфакторный, вкуса — дегустационный, кожно-тактильного соприкосновения); искусственные — технические каналы (линии телефонной, телеграфной радиосвязи, транспортные артерии, Интернет и пр.). К основным каналам общения в организации относятся: письмо, телефон, факс, электронная почта, афиша, брошюра, реклама, видео и др. Выбор канала передачи во многом зависит от метода кодирования. Устная информация может быть передана по телефону, при встрече, с помощью видеозаписи, однако для этой цели не могут быть использованы почта, факс или посыльный. В коммуникационном процессе используются различные средства как для описания способа кодирования сообщений (например: слова, картинки, буквы, звуковые сигналы, жесты и пр.), так и для собственно технических средств кодирования (пишущая машинка, печатный станок, телефонный и телеграфный аппараты, персональный компьютер и т.д.). В современной практике сообщения могут быть представлены и многими другими нетрадиционными способами — образами, звуками, букетами цветов, подобранных в определенном цвете, и даже запахами. Обратная связь. Любая коммуникация предполагает обратную связь, свидетельствующую о восприятии сообщения и его понимании. Она присутствует, когда получатель демонстрирует реакцию на полученное сообщение. При обратной связи коммуникация становится двусторонним процессом, позволяющим обеим сторонам корректировать свои цели и свое поведение по отношению друг к другу. В теории коммуникации понятие «обратная связь» относится к ответу получателя на сообщение — кивок, подразумевающий понимание вопроса, быстрый ответ по электронной почте и т.д. От того, насколько адекватна реакция, развиты умения слушать и обеспечить обратную связь с отправителем, зависят правильность восприятия и понимания информации, эффективность коммуникации. Для обратной связи важен также процесс отражения и его функции. Процесс отражения может быть пассивным и активным. Пассивное отражение имеет место, когда получатель воспринял информацию, но не дал об этом знать коммуникатору. Общение считается полноценным лишь в случае активного отражения сообщения, когда получатель информирует каким-либо образом, что он получил сообщение и понял его таким-то образом, а также сообщил о чувствах, которые оно вызвало. Восприятие человека, способность правильно разобраться в содержании коммуникативного акта в основном зависят от умственных способностей или интеллекта партнера. Разумеется, отправитель и получатель вносят свои, отличные от других, установки, опыт и коммуникативные навыки в поддержание процесса коммуникации. В литературе рассматриваются тр и типа коммуникативных позиций, которые важны для общения: открытая — для этой позиции характерно, что участник контакта демонстрирует свою готовность к общению или прямо стимулирует активную обратную связь партнера; закрытая — в этой позиции демонстрируется отсутствие заинтересованности в обратной связи, иногда это может быть связано с тем, что партнеры не умеют показать такую заинтересованность; отстраненная — такая позиция характерна для констатирующего типа информации. В основном отстраненная позиция присутствует в формальных, официальных отношениях. При этом сотрудники выполняют свои обязанности, мало интересуясь тем, как их поведение будет воспринято другими. Межличностная обратная связь разделяется на намеренную, т. е. сознательно подаваемую обратную связь, и ненамеренную, или непроизвольную. Непроизвольную обратную связь партнер получает, самостоятельно наблюдая те или иные аспекты поведения собеседника, не адресуемые ему специально и обычно не контро- нируемые. В последние годы внимание к ненамеренным формам обратной связи, т.е. к невербальным средствам коммуникации, усилилось. Это связано с их невольной искренностью и коммуникативной адекватностью. Обратная связь может быть оценочной и безоценочной. Оценочная обратная связь — это сообщение своего мнения, ючки зрения, позиции, своего отношения к тому, о чем идет речь. Оценки могут быть положительными или отрицательными. Позитивная обратная связь выполняет важную для общения функцию поддержки позиций партнера и сложившихся отношений. Негативная оценочная обратная связь выполняет, как правило, корректирующую функцию, направленную на устранение нежелательных акций поведения и на изменение позиций, точек зрения, отношений. Существует множество факторов, снижающих чистоту передачи информации и искажающих само послание. Такие факторы специалисты называют коммуникативными помехами, или шумом. К ним обычно относят технические характеристики телефонных и радио систем, степень владения иностранным языком и навыками письменной речи. Применительно к речевым каналам распространения информации искажения могут быть обусловлены следующими причинами: собственно лингвистическими (связанными с некорректной формулировкой фразы или чрезмерной усложненностью сообщения); акустико-произносительными (дефекты речи и слуха, нечеткая дикция, невыразительность, слишком высокий или слишком низкий тембр речи, неадекватный темп); а также экстралингвистическими причинами — перегрузкой сообщения незнакомыми сигналами (негативными околоречевыми фонетическими характеристиками — назализациями). Особенно бросается в глаза и сообщает важную дополнительную информацию неконгруэнтность, т.е. несовпадение смыслового содержания слов с невербальными сигналами. Далее следует отметить, что любой коммуникативный акт осуществляется в рамках определенных пространственно-временных координат. Поэтому к числу базовых терминов относятся также такие, как коммуникативное пространство — система многообразных коммуникативных связей, возникающих в процессе взаимодействия (люди, группы людей, социальные институты), и коммуникативное время — длительность и последовательность самих коммуникативных актов. Эффективность коммуникации. Она связана с изменениями н поведении получателя, которые происходят в результате приема того или иного обучающего, развивающего или информационного сообщения. Большинство специалистов, занимающихся этой проблемой, сходятся на том, что результаты коммуникативного процесса могут проявляться в следующих ракурсах: изменения в знаниях — например, участник общения теперь знает, что представляет собой «коммуникативная компетентность» или «вербальный имидж»; изменение установок, т.е. изменение относительно устойчивых представлений людей, — например, собеседник понял, что его вербальный имидж влияет на его личностный статус, а следовательно, и на авторитет власти; изменения в умениях, проявляющиеся в конкретных действиях и поступках, — например, собеседник стал демонстрировать умение слушать других, овладел приемами влияния на партнера; развитие чувства уверенности в себе на основе самомаркетинга и психологическая готовность к самопрезентации в коммуникативной деятельности. Однако частичное изменение взглядов и поведения получателя как результат воздействия на него сообщения возможно лишь в том случае, если его взгляды и установки неустойчивы, если существуют пробелы в знаниях в соответствующих областях. Чем менее человек осведомлен в какой-либо области, тем более он подвержен в ней внешнему информационному влиянию. Из практики известно, что многие люди, общаясь, отбирают лишь ту информацию, которая соответствует их взглядам, установкам и привычкам, и отбраковывают ту, которая им не соответствует, а также сопротивляются восприятию новых норм и ценностей. Эффективность коммуникации может быть обусловлена и такими факторами, как: - природа источника информации; - особенности формы общения и содержания самих сообщений и их ситуативная уместность (например, на беседе — диалог, а не монолог; на митинге — речь, а не доклад; на презентации — демонстрация и реклама услуг, а не лекция, рассказывающая о них; на «круглом столе» — переговоры, а не дебаты и т:д.); - обстановка, в которой люди получают информацию, т.е. адекватная информации пространственная среда.
Подумай и выполни задание Вспомните два недавних случая, когда вы участвовали в обсуждении проблем: одно удачное обсуждение и одно неудачное. Попытайтесь вспомнить точно, что было сказано, сделайте анализ, извлеките уроки.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1137; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |